Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования приёмов драматизации на уроках и во внеурочное время
методическая разработка (3 класс)

Холодкова Галина Алексеевна

Драматизация, являясь достаточно сложным видом творческой деятельности, дает возможность вовлечь всех обучающихся в активную творческую деятельность, формирует у них потребность творить самому, отличается многогранностью по степени воздействия на учеников и многообразием форм организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dramatizatsiya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинская основная школа»

Методическая разработка

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством использования приемов драматизации на уроках и во внеурочной деятельности»

Холодкова Галина Алексеевна,

 учитель начальных классов

«Игра-драматизация дает повод и материал

для самых разнообразных видов детского творчества».

Л. С. Выготский

     Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного  и компетентного гражданина России. В ФГОС записано: «процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей».

     Формирование универсальных учебных действий - процесс трудоемкий, требующий кропотливой систематической работы, особенно это касается коммуникативных УУД. Общепризнанно, что уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, а в целом, далек от желаемого. Формирование коммуникативных универсальных действий я считаю  наиболее важной задачей. Это имеет ключевое значение для психического и личностного развития ребёнка: содействие и сотрудничество выступают как реальная деятельность, внутри которой совершаются процессы психического развития и становления личности. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слушать, а главное, слышать  и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, корректно контролировать работу товарища, грамотно излагать свои мысли, уважать чужое мнение и отстаивать своё, не нарушая нормы этикета.

        Всем знакома песенка про школьную жизнь  «Точка, точка, запятая» из фильма талантливого режиссера А. Митты. В этой детской песенке очень глубокий смысл, в ней раскрывается секрет, который знают даже дети. Секрет о том, «как прожить на белом свете, чтоб из человечка вышел человек». Всё просто. «Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым, умным, честным, сильным, добрым - только и всего!»  Но идти придётся через горы и овраги. «Так что прежде, человечек, выучись ходить».  Эта  детская песенка подтолкнула меня к очень серьезным размышлениям.  Как сформировать у детей вышеперечисленные  качества? Как научить их жить в согласии с людьми, а, главное, с самим собой?  На деле всё не так просто!

      Меня всегда беспокоил и беспокоит вопрос взаимоотношений в детском коллективе.  Дети не умеют сопереживать, сочувствовать, приходить на помощь, обижают слабых, не умеют заботиться о близких, даже приходится сталкиваться со случаями необъяснимой пугающей жестокости. В повседневной жизни  часто приходится быть свидетелем  тревожного и агрессивного поведения детей. Это серьёзная проблема. На эту проблему наслаивается ещё одна: недостаточен уровень речевого развития детей.  

         Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Правильное здоровое взаимодействие ребенка со средой и, прежде всего, с его социальным окружением играет первостепенную роль в его психическом и личностном развитии. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Очень важно, на мой взгляд, чтобы эти переживания носили позитивный характер. Как научить детей правильно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, быть толерантными?          Как-то мне в руки попала статья, где автор описывала прием драматизации. Этот приём показался мне интересным и полезным. Используя элементы драматизации можно живее, ярче, образнее, эмоциональнее  выстроить урок, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению  мотивации детей к обучению.

«Драматизация многофункциональна: она помогает развивать детскую память, мышление, воображение, формирует систему моральных ценностей, способствует познавательной активности, самостоятельности, толерантности, формирует культуру чувств. Но главное предназначение драматизации — создание коммуникативной среды (реальной или условной), которая способна наиболее успешно формировать коммуникативные компетентности младших школьников. Элементы драматизации могут использоваться на всех этапах обучения. Если опираться на законы драматического жанра, то необходимо выделить среди всего спектра коммуникативных составляющих определенный конфликт. На любом учебном занятии с использованием драматизации таким конфликтом будет постановка проблемы урока, при этом интерес детей поддерживается начальной интригой. Учитель становится помощником детей в поиске решения проблемы, а сам ребенок вступает в различные виды взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-класс», «ученик-учитель» и учится не только говорить самостоятельно, но и слышать, а затем анализировать точку зрения всех участников диалога». Эта мысль автора статьи Мальцевой Е.А., пришлась мне по душе, нашла отражение в моей практической деятельности и  стала отправной точкой в работе по теме «Формирование универсальных учебных действий посредством использования приемов драматизации на уроках и во внеурочной деятельности».

      Обратимся к урокам литературного  чтения. На этих уроках драматизация является одним из наиболее часто используемых видов творческих работ. Дети воспроизводят  прочитанное или услышанное с помощью  мимики, жестов, интонации, поз. Это помогает максимально точно и полно понять содержание текста, способствует развитие речи. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, вглядываясь и вслушиваясь, как это делают другие, дети в той или иной мере перевоплощаются в определённого героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, а не просто называть. Драматизация приучает детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии другого человека, что даёт основу для формирования таких качеств, как наблюдательность, чуткость. В игровой ситуации моделируются отношения между людьми, воспроизводится их поведение в реальных ситуациях.  На неоспоримое значение использования драматизации в условиях конкретного урока указывает О.В. Кубасова: «драматизация помогает глубже проникнуть в произведение, вызывает сочувствие героям, становится средством выражения собственного отношения ребёнка к прочитанному, даёт ему возможность самовыражения. Также помогает создать на уроке естественную речевую ситуацию, повышает коммуникативность речи детей, оказывает положительное влияние вообще на речь (обогащение словаря, правильное синтаксическое построение, выразительность)».  Итак, приём драматизации отличается многогранностью воздействия на личность ребёнка. В зависимости от задач, методики проведения, степени активности и самостоятельности учителя и учеников исследователи - методисты выдели несколько видов драматизации. Наиболее полно этот вопрос разработан Л.Д. Мали, которая предлагает следующие формы работы:

- чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

- чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев;

- постановка «живых картин» к произведению;

- составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики;

- драматические импровизации;

-развёрнутые драматические представления с декорациями, костюмами;

- пантомима.

      Эти формы работы мною опробованы. Я убедилась в их эффективности и пришла к заключению, что драматизация, являясь достаточно сложным видом творческой деятельности,  дает возможность вовлечь всех обучающихся в активную творческую деятельность, формирует у них потребность творить самому,  отличается многогранностью по степени воздействия на учеников и многообразием форм организации.  По словам Кубасовой О.В., именно драматизация «...таит в себе большие возможности для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения к тексту; в ней осуществляется счастливое сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся». Теперь о том,  при изучении каких произведений я использую прием драматизации и как строю работу на уроке.      Драматизация – это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое эмоциональное и логическое осмысление произведения, во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах.  Произведение прочитано, усвоено содержание, дана характеристика героев, рассмотрены языковые и художественные особенности. И только теперь возможна инсценировка произведения. Форма драматизации  может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной в зависимости от количества участников. Драматическое общение может строиться в форме монолога, диалога, полилога в зависимости от содержания. Имитация, выразительное чтение, инсценировка, ролевая игра и спектакль — виды драматизации в зависимости от степени творческой составляющей. Имитация меньше всего связана с творческим процессом, но именно она позволяет отработать правильную артикуляцию, четкое произношение различных звуков, найти верную интонацию, то есть овладеть определенными единицами речи, необходимыми для непосредственного общения.

      Выразительное чтение является основным видом в работе над слуховыми образами, смысловыми ассоциациями, ритмом и эмоциональным рисунком звучащей речи.  Работу над выразительным чтением считаю очень важной и провожу на каждом уроке. Начинается она с речевой разминки. Не всякое произведение годится для драматизации. Инсценировать можно тексты, имеющие яркий, интересный сюжет с выраженным конфликтом, диалогом, запоминающимися характерами. Это сказки, басни, притчи, рассказы о детях и т.д. Включая в урок элементы драматизации, я сначала обдумываю следующие этапы работы:

- восприятие материала, который предстоит драматизировать;

- анализ содержания и языка произведения в целях проведения драматизации:

- воссоздание обстановки действия (выборочное чтение или частичный пересказ, графическое или словесное рисование) с целью мысленного оформления декораций;

  - перечисление действующих лиц с целью определения количества ролей и их исполнителей;

- описание внешности персонажей с целью выразительного разыгрывания в лицах;

- выделение особенностей речи действующих лиц, если они имеются, с целью передачи живой речи героев;

- характеристика персонажей с целью выразительного разыгрывания в лицах;

- определение порядка и мотивов действий героев с целью напоминания актерам последовательности сюжета;

- разработка мизансцены (расположение героев) с целью «оказания помощи» учителю-режиссеру в постановке произведения или эпизода из него;

- определение исполнительских задач, которые обуславливаются идеей реализации авторского замысла;

 - выбор выразительных средств для осуществления намеченных задач;

- драматизирование наиболее существенных или трудных для исполнения моментов;

 - анализ качества исполнения с точки зрения воплощения идеи литературного источника и общей выразительности;

    - заключительный показ;

- подведение итогов проделанной работы и оценка ее результатов.

        Во 2 классе мы читаем произведение Н. Носова «На горке». После чтения и анализа рассказа Н.Носова «На горке» я предлагаю детям изобразить «живую картину», немую сцену: ребята вышли во двор и увидели испорченную песком горку:

- кто-то развел руками;

- кто-то схватился за голову;

-кто-то наклонился над горкой, пытаясь понять, нельзя ли песок убрать;

- кто-то уже взялся за лопату с целью исправить положение и т. п.

Далее дети распределяют роли и инсценируют разговор ребят с Котькой.  Выделив из текста границы сцен, учащиеся работают над каждой сценой по плану:

1) чтение текста вслух с уточнением диалогов;

2) подробное устное описание декораций;

3) подробное устное описание действующих лиц;

4) коллективный подбор актеров;

5) проигрывание сцены перед классом.

  Важным этапом является продумывание декорации, обстановки действия.

       Уроки-драматизации помогают школьникам пополнять словарный запас, находить ключевые слова в предложениях и текстах, делают их речь более нормированной, грамотной, четкой. В процессе данной работы претерпевает изменения и внешняя сторона детской коммуникации: ребята приобретают навыки использования собственного голосового диапазона, разнообразного интонационного рисунка речи, свободного и правильного дыхания, выражения различных эмоциональных состояний (грусти, радости, тревоги, восхищения, удивления и т. д.).

       Работу, начатую на уроке, продолжаю во внеурочное время в рамках работы классного руководителя. Драматизация стала  интересным и полезным мероприятием для всего детского  коллектива.  Мы подготовили и показали зрителям несколько спектаклей. В инсценировке произведения «Кошкин дом» приняли участие дети из других классов. Важно вовлечь всех детей и каждому дать  посильную работу. Если заинтересовать детей по-настоящему, тут только увидишь,  насколько дети талантливы, как они инициативны. Предложения сыплются как из рога изобилия. Если увлекутся, то могут много сделать, даже то, что учитель предположить не может. И вот тут важно прислушиваться к мнению детей, даже если это нарушает планы, меняет ход работы.  Надо дать каждому ребёнку возможность реализовать себя, свои задумки, раскрыть свои личностные  качества. Вот пример. Готовим инсценировку «Кошкин дом». Я предлагаю портрет кота Василия. София заявляет: «Нет, я кота Василия вижу по-другому. Только дайте мне большой лист». Через день приносит портрет, от вида которого все в восторге. Автор счастлива. Теперь она у нас главный художник. Ещё пример. Готовим праздник для первоклассников. Предложенная мной сценка отвергнута, не понравилась. Решили написать сами. Работа закипела.  Сочинили рассказ «Как Вася Петров стал отличником», распределили роли, обговорили костюмы.  Постановка прошла с большим успехом,  понравилась всем, особенно авторам.  После таких выступлений у детей   появляется еще большее желание и  потребность творить самому. Вот что важно!  Начинаем готовиться к празднику, сразу предложение: «Давайте сделаем спектакль».  Теперь у нас есть возможность  снимать наши постановки. С удовольствием пересматриваем, анализируем.  Самый доступный вид импровизации - постановка сценок из жизни детей, для этого можно использовать пословицы, данные в учебнике после изучения некоторых произведений.

     Проведение драматизации во всех ее видах способствует пробуждению творческой мысли детей, возникновению желания, потребности к созданию самостоятельных мини- произведений, сцен на основе личных наблюдений, собственного опыта. Мои дети любят драматические импровизации. Придумывают живые непосредственные диалоги и разыгрывают их  в лицах. В процессе подготовки дети вовлечены в творчество.

     В результате этой работы меняется атмосфера в классе: коллективные переживания сплачивают, укрепляют дружбу. У детей формируются навыки речевой культуры, связная речь для выражения своих мыслей. Работа в группе учит общаться, приходить к единому мнению, обосновывать и доказывать свою точку зрения и учитывать мнение других людей, планировать общие способы работы. Работу с детьми строю таким  образом, чтобы  формировать у детей уважительное отношение  к себе и окружающим, терпимость к мнению собеседника, учу находить  компромисс в нужной ситуации. Между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь. Эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их первым восприятием и пониманием. Важно, чтобы дети это понимали. Много внимания уделяю формированию у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения. И включение элементов драматизации в учебно-воспитательный процесс в значительной мере этому способствует. Считаю, что необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Замечу, что учитель должен быть сам образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.
     Результативность приёма драматизации, конечно же, зависит от сочетания с другими методами и технологиями. Но при систематическом и правильном использовании он помогает решить основные коммуникативные и общеобразовательные проблемы: устранить страх ребенка перед общением («речебоязнь»), помочь ему обрести веру в себя, научить преодолевать трудности в различных ситуациях общения, способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка.  Дети приобретают опыт публичных выступлений. Учителя-предметники отмечают, что  у детей моих классов лучше сформированы навыки общения, они  имеют более высокий уровень речевого развития, держатся увереннее на уроке, умеют вести диалог.

   

Литература

1. Кубасова О.В. «Приём драматизации на уроках обучения грамоте». - Начальная школа. - 1985. -№4.- С.21
2. Мали Л.Д. «Элементы драматизации на уроках чтения». - Начальная школа. - 1981. - №3. - С.27
3.Львов М.Р. «Методика развития речи». - Издательство «Просвещение», 1975

4.Светловская Н.Н. «Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения  чтению». -Начальная школа. - 1983. - №10. - С.ЗЗ
5. Мальцева Е. О. «Элементы драматизации как средство формирования коммуникативных навыков младших школьников». Молодой ученый. — 2016. -№13.3. — С. 58-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения

В соответствии с введением новых ФГОС  большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...

Выступление по теме: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальных классах (УУД) на уроках литературного чтения.»

Значение термина УУД. 3 уровня сформированности УУД на уроках литературного чтения в начальных классах. Виды упражнений, формирующие УУД....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий первоклассников посредством театральной деятельности.

Театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающие формирования отношения младшего школьника к окружающему миру,  отношения к себе, к другим, поз...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 2 класса на уроке литературного чтения на основе произведений устного народного творчества

Формирование коммуникативных УУД в курсе литературного чтения приводят к развитию основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Тем самым введение комплекса...

Диагностика и формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся в начальной школе (на уроках окружающего мира)

В статье раскрывается понятие коммуникативных универсальных действий и способов их диагностики. Даются способы развития коммуникативных универсальных учебных действий. Делается вывод, что сформированн...