Доклад в рамках стажировочной площадки по ФГОС "Механизмы реализации универсальных учебных действий посредством современных педагогических технологий"
статья (4 класс) на тему

Платон Валентина Сергеевна

Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний («знаю, что…») к области умений («знаю, как…»). Поэтому уже Стандарт первого поколения (2004 г.) нацелил нас не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика, а Стандарт второго поколения (2009 г.) напрямую говорит о том, что целью образования является развитие личности ученика на основе освоения способов деятельности. Как же получить этот новый образовательный результат? Для ответа на этот вопроснеобходимо: 

1) Подробно описать новый результат, ответить на вопрос: «Зачем учить?» (Цель.)

2) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопрос: «Чему учить?» (Содержание.)

3) Подобрать технологии и методики и ответить на вопрос: «Как учить?».

УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. И сегодня важно создать новые условия для такой деятельности. Для этого необходимо изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образова­тельную среду. И если нам удастся все это реализовать на практике, то мы получим выпускника, который на выходе из начальной школы: 

1) будет любознательным, активно и заинтересованно познавать мир;

2) будет владеть основами умения учиться, станет способным к организации собственной деятельности;

3) будет любить свой народ, свой край и свою Родину;

4) научится уважать и принимать ценности семьи и общества;

5) будет готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

6) станетдоброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

7) будет выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение
муниципального образования город Нягань
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
имени Августы Ивановны Гордиенко,
почетного гражданина города Нягани

Механизмы реализации универсальных учебных действий посредством современных педагогических технологий

Подготовила: Платон Валентина Сергеевна

                          учитель начальной школы

                          высшей категории

По современным данным, объем научных знаний в мире удваивается примерно через каждые 8–10 лет. Это означает, что как бы школа не старалась успевать за развитием науки, содержание образования, которым овладевают учащиеся, быстро стареет по многим параметрам и нуждается в коррекции. Поэтому на современном этапе для ученика очень важно уметь самостоятельно и творчески мыслить, пополнять и обновлять знания, отбирать главное в море информации, следовательно, результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.

Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний («знаю, что…») к области умений («знаю, как…»).Слайд 2

Поэтому уже Стандарт первого поколения (2004 г.) нацелил нас не только на передачу знаний, но и на развитие личности ученика, а Стандарт второго поколения (2009 г.) напрямую говорит о том, что целью образования является развитие личности ученика на основе освоения способов деятельности. Как же получить этот новый образовательный результат? Для ответа на этот вопроснеобходимо: Слайд 3

1) Подробно описать новый результат, ответить на вопрос: «Зачем учить?» (Цель.)

2) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопрос: «Чему учить?» (Содержание.)

3) Подобрать технологии и методики и ответить на вопрос: «Как учить?».

I. Зачем учить?

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) говорится о том, что целью образования сегодня является «достижение не только предметных образовательных результатов, но и, прежде всего, формирование личности учащихся и овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования».

Данное определение полностью совпадает с социальным заказом родителей, которые хотят, чтобы их ребенок в современной жизни был успешен и  на выходе из школы обладал следующими качествами: умел ставить цель и добивался ее, умел ориентироваться в мире, самостоятельно добывал и применял знания, умел адаптироваться к ситуации, умел общаться, умел заботиться о других и был нравственным человеком.Слайд 4

Таким образом, мы видим, что сегодня у нас совпадают цели общества и государственные цели, которые закреплены в ФГОС  НОО.

Сегодня образовательные результаты интересуют нас больше всего. ФГОС НОО определил в качестве главных результатов не только предметные, но личностные и метапредметные – универсальные учебные действия (УУД). Слайд 5

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений. Слайд 6

Теоретико-методологической основой Программы развития УУД является системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова и  достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и «ЗУНовской» парадигм образования. Слайд 7

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:личностный, регулятивный (включая саморегуляцию), познавательный (включая логические, познавательные и знаково-символические), коммуникативный. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер и лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Слайд 8

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действияобеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные действиявключают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Уровень сформированности УУД зависит от: Слайд 9

  • способов организации учебной деятельности и сотрудничества;
  • деятельности школьника.

Вот мы и ответили на вопрос «Зачем учить?»

II. Чему учить?

Получается, что УУД более важны для человека в жизни, чем содержание конкретных предметов. Зачем тогда их изучаем? А изучаем мы их для того, чтобы сформировать у учеников эти действия и научить применять их в жизни. Каждый предмет помогает человеку решать определенные группы жизненных задач. И главное в изучении предмета – не набор знаний, а система умений по использованию предметного содержания.

Объяснение учителя передает ученику знания, но научиться действовать он может только в процессе самого действия. Следовательно, наиболее важное значение приобретают учебные задания, которые даем детям. Каждое из заданий будет развивать главное, ключевое умение, без которого невозможно получить результат.Слайд 10.

Как формировать УУД?Предметные умения формируются последовательно: на одной теме определенного предмета школьники осваивают одни умения, на другой – другие. При этом ученики понимают, чему они учатся в данный момент.

 Но учитель в каждый отрезок времени должен договариваться с детьми, какое умение они будут развивать, и подбирать для этого соответствующие задания.

С помощью каких заданий можно достичь метапредметного результата?Небходимо использовать специально подобранные задания, выбирая их из арсенала учебника. При этом ориентироваться надо не только на логику предметного содержания, но и на характер того умения, которое договорились развивать со своими учениками. Если такого задания нет в данной конкретной предметной теме, необходимо модифицировать имеющееся задание, переформулировав его.

Приведем примеры. Даны два задания по дисциплине «Окружающий мир», 3 класс. Какое из заданий позволит достичь метапредметного результата?

1) Перескажи текст о Петре I.

2) За что люди стали называть Петра Великим?

В первом случае ученик попросту воспроизведет чей-то чужой текст. У него, может быть, и родятся собственные ощущения и переживания относительного того, что он будет пересказывать, но само задание вовсе не ориентирует его на то, чтобы он это высказал.

Такой формулировкой мы ориентируем ученика на то, чтобы он высказал свою точку зрения и попытался ее обосновать, и задание начинает работать на получение личностного результата.

Первые задания в этих примерах – это традиционные задания, которые присутствовали в учебниках советского периода (хорошие учебники и для своих целей – передачи знаний – очень подходящие). Но если мы теперь меняем цель, и она у нас становится деятельностного типа, а наша задача – развивать деятельность, то соответственно и задания должны измениться, они должны стать продуктивными.

Вот мы и ответили на вопрос «Чему учить?»

III. Как учить?

ФГОС акцентирует внимание учителей на необходимости использования современных образовательных технологий деятельностного типа, благодаря которым на уроках будет развертываться деятельность учеников, а учитель сможет выступать в роли «партнера», а не в роли «ментора-наставника».

Технология - от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). 

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).Слайд 11

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические технологии обучения. Тем не менее, можно выделить  следующие наиболее характерные инновационные технологии, выбранные школой для наиболее успешного осуществления образовательного процесса:

  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Личностно-ориентированные технологии
  • Проектные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Технология проблемного обучения.

Прежде чем говорить о педагогических технологиях, нельзя не сказать, что в нашей школе реализуются 4 программы. Слайд 12.

Учителя начальных классов, работающие по данным программам нашей школы используют в своей практике технологию игрового обучения, проблемно-диалогическую технологию, проблемно-поисковую технологию, технологию сотрудничества, технологию проектной деятельности, технологию интерактивных методов.Слайд 13.

Сегодня мы не можем себе представить современный урок без использования информационно-коммуникационных технологии. И на слайде мы видим преимущества данной технологии. Слайд 14.

2.Технология игрового обучения.

   Уже на этапе адаптации к школе перед учителем  начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, творчество ребёнка, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.Слайд 15.

     Игры уменьшают степень нервно-психологического напряжения, содействует созданию положительных эмоций у учащихся, помогают результативному овладению знаниями.

Для развития интеллектуальных способностей, развития логического мышления, внимания и памяти можно и нужно использовавть в своей работе следующие игры:

Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой – либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже.Слайд 16.

  Игры на формирование умения анализировать: найдите пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу «из чего состоит, что делает».Слайд 17.

По мнению В. Сухомлинского, «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости  и любознательности» [3]. С помощью компьютерного оборудования успешно применяю в работе такие игровые стратегии как «Аукцион задач», «Математический марафон»,  «Творческое задание».

3. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос «Как научить учеников ставить и решать проблемы?». Если мы сравним 2 урока – традиционный и проблемно-диалогический, то увидим, что на традиционном уроке почти все действия выполняет учитель: он организует проверку домашнего задания, сам сообщает тему урока, сам ее объясняет и организует повторение. Нацелен такой урок, прежде всего, на заучивание материала.Слайд 18.

На проблемно-диалогическом уроке учитель только создает проблемную ситуацию и побуждает детей самих сформулировать проблему. Он организует поиск решения, не предлагая готового объяснения. Учитель предлагает ученикам самим сформулировать собственное решение. В конце урока дети сами придумывают схемы, составляют алгоритмы, рифмуют выведенные  правила, т. е. создают собственный продукт. Таким образом, учитель на таком уроке выступает в роли «режиссера» учебного процесса, а ученики совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу).

В данной технологии можно использовать проблемный, исследовательский методы и метод дискуссий при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех учащихся использую методику учебного сотрудничества.

4. Технология обучения в сотрудничестве. Слайд 19.

Поскольку в основе развития УУД в основной школе лежит системно-деятельностный подход оно принимает характер сотрудничества.

 Технология  обучения в сотрудничестве  предусматривает работу в парах, работу в группах и тут возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеником» (работа в группах), «ученик – компьютер» (использование ИКТ).

Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими учениками или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. Плюс этой работы заключается в том, что более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища, в том, что  все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность и получают совместный результат.

5. Проектные технологии

Проект- это план, замысел, в результате которого автор должен получить что- то новое: продукт, программу, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – одна из формисследовательской работы.

Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, рационально подходить к процессу познания, т.е. учит учиться, а главное, учит умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности, развитию коммуникативных универсальных учебных действий.Слайд 20.

Участвуя в проекте, школьники включаются в творческую, практическую деятельность. Ребенок не просто получает знание, научные сведения, он овладевает научным методом, что принципиально отлично от простого усвоения информации.

6.Технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). Слайд 21.Главной отличительной чертой интерактивных технологий обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. Вовлекаясь в интерактивную деятельность, учащиеся учатся критически мыслить, решать самостоятельно поставленные задачи на основе анализа информации, извлекаемой из различных источников, участвовать в дискуссиях, доказывать правильность своего мнения, совместно решать значимые проблемы.

7. Здоровьесберегающие технологии

(смена видов деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма, перевода; чередование видов активности – интеллектуальной, эмоциональной, двигательной и т.д.)

Формирование осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни. Всё это способствует формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Итак, поведём итог. Слайд 22.Так, какую группу новых результатов развивает педагогические технологии? В первую очередь – это регулятивные УУД – это умение поставить цель, составить план действий, осуществить действия, свериться с целью. Это и есть короткое описание регулятивных учебных действий. Весь этот алгоритм – это обучение порядку в любой деятельности.

Коммуникативные УУД, т. к. диалог предполагает, что учитель и ученики находятся в состоянии поиска понимания друг друга.

Развитие познавательных УУД обусловлено тем, что проблема всегда связана с некой логической задачкой, решением какого-то познавательного вопроса.

Личностный результат достигается только в том случае, если проблема связана с нравственном выбором.

         Из сказанного выше видно, что УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности. И сегодня важно создать новые условия для такой деятельности. Для этого необходимо изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

И если нам удастся все это реализовать на практике, то мы получим выпускника, который на выходе из начальной школы: Слайд 23.

1) будет любознательным, активно и заинтересованно познавать мир;

2) будет владеть основами умения учиться, станет способным к организации собственной деятельности;

3) будет любить свой народ, свой край и свою Родину;

4) научится уважать и принимать ценности семьи и общества;

5) будет готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

6) станетдоброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

7) будет выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Спасибо за внимание. Слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Проект «Как формировать универсальные учебные действия посредством программного обеспечения Microsoft и Intel»

Целью  проекта является создание образовательной среды, которая позволяет формировать универсальные учебные действие у учащихся 1 класса в образовательном пространстве учителя посредством програм...

Формирование универсальных учебных действий посредством обучения в действии и движении

В статье описываются наглядные пособие при изучении чисел первого и второго десятка....

Доклад на тему «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий» (Из обобщения педагогического опыта)

Доклад на тему «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий» (Из обобщения педагогического опыта)...

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подходаЦель моей педагогической деятельности считаю, рациональное использ...