Главные вкладки

    Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"
    статья по теме

    Гукепшева Ирина Александровна

    Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad._zdorovyy_obraz_zhizni.docx20.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Гукепшева Ирина Александровна, учитель начальных классов

     МБОУ-ООШ №25, г.Армавир

    Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников.

                                      Забота о здоровье—это важнейший     труд воспитателя.

    В.А. Сухомлинский

    Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье, взрослого человека.                                                                                      

    Изучение состояния здоровья  различных контингентов детей, не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и  функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной,  нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.

    Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического  и социального. Перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.

    Учитель-универсал. О ком эти слова? Я думаю, что   этот эпитет  по праву  относится к учителю начальных классов. Но это не высокие слова, в этом основа, или, точнее сказать, сущность профессии учителя начальных классов. Ведь кто как не он является ваятелем детских помыслов, мировоззрений - ребенок так восприимчив в этом возрасте. Кто как не учитель начальных классов воздействует на умы младших школьников, закладывая основу познания окружающего мира и самого себя.  Индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

    Поэтому я стремлюсь строить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Здоровый стиль жизни школьника включает в себя следующие основные компоненты:

     - режим учебы без перегрузок,

     - организацию свободного времени с преобладанием движений,

     - личную гигиену, привычное питание,

     - отсутствие травматизма,

     - здоровые привычки, физическую активность.

    ЗОЖ школьника является фактором не только здоровьесохраняющего  поведения младшего школьника, но и здоровьесозидающего.

         Как же здравствовать, то есть  быть здоровым? Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать? Именно на эти вопросы мы с ребятами ищем ответы, изучая курс «Здоровый образ жизни».

    Главная цель программы — формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.

    Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает и занятия курса «Здоровый образ жизни», уроки  «Мир вокруг нас», физкультуры,  а также внеклассную работу.

    Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни.  Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.

    Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение,  как каждого человека, так и общества в целом. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.                                                         Неразрывна связь здоровья и всестороннего развития учащихся с богатством и разнообразием природы. Эту идею реализую  при изучении курса «Экология для младших школьников». Основные цели данного курса — сформировать элементарные представления о сущности экологических проблем; воспитать навыки и привычки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями и экологическими ситуациями. В своей работе я наибольшее предпочтение отдаю активным методам обучения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм, обучению группами.

    Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

    Именно поэтому, в процессе обучения и воспитания занимаюсь формированием элементарных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, стараюсь отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, научить учеников оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям.

    В течение года, на занятиях «Движение — это жизнь», «Здоровье твоих рук», «Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.

           Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми: дома,  в школе, на работе, на улице,  в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье. Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», основной своей задачей считаю оказание существенного влияния на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся.  Главная задача - расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях.

     Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.

         Что же происходит, если человек мало двигается? При дефиците движений

    здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

    Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.

          Работая над формированием у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

    Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

    Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

    Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

    Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

    Из опыта работы "Формирование навыков  здорового образа жизни  у младших школьников"...

    Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников

    Развитие навыков здорового образа жизни у младших школьников...

    РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

    Одна из самых актуальных тем  во все времена – это здоровье человека, особенно здоровье подрастающего поколения. Серьёзную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья  школь...

    Развитие навыков здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочного курса по физической культуре.

    Статья раскрывает  развитие навыков ЗОЖ обучающихся младшего школьного возраста в рамках внеурочной деятельности по физической культуре....