«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).
рабочая программа на тему

Урчева Ирина Владимировна

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

Направление: спортивно-оздоровительное

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvoe_zdorove.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Программа « Твое Здоровье»

Автор: Урчева Ирина Владимировна

   Паспорт программы

Наименование программы

«Твое здоровье» (программа по формированию здорового образа жизни).

Основной разработчик программы

Урчева Ирина Владимировна,

учитель начальных классов

Основные исполнители программы

Классный руководитель, классный

 и родительский коллективы.

Цель программы

Создание условий для формирования у обучающихся  ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи программы

   Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;

    Обучение:

  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям: для сохранения зрения, дыхательным, корректирующим осанку

Принципы построения программы

  • возрастная адекватность;
  • научная обоснованность;
  • практическая целесообразность;
  • динамическое развитие и системность;
  • необходимость и достаточность    предоставляемой информации;
  • модульность структуры;
  • вовлечение в реализацию  программы родителей учащихся;
  • культурологическая сообразность;
  • социально – экономическая адекватность.

Формы и методы реализации программы

  • метод побуждающего диалога;
  • свободное и тематическое рисование;
  • моделирование и анализ ситуаций;
  • рассказы, беседы, анкетирование;
  • сюжетно – ролевые игры, деловые игры;
  • игры по правилам – конкурсы, викторины;
  • проектная деятельность;
  • метод рефлексии;
  • экскурсии;
  • дни здоровья, спортивные мероприятия;
  • конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок;
  • решение ситуационных задач.

Планируемые результаты

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-сознательно использовать общепринятые правила коммуникации;

-соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

-выделять, анализировать и рассказывать о субъективных признаках своей усталости;

-готовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;

-самостоятельно находить  выходы из проблемных ситуаций;

-корректно отказываться от общения с незнакомыми людьми;

-в случае необходимости правильно обращаться за экстренной медицинской помощью;

-аккуратно и осознанно обращаться с лекарствами, которые хранятся дома;  ( в модельных условиях) избегать ситуации пассивного курения;

-отказываться от вредных привычек;

-экологически грамотно взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни;

-правильно строить режим дня и выполнять его;

-удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;

-любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-составлять для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;

-измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

-выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

-оказывать помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;

-распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

-словесно объяснять основные виды эмоций и настроения, отчетливо выражать их с помощью жестов, мимики и позы.

Сроки реализации

Период обучения в начальной школе

(с 1 по 4 класс)

Методические ресурсы

Школьный врач,  социальный педагог, заместитель директора по УВР, классный руководитель, учитель физкультуры, воспитатель ГПД.

Материально-технические ресурсы

Спортивный зал, спортивная площадка, кабинет релаксации, медицинский кабинет.

Информационные ресурсы

Современная информационная техника (рабочее место учителя, локальная сеть и интернет).

                                             

                                       

 

Пояснительная записка

Актуальность программы. Система начального образования обладает достаточным потенциалом для реализации основ воспитательной системы индивидуально – творческой ориентации ребёнка на процесс зборовьесбережения. Поэтому необходимо в школе создание программы по сохранению здоровья ребёнка.

Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%.

 Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.

 Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

Цель программы: создание условий для формирования у  обучающихся  ценностного отношения к своему здоровью.

Задачи программы:

   Формирование:

  • представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
  • навыков конструктивного общения;

    Обучение:

  • осознанному  выбору модели  поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
  • правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • упражнениям: для сохранения зрения, дыхательным, корректирующим осанку.

Программа интегрирует работу по таким предметам начальной школы, как окружающий мир и физическая культура.

При проведении занятий можно выделить два основных направления:

  • интеллектуальную активность, выражающуюся в усвоении  правил и закономерностей здорового образа жизни;
  • оздоровительное направление, обеспечивающее, наряду с укреплением здоровья, восстановление и поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности.

Формы и методы реализации программы:

  • метод побуждающего диалога;
  • свободное и тематическое рисование;
  • моделирование и анализ ситуаций;
  • рассказы, беседы, анкетирование;
  • сюжетно – ролевые игры, деловые игры;
  • игры по правилам – конкурсы, викторины;
  • проектная деятельность;
  • метод рефлексии;
  • экскурсии;
  • дни здоровья, спортивные мероприятия;
  • конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок;
  • решение ситуационных задач.

Курс программы  «Твое здоровье» рассчитан на четыре года обучения для 1-4 классов.  На освоение программы отводится 33 часа в первом классе, 34 часа во 2-4 классах.

Данная программа реализуется через уроки здоровья (кружковые занятия), внеурочную деятельность которые проводятся один раз в неделю.


Форма аттестации: реализация данной программы не предполагает прохождения обучающимися промежуточной и итоговой аттестаций. Однако отслеживание результатов планируется осуществлять путём проведения мониторинга состояния здоровья учащихся класса;

мониторинга знаний учащихся о здоровом образе жизни, организации урока-соревнования, урока-викторины, анкетирования, тестов, выполнения контрольных занятий и др.

Планируемые результаты

В результате освоения программы обучающиеся научатся:

-сознательно использовать общепринятые правила коммуникации;

-соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

-выделять, анализировать и рассказывать о субъективных признаках своей усталости;

-готовить витаминный травяной чай, фруктовые и овощные коктейли;

-самостоятельно находить  выходы из проблемных ситуаций;

-корректно отказываться от общения с незнакомыми людьми;

-в случае необходимости правильно обращаться за экстренной медицинской помощью;

-аккуратно и осознанно обращаться с лекарствами, которые хранятся дома;  ( в модельных условиях) избегать ситуации пассивного курения;

-отказываться от вредных привычек;

-экологически грамотно взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, класс, улица, дорога, лес, степь) безопасна для жизни;

-правильно строить режим дня и выполнять его;

-удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;

-любить и почитать отца, мать, уважать других членов семьи, помогать вести хозяйственные дела в семье.

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность научиться:

-составлять для себя программу оздоровления на летний и зимний сезоны года и обеспечить ее выполнение;

-измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания в состоянии покоя и после физической нагрузки, понимать значение определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции;

-выполнять правила профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

-оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;

-распознавать и анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

-словесно объяснять основные виды эмоций и настроения, отчетливо выражать их с помощью жестов, мимики и позы.

1-й год обучения

Универсальные учебные действия

Личностные результаты:

  • приобретение социальных знаний;
  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • приобщение к здоровому образу жизни.

Метапредметные результаты

   Регулятивные УУД:

  • умение выполнять действия по определенным правилам;
  • умение корректировать свое поведение;
  • умение использовать полученные знания в процессе выполнения творческих заданий.

Познавательные УУД:

  • способность к поиску и использованию необходимой информации;
  • развитие творческого воображения;
  • умение анализировать свои действия.

Коммуникативные УУД:

  • умение правильно общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
  • умение выражать свои чувства и эмоции в корректной форме;
  • умение оценивать свои действия в процессе игры.

2-й год обучения

Личностные результаты:

  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • общение по правилам;
  • способность к самовыражению и самореализации;
  • приобщение к здоровому образу  жизни.

Метапредметные результаты Регулятивные УУД:

  • умение адекватно оценивать результат своих действий;
  • умение вносить коррективы в свое поведение;
  • умение выстраивать алгоритм своих действий в зависимости от ситуации.

Познавательные УУД:

  • умение анализировать свои действия;

•        умение собирать, обрабатывать и применять информацию для выработки собственных творческих идей;

  • выработка оригинальных идей. Коммуникативные УУД:
  • умение общаться со сверстниками;
  • умение выражать свое мнение, свою личную позицию;
  • умение принимать роль лидера и одного из членов группы.

3-й год обучения

Личностные результаты:

  • приобретение навыков социального поведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям;
  • оценка своих действий, социальной реальности и повседневной жизни;
  • активная жизненная позиция;
  • способность к саморегуляции;
  • ценностное отношение к своему здоровью. Метапредметные результаты

 Регулятивные УУД:

  • умение контролировать свои действия;
  • умение адекватно оценивать результат своих действий и действий других членов группы;
  • умение брать на себя функции организатора.

Познавательные УУД:

  • способность к применению необходимой информации для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих;
  • умение анализировать свою роль в коллективе;

•   применение навыков творческого созидательного процесса.

 Коммуникативные УУД:

  • умение вести себя толерантно по отношению к другим членам коллектива;
  • умение конструировать собственный вариант решения проблемы;
  • умение обсуждать свои действия и действия других членов группы.

Учебно-тематический план

1 класс

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Мир вокруг меня и я в нем.

1-2

Я - ученик

1

1

3-4

Настроение в школе и после школы

2

Я и здоровье

5-6

Что такое здоровье

2

7-8

С утра до вечера (режим  дня школьника)

2

9-10

Уход за руками и ногами

2

11-12

Уход за зубами

2

13-14

Уход за ушами

2

15-16

Друзья  Мойдодыра

2

17-18

Забота о глазах

1

1

19-20

Закаляйся, если хочешь быть здоров

2

21-22

Будем стройными и красивыми

2

Здоровье и питание

23-24

Как питаться правильно

1

1

25-26

Каша-еда наша.

1

1

27-28

Овощи, ягоды, фрукты - полезные продукты

1

1

Вредные привычки

29-30

Вредные привычки

1

1

Правила безопасного поведения

31-32

Будьте внимательны на дорогах.

2

33

«Будь здоров».

1

2 класс

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Мир вокруг меня и я в нем.

1

Зачем ходить в школу?

1

2

Откуда я родом

2

3

Мое будущее

1

Я и здоровье

4

Почему мы болеем

1

5

Как вести себя, когда что-то болит

1

6

 Профессия – врач

1

7

Как справиться с инфекцией

1

8

Прививки от болезней

1

9

Профилактика гриппа

1

10

Лекарственные препараты.

1

11

Осторожное обращение с лекарствами.

1

12

Отравления

1

Здоровье и питание

13

Всякому овощу – свое место

1

14

Удивительное превращение пирожка

1

15

Мой завтрак

1

16

Плох обед, если хлеба нет

1

17

Пора ужинать

1

18

На вкус и цвет товарищей нет

1

Правила безопасного поведения

19

Правила обращения с огнем

1

20

Чем опасен электрический ток

1

21

Угарный газ

1

Природа и здоровье

22

Природа – наш дом

1

23

Безопасность при любой погоде

1

24-25

Правила  безопасного поведения на воде

2

26

Опасный лед.

1

27

Как вести себя в природе.

1

28

Съедобные и несъедобные грибы

1

29

Растения. Лекарственные растения

1

30

Путешествие в огород

1

31

Животные домашние и дикие

1

Вредные привычки

32

Вредные привычки. Не грызи ногти!

1

33

Вредные привычки. Не грызи ручки и карандаши

1

34

Проектная деятельность «Народная мудрость о здоровье»

1

3класс

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Мир вокруг меня и я в нем.

1

Досуг

1

2

Что такое дружба. Коллектив

1

3

Настоящий друг.

1

4

Помни о других

1

5

Минута час бережет

1

6

Букет вежливых слов

1

7

Конфликт

1

8

Современная бытовая техника. Телевизор. Сотовый телефон

1

9

Правила работы на компьютере

1

10

Правила групповой деятельности.

1

Правила безопасного поведения

11

Экстремальные ситуации в городе

1

12

Экстремальные ситуации, связанные с незнакомым человеком

1

13

Вызов экстренной помощи

1

Я и здоровье

14

Познание окружающего мира. Органы чувств

1

15

Органы чувств и мозг

1

16

Опора тела и движение. Мышцы, кости

и  суставы

1

17

Осанка – стройная спина!

1

18

Строение тела человека

1

19

Физическая культура и спорт

1

Здоровье и питание

20

Полезные продукты. Витамины

1

21

Здоровая пища для всей семьи

1

22

Жирная пища.

1

23

Продукты, богатые  углеводами

1

24

Блюда из рыбы. Морепродукты

1

25

Молочные продукты

1

26

Как вести себя за столом

1

27

Сервировка стола

1

Вредные привычки

28

Игровые зависимости. Компьютерные игры

1

29

Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Переедание

1

Природа и здоровье

30

Как вести себя в природе. Укусы змей. Первая помощь.

1

31

Природные явления. Стихийные бедствия

1

32

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

1

33

Проектная деятельность. «Страна Здоровье»

1

34

   Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности

1

4 класс

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Теоретич.

Практич.

Я и мое здоровье

1

Что такое эмоции и зачем они нужны?

1

2

Мир Эмоций: искусство быть счастливее

1

3

Страх

1

4

Эмоциональная чуткость. Как влиять на эмоции окружающих.

1

5

Стресс

1

6

Я – хозяин своей жизни

1

Вредные привычки

7

Вредные привычки. Зависимость

1

8

Скажем вредной привычке: «Нет!»

1

9

Я умею  выбирать

1

10

Профилактика употребления психически

активных веществ

1

11

Ты и алкоголь

1

12

Курить - здоровью вредить

1

13

Аппарат вредных привычек

1

14

Принимаю решение

1

15

Волевое решение

1

16

Обобщение знаний

1

17

Проектная деятельность «Я против вредных привычек»

1

Правила безопасного поведения

18

Поселение как среда обитания человека.

1

19

Обеспечения безопасности личности и общества.

1

Природа и здоровье

20

Выявляем связь между  состоянием природы и состоянием человека          

1

21

Чистая вода

1

22

Радиоактивное загрязнение окружающей среды

1

23

Что будет, если…

1

24-25

Проектная деятельность «Хотим сказать всем»

2

Мир вокруг меня и я в нем.

26

Мальчишки и девчонки.

1

27

Из чего же сделаны девчонки

1

28

Из чего же сделаны мальчишки

1

29

Нехорошие слова. Недобрые шутки

1

30

Родители и дети

1

31

Семейные традиции

1

32-33

Проектная деятельность «Моя Родословная»

2

34

   Игра «Кристалл здоровья»

1

Содержание занятий по классам, разделам и темам

1-й класс

Раздел 1. Мир вокруг меня и я в нем. – 4 часа.

Тема 1. Я – ученик (2 ч ). Правила поведения в школе. Как правильно отдыхать на перемене.

Тема 2. Настроение в школе и после  школы (2 ч). Приемы улучшения настроения.

Раздел 2. Я и здоровье – 18 часов.

Тема 1. Что такое здоровье (2 ч). Что такое здоровье и что такое болезнь.

Тема 2. С утра до вечера (режим  дня школьника) (2 ч). Режим дня.

Тема 3. Уход за руками и ногами (2 ч). Правила ухода за руками и ногтями.

Тема 4. Уход за зубами (2 ч) . Кариес. Уход за полостью рта. Инструменты, приспособления для  чистки зубов.

Тема 5. Уход за ушами (2 ч) Правила бережного отношения к слуху. Гигиена ушей.

Тема 6. Друзья  Мойдодыра (2 ч) Гигиена. Уход за лицом, шеей руками, всем телом. Гигиена жилых помещений, одежды, обуви.

Тема 7. Забота о глазах (2 ч). Правила бережного отношения к зрению. Зарядка для глаз.

Тема 8. Закаляйся, если хочешь быть здоров (2 ч). Обтирание. Обливание. Закаливание.

Тема 9. Будем стройными и красивыми (2 ч). Осанка. Упражнения для корректировки осанки.

Раздел 3. Здоровье и питание. – 6 часов.

Тема 1. Как питаться правильно (2 ч). Пищевые продукты. Здоровая

пища. Правила питания. Значение правильного питания для здоровья.

Тема 2. Каша-еда наша. (2 ч). Крупы. Почему полезно есть каши.

Тема 3. Овощи, ягоды, фрукты -полезные продукты (2 ч). Витамины. Овощи, фрукты, ягоды.

Раздел 4. Вредные привычки.. – 2 часа.

Тема 1. Вредные привычки (2 ч). Привычка. Вредные привычки.

Раздел 5. Правила безопасного поведения. – 3 часа.

Тема 1. Будьте внимательны на  дорогах (2 ч).  Правила дорожного движения.  Как правильно перейти проезжую часть. Правила пешехода.

Тема 2. «Будь здоров» (1 час) Правила поведения, обязательные для всех.

2-й класс

Раздел 1. Мир вокруг меня и я в нем. – 4 часа.

Тема 1. Зачем ходить в школу? (1 ч). Обучение в школе, что оно несёт нам. Какие перспективы открывает школа перед человеком.

Тема 2. Откуда я родом (1 ч). Родина, малая родина.

Тема 3. Мое будущее (1 ч). Прошлое, настоящее, будущее.

Раздел 2. Я и здоровье. – 9 часов.

Тема 1. Почему мы болеем (1 ч). Болезнь. Причины болезни.

Тема 2. Как вести себя, когда что-то болит (1 ч). Боль. Правила поведения при первых признаках боли. Температура.

Тема 3. Профессия - врач (1 ч). Профессия «врач». Школьный врач. Медицинский кабинет. Поликлиника.

Тема 4. Как справиться с инфекцией (1 ч). Инфекционные заболевания. Способы заражения и лечения инфекций. Микробы.

Тема 5. Прививки от болезней (1 ч). Прививки. Вакцина. Иммунитет. Карантин.

Тема 6. Профилактика гриппа (1 ч). Эпидемия гриппа. Способы предупреждения болезни.

Тема 7. Лекарственные препараты. (1 ч) Медицинские препараты. Их польза и вред. Рецепт. Аптека.

Тема 8. Осторожное обращение с лекарствами (1 ч).  Правила пользования медицинскими препаратами.

Тема 9. Отравления (1 ч). Виды отравления. Первая помощь при пищевом отравлении.

Раздел 3. Здоровье и питание. – 6 часов.

Тема 1. Всякому овощу – свое место (1 ч) Разнообразие овощей.

Тема 2. Удивительное превращение пирожка (1 ч). Режим питания.

Тема 3. Мой завтрак  (1 ч). Завтрак, варианты завтраков.

Тема 4. Плох обед, если хлеба нет  (1 ч). Обед, меню.

Тема 5. Пора ужинать (1 ч). Ужин, меню.

Тема 6. На вкус и цвет товарищей нет (1 ч). Вкусовое разнообразие.

Раздел  4. Правила безопасного поведения – 3 часа.

Тема 1. Правила обращения с огнем (1 ч). Пожар. Ожог. Причины возникновения пожара. Легковоспламеняющиеся предметы.

Тема 2. Чем опасен электрический ток (1 ч). Удар током. Правила безопасности при работе с электрическими приборами.

Тема 3. Угарный газ (1 ч). Отравление. Запах газа. Причины утечки газа. Правила поведения при утечке газа.

Раздел 5. Природа и здоровье -  10 часов.

Тема 1. Природа – наш дом (1 ч). Взаимосвязи в природе. Причина и следствие. Экологические правила. Человек - часть природы.

Тема 2 Безопасность при любой погоде (1 ч). Метеорологи. Переохлаждение. Гололед. Тепловой, солнечный удар. Защита в дождливую погоду. Правила поведения в грозу.

Тема 3. Правила безопасного поведения на воде (2 ч ). Место купания. Переохлаждение. Правила оказания помощи при утоплении.

Тема 4. Опасный лед  (1 ч). Переправа по льду. Правила безопасного поведения на реке зимой. Гололед.

Тема 5. Как вести себя в природе. (1 ч). Экологические знаки. Правила поведения человека в природе.

Тема 6. Съедобные и несъедобные грибы (1 ч). Царство грибов. Правила сбора грибов. Съедобные грибы. Ядовитые грибы. Симптомы отравления грибами. Первая помощь при отравлении грибами.

Тема 7. Растения. Лекарственные растения (1 ч). Правила сбора ягод и растений.

Тема 8. Путешествие в огород (1 ч). Культурные растения. Растениеводство. Виды растениеводства родного края .

Тема 9 Животные домашние и дикие. (1 ч). Животные домашние и дикие. Опасности при общении с хищными животными.

Раздел 6. Вредные привычки.. – 3 часа.

Тема 1 Вредные привычки. Не грызи ногти! (1 ч). Вредные привычки. Зависимость.

Тема 2. Вредные привычки. Не грызи ручки и карандаши (1 ч). Вредные привычки. Зависимость.

Тема 3 Проектная деятельность «Народная мудрость о здоровье» (1 ч).

3-й класс

Раздел 1. Мир вокруг меня и я в нем. – 10 часов.

Тема 1. Досуг  (1 ч). Досуг. Увлечения. Интересы.

Тема 2 Что такое дружба. Коллектив (1 ч).Дружба. Коллектив.  Высказывания великих людей о дружбе. Литературные произведения о дружбе.

Тема 3. Настоящий друг  (1 ч).Пословицы и поговорки о дружбе. Понятие «культура общения».

Тема 4. Помни о других  (1 ч). Забота. Помощь.

Тема 5. Минута час бережет (1 ч). Время. Трудолюбие и лень.

Тема 6. Букет вежливых слов (1 ч). Вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность.

Тема 7. Конфликт (1 ч ).Конфликтные ситуации. Ссора. Драка. Приемы самостоятельного выхода из конфликтных ситуаций.

Тема 8. Современная бытовая техника. Телевизор. Сотовый телефон (1 ч). Правила безопасной эксплуатации.

Тема 9. Правила работы на компьютере (1 ч). Правила работы на компьютере. Разучивание упражнений, снимающих напряжение при работе с компьютером.

Тема 10. Правила групповой деятельности. (1 ч). Умение работать в группе для достижения единой цели. Коллектив - единое целое.

Раздел  2. Правила безопасного поведения – 3 часа.

Тема 1. Экстремальные ситуации в городе (1 ч). Опасные зоны в помещении, на улице. Правила безопасного поведения при негативных, экстремальных ситуациях в городе.

Тема 2. Экстремальные ситуации, связанные с незнакомым человеком  (1 ч ). Модели поведения в экстремальных ситуациях с незнакомыми людьми.

Тема 3. Вызов экстренной помощи (1 ч). Правила вызова экстренной медицинской помощи.

Раздел 3. Я и здоровье. – 6 часов.

Тема 1. Познание окружающего мира. Органы чувств (1 ч). Окружающий мир. Органы чувств: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние.Гигиена органов чувств.

Тема 2. Органы чувств и мозг (1 ч).  Связь органов чувств с  головным мозгом.

Тема 3. Опора тела и движение. Мышцы, кости и  суставы (1 ч).  Мышцы, кости и суставы.

Тема 4.  Осанка – стройная  спина! (1 ч). Осанка. Влияние плохой осанки на внутренние органы человека.

Тема 5. Строение тела человека (1 ч).  Внутренние органы. Части тела человека.

Тема 6. Физическая культура и спорт (1 ч). Физическая культура и спорт .

Раздел 4. Здоровье и питание. – 8 часов.

Тема 1. Полезные продукты. Витамины (1 ч). Питательные вещества: витамины, белки, жиры, углеводы. Пищеварительная система.

Тема 2. Здоровая пища для всей семьи (1 ч).Правила здорового питания.

Тема 3. Жирная пища.  (1 ч). Вредные продукты.

Тема 4. Продукты, богатые углеводами (1 ч). Углеводы.

Тема 5. Блюда из рыбы. Морепродукты (1 ч). Продукты, богатые  йодом.

Тема 6 Молочные продукты (1 ч). О пользе молочных продуктов.

Тема 7. Как вести себя за столом (1 ч).  Правила поведения за столом.

Тема 8. Сервировка стола (1 ч).Сервировка. Этикет.

Раздел 5. Вредные привычки.. – 2 часа.

Тема 1. Игровые зависимости. Компьютерные игры (1 ч). Игровая зависимость, стадии игровой зависимости, последствия.

Тема 2. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Переедание (1 ч) Переедание и его последствия.

Раздел 6. Природа и здоровье -  5 часов.

Тема 1. Как вести себя в природе. Укусы змей. Первая помощь. (1 ч) Правила поведения человека в природе..

Тема 2. Природные явления. Стихийные бедствия (1 ч) Наводнение, землетрясение, шторм, авиакатастрофа, кораблекрушение. Действие человека при чрезвычайных ситуациях.

Тема 3. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека  (1 ч) Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).

Тема 4.  Проектная деятельность. «Страна Здоровье» (1 ч)

Тема 5. Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности (1 ч) Правила поведения, обязательные для всех.

4-й класс

Раздел 1. Я и мое здоровье. –6 часов.

Тема 1. Что такое эмоции и зачем они нужны?  (1 ч)  Эмоции. Положительные и отрицательные эмоции. Влияние эмоций на организм человека.

Тема 2 Мир эмоций: искусство быть счастливее (1 ч). Управление эмоциями.

Тема 3. Страх (1 ч) Страх, неуверенность.

Тема 4. Эмоциональная чуткость. Как влиять на эмоции окружающих (1 ч) Чувства и поступки.

Тема 5. Стресс (1 ч).Стресс. Релаксационные упражнения.

Тема 6. Я – хозяин своей жизни (1 ч). Твой выбор . Принятие решений. Ответственность.

Раздел 2. Вредные привычки  – 12 часов.

Тема 1. Вредные привычки. Зависимость  (1 ч). Понятия: «привычка», «вредные привычки», «зависимость».

Тема 2.  Скажем вредной  привычке: «Нет!» (1 ч). Вредные привычки. Твой выбор.

Тема 3. Я умею  выбирать (1 ч). Тренинг безопасного поведения.

Тема 4.  Профилактика употребления психически активных веществ  (1ч). Наркотические вещества.

Тема 5. Ты и алкоголь (1 ч).  Алкоголь. Вред алкоголя и ПАВ. Поведение людей, употребляющих алкоголь и ПАВ.

Тема 6. Курить -здоровью вредить (1 ч). Вред курения .

Тема 7. Аппарат вредных привычек  (1 ч). Ситуация пассивного курения.

Тема 8. Принимаю решение (1 ч). Твое решение. Вредные привычки.

Тема 9 Волевое решение (1 ч).  Воля. Волевые качества личности. Волевые действия человека.

Тема 10. Обобщение знаний (1 ч). Вредные привычки и здоровый образ жизни.

Тема 11.  Проектная деятельность «Я против вредных привычек» (2 ч).

Раздел  3. Правила безопасного поведения – 2 часа.

Тема 1. Поселение как среда обитания человека (1 ч). Какие опасные зоны имеет каждый населённый пункт. В каких местах нашего города  надо быть особенно внимательным.

Тема 2. Обеспечения безопасности личности и общества (1 ч). Как функционируют органы охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.  Пожарная охрана. Скорая медицинская помощь.  Милицейская служба.

Раздел 4. Природа и здоровье -  6 часов.

Тема 1. Выявляем связь между состоянием природы и состоянием человека      . (1 ч).  Загрязнение окружающей среды..

Тема 2. Чистая вода (1 ч) Бережное отношение к воде как к жизненно важному ресурсу для здоровья и драгоценному дару природы России.

Тема 3. Радиоактивное загрязнение окружающей среды  (1 ч). Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС), последствия.

Тема 4.  Что будет, если… (1 ч) Экологические прогнозы.

Тема 5. Проектная деятельность «Хотим сказать всем» (2 ч).Правила поведения в природе .

Раздел 5. Мир вокруг меня и я в нем. – 9 часов.

Тема 1. Мальчишки и девчонки. (1 ч).Половые различия мальчиков и девочек.

Тема 2 Из чего же сделаны девчонки (1 ч). Роль женщины в обществе.  

Тема 3. Из чего же сделаны мальчишки (1 ч).  Роль мужчины в обществе.

Тема 4. Нехорошие слова. Недобрые шутки (1 ч).  Дразнилки. Частушки.

Тема 5. Родители и дети (1 ч). Семья. Родители. Профессии родителей.

Тема 6. Семейные традиции (1 ч). Семейные традиции.

Тема 7. Проектная деятельность «Моя Родословная» (2 ч ).Родословная, семейный архив.

Тема 8.    Игра «Кристалл здоровья» (1 ч)  Правила поведения, обязательные для всех.

Литература

 Для педагога:

 

1.Белогуров С. Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки   противостояния   и   сопротивления   распространению наркомании: наглядно-методическое пособие для проведения занятий с подростками. –

 М. : Центр «Планитариум», 2003.

3. Дик Н.Ф. « Классные часы в 3-4 классах»,Ростов – на Дону, « Феникс», 2006.

5. Плешаков С.А.  Экология для младших школьников (факультативный курс). М: Просвещение,2000    

6. Здоровьесберегающая деятельность/ авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.-Волгоград:Учитель,2009     

7.  Программа "Разговор о правильном питании"/Безруких М.М. М.: 1998        

Для обучающихся      

1. Королёва Г.М.Ослепительная улыбка на всю жизнь:пособие по гигиене полости рта для начальной школы. М., 1996.

2."Разговор о правильном питании"/пособие для учащихся, автор:Безруких М.М./ М.: 1998        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни

Рабочая программа содержит:Пояснительную записку, цель и задачи программы,формирование УУД, календарно-тематическое планирование....

Программа по формированию здорового образа жизни "Здоровье"

Проблемы сохранения здоровья детей становится особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области. В программе по формированию здорового обр...

Программа по формированию здорового образа жизни

Программа по формированию здорового образа жизни " Азбука здоровья" 1-4 классы...

Программа по формированию здорового образа жизни для школьников 1 - 4 классов

СОДЕРЖАНИЕВведениеКонцептуальные основыЦелевое назначения            Цель            Задач...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...