Формирование безопасного образа жизни учащихся и их родителей в условиях ФГОС второго поколения
материал по зож на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование безопасного образа жизни учащихся и их родителей в условиях ФГОС второго поколения.
Одним из направлений реализации образовательной деятельности «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному Стандарту второго поколения, является формирование основ безопасного образа жизни в быту, социуме и природе.
В своем выступлении я расскажу о формировании безопасного образа жизни учащихся и их родителей.
Формирование безопасного образа жизни включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление), формирование видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска, психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности).
При ознакомлении учащихся и их родителей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
1. Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
2. Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности, избегать их, при необходимости – действовать.
3. Объединение усилий семьи для сохранения здоровья подрастающего поколения.
Работа с учащимися и их родителями по безопасному образу жизни включает целый комплекс задач:
•знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
• развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
• воспитание грамотного участника дорожного движения;
• воспитание чувства взаимопомощи и товарищества;
- повышение компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения;
- пропаганда семейных ценностей, семейного воспитания и здорового образа жизни.
Итак, после определения целей и задач, встает вопрос: с чего начать?
Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативность, степень сформированности практических умений и навыков на первом этапе помогают соответствующие разделы и темы в системе учебников «Школа 2100» и программы внеурочной деятельности.
Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» — это разделы и темы:
1 класс: «Твоя семья и твои друзья»
- Правила безопасного поведения в доме.
- Опасные и ядовитые вещества.
- Как вести себя на кухне, в ванне.
- Правила использования электроприборов.
- Правила противопожарной безопасности.
- Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.
« Что нас окружает»
- Правила безопасного поведения на улице.
- Экскурсия «Безопасная дорога в школу».
«Времена года»
- Правила поведения при грозе.
2 класс: «Земля – наш общий дом»
- Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
«Части света»
- Как уберечься от солнечных лучей.
«Наша маленькая планета Земля»
- Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
3 класс: Живые участники круговорота веществ
- Правила поведения с домашними животными.
4 класс: «Человек и его строение»
-Правила гигиены
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.
Для проведения работы на данном этапе нужно создать условие для ознакомления детей с основами безопасности, т. е. организовать предметно – развивающую среду. В нее входят:
Уголок безопасности, в котором обязательно присутствуют советы для родителей.
Видеоматериалы.
Игротека.
Работая с родителями, я
• объясняю актуальность, важность проблемы безопасности детей;
• повышаю образовательный уровень родителей по данной проблеме;
• обозначаю круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.
Тем не менее, одного знания ребенком правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил безопасного поведения недостаточно. Безопасный образ жизни обеспечивают только привычки, а их нельзя сформировать лишь словами. Они вырабатываются путем многократного (в различных формах) повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе.
Таким образом, кроме знаний, нужны умения и навыки — оценивать создавшуюся ситуацию, быстро и адекватно реагировать на возникшую опасность, действовать в соответствии с обстановкой. Важны также умения наблюдать, предвидеть опасность, преодолевать волнение, спешку, переключать внимание, контролировать свои действия.
Формировать такие умения и навыки помогают следующие формы организации детей и их родителей:
- экскурсии, где дети получают новые знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, в природе, устанавливают причинно – следственные связи;
- беседы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, сюжетно – ролевые игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях;
- классные часы;
- практические занятия;
- проектная деятельность, в которой у учащихся и их родителей формируется понимание необходимости заботы о здоровье, потребности самостоятельно находить решение задач по формированию безопасного образа жизни;
- выпуск презентаций, стенгазет на формирование культуры безопасного образа жизни;
- фотоконкурсы с привлечением родителей;
- профилактические акции, составление безопасного маршрута совместно с родителями.
Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием у ребенка силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. С этой целью ежегодно с родителями и учителями физкультуры я провожу спортивные праздники, Дни здоровья. Совместное участие в соревнованиях, прогулках позволяют родителям увидеть сильные и слабые стороны своего ребёнка в различных ситуациях и оказать помощь в развитии его положительных качеств. По моему мнению, личный пример родителей, авторитет старших для ребёнка несравним ни с каким другим педагогическим воздействием в привитии безопасного и здорового образа жизни. Уместны слова французского писателя Жозефа Жубера: «Детям нужны не поучения, а примеры».
Анализируя проводимую работу, я могу сказать, что такие формы и методы более результативные. У детей возникает желание заниматься разными непохожими друг на друга видами деятельности. С помощью таких занятий дети не только знают на практике основы правила безопасности, но и учатся формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Основной принцип ежедневной воспитательно – образовательной работы по формированию безопасного образа жизни – обучение с увлечением!
По данной теме я сделала подборку игр по формированию здорового образа жизни, которыми вы сможете воспользоваться на занятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детского объединения учащихся 2-х классов «Бумагопластика» (художественное–эстетическое направление) в условиях ФГОС второго поколения (возраст 8-9 лет) Срок реализации – 1 год.
Рабочая программа для внеурочной деятельности в рамках фгос...
Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся
Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе...
Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».
Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...
Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".
Статья раскрывает сущность и способы формирования УУД в начальной школе....
Доклад по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»
Данный доклад был озвучен на заседании Методического Объединения Школы Самарец А.Е., учителем начальных классов...
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»
«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...
Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС
Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...