Главные вкладки

    Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"
    учебно-методический материал по зож (3 класс) на тему

    Лысова Вера Фёдоровна

    Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №35»

    Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности.

    Выступление на заседании методического объединения

    учителей начальных классов

    Подготовила: Лысова В.Ф.

            учитель начальных классов    

                                 Декабрь                     2013

    Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.

    А. Шопенгауэр

    Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения.

    Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.

    Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

    Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

    Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

    Первый уровень  результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимым для него носителем положительного социального знания.

    Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

    Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование  гражданина и гражданского общества.

    Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, эстетическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

    При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Учитель должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижения ребенком первого уровня результатов. Во 2 и 3 классах набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия. Такой выход должен быть обязательно оформлен как выход в дружескую среду.

         Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

        Происходящие в настоящее время изменения в обществе требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным  развитием личности, творческой инициативности, умения самостоятельно работать с различными видами информации, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем  профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

         Цели организации внеучебной деятельности учащихся:

    • способствовать личностному становлению учащегося;

    • способствовать формированию коллективно-распределённой деятельности в разновозрастных группах;

    • способствовать развитию творческих способностей учащихся;

    • предоставить возможность реализации учащихся в различных видах деятельности (научно-познавательной, исследовательской, проектной);

         Внеурочная деятельность ставит целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, носит добровольный характер, не ограничена временем, способствует развитию познавательных способностей и наклонностей учеников, учитель при этом свободен в выборе содержания внеклассной работы. Во внеурочную деятельность школьники вовлекаются на основе свободного выбора вида занятий. Добровольное начало – один из основных принципов внеурочной деятельности и в значительной степени определяет ее содержание и методы. Внеурочная деятельность базируется на тесной связи обучения, воспитания и образования. Благодаря внеурочной деятельности учащиеся приобретают умения работать с конструктором, готовить мини-спектакли, праздники, а также выступать перед детской и взрослой аудиторией.

              Вот уже третий год я веду кружок «Здоровый образ жизни».

        Я считаю, что данная проблема  актуальна и важна  потому, что  состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.  

           Федеральный государственный  стандарт второго поколения начального общего образования требует осуществлять укрепление физического и духовного здоровья обучающихся

         Главная цель кружка-формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

    Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье.

    Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни.  Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.

    Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение  как каждого человека, так и общества в целом.

    В своей работе наиболее часто использую такие методы, как наблюдение, практическая деятельность, парная и групповая работа, сюжетно-ролевые и дидактические игры, дискуссии, решение ситуационных задач.

    Что в себя включает «практическая деятельность» (т.е. деятельность «через руки ребенка»)?

    Работа в тетради (рисование, наклеивание, работа с раздаточным материалом).

    Работа с природным материалом.

    Практическое занятие по переходу улиц и дорог.

    При организации работы в группах, в парах полюбились детям «рассуждаловки», «объяснялки», «обсуждалки».

    Для работ в парах использую такие задания:

    -расскажи товарищу, как ты выполняешь советы Доктора Айболита;

    -придумай загадку о цветке, ягоде и т.д.;

    -игры в парах: один читает вопросы, другой – отвечает.

    При изучении темы «Питание и здоровье» я ставила такие цели: формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.

    Занятия проходили в различных формах. Наиболее результативными были тематические занятия «Всякая ли пища полезна?», «В овощах силы велики», «Хлеб — всему голова».

    При изучении таких тем, как «Где скрываются жиры?», «Сахар — вкусно и полезно?» проводились исследования.

    Очень понравилась детям  экскурсия на хлебозавод. Здесь они имели возможность наблюдать не только за процессом изготовления продукции, но и за трудом людей разных профессий.

    Уроки по темам «Незнакомая еда со всего света», «Удивительное и невероятное о питании животных» проходили в форме устного журнала.

    В конце изучения темы проводила занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-тестирования.

    Для того, чтоб детям было интересно, на занятиях появлялись разные персонажи (Поварёнкин, Сковородкин, Доктор Витаминкин, Айболит и др.). Эти персонажи задавали вопросы, давали советы, задания, присылали письма, оценивали знания детей.

    Изучая тему «Природа и здоровье», ученики знакомились с различным поведением сказочных персонажей, разбирали и анализировали жизненные ситуации, на примере которых учились отличать поведение, полезное для здоровья.

    В результате, у детей воспитывалась ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатывались поведенческие навыки здорового образа жизни, причём не только накапливались сведения о здоровье, но и формировались умения применять свои знания в жизни:

    • предупреждать простудные заболевания,
    • правильно вести себя в природе,
    • знать лекарственные и ядовитые растения,
    • организовывать  свой распорядок дня,
    • одеваться в соответствии с погодой.

    Дети подводились к мысли, что самое важное в жизни – здоровье,  что именно они ответственны за состояние своего  организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Поэтому и девизом выбрали слова «Никто не позаботится о твоём здоровье лучше, чем ты сам».

    При организации занятий планировалась работа так, чтобы деятельность детей способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы были направлены на развитие мышления,  (сравнение, исследование, наблюдение, анализ, обобщение), речи (ответ на вопрос, рассказ, сочинение сказок, загадок), воображения, фантазии, внимания и памяти.

    С основными правилами укрепления  здоровья — постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность — ученики знакомятся уже на первых занятиях. Но уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу на занятиях «Если хочешь быть здоров — закаляйся»,, «Опасные «подарки» солнца», «Твои успехи в укреплении здоровья».

    Неоднократно, в течение года, на занятиях «Движение — это жизнь», «Здоровье твоих рук», «Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.    Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, психического, нравственного совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению — таковы цели темы «Полезные и вредные привычки».

    В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:

    образ жизни – 50%

    окружающая среда- 20%

    наследственность- 20%

    развитие системы здравоохранения- 10%.

    Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.

    Поэтому, посещая кружок «Здоровый образ жизни», мои ученики осознали следующие задачи:

    необходимость быть здоровым;

    здоровье — категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;

    каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;

    каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его на 50%, избрав рациональный образ жизни.

    Правильная организация оздоровительной работы, а именно:

    строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);

    правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности и рациональное использование наглядных средств;

    обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление);

    использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;

    совместные усилия учителя, родителей, медиков и самих учащихся — всё это позволило изменить негативную динамику на позитивную.

    Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.

    Глобальность проблемы здорового образа жизни заставляет уделять внимание целому спектру взаимосвязанных направлений деятельности  учителя, итогом которой должно стать создание в школьной среде умонастроений, направленных на охрану здоровья, когда каждый школьник примет на себя ответственность за собственное здоровье как высшую ценность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

    Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

    Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

    Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

    Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

    Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

    Проектная работа «Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»

    Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной пробл...

    Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

    Из опыта работы "Формирование навыков  здорового образа жизни  у младших школьников"...

    Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников

    Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников...