Формирование безопасного образа жизни учащихся и их родителей в условиях ФГОС второго поколения
материал по зож на тему


Предварительный просмотр:

Формирование безопасного образа жизни учащихся и их родителей в условиях ФГОС второго поколения.

Одним из направлений реализации образовательной деятельности «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному Стандарту второго поколения, является формирование основ безопасного образа жизни в быту, социуме и природе.

В своем выступлении я расскажу о формировании безопасного образа жизни учащихся и их родителей.

Формирование безопасного образа жизни включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление), формирование видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска, психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности).

При ознакомлении учащихся и их родителей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

1. Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.

2. Воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности, избегать их, при необходимости – действовать.

3. Объединение усилий семьи для сохранения здоровья подрастающего поколения.

Работа с учащимися и их родителями по безопасному образу жизни включает целый комплекс задач:

•знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

• развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

• воспитание грамотного участника дорожного движения;

• воспитание чувства взаимопомощи и товарищества;

  • повышение компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения;
  • пропаганда семейных ценностей, семейного воспитания и здорового образа жизни.

Итак, после определения целей и задач, встает вопрос: с чего начать?

Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативность, степень сформированности практических умений и навыков на первом этапе помогают соответствующие разделы и темы в системе учебников «Школа 2100» и программы внеурочной деятельности.

Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

 В курсе «Окружающий мир» — это разделы и темы: 

 1 класс: «Твоя семья и твои друзья»

  • Правила безопасного поведения в доме.
  • Опасные и ядовитые вещества.
  • Как вести себя на кухне, в ванне.
  • Правила использования электроприборов.
  • Правила противопожарной безопасности.
  • Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.

« Что нас окружает»

           - Правила безопасного поведения на улице.

           - Экскурсия «Безопасная дорога в школу».

«Времена года»

         - Правила поведения при грозе.

         

2 класс:  «Земля – наш общий дом»

  • Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

«Части света»

          - Как уберечься от солнечных лучей.

«Наша маленькая планета Земля»

  • Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

3 класс: Живые участники круговорота веществ

  • Правила поведения с домашними животными.

4 класс: «Человек и его строение»

         -Правила гигиены

 При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним.

        Для проведения работы на данном этапе нужно создать условие для ознакомления детей с основами безопасности, т. е. организовать предметно – развивающую среду. В нее входят:

     Уголок безопасности, в котором обязательно присутствуют советы для родителей.

Видеоматериалы.

     Игротека.

Работая с родителями, я

• объясняю актуальность, важность проблемы безопасности детей;

• повышаю образовательный уровень родителей по данной проблеме;

• обозначаю круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Тем не менее,  одного знания ребенком правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил безопасного поведения недостаточно. Безопасный образ жизни обеспечивают только привычки, а их нельзя сформировать лишь словами. Они вырабатываются путем многократного (в различных формах) повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе.

Таким образом, кроме знаний, нужны умения и навыки — оценивать создавшуюся ситуацию, быстро и адекватно реагировать на возникшую опасность, действовать в соответствии с обстановкой. Важны также умения наблюдать, предвидеть опасность, преодолевать волнение, спешку, переключать внимание, контролировать свои действия.

Формировать такие умения и навыки помогают  следующие формы организации детей и их родителей:

  • экскурсии, где дети получают новые знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице, в природе, устанавливают причинно – следственные связи;
  • беседы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, сюжетно – ролевые игры, в которых закрепляются знания, полученные на занятиях;
  • классные часы;
  • практические занятия;
  • проектная деятельность, в которой у учащихся и их родителей формируется понимание необходимости заботы о здоровье, потребности самостоятельно находить решение задач по формированию безопасного образа жизни;
  • выпуск презентаций, стенгазет на формирование культуры безопасного образа жизни;
  •  фотоконкурсы с привлечением родителей;
  •  профилактические акции, составление безопасного маршрута  совместно с родителями.

Физическая готовность к преодолению опасных ситуаций связана с развитием у ребенка силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений. С этой целью ежегодно с родителями  и учителями физкультуры я провожу спортивные праздники, Дни здоровья. Совместное участие в соревнованиях, прогулках позволяют родителям увидеть сильные и слабые стороны своего ребёнка в различных  ситуациях и оказать помощь в развитии его положительных качеств. По моему мнению, личный пример родителей, авторитет старших для ребёнка несравним ни с каким другим педагогическим воздействием в привитии безопасного и здорового образа жизни. Уместны слова французского писателя Жозефа Жубера: «Детям нужны не поучения, а примеры».

Анализируя проводимую работу,  я могу сказать, что такие формы и методы  более результативные. У детей возникает желание заниматься разными непохожими друг на друга видами деятельности. С помощью таких занятий дети не только знают на практике основы правила безопасности, но и учатся формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях. Основной принцип ежедневной воспитательно – образовательной работы по формированию безопасного образа жизни – обучение с увлечением!

По данной теме я сделала подборку игр по формированию здорового образа жизни, которыми вы сможете воспользоваться на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая среда школы как условие для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся

Методические рекомендации «Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе...

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Статья "Формирование универсальных учебных действий в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

Статья раскрывает сущность и способы формирования УУД в начальной школе....

Доклад по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»

Данный доклад был озвучен на заседании Методического Объединения Школы Самарец А.Е., учителем начальных классов...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...