Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"
материал по зож (2 класс)

Пикова Марина Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_zdorovogo_obraza_zhizni_2kl.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

 начального общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Школа здорового образа жизни»

по направлению «Спортивно - оздоровительное»

         Класс: 2 «а»  

         Составитель: М.Н.Пикова,

         высшая квалификационная категория

МБОУ «СШ№10»

2017-2018 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

        Цель программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Актуальность и практическая значимость данной программы в  воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

 Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.  Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных  семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

  • умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
  • проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
  • честен, самокритичен (нравственное здоровье);
  • коммуникабелен (социальное здоровье);
  • уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

  • чтение стихов, сказок, рассказов;
  • постановка драматических сценок, спектаклей;
  • прослушивание песен и стихов;
  • разучивание и исполнение песен;
  • организация подвижных игр;
  • выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
  • осуществление точечного профилактического массажа.

Основные задачи программы:

Обучающие:

  • обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;
  • расширить представление учащихся о дорожной среде;
  • систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;
  • научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.

Развивающие:

  • развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
  • развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
  • развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).

Воспитательные:

  • способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
  • усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;
  • воспитывать эстетический вкус и аккуратность;
  • установление положительной психологической атмосферы в классе.

Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы.

Основная  форма  работы – групповая.

Формы занятий: лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование, индивидуальные и групповые консультации, игровое моделирование, видеоуроки и домашние задания. Предполагается широкое использование технических средств (компьютеры, магнитофоны, видеотехника и др.), наглядных пособий (таблицы, схемы, фотографии, видео и звукозаписи и пр).

Учебная нагрузка - 1час в неделю: в 1 классе -– 33 часа в год, во 2-4 классах-34 часа.

           Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

            Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Основы здорового образа жизни»;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
  • понимание своей сопричастности к жизни страны;
  • понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающиеся научатся:

- различать полезные и вредные привычки;

- ухаживать за больным человеком;

- выполнять правила поведения в общественных местах, правила здорового образа жизни;

- различать и называть основные части тела человека;

- называть органы чувств и рассказывать об их значении;

- приводить примеры здоровой пищи;

- рассказывать о значимости и осмысленности человеческой жизни;

- приводить примеры взаимосвязи жизни природы и человека.

 - выражать приветствие, благодарность, просьбу;

  - выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться      предметами личной гигиены;

 - рассказывать о профессиях родителей и работников школы;

 - проявлять уважительное отношение к окружающим людям;

 -  выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;

        -  приводить примеры видов труда людей;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры эмоций человека;
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
  • рассказывать о пользе витаминов;
  • рассказывать о необходимости занятия спортом ;
  • различать вредные и полезные привычки;
  •  различать виды эмоционального состояния человека;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
  • Учащиеся могут научиться:
  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий рабочей тетради;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать эмоции, правила этикета, правила здорового образа жизни;
  • устанавливать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья.

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий;
  • оценивать действия одноклассников.

Обучающиеся могут научиться:

  • осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
  • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

К концу 2 класса обучающиеся должны знать/уметь:

- вопросы отношения к окружающему миру;

- правила личной гигиены;

- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое);

- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе;

- статьи из Декларации прав ребенка, Конвенции о правах человека;

- что такое  забота;

- что такое  ответственность;

- что такое  этикет;

- что такое  семейные обязанности;

- что такое  вредные привычки;

- о  соблюдении режима дня;

- о профилактике нарушения зрения;

- правила закаливания.

К концу 2 класса обучающиеся могут уметь:

- характеризовать  взаимосвязь элементов  живой природы;

- характеризовать  правила поведения в обществе;

- характеризовать  способы  противостояния принуждению;

-  слушать собеседника;

- овладевать  вербальными и невербальными формами поведения;

- выявлять  зависимость уверенности и неуверенности от других людей;

- отстаивать свои права;

- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав;

- уверенно вести себя в определенных ситуациях;

-  пользоваться средствами личной гигиены;

- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.;

- характеризовать состояние окружающей среды обитания;

- проводить закаливание организма.

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Программа состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бакунина М.И. Основы здорового образа жизни:учебное пособие для 1-4 классов.М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г.
  2. Безруких М.М.Формула правильного питания:Блокнот для школьников. М:ОЛМА Медиа групп, 2013 г.
  3. Маркин Н.И. Безопасностьна дорогах: Учебник-тетрадь для 2 кл.нач.шк.М,: ЭНАС-КЛАСС, 2013 г
  4. Муркова М.В. Основы безопасности жизнедеятельности:учебное пособие для 2 класса. М.:ООО «Русское слово-учебник», 2017г
  5. Региональная  программа «Основы здорового образа жизни (ОЗОЖ)» / Павлова М.А. 2011 г.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Школа здорового образа жизни»

во 2 «а» классе

Раздел программы,

кол-во часов

Дата проведения

Форма деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

По плану

По факту

Тема

Я   и окружающий мир

(9ч.)

6.09

6.09

Что значит здоровый образ жизни? Если хочешь быть здоров.

Знакомство с предметом, дать понятие «здоровый образ жизни»

1

13.09

13.09

Зачем я на этой земле.

Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о значимости и осмысленности человеческой жизни

1

20.09

20.09

Я часть природы

Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира

1

27.09

27.09

Красота окружающего мира.

Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира.

1

4.10

4.10

Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту.

Актуализация знаний детей по данной теме, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира.

1

11.10

11.10

Развитие познавательной сферы.

Развитие произвольного и непроизвольного внимания, развитие памяти, мыслительной деятельности младших школьников, развитие процессов воображения.

1

18.10

18.10

Развитие эмоциональной сферы.

Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций.

1

25.10

25.10

Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции.

Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций.

1

1.11

1.11

Развитие навыков общения.

Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения, их реализация в практических ситуациях.

1

Правила этикета

(11ч.)

15.11

II четверть.

15.11

II четверть.

Знакомство с письменным общением.

Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения, их реализация в практических ситуациях.

1

22.11

22.11

Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения, их реализация в практических ситуациях.

1

29.11

29.11

Культура поведения. Этика. Этикет.

Навыки правильного поведения дома и в общественных местах.

1

6.12

6.12

Культура поведения. Этика. Этикет.

Навыки правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста.

1

13.12

13.12

Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье.

Формирование у младших школьников системы основных человеческих ценностей, развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к красоте.

1

20.12

20.12

Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы.

Показать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья, закрепление и систематизация знаний, создание установки на здоровый образ жизни.

1

27.12

27.12

Аккуратность и опрятность.

Воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста.

1

17.01

III четверть.

17.01

Чистота в доме и в школе.

Понимание значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного.

1

24.01

24.01

Чистота в доме и в школе

Научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного.

1

31.01

31.01

Как делают уборку дома и в школе.

Показать школьникам значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного.

1

7.02

7.02

«Мужские» и «женские» обязанности.

Познакомить учащихся с понятиями обязанности в семье, дать представление о распределении обязанностей между членами семьи.

1

Я и мое здоровье

(14ч.)

14.02

14.02

Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете. Знакомство с её жителями, устройством и функционированием.

Знакомить учащихся со строением организма человека, дать представление о функциях каждого органа, формировать навыки здорового образа жизни.

1

21.02

21.02

Я хозяин своего здоровья.

Формировать навыки здорового образа жизни.

1

7.03

7.03

Дыхание, осанка и движение -  суть жизни

Дать представление о правильном дыхании, правильной осанке, гармоничном движении, объяснить зависимость здоровья о того, как они дышат, двигаются, сидят за партой.

1

14.03

14.03

Советы наоборот:

«Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?»

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

Профилактика детского травматизма и простуды, дать представление о факторах угрожающих здоровью детей.

1

Интегрирован с рус.яз.

за 8.03 ТЕМА: Проверочная работа по теме: «Гласные и согласные в корне слова»

21.03

4.04

21.03

4.04

«Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Представление о том, что такое болезнь, о причинах возникновения болезни.

1

11.04

18.04

11.04

18.04

«Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Воспитывать ответственность за состояние своего организма

1

1

25.04

.05

25.04

2.05

Профилактика детского травматизма.

Профилактика детского травматизма.

Профилактика детского травматизма.

1

1

14.05

9.05

Творчество и здоровье.

Осознание ответственности за состояние своего организма

1

1

21.05

16.05

Нехотяй

(не хочу, не могу, не буду)

Представление о взаимосвязи и взаимозависимости воображения, сообразительности и находчивости со здоровьем человека.

1

28.05

23.05

Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). На вкус и цвет товарищей нет.

Формирование здорового образа жизни

1

30.05

30.05

Питание и здоровье.

Представление о здоровой пище, о правилах ее приема, рассказать о зависимости здоровья человека от правильного питания.

Правила гигиены полости рта, зубов рассказ о продуктах, содержащих витамины.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни

Рабочая программа содержит:Пояснительную записку, цель и задачи программы,формирование УУД, календарно-тематическое планирование....

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школыНаправление: спортивно-оздоровительное...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...

рабочая программа по основам здорового образа жизни 3 класс

1.Пояснительная записка.2.Тематическое планирование.3.Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.4.Приложения...