Рабочая программа по формированию здорового образа жизни
рабочая программа (1 класс) по теме

Пушкина Екатерина Владимировна

Рабочая программа содержит:

Пояснительную записку, цель и задачи программы,

формирование УУД, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh.docx38.77 КБ

Предварительный просмотр:

РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №1

Дмитровского муниципального района Московской области


                                                                                           

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

  __________________

   _________________

Председатель ШМО

Директор Чуб О.В.

Протокол ШМО №____

от «_____» __________ 20… г

СОГЛАСОВАНО

___________________

Приказ №______

от «_____» __________ 20… г

Зам.директора по УВР Зайцева Н.В. «_____» __________20… г

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни

для 1 класса

на 20_12_/20_13_учебный год

Разработчик программы

Пушкина Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов  первой квалификационной категории

2012г.

Пояснительная записка

Программа направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;
  4. Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
  6. О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  7. Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности

Программа по формированию здорового образа жизни учащихся может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностноориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших школьников.

Программа по формированию здорового образа жизни учащихся носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:

  1. формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
  2. развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
  3. обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

  1. представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;  влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  2. навыков конструктивного общения;
  3. потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

  1. осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  2. правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  3. элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  4. упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются следующие задачи:

  1. становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  2. формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  3. духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  4. укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Цель и задачи реализации основной образовательной программы учреждения не противоречат цели и задачам ВОП школы согласно  Программы развития ОУ.

Соответствие целей и задач программы по формированию здорового образа жизни учащихся целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.

Для реализации программы необходима материально-техническая база:

Учебные пособия:

  1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,): овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, виды грибы, зубные щетки, и др.;
  2. изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Этикет», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
  3. измерительные приборы: весы, часы и их модели.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

Программа по формированию здорового образа жизни учащихся предназначена для обучающихся 1 класса.

Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся является формирование следующих умений:

  1. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы по формированию здорового образа жизни учащихся - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  3. Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  4. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  5. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  6. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  2. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  5. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  1. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы:

  1. осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  2. социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В ходе реализация программы по формированию здорового образа жизни  обучающиеся должны знать:

  1. основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
  2. особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
  3. особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
  4. основы рационального питания;
  5. правила оказания первой помощи;
  6. способы сохранения и укрепление здоровья;
  7. основы развития познавательной сферы;
  8. свои права и права других людей;
  9. соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
  10. влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  11. значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
  12. знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.

уметь:

  1. составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
  2. выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
  3. различать “полезные” и “вредные” продукты;
  4. использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
  5. определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
  6. заботиться о своем здоровье;
  7. находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  8. применять коммуникативные и презентационные навыки;
  9. использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
  10. оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
  11. находить выход из стрессовых ситуаций;
  12. принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
  13. адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
  14. отвечать за свои поступки;
  15. отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Реализация темы

1

Вводное занятие. Правила безопасного поведения на занятиях

День Знаний.

«Первый звонок»

Введение «Вот мы и в школе»

2

Дорога к доброму здоровью

Литературное чтение и русский язык

«Вот как правильно!»

Беседа о поведении в ЧС, ППД, ТБ в школе и дома.

3

Здоровье в порядке  -  спасибо зарядке

Динамическая пауза

(Ведет учитель физкультуры Абулханова В.А.)

4

В гостях у Мойдодыра. Кукольный спектакль  К. Чуковский «Мойдодыр»

Библиотечный час

5

Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр»

Библиотечный час

Питание и здоровье

6

Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»

Овощи и фрукты – витаминные продукты (растения, корни растений, используемые в пищу) Кл. час

Окружающий мир «Ягодная поляна»

Математика

7

Культура питания. Приглашаем к чаю

«Зачем нам этикет?» (Занятие - беседа)

8

Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться)

Библиотечный час

9

Как и чем мы питаемся

Окружающий мир «Здоровое питание»,

Родительское собрание

Беседа с доктором Валуевой Т.В.

10

Красный, жёлтый, зелёный

Математика «Признаки, расположение и счет предметов»

Мое здоровье в моих руках

11

Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим

Окружающий мир «Режим дня школьника»

Беседа с доктором Валуевой Т.В.

12

Полезные и вредные продукты.

Окружающий мир «Здоровое питание»,

Кругосветное путешествие вокруг стола ( Кл. час)

13

Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк»

Библиотечный час

14

Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек»

Экскурсия

15

Как обезопасить свою жизнь

Окружающий мир

«Условные знаки», «Безопасный путь»

Родительское собрание

16

День здоровья

«Мы болезнь победим быть здоровыми хотим»

День Здоровья в 1 классе

17

В здоровом теле здоровый дух

Беседа о закаливании с мед сестрой Гавриловой А.Н.

Я в школе и дома

18

Мой внешний вид –залог здоровья

«Час подвижных игр на свежем воздухе»

19

Зрение – это сила

Кл. час «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»

20

Осанка – это красиво

Кл. час «Путешествие в страну ЗДОРОВЬЯ»

21

Весёлые переменки

«Переменки с увлечением» (Кл. час)

Перемены

Динамические паузы

22

Здоровье и домашние задания

Беседу ведет школьный психолог  Калинина Н.В.

Родительское собрание

23

Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим

Беседа о профилактике ОРЗ и Гриппа

Доктор Валуева Т.В. и мед. сестра Гаврилова А.Н.

Чтоб забыть про докторов

24

“Хочу остаться здоровым”.

Беседа с о школьным психологом Калининой Н.В.

25

Вкусные и полезные вкусности

Внеклассное мероприятие

26

День здоровья

«Как хорошо здоровым быть»

День Здоровья в 1 классе

27

«Как сохранять и укреплять свое здоровье»

Практическое занятие.

Беседа.

Я  и мое ближайшее окружение

28

Моё настроение Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение»

«ДОБРЫМ БЫТЬ ПОЛЕЗНО» Эстетическая беседа

29

Вредные и полезные привычки

Когда лень  - все идет через пень

(Кл. час)

30

“Я б в спасатели пошел”

Беседу ведет специалист (…)

«Вот и стали мы на год взрослей»

Концерт силами детей для родителей

 Классное чаепитие.

31

Первая доврачебная помощь

Занятие с доктором Валуевой Т.В.

32

Вредные и полезные растения.

Окружающий мир «Ягодная поляна»

33

Чему мы научились за год.

Подводим итоги

.Родительское собрание «Итоги  первого года обучения»

Итого: 33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школыНаправление: спортивно-оздоровительное...

Программа по формированию здорового образа жизни

Программа по формированию здорового образа жизни " Азбука здоровья" 1-4 классы...

Программа по формированию здорового образа жизни для школьников 1 - 4 классов

СОДЕРЖАНИЕВведениеКонцептуальные основыЦелевое назначения            Цель            Задач...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по формированию здорового образа жизни младших школьников «Уроки здоровья от А до Я»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо формированию здорового образа жизни младших школьников «Уроки здоровья от А до Я»...

Общеобразовательная общеразвивающая программа по формированию здорового образа жизни обучающихся образовательных учреждений «Гигиена – не мука, гигиена - не скука, а важная наука»

Программа «Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука» (далее – Программа) имеет социально-педагогическую направленность.Здоровье – самая большая д...