Главные вкладки

    Представление педагогического опыта "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством использования детской периодической печати на уроках литературного чтения"
    статья на тему

    Жигорева Анастасия Анатольевна

    Представление педагогического опыта 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл predstavlenie_ped_opyta.docx300.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Представление педагогического опыта учителя начальных классов               МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» г.о.Саранск

    Республики Мордовия

    Жигоревой Анастасии Анатольевны

    «Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством использования детской периодической печати на уроках литературного чтения»

    1. Обоснование актуальности и перспективности опыта

    За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

    По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников метапредметной деятельности. Одним из составляющих метапредметной деятельности являются познавательные универсальные учебные действия. Их сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе. Этим и определяется актуальность темы исследования.

    К. Д. Ушинский говорил, что «ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», поэтому результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», основную составляющую которых образуют универсальные учебные действия.

    В этих условиях учителю начальных классов необходимо ориентироваться в широком спектре технологий, форм, средств деятельностного типа.

    Периодические издания - одно из основных средств массовой информации и пропаганды. Они является мощным орудием социальной и политической борьбы, просвещения, распространения научных знаний, развития культуры, формирования мировоззрения и т.д.

    Последние годы характеризуются ростом количества периодических изданий, поэтому изучение влияния детской периодической печати на формирование познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста является необходимым для прогнозирования дальнейшего развития российского общества. Учитывая данное положение был сделан выбор темы «Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством использования детской периодической печати на уроках литературного чтения».

    1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта

    Педагогическую деятельность нельзя считать работой. Это, скорее, творчество, искусство, сопереживание, где личность ребенка является стержнем, а становление индивидуальности - главной задачей.

    Особое место в педагогической деятельности занимает литературное образование школьников. Это достаточно сложный процесс для учеников.

    Основной формой работы с детскими журналами являются занятия внеклассного чтения, но мы рекомендуем использовать детские периодические издания и на уроках литературного чтения, на которых младшие школьники учатся читать детские журналы, овладевают приемами их самостоятельного выбора и вследствие этого у них формируются познавательные универсальные учебные действия.  

    Формирование познавательных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в частности, а в целом в учебном процессе является одной из важных проблем образования. Главная задача учителя - познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром, научить понимать жизнь. На уроках литературного чтения дети познают окружающий мир через понимание прочитанного. А в настоящее время интерес детей к обучению, в частности к чтению угас. Поэтому проблеме формирования познавательных учебных действий уделяется большое внимание в стандарте второго поколения и значит, проблема актуальна на сегодняшний день. Проблема формирования познавательных учебных действий рассматривается в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

    Ш.А. Амонашвили в своей книге «Размышления о гуманной педагогике» говорил о проблеме обучения чтению, в частности о познавательном чтении. Ш.А. Амонашвили писал: «Чтение мы должны рассматривать в качестве способа познания действительности, каким оно и является, и цель обучения чтению должна заключаться именно в развитии в ребенке познавательного чтения, то есть такого, когда ребенок с помощью чтения решает познавательные задачи». Если ребенок не задумается о самом прочитанном, если после прочтения у него не возникают разные ассоциации, если в прочитанном он не осмысливает, не видит саму жизнь, тогда какой смысл в том, что ребенок может прочесть и пересказать прочитанное.

    Познавательное чтение направленно: сперва формировать навык чтения и постепенно приплюсовывать к нему понимание прочитанного, сперва озвучить слово, а потом осмыслить, какое слово было прочитано. Для ребенка трудным является второй момент чтения: читая слово или предложение, он полностью поглощен самим процессом опознавания и озвучивания букв, а процесс схватывания этого звучания в качестве смыслообразующего слова у него выпадает. Эти два процесса, которым суждено быть целостными, едиными, для него не становятся целостными.

    Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь. Проблема формирования познавательных учебных действий является актуальной на сегодняшний день.

     С первого класса я стараюсь не просто познакомить своих детей с журналами, научить читать, а стараются сделать так, чтобы чтение стало их неотъемлемой частью жизни, а детские периодические издания - источником познания мира.

    3.Теоретическая база опыта

    Теоретическую основу моего опыта составляют:

    1. Алексеева, А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников.
    2. Алексеева, Л.Л., Анащенкова, С.В., Биболетова, М.З. Планируемые результаты начального общего образования.
    3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли.
    4. Горячева, Е.Д. Сколько б книг ни прочитал, нет новее, чем журнал.
    5.  Гудкова, М.В. Внеклассное чтение - важный резерв всестороннего развития и воспитания детей.
    6. Калашникова, Т. В. Как воспитать у детей интерес к чтению.
    7. Куликова, Е.В. Познавательные детские журналы в помощь учителю.
    8. Рогожкин, Д.А. Новый журнал «Простоквашино» – добрый помощник в методической работе учителей.
    9. Щукина, Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения.

    4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

    В настоящее время чтение детских периодических изданий в семьях потеряна. Да и мало кто из родителей знает о существовании многих журналов для детей. Между тем, разнообразие печатных детских изданий на российском рынке в последнее время столь велико, что охватить их все в одном небольшом обзоре просто невозможно. И больше всего радует тот факт, что наконец-то с обложек детских журналов, выставленных на лотках и в киосках, на нас стали смотреть и герои отечественных мультфильмов, всеми любимых телепередач.

    При проведении уроков литературного чтения в первом классе я:

    1. Использую журналы с яркими иллюстрациями, которые точно соответствуют содержанию книги. Так, например, произведения нашего современника Сергея Козлова встречаются в учебниках с 1 по 4 класс 9 раз (УМК «Перспективная начальная школа»). Журнал «Мурзилка» помог организовать заочную встречу с автором на своих страницах, публикуя в 2003 году в № 1, 3, 4, 6, 7, 11 его сказочные истории, а в №8/04 поздравил его с 65-летием. Его новые сказки «Сова - сова», «Шотландская баллада» (№ 11, 12, 2005 г.) можно читать как произведения хорошо знакомого друга.

    2 апреля 2005 года - 200 лет знаменитому датскому сказочнику Г.-Х. Андерсену. Журнал сделал своим читателям подарок, посвятив № 2 этому событию. Можно не только побывать в Дании, вместе с корреспондентом журнала, но и познакомиться с биографическим очерком о сказочнике, вспомнить любимые сказки, которые читали самостоятельно, отгадывая кроссворды, также рассмотреть, сравнить иллюстрации художников Б. Диодорова, В. Алфеевского, В. Чижикова, Н. Салиенко, М. Бычкова к сказкам Андерсена, прочли сказку «Дурень Ганс», проверить свои знания, ответив на 10 вопросов викторины, выявив самого внимательного читателя журнала. Все это способствует формированию познавательных универсальных учебных действий:

    - ученики учатся искать и выделять необходимую информацию,

    - учатся осознанно строить речевые высказывания,

    - устанавливают причинно-следственные связи,

    - читают осмысленно,

    - анализируют и извлекают необходимую информацию из прочитанного.

    2. На каждом занятии я предлагаю детям новый журнал, который формирует читательский кругозор. Это способствует формированию осознанной значимости чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У школьника будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, ребенок будет учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Младший школьник полюбит чтение, которое поможет ему сформировать собственную позицию в жизни, расширит кругозор.

    3. Проводят простейшие литературные игры, например «Назови героя по описанию», «Догадайся по иллюстрации, о чем пойдет речь в журнале», и т.д. Ребенок приобретет первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будет находить и использовать информацию для практической работы. К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, в том числе и познавательные универсальные учебные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники овладеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

    4. Для уроков литературного чтения стараюсь, чтобы на каждой парте был журнал, с которым дети знакомились на уроке (в этом оказывают помощь родители), для того, чтобы каждый ребенок имел возможность лично «пообщаться» с журналом.

    5. Со второго полугодия в первом классе с целью привития любви к чтению, я предлагаю своим маленьким ученикам помочь «распуститься дереву познания». В классе появляется плакат, на котором нарисовано сказочное дерево, а вот цветы - это лепестки, на которых написаны названия журналов, которые дети прочитали дома. В оформлении лепестков участвовали родители.

    Утром, приходя  в класс, ребенок вешал лепесток, а были такие ребята, что и два, затем перед началом занятий мы подходили к дереву и учащиеся называли журналы, которые они прочитали.

    На уроке чтения пять минут отвожу тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном;  делились своими переживаниями, тем самым ребята, не подозревая о том, сами рекламировали журналы. Ребята обменивались не только мнениями, впечатлениями, но и журналами. Всё это способствовало развитию интереса к чтению и формированию общеучебных универсальных учебных действий (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от конкретных условий).

    6. Благодаря родителям, в классе появляется своя классная библиотека, в которой были журналы, представляющие наибольшую ценность для нравственного, умственного, эстетического воспитания.

    Занятия  литературного чтения создают условия для творчества, поэтому на уроках я стараюсь, чтобы каждый ребенок проявил себя.

     На занятиях литературного чтения предлагаю учащимся следующие виды творческих занятий:

    1. Передача прочитанного текста в ролях (в основном по комиксам). Это позволяет сформировать такие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные (умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания), логические (анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей).

    2. Инсценировка отдельных сцен из прочитанного журнала.

    3.Составление кроссвордов, ребусов к понравившимся историям позволяет сформировать общеучебные универсальные учебные действия (знаково-символическое моделирование)

    4. Сочинительство стихов о полюбившихся героях.

    Благодаря творчеству ребенок приобщается к литературе, к желанию читать, познавать мир, а это приводит к расширению читательского кругозора.

    Я пришла к выводу, что уроки литературного чтения необходимо проводить в групповой форме, учащиеся объединяются  по интересам, готовятся совместные творческие задания, а  уже непосредственно на уроке ребятам представляется возможность обмениваться заданиями (кроссворды, ребусы, рисунки с заданиями и т.д.). Такая работа позволяет увидеть, насколько ребенок был внимателен при выборе журнала и прочтении его. Данная форма урока способствует активности всех учащихся. Я старается, чтобы на уроках литературного чтения читали все, даже плохо читающие. С этими ребятами готовлю к чтению или краткому изложению определенного отрывка, который они сами выбирают, т.е. идет индивидуальная работа. Такая работа позволяет не выставлять учащегося перед товарищами в неловкое положение, а наоборот, чувствовать себя уверенными т. к. их слушают с удовольствием. Это помогает приобщить их к чтению, т.к. они чувствуют себя комфортно. Также одной из активных форм приобщения к чтению детских журналов являются литературные игры (различного рода викторины, литературные лотереи, инсценировки).

    Традиционные игры, в основе которых лежит узнавание журналов  по отдельным открыткам, воссоздание строк и строф по заданным словам, «Хитрые» вопросы по прочитанным журналам (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий писателей, названий журналов  по серии вопросов, отгадывание героев и журналов  по описанию.

    Среди многообразных литературных игр, удобных для использования на уроках литературного чтения, наиболее распространены всевозможные загадки и викторины.

    В конце учебного года мы проводим литературные игры, которые помогают провести анализ прочитанного. Дети с начала учебного года знают о таком традиционном итоговом мероприятии и поэтому, читая журналы, они делают пометки в карточки - учеты, в которых записывают автора, название журналов, главных героев. На это мероприятие ребята приглашают своих родителей, которые решают, кто был активным читателем в течение учебного года и лучших ребят награждают книгами. Обычно все ребята уходят с подарками, т.к. взрослые (родители) придумывают разнообразные номинации, например, «Активный читатель», «Юный читатель», «Лучший сочинитель», «Лучший сценарист», «Лучший актер», «Лучший кроссворд»…

    Большой популярностью обладает журнал «Мурзилка». Журнал «Мурзилка» выдержал проверку временем, ведь он издаётся с 1924 года. По-прежнему интересен, полезен и нужен нынешнему поколению школьников. Гарантом качества публикаций являются известные в мире детской литературы фамилии в редакционном совете журнала: Я. Аким, Г. Макавеева, С. Михалков, М. Москвина, Р. Сеф, А. Смирнов, И. Токмакова,   А. Усачев,    В. Чижиков.

    Журнал пробуждает читательские интересы детей, даёт им направления на дальнейшее развитие, стремление больше знать, удовлетворяет их любознательность, ребёнок вынужден обратиться к книгам, чтобы найти ответы на вопросы, возникшие у него при чтении журнала.

    Основой журнала является художественная литература, которая выполняет главную задачу - воспитать в ребёнке лучшие нравственные качества - доброту, честность, правдивость, отзывчивость.

    В учебниках «Литературное чтение» В. Ю. Свиридовой и Н. А. Чураковой (УМК «Перспективная начальная школа») расширен круг авторов, наряду с известными, включены произведения С. Козлова, Л. Петрушевской, Г. Сапгир, Т. Собакина, О. Кургузова, Ю. Коваль, чьи биографические данные трудно найти в методических пособиях. Журнал помогает восполнить этот пробел своими рубриками «Поздравляем юбиляра» и «Наши любимые писатели», где представлены фотография, библиографические сведения и избранные произведения автора с иллюстрациями, обложки книг.

    Значительная часть познавательных универсальных учебных действий формируется и совершенствуется при изучении раздела «План и пересказ» во 2 классе и раздела познавательной литературы «Когда,  зачем и почему?» в 4 классе. Особое внимание в курсе «Литературное чтение» уделено заданиям,  формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опорных) слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного); умение распределять информацию по  заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того учебники по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания (с 1 класса) и языкового оформления изучаемых произведений (со 2 класса); установление причинно-следственных связей (с 1 класса); сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений (с 1 класса); сопоставление произведений по жанру (с 1 класса) и по виду (познавательного и  художественного) (со 2 класса); обобщение (с 1 класса); классификация (с 1 класса).  Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным  подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.

    Так, читая во 2 классе, отрывок из сказки О. Пройслера «Маленькая Баба Яга» можно  обратится к журналу «Мурзилка» № 10/ 03, где дети узнали, что 20.10.2003г. знаменитому немецкому писателю Отфриду Пройслеру исполнилось 80 лет, прочитали о его наградах, известных героях книг, всмотрелись в портрет писателя, познакомились со сказкой «Не забудь самое дорогое».

    В 1999 году страна отмечала 200 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Журнал «Мурзилка» предоставил возможность узнать жизненный путь поэта в рассказе В. Коржикова «Наш любимый Пушкин»: № 1 - «Детство», № 2 - «Лицейские годы», № 3 - «В ссылке», № 4 - «Женитьба и дуэль»; побывать в памятных пушкинских местах с Н. Ермильченко: № 1 - «Захарово и Большие Вяземы», № 3- «Михайловское», № 5 - «Болдино», № 6 - «Квартира на Мойке». С А. Смирновым окунуться в мир пушкинских строк: № 2 - «Я памятник…», № 4 - «Но наше северное лето…», № 5 - «И. И. Пущину»,  № 7 -  «Няне»,  № 9 - «Люблю тебя, Петра творенье…» и узнать историю их создания. Вспомнить сказки поэта (№ 5, 7, 8, 10, 11) в рисунках В. Чапли и проверить себя, разгадав кроссворды в № 6, рассмотреть иллюстрации, нарисованные читателями журнала, присланные на конкурс, всмотреться в портреты современников Пушкина. Материал, опубликованный 8 лет назад, помогает проводить пушкинские уроки: 10 февраля - день памяти поэта, использовать при изучении произведений поэта на уроках литературного чтения.

    Произведения авторов-современников В. Степанова, И. Антоновой,    Л. Яхнина,  А. Усачева, М. Дружининой, Л. Улицкой, Э. Успенского, В. Бахревского весёлые и умные, смешные и поучительные интересны читателям тем, что эти поэты и писатели живут сейчас и пишут именно для детей  XXI века. Современная детская игровая поэзия развивает в детях чувство слова, стимул к творчеству, фонематический слух, чувство ритма, так как прочесть современное стихотворение с листа не всегда удаётся, это стихи    Т. Собакина, А. Усачева, А. Шибаева, зарубежная детская поэзия в переводах Г. Сапгира, М. Яснова и других.

    Литературные сканворды, кроссворды, викторины И. Сухина печатаются в журнале с 1999 года ежемесячно. Они помогают разнообразить уроки. Отгадывая, ребёнок удовлетворяет познавательный интерес, развивает и мышление. Печатаются они на клапанах, ребята собирают их в отдельные книжечки. Дети отгадывают, потом учатся составлять сами, оформлять.

    В 2007 году редакция журнала в № 2 опубликовала анкету «Кто ты, сегодняшний читатель?».

    Российская Академия художеств решением Президиума академии от 9.03.2004 г. выразила благодарность редакции журнала «Мурзилка» за большую работу по воспитанию эстетического вкуса подрастающего поколения. Больше 10 лет в журнале ведётся рубрика «Галерея искусств Мурзилки». Она знакомит детей с особенностями творчества выдающихся художников, репродукциями картин, являющимися шедеврами отечественной и мировой живописи, центрами декоративно-прикладного искусства, жанрами изобразительного искусства. Комментарии искусствоведов помогают формировать эстетические взгляды читателей.

    Таким образом, применение журнала на уроках литературного чтения, позволяет развивать интерес к чтению, совершенствовать интеллектуально-информационные умения, обогащать мир чувств, эмоций детей.

    Можно сделать вывод о том, что детские периодические издания могут быть использованы учителями начальных классов не только на уроках литературного чтения, но так же могут быть использованы и на уроках внеклассного чтения. Детские периодические издания позволяют лучше сформировать познавательные универсальные учебные действия. Дети младшего школьного возраста многое узнают на уроках, но для того чтобы углубить и закрепить их знания можно читать информацию из журналов. Требования к результатам изучения этого предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных - с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. 

    5. Анализ результативности

    Работа с детскими периодическими изданиями способствует формированию следующих познавательных универсальных учебных действий: умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться на разнообразие способов решения различных задач; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношения между предметами или их частями для решения различных задач; строить схемы и  модели; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

                В далекие времена советского детства круг периодических изданий для детей был ограничен несколькими журналами: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Барвинок», «Трамвай», «Юный натуралист», а для тех, кто постарше, «Пионер», «Костер». Особо выбирать тогда было не из чего, дети с радостью читали приходившие раз в месяц по подписке журналы, которые почтальон приносил им в почтовые ящики.

     В настоящее время круг детских изданий широк и разнообразен, поэтому порой родители затрудняются в выборе детского журнала для своего ребенка. В итоге обращаются к уже проверенным журналам из своего детства.

    Для определения уровня знаний и особенностей восприятия детских журналов было проведено анкетирование учащихся.

    Знание младших школьников о периодической печати определялось на основе критериев, отражающих целостное представление о детской периодической печати:

    - когнитивный (объем, глубина и качество знаний о детских журналах);

    -оценочно-эмоциональный (эмоциональное и бережное отношение к журналам);

    -мотивационный (наличие сложившихся социально-значимых мотивов, ответственного отношения личности к чтению);

    -поведенческий (потребность и готовность к реальной практической деятельности).

    В соответствии с данными критериями было проведено исследование, целью которого являлось выявление знаний младших школьников о детских периодических изданиях. Объектом исследования являлись учащиеся первого и второго класса МОУ «СОШ №11» г.о. Саранск.

    В проведении исследования использовался комплекс методов исследования, который наряду с анкетированием включал непосредственное наблюдение за деятельностью учащихся, беседы, учитывались мнения педагогов.

    Учащимся  2 «А» класса была предложена анкета, состоящая из 12 вопросов, на которые детям было предложено ответить.

    Для целостного анализа показателей когнитивного критерия были изучены знания младших школьников о детской периодической печати, типов детских журналов, умение выбирать нужный вид журнала.

    У младших школьников в достаточной мере выражен интерес к детским журналам. Учащиеся высказывают желание чаще читать детские журналы (63,6%).

    Не последнее место занимает желание непосредственного общения детей с журналами - 54, 5%.

    Приходя в библиотеку, дети любят читать периодическую печать, наблюдают за выходом новых выпусков, перечитывают старые выпуски.

    Анализ данных анкетирования показал, что чаще всего знания о детской периодической печати дети получают, посещая библиотеки. На вопрос: «Нравятся ли вам ходить в библиотеку?», были получены следующие ответы: «Да. Там интересно», «Нравится узнавать что-то новое», «Там узнаешь, какие новые журналы появились и что в них новое».

    63% опрошенных учащихся любят читать детские журналы. Младшие школьники называют такие журналы как «Веселые картинки», «Мурзилка», «Клепа», «Зажигай с нами», «Простоквашино», «Волшебный клуб WINX».

    Значительную роль в формировании читательской деятельности младших школьников занимает школа (25,5%).  К родителям на интересующие вопросы о детской периодической печати обращаются лишь 24,5% второклассников.

    С целью выявления уровня знаний о периодической печати был задан вопрос «Для чего нужны журналы?» 63,2 % детей отметили «Чтобы больше узнавать обо всем», 36,8% отметили «Чтобы рассматривать картинки».

    На вопрос: «Какие журналы вам нравятся?»,  большинство детей ответили «о природе», «познавательные»  и «развлекательные».

    Перечисляя журналы, которые они знают, младшие школьники предоставили от 4 до 8 вариантов ответов. Чаще всего отмечались развлекательные и познавательные журналы.

    Около 70% респондентов дали утвердительный ответ на вопрос «Знаешь ли ты, что такое детский журнал?». Учащиеся отметили, что он нужен для чтения детям, чтобы они узнавали что-то новое и полезное.

    Характеризуя оценочно-эмоциональный критерий читательской деятельности, следует отметить следующее:

    - для младших школьников характерны как познавательные, так и развлекательные мотивы чтения детских журналов;

    - для большинства второклассников читательский мотив имеет существенное значение, они всегда рады почитать новый журнал;

    - эстетический мотив стабильно проявляется практически у всех младших школьников (72,7%). Эмоционально-эстетическое отношение младших школьников к чтению выражается в следующих высказываниях: «читать интересно», «когда читаешь, узнаешь много нового»;

    - в большинстве случаев любовь учащихся к чтению является результатом общечеловеческого подсознательного чувства.

    Анализ сформированности  мотивационного критерия показывает, что большинство второклассников не испытывают затруднений в оценочных суждениях в выборе периодической печати. Следует отметить, что младшие школьники осознают сущность причинно-следственных связей в процессе оценивания взаимодействия человека и периодической печати.

    Поведение младших школьников в выборе детского журнала  является разнообразным по содержанию. В ответах учащиеся отдают предпочтение характеристике положительных отзывов о журнале от своих друзей и близких. При этом влияние родителей на детей незначительное.

    На основе данных исследования, полученных в результате анкетирования, в процессе наблюдения за детьми были выявлены три  уровня читательской деятельности детской периодической печати. Каждый уровень отражает проявление читательской деятельности младшего школьника    (Таблица 3).

    Таблица 3

    Уровень использования обучающимися в учебной деятельности детской              периодической печати (на примере класса, в котором используют детскую периодическую печать)

    Уровень

    Характеристика уровня

    Количество

    1.

    Низкий

    Пассивные дети с низким уровнем читательской деятельности. Слабо выражена мотивация чтения периодической печати. Младшие школьники не заинтересованы в чтении детских журналов.

    22,1%

    2.

    Средний

    Дети, стабильно ориентированы в чтении детских журналов, много читают. Отмечается зависимость от мнения взрослых и сверстников о периодической печати.

    29,1%

    3.

    Высокий

    Прослеживается устойчивое предпочтение в чтение периодических изданий. Дети способны объяснить свой выбор, осознают значимость периодики в настоящее время.

    48,8%

    Доминирующим в младшем школьном возрасте является высокий (48,8%) и средний (29,1%) уровни, самую малочисленную группу (22,1%) составляют младшие школьники, имеющие низкий уровень использования детской периодической печати.

    Рассмотрим  уровень использования в учебной деятельности детской периодической печати в классе, в котором не использовали детскую периодическую печать на уроках литературного чтения (Таблица 4).

    Таблица 4

    Уровень использования обучающимися в учебной деятельности детской              периодической печати (на примере класса, в котором не используют детскую                  периодическую печать)

    Уровень

    Характеристика уровня

    Количество

    1.

    Низкий

    Пассивные дети с низким уровнем читательской деятельности. Слабо выражена мотивация чтения периодической печати. Младшие школьники не заинтересованы в чтении детских журналов.

    41,6%

    2.

    Средний

    Дети, стабильно ориентированы в чтении детских журналов, много читают. Отмечается зависимость от мнения взрослых и сверстников о периодической печати.

    30,2%

    3.

    Высокий

    Прослеживается устойчивое предпочтение в чтение периодических изданий. Дети способны объяснить свой выбор, осознают значимость периодики в настоящее время.

    29,2%

    Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: учителя, которые используют на уроках литературного чтения детские периодические издания, как одну из форм формирования познавательных универсальных учебных действий, лучше привили любовь к чтению журналов и имеют детей с более высоким уровнем читательской деятельности, а учителя, которые не используют детские периодические издания – с более низким уровнем.

    Проведенное исследование показало, что необходимо повышать уровень чтения детских периодических изданий младшими школьниками. Это может быть достигнуто при организации целенаправленной работы, использовании разнообразных форм и методов работы на уроках литературного чтения в школе.

    E:\фото 2015\DSC03897.JPG E:\фото 2015\DSC03919.JPG

    В результате работы мои ученики имеют следующие результаты:

    2014-2015 учебный год

    Городской конкурс «Новогодняя фантазия» (номинация «Новогодняя игрушка»:  Синицина Алина -2 место.

    Международный конкурс «Лисенок» (математика): Сергунина Анастасия – 2 место, Атякшева Арина  – 2 место, Майская Вероника – 3 место.

    2015-2016 учебный год

    Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся и студентов «Юный исследователь» - Татаров Артем – победитель, Карасева Варвара – призер, Пугачева Алена – призер.

    Международный конкурс «Мир безопасности» - Багликова Арина -2 место, Атякшева Арина – 2 место, Майская Вероника - 3 место, Шамарова Дарья – 3 место.

    Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» - Губанищева Надежда (математика) – 2 место, Карасева Варвара (окружающий мир) – 1 место, Сергунина Анастасия («С чего начинается родина») – 3 место.

    Международный дистанционный блиц-турнир по математике «Математический сундучок» - Болдырев Сергей – 2 место, Губанищева Надежда – 2 место, Пугачева Алена - 3 место.

    Международная олимпиада «Осень 2016» проекта «Инфоурок» по математике – Губанищева Надежда – 1 место, Ванькина Виктория – 2 место, Карасева Варвара – 2 место.

    Всероссийский творческий конкурс, проводимый на сайте «Солнечный свет» в номинации «Детские исследовательские проекты» - Татаров Артем – 1 место, в номинации «Исследовательские  и научные работы, проекты» - Пугачева Алена 1 место.

    Международная интернет-олимпиада по математике для 3 класса, проводимая на сайте «Солнечный свет» - Губанищева Надежда - 1 место.

    5. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

           Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

    С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

    • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
    • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
    • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
    • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
    • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
    • избегать перегрузки учащихся;
    • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
    • дифференцировать объем домашних заданий;
    • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
    • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

          А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую любовь к детям.

    6. Адресные рекомендации по использованию опыта

    В школе работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, а также через внеурочную деятельность. Группы продлённого дня, которые существуют в каждом классе начальной школы, предоставляют широкие возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, для воспитания интереса к книгам и стремления к чтению.

    Изучив литературу по данной теме, обобщив собственный опыт и опыт учителей, процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования детской периодической печати на уроках литературного чтения можно реализовать учителю в следующих направлениях:

    • пропаганда детских журналов (список рекомендуемых детских журналов, выставка журналов, отзывы о периодических изданиях в стенгазете и т.д.);
    • беседы о рубриках детских журналов применительно к темам уроков; рекомендация детских журналов для обязательного и добровольного чтения;
    • проведение классных часов с использованием детских журналов;
    • массовые внеклассные мероприятия: игровые приемы в виде викторин, загадок, кроссвордов, конкурсов;
    • ведение дневников или альбомов вырезок из журналов - фрагментов  из полюбившихся рубрик;
    • беседа (дискуссия) по материалам детских журналов;
    • предложить детям самим написать отзыв о прочитанном журнале;
    • проводить часы общения с журналами;
    • организовать классную библиотеку, в которой будут присутствовать детская периодическая печать;
    • показать отличие журналов от книг, научить ориентироваться в журнале.

    Значительная часть логических познавательных универсальных учебных действий формируется и совершенствуется при использовании детских периодических изданий на уроках литературного чтения.  Журналы содержат   задания,  направленные на формирование логических операций: анализ   содержания и установление причинно-следственных связей;   сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и  художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря типичным  подвопросам, сопровождающим задания различных рубрик: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.   На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция  автора, читателя и рассказчика.

    В рамках уроков литературного чтения при работе с детскими периодическими изданиями возможна организация следующих видов деятельности учащихся:

    1. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
    2. Придумать свои вопросы по содержанию, сравнить их с необычными вопросами их детских журналов.
    3. Подбирать заголовки в соответствии с содержанием, главной мыслью.
    4. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
    5. Воспринимать на слух прочитанное.
    6. Отличать журналы от книг.
    7. Ориентироваться в журнале.
    8. Находить интересные и нужные статьи в журнале.
    9. Находить нужную информацию по заданной теме.
    10.  Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.
    11.  Участвовать в работе пары и группы.
    12.  Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.
    13.  Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление.
    14.  Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.
    15.  Рисовать иллюстрации для собственного журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала.
    16.  Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
    17.  Оценивать свои достижения.

    Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы в урочной деятельности; позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей и, главное, воспитывает грамотного читателя. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к журналу, к чтению. С использованием компьютерных технологий можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с новыми журналами и т.д.

    Внеклассные занятия предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста. Для формирования интереса к журналу существуют разнообразные формы внеклассных занятий: занятие - диспут, занятие - спектакль, занятие - праздник, занятие - интервью, интегрированное занятие, конференция, устный журнал, конкурсы, литературные встречи, литературная гостиная; литературный ринг и т.д.

    В номерах «Весёлых картинок» за 2014 год встречались и тематические полосы, которые также учитель может использовать на уроках литературного чтения, например:

    1. Игры-рассказы. Например, «Совесть» про девочку Нину, которая решила прогулять уроки, но встретила маленького мальчика, первоклассника, который забыл дорогу к школе и она пошла его провожать. В конце девочка заплакала и детям предлагается объяснить почему (потому что ей было стыдно).

    2. «Плакат». Обязательной в каждом номере являлась юмористическая картинка-плакат на развороте или сюжет из сказки и ребятам предлагалось угадать какая это сказка?

    3. Тема «дружбы народов» - одна из основных тем журнала. Материалы национальной тематики также публиковались на одной полосе. Например,  стихотворение «Доброе утро, дети Земли!»:

    «Доброе утро, дети Земли, -

    Белые, чёрные, жёлтые, краснокожие!

    Сегодня вас навестить пришли

    Слова моей песни,

    На птиц похожие» (№6, 2014)

    4. «Сказки народов мира». Отрывки или целые сказки разных народов мира публикуются почти в каждом номере с иллюстрациями художников журнала. Цель такой тематической полосы не только развлекательная, но и познавательная - познакомить ребенка с литературой.

    5. Игры - бродилки публикуются раз в два номера. Носят познавательно-обучающий характер.

    При формировании познавательных универсальных учебных действий    учителю начальных классов можно использовать следующие виды заданий, которые есть практически во всех периодических изданиях:

    1. Найди отличия;
    2. на что похоже?;
    3. поиск лишнего;
    4. лабиринты;
    5. упорядочивание;
    6. цепочки;
    7. хитроумные решения;
    8. составление схем-опор;

    Работая с детскими периодическими изданиями у младшего школьника формируются познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач;  основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач.

    Общеучебные универсальные действия: 1. Выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели. 2. Рефлексия на содержание и форму произведения: формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. 3. Поиск и выделение необходимой информации. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по названию; поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов и т.д. Вычитывание всех видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. 4. Знаково-символические действия. Моделирование на уроках литературного чтения: составление моделей обложек, оставление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами. Формирование логических универсальных действий: 1. Подведение под понятие. Например, формирования понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены. 2. Установление причинно-следственных связей: при составлении плана текста; между текстом и художественной иллюстрацией к нему. 3. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом. 4. Сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности; сравнение героев. Например: Сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы. Постановка и решение проблемы (учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя): выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях также способствует формированию и развитию универсальных учебных действий средствами литературного чтения.

    Таким образом, мы видим, что работа с детскими журналами на уроках литературного чтения может быть разнообразна по тематике и по своему содержанию. Работая с журналом, младший школьник находит в нем много интересного и увлекательного. Из журнала он может узнать биографии писателей и поэтов как отечественных, так и зарубежных; найдет богатую по содержанию информацию для сообщений; журналы развивают познавательные универсальные учебные действия младшего школьника, помогают в саморазвитии.  Журнал воспитывает в ребенке лучшие нравственные качества. Примеры таких уроков представлены в Приложении 2. Все это способствует формированию познавательных универсальных учебных действий: ученик научится сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя существенные признаки; отличать прозаический текст от поэтического; распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы); определять позиции героев и автора художественного текста; искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи, осмысленно читать, анализировать и извлекать необходимую информацию из прочитанного.

    В результате проделанной работы мною совместно с доцентом кафедры дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО (ПК) С «МРИО» Сейдниязовой Н.В. были разработаны «Методические рекомендации по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий посредством использования периодической печати в урочное и внеурочное время».

    http://fgos.edurm.ru/index.php/nachalnaya-shkola/9-metodicheskie-materialy/63-metodicheskie-rekomendatsii-po-probleme-formirovaniya-poznavatelnykh-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-posredstvom-ispolzovaniya-detskoj-periodicheskoj-pechati-v-urochnoe-i-vneurochnoe-vremya

    Также разработки технологических карт уроков, рабочих программ и исследовательские работы я выкладываю на своих страничках:

    1. http://nsportal.ru/zhigoreva-anastasiya-anatolevna.

    2. http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/okruzhajuschij-mir-jekologija/171290-konspekt-uroka-po-okruzhajuschemu-miru-na-tem.html

    7. Наглядное приложение

    Технологическая карта урока «Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа»

    Класс: 3

    Учебный предмет: русский язык

    Цель урока: познакомить учащихся с названиями падежей и их вопросами, научить различать и совмещать падежи и их вопросы.

    Тип урока: изучение новых знаний.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    - определять и высказывать под руководством учителя самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

    - cледовать в поведении моральным и этическим требованиям;

    - работать над осознанием ответственности за общее дело.

    Метапредметные:

                    Регулятивные УУД:

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    - проговаривать последовательность действий на уроке;

    - высказывать своё предположение (версию) на основе работы с планом;

    - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

                    Познавательные УУД:

    - ориентироваться  в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

    - владеть основами смыслового чтения заданий;

    - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, презентацию, наглядные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

         

    Коммуникативные УУД:

    - способность формулировать и сохранять учебную цель и задачу;

    - овладение спектром логических действий и операций;

    - построение логической цепи рассуждений;

    - подводить под понятие «падеж» на основе выделения существенных признаков;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

    Предметные:

    - знакомиться с падежными вопросами и вспомогательными словами

    - учиться изменять имена существительные по падежам.

    Оборудование: учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс автор М.С.Соловейчик, светофор красный - зеленый, таблица «падежи» и карточка с планом определения падежа имени существительного.

                Видеозапись открытого урока можно посмотреть по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=fSVkRrIwTUg

    Этап урока

    Взаимодействие в образовательном процессе

    Формирование УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающегося

    1. Самоопределение к деятельности.

    Орг. момент

    Здравствуйте, ребята!

    - Вот и прозвенел звонок, Начинается урок-

    Очень тихо Вы садитесь

    И работать не ленитесь!

     Сегодня на улице такая хорошая погода, поэтому у меня хорошее настроение. Думаю, что и вас тоже.

    Проверим как вы настроены на работу (Светофор красный - зелёный)

    Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение. Желаю вам успешной работы на уроке.

    Чтобы у нас всё получалось, разогреем ладошки, прикоснемся ладошками  друг к другу, передадим хорошее настроение своему однокласснику.

    Запишите число и классная работа.

    Чистописание

    Угадайте, какую букву будем писать сегодня?

    Без него не написать

    День и тень, лень и пень

    Этот очень хитрый знак Нам известен - ….

    - подготовим руку к письму. Гимнастика для пальчиков

    - Вытяните руку и напишите в воздухе мягкий знак. Далее вместе со мной записываем букву и ее соединения.

    - Поменяйтесь тетрадями с соседом и укажите ему где он неверно написал соединение или неаккуратно написал.

    - верните тетради и посмотрите на сою работу, если Вы считаете, что справились с ней и не допустили ошибок поставьте на полях «+»

    Проверяют готовность к уроку.

    Показывают карточки.

    Прикасаются ладошками друг к другу.

    Отвечают на вопросы учителя и выполняют задание.

    Выполняют пальчиковую гимнастику.

    Личностные:

    - обладать мотивационной основой учебной деятельности.

    - определять и выполнять общие для всех правила поведения.

    Регулятивные:

    - оценивать правильность выполнения действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

    - управлять своим настроением (самоконтроль).

    Коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - строить понятные высказывания

    2. Актуализация знаний

    - С каким словом Вы работали дома? (щенок)

    - Какие слова Вы выписали? Давайте подберем вопросы к этим словам.

    - С какой частью речи мы сейчас работали? На какие вопросы она отвечает?

    - Сколько падежей в русском языке? (шесть)

    - О каком падеже мы говорили на прошлом занятии? На какие вопросы отвечает имя существительное в именительном падеже?

    Отвечают на вопросы учителя

    Личностные:

    - осознавать свои возможности в учении,

    - способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием и трудолюбием.

    Познавательные:

    - работать с дополнительной литературой

    Регулятивные:

    - оценивать правильность выполнения действий на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

    - управлять своим настроением (самоконтроль).

    Коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - строить понятные высказывания

    3. Постановка учебной задачи.

    Ребята, как вы думаете, какая же тема нашего урока будет сегодня? Чем мы будем заниматься на уроке?

    - Ребята, послушайте сказку:

    Он еще не родился,  уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительным. Родился – стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным.

    - ребята, какие названия падежей вы услышали? (учитель вывешивает на доске названия падежей).

    Чтобы запомнить правильное расположение падежей запомните стишок:

    Иван Родил Девчонку Велел тащить Пеленку.

    высказывают предположения какая будет тема урока

    перечисляют, чем будут заниматься на уроке, ставят цель и задачи.

    Регулятивные:

    - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить

    - высказывать свое предположение на основе работы с наглядным материалом;

    Коммуникативные:

    вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками;

    - участвовать в коллективном обсуждении.

    Познавательные:

    - осуществлять поиск необходимой информации;

     - наблюдать, сравнивать и делать обобщение о падежах.

     - делать выводы.

    - с опорой на модели строить связные высказывания.

    - формулировать проблемы

    4. Решение учебной задачи

    - Ребята, посмотрите кто прилетел к нам в гости (картинка с воробьем – в клюве у него конверт с заданиями)

    Давайте попробуем их выполнить (на экране разбросаны названия падежей и их вопросы)

    Чтобы хорошо знать падежи и их вопросы, давайте сделаем табличку-подказку (ТПО упр 198 с 58)

    Записываем слово подсказку, вопросы и предлоги и так для каждого падежа.

    Ребята, давайте сделаем вывод и закончим предложения в тексте. (упр 199 )

    Отвечают на вопросы учителя

    Записывают слова подсказки, вопросы и предлоги

    Делают выводы

    Метапредметные результаты:
    Регулятивные:
    оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
    Познавательные: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
    Предметные:
    знакомство с падежными вопросами и вспомогательными словами; формулируют правило

    5. Физкультминутка

    Встали красиво около своих парт и повторяем:

    На болоте две подружки, две зеленые лягушки, Утром рано умывались, полотенцем утирались,

    Ножкам потопали, ручками похлопали,

    Вправо, влево наклонились и обратно воротились.

    Повторяют движения выполняемые учителем

    Личностные: 

    - создавать условия для здорового образа жизни и реализовывать в реальном поведении.

    Регулятивные:

     - принимать участие при выполнении действий по образцу

    6. Первичное закрепление

    Давайте выполним еще одно задание воробья: списать предложения и определить падежи.

    На экране появляются предложения: Серый воробей стучал клювом в окно. Ребята насыпали в кормушку воробью корма. Ребята написали сочинение о воробье.

    Но прежде чем, определять падежи существительного, давайте поработаем с памяткой (стр 79) и составим план

    На доске вывешивается план, определения падежа имен существительного.

    - А вот теперь будем определять падежи.

    - Каком местоимением можно заменить слово «воробей»

    -а как вы думаете, можно ли изменять местоимения по падежам? Проверим наш ответ стр 80.

    - Посмотрите как изменяются местоимения 1-го и 2-го лица в упр 201.

    - Что заметили? (у личных местоимений в именительном падеже нет предлогов, как и у имени существительных)

    - А сейчас я предлагаю Вам командную работу (Приложение 1)

    Отвечают на вопросы с опорой на текст. Аргументируют свою точку зрения. Проявляют интерес к высказываниям товарищей.

    Личностные: 

    - осознают свои возможности в учении.

    Познавательные: 

    - умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя,

    - сами задают вопросы,

    - находят нужную информацию в учебнике

    - подробно пересказывают прочитанное или прослушанное

    Регулятивные:

    - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

    - определяют план выполнения задания

    - соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем

    - корректируют выполнение задания в дальнейшем

    Коммуникативные:

    - участвуют в диалоге

    - сотрудничают в совместном решении проблемы

    7. Итог урока.

    Рефлексия деятельности.

    Итак, ребята, что нового Вы сегодня узнали на уроке? Чем мы сегодня занимались?

    - какие новые падежи Вы сегодня узнали?

    - Как правильно определить падеж?

    - Что было трудно?

    - Кого нужно сегодня отметить? (выставление отметок)

    - У вас на столах лежат карточки – оцените свою работу на уроке (зеленая карточка – хорошо, красная – плохо).

    Домашнее задание: стр 82 упр 206 – прочитайте задание. Все ли вам понятно?

    Спасибо за урок!

    Отвечают на вопросы.

    Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

    Проводят самооценку, рефлексию.

    Записывают домашнее задание.

    Личностные: 

    - осознают свои возможности в учении.

    Познавательные: 

    - умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на простые и сложные вопросы учителя,

    - сами задают вопросы,

    Регулятивные:

    - выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

    - осознают качество и уровень усвоения

    - выполняют оценку результатов работы

    Коммуникативные:

    - выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Приложение 1

    Задание команде № 1

    Добавьте в пословицу слово ум, определите падеж этого слова в пословице.

    1. И сила …… уступает.
    2. В умной беседе быть - ……. Прикупить.
    3. С …… задумано, да без ….. сделано.

    Задание команде № 2

    Добавьте в пословицу слово ум, определите падеж этого слова в пословице

    1.  Что на…….., то на языке.
    2. ……..  да разум надоумят сразу.
    3. Старость придёт – веселье на ……. пойдёт.

    Задание команде №3

    Запиши словосочетания с данными существительными и обозначь падеж имен существительных.

    1. Привет (кому?) (брат, сестра) ________________________________
    2. Радовался (чему?) (весна, праздник) ____________________________
    3. Писать (чем?) (перо, мел) ____________________________________

    Задание команде №4

    Запиши словосочетания с данными существительными и обозначь падеж имен существительных.

    1. Рассказывать (о ком?) (лиса, сова) _______________________________
    2. Урожай (чего?) (овес, пшеница) _______________________________
    3. Рассказ (кого?) (ветеран, гость)__________________________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

    Реферат. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь....

    Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе.

    Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе. Обучение устному пересказу на начальном этапе. ...

    Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся начальной школы методом проектов на уроках английского языка

    Цель современного образования -  общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  Важнейшей задачей обучения ино...

    Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

    Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

    Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературного чтения через поиск и анализ информации"

    В основе данного проекта - формирование дистанционных мероприятий, основанных на работе с информацией, использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности....

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования приёмов драматизации на уроках и во внеурочное время

    @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: #000000; line-height: 120%; orphans: 2; widows: 2 } p.western { font-family: "Liberation Serif", "Times New Roman", se...

    Обобщение опыта работы Дьяковой С.А. по теме "Развитие познавательных универсальных учебных действий путём использования интерактивных методов обучения"

    Здесь представлен  опыт работы по теме " Развитие познавательных универсальных учебных действий путем использования интерактивных методов обучения"...