«Здоровьесберегающие технологии. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников»
учебно-методический материал по зож (4 класс)

Матвеева Светлана Анатольевна

В данном материале представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 33.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Здоровье никогда не может

потерять своей цены в глазах человека,

потому что и в довольстве

и в роскоши плохо жить без здоровья.

Чернышевский Н. Г.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления   целостного здоровья человека в свою деятельность я внедряю здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Технологии здоровьесбережения позволяют решить не только основную задачу, стоящую перед ними, но также могут быть использованы как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

С этих позиций в настоящей работе и представлен опыт использования современных психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Основными направлениями деятельности является:

1. Создание положительного эмоционального настроя. Внутреннее напряжение любого человека, выходящее наружу в виде отрицательных эмоций, передается людям, которые находятся рядом. Особенно опасны такие эмоции в отношениях учителя и ученика, что ведет к развитию у детей неврозов, отрицательного отношения к учебе, нежеланию самостоятельно приобретать знания, притупляет память, внимание, нарушает общее самочувствие ребенка. Зарождение приятного настроения – самое первое в предупреждении болезней. Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, обстановку доброжелательности, на первом уроке провожу «Минуту вхождения в день». На фоне музыки говорю: «Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. На душе тепло и спокойно. Мы все здоровы и бодры. Глубоко вдохните и выдохните. Забудьте вчерашние обиду и беспокойство. Выдохните из себя свежесть весеннего дня и тепло солнечных лучей, которое наполнило ваше сердце добротой, любовью и здоровьем. Желаю вам хорошего настроения! Мы начинаем новый день».

 И начинаем мы урок с обыкновенной улыбки. Вошедший в класс с улыбкой учитель располагает к себе детей, вызывает ответные положительные эмоции. Особенно это важно в начальных классах, ведь маленькие дети намного чувствительнее, их психика неустойчива, они более ранимы. Проведение пятиминуток «хорошего настроения» в сочетании с интересными физическими упражнениями, зарядкой смогут настроить детей  на позитив. Таким образом, идёт подготовка детей эмоционально и физически. Содержание занятий наполняю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Урок проходит в хорошем настроении, дети много улыбаются, смеются, а смех – это вечный целитель.  Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Считаю, что мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

       2. На уроках в начальной школе я широко использую веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший. Их цель – предупреждения утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.  

Физкультминутки применяются на разных этапах урока для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.

Также я использую специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения, для осанки, для релаксации.

Специалисты утверждают, что объем знаний, которым нужно овладеть ученику не механически, а осмысленно, неукоснительно растет. Это часто ведет к тому, что учитель экономит время на уроке для обучения именно за счет физкультминуток, не понимая, что наносит вред здоровью обучающихся. Неотъемлемой частью уроков являются физкультминутки, в ходе которых обучающиеся выполняют различные упражнения для снятия утомления, и повышения умственной работоспособности. Физкультминутки должны быть несложными, легко запоминающимися, интересными. Они направлены на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки. Этот вид физических упражнений особенно важен в 1-2 классах, так как процесс привыкания к условиям учебы у этих детей является очень напряженным. Но не менее важны они и в последующих классах, когда увеличивается умственная нагрузка.  При составлении комплекса физических упражнений учитываю, с какого именно урока начинается учебный день. Если первый урок – письмо или русский язык, то включаю упражнения для развития мышц кисти. Если первый урок – литературное чтение, то в комплекс, включаю специальные упражнения, укрепляющие аккомодационный аппарат глаз.

 3. Пальчиковая гимнастика. Провожу пальчиковую гимнастику для расслабления мышц пальцев рук. Использую динамические паузы. В классе организую игровую стену «Ладошки». Учащиеся наклоняются и прикладывают ладошки к ладошкам, нарисованным на стене у пола. Затем начинают «шагать» по ладошкам и доходят до самых верхних, встав на цыпочки и вытянув руки вверх. Упражнения у стены полезны для осанки, позволяют снимать напряжение в мышцах кистей рук.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Работы В.М.Бехтерева доказали, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, массируя которые можно привести в гармоничные отношения тело и разум, воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. На уроках используется массаж пальцев перед письмом, упражнение «Скалка» – покатать ручку между ладонями, покатать ручку между большим и указательным пальцем, упражнение «Игра на клавишах» – по очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту, упражнение «Мороз» – потирание ладошек и т.д.

Для гармонизации нервной системы, профилактики заболеваний органов дыхания и развития речевого аппарата использую дыхательную гимнастику. “Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

“Ленивая кошечка”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

     4. Упражнения для укрепления и тренировки зрения. Плохое зрение в наше время более распространено, чем раньше. Причины различны, но специалисты выделяют длительное сидение за компьютером, увлечение просмотром телепередач. Исследования доктора Бейтса из Нью-Йорка, которые продолжались более тридцати лет, позволяют говорить, что дефекты зрения большей частью происходят не из-за необратимых изменений формы глаза, а лишь из-за функциональных расстройств. Определить отклонения в зрительных функциях может педагог, если замечает, что ученик при письме или чтении низко наклоняет голову над книгой (тетрадью), наклоняет голову в какую-нибудь сторону, периодически смотрит одним глазом, часто трет глаза, быстро устает при чтении, плохо видит написанное на доске. У современного ребёнка нагрузка на глаза огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока и использовать гимнастику для глаз. Можно использовать гимнастику и упражнения для глаз: 1. Крепко закрыть глаза на 3-5 с, затем открыть на 3-5 с (8 раз).

2. Быстро поморгать глазами (10-15 с).

3. Посмотреть вправо, влево, наверх, вниз (8 раз).

4. Круговые движения глазами по 6-8 раз в каждую сторону.

5. Движения глазами по восьмерке.

          6. Закрыть глаза и массировать веки в течение минуты легкими круговыми движениями.

Упражнения укрепляют мышцы глаз, улучшают кровообращение, являются профилактикой близорукости. Их рекомендуют детям делать дома во время выполнения письменных и устных домашних заданий, нужно знакомить с данными упражнениями родителей. Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста осуществляется в системе оздоровительных мероприятий на всех проводимых уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях по специальной тематике, проведении игр, бесед, викторин, специальных здоровьесберегающих упражнениях.

           Нужно проводить практические занятия по темам: «Вместе весело играть», «Учимся выполнять утреннюю гимнастику», классные часы о здоровом образе жизни, о режиме дня, о правила закаливания, о вредных привычках: «Что такое режим дня», «Где можно и где нельзя играть», «Здоровый сон», «Чистые руки», «Мои помощники – глаза», «Правильное питание», викторины: «Правила поведения на дороге жизни», «Народная мудрость», «Прогулки зимой»,  спортивные мероприятия,  динамические прогулки (для первоклассников) и игры на свежем воздухе в любое время года; физкультурные минутки на уроках; организация спортивных перемен; з экскурсии,   Дни здоровья.

В нахождении способов решения читающими детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Не случайно технология сказкотерапии стала ведущей в детской аудитории. Сказка – любимый детьми жанр. Сказка несет в себе важное психологическое содержание, как говорят сами дети, “любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения.

 Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

 Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого. Этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.

Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего. Становится неким духовным оберегом детства.

На своих уроках включаю элементы музыкотерапии. Прослушивание музыки благоприятно воздействует на организм: человек меньше устаёт и выполняет больший объём нагрузки.

            Формирование здорового образа жизни осуществляется и на уроках математики, русского языка.                                                                                                              

            На уроках русского языка предлагаются следующие задания: правильно списать с доски - вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «с добрым утром», «спокойной ночи»;

- поговорки: «Здоровье всего дороже»; «Без труда нет добра!»; «Терпенье дает уменье»; «Терпенье и труд все перетрут».

- пословицы: «Чистота – залог здоровья»; «Здоровье разум дарит»; «Кто долго жует, тот долго живет»; «С курами ложись, с петухами вставай».

На уроках математики проводят математический разбор пословицы. Задача: «Вставай в 5, завтракай в 9, обедай в 5, ложись в 9 – проживешь 99».

Важно напомнить детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, то есть ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7 утра. После пробуждения не залеживаться в постели. Еще раз вспомнить пословицу: «С курами ложись, с петухами вставай». Такая вставка в урок напоминает о правильном режиме дня и ритме питания.                                                        

          В начальных классах провожу беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, анкетирование среди родителей о выполнении режима дня, правильном питании, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия.

Я считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала. Поэтому учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке, избегаю однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.

Стараюсь применять как можно больше игровую технологию. Использую в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. Приёмы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.

           Кроме игровых оздоровительных пауз, используемых на каждом уроке в начальном классе, систематически провожу игровые уроки. Ведь игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.

          Какие же ещё шаги предпринимаются для создания благоприятных условий сохранения и укрепления здоровья учащихся?

           В начале учебного года проводится маркировка мебели. Пользуясь таблицей, определяется какой номер мебели необходимо для учеников класса.

          Для того, чтобы дети не перегружались, в начале учебного года, при составлении расписания уроков, учитывается то, что каждому предмету присваивается определенное количество баллов по сложности. Затем считается количество баллов за день. При составлении расписания нужно помнить о том, что в течение недели должно быть 1 или 2 повышения в баллах (желательно 1 или в среду, или в четверг), понедельник и пятница самые разгруженные.                                                                                                          

           Очень важно создание для детей благоприятного психологического климата в коллективе. Для этого учителя используют различные формы проведения уроков: урок-праздник «Клуб знатоков русского языка», урок-КВН «Детская литература и Русский язык», урок-игра «Звездный час», урок-сказка «Сказка о потерянной букве», урок-путешествие «Страна Грамматики».

           В классах есть дети с нарушением зрения, поэтому учителя используют разные приемы, способствующие снижению напряжения, например, «Путешествуем со звездочкой», схема – тренажер Базарного и т. п.                                                                                                                                        

           На каждом уроке, особенно в начальной школе, проводятся физкультминутки в стихах или игровой форме. Есть очень простая игра «Суша, море». Если учитель называет слово «Суша» – то дети делают шаг вперед. Если «море» – то назад. Правила игры можно переделать в зависимости от изучаемой темы урока. Например,  по русскому языку «Части речи». Если учитель называет существительное – шаг вперед, прилагательное – шаг назад. На уроке окружающего мира при изучении темы «Дикие и домашние животные». Дикие – шаг вперед, домашние – шаг назад и т. д.

           Чтобы сохранить зрение детей, правильную осанку их часто пересаживают (не реже 1 раза в месяц).

           Немаловажную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. Особое место отводится проведению Семейных праздников. Во все мероприятия и праздники включаются подвижные игры, задания на ловкость, силовые упражнения, в которых с интересом принимают участие не только дети, но и родители. При проведении внеклассных мероприятий находится простое, посильное дело каждому: учителю, ученику и родителю. Дети чувствуют поддержку родителей и становятся более уверенные в выполнении какого - либо дел.                                              

         Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.                                                                                    

        Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях интерната

Формирование у детей привычки здорового образа жизни  актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровь...

Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.

Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно вл...

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Из опыта работы "Формирование навыков  здорового образа жизни  у младших школьников"...

Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников

Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников...