Главные вкладки

    Проект «Как формировать универсальные учебные действия посредством программного обеспечения Microsoft и Intel»
    проект (1 класс) по теме

    Буренченко Инна Петровна

    Целью  проекта является создание образовательной среды, которая позволяет формировать универсальные учебные действие у учащихся 1 класса в образовательном пространстве учителя посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel. Проект представлен в виде текстового документа, презентации, видеопрезентации (http://www.youtube.com/watch?v=-9UBuhWSbu0)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_rabota.docx645.31 КБ
    Файл prilozheniya_krome_5.docx1.02 МБ
    Файл prilozhenie_5.docx2.96 МБ
    Файл file1.pptx655.08 КБ
    Файл ssylki.docx10.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ

    Юго-Восточное окружное управление

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «Школа здоровья»№ 1858

    109649: г. Москва, Капотня, 5-й квартал, д. 29                        e-mail: 1858@mail.ru

    Тел: (495) 355-0000, 355-0100                                                        сайт:  www.co1858.ru

    Факс: (495) 355-0000

    ДИПЛОМАНТ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

    «ЛУЧШАЯ ШКОЛА РОССИИ», «АКАДЕМИЧЕСКАЯ ШКОЛА»

    1997-2012 гг.

    Руководитель образовательного учреждения,

    Стрельцов Владимир Николаевич, заслуженный  учитель РФ,

    к.п.н., Академик  Академии творческой педагогики.

    Проект

    «Как формировать универсальные учебные действия посредством программного обеспечения Microsoft и Intel»

    Автор проекта: Буренченко И.П.

    Москва

    2012/2013 уч. год.

    Содержание.

    Введение………………………………………………………………… 3 - 6

    Глава 1. Практико - ориентированные подходы к решению проблемы формирования универсальных учебных действий посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel………………………………………….. 7 - 17

    1.1.Стандарты второго поколения с точки зрения отражения в них необходимости формирования универсальных учебных действий у учащихся 1 класса…………………………………………………………………… 8 - 14

    1.2.Программное обеспечение Microsoft  и Intel как возможный инструментарий формирования универсальных учебных действий…. 14 - 17

    Глава 2. Формирование универсальных учебных действий  у учащихся 1 класса в образовательном пространстве учителя посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel…………………………………………… 18 - 29

    2.1.Комплекс заданий, формирующих универсальные учебные действия у учащихся 1 класса………………………………………………………… 19 -24

    2.2.Апробация (опытно-экспериментальная проверка) разработанных заданий……………………………………………………………………..25 - 29

    Заключение………………………………………………………………...30 - 31

    Список использованной литературы…………………………………….32 - 33

    Приложения 1 -11………………………………………..………………..34 - 78

    Введение

    Сегодня уже никому не нужно доказывать  справедливость мнения, согласно которому «существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества» [10, 5]. Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных технологий и требует от  системы образования подготовки специалистов нового уровня, способных работать с информацией, представленной в разных видах, свободно ориентирующихся в ИКТ – технологиях, владеющих некими универсальными способами действий, которые позволяют «принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации» [9]. Как следствие – принятие новых стандартов в образовании с их требованием формирования у учащихся универсальных учебных действий (далее – УУД) и такого их элемента, как ИКТ – компетентность.

    На переднем крае революции в образовании оказалась начальная школа, ведь именно с неё начались перемены. Именно на учителя начальной школы лёг груз необходимого и неизбежного новаторства. Почему груз? С одной стороны, ему предоставлены: возможности повышения собственной ИКТ – компетентности, информационное пространство для создания необходимой образовательной среды, зачастую - необходимые технические средства (так, в моём классе есть и стационарный ПК, и сенсорная доска, и МФУ, и камера, и фотоаппарат, и нетбуки у детей), и программное обеспечение (у нас это программное обеспечение Microsoft  и Intel) . Кажется – работай в удовольствие. Однако, посмотрим на проблему с другой стороны. При значительном объёме методической литературы, посвященной формированию УУД, умной, хорошей, нужной, - никакой конкретики. Всякий раз, оформляя очередную неделю образовательного пространства, учитель вынужден сам не только разрабатывать задания для учащихся, но и планировать, какие УУД он будет формировать на этот раз. То есть работа в образовательном пространстве – творчество учителя, который вынужден помимо основных обязанностей выполнять функции методиста, научного работника, пользователя ПК, учителя информатики… Не много ли на одного, пусть образованного, умного и творческого человека? К тому же, нельзя забывать, что творчество – процесс во многом стихийный, а образование требует упорядоченности. Стихийность формирования УУД находит отражение «в острых проблемах школьного обучения: в значительном разбросе успеваемости, несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте отклоняющегося поведения» [6].

    Отсюда – проблема, актуальность которой для учителя начальной школы очевидна: как формировать УУД в образовательном пространстве посредством данного учителю программного обеспечения? Как сделать так, чтобы этот процесс был целенаправленным, планируемым и результативным? Какие задания целесообразно предложить учащимся?

    Составляющей работы над проектом стал анализ литературы по проблеме, и в первую очередь -  анализ нормативных документов: закона РФ «Об образовании» (статьи 7, устанавливающей Федеральный государственный образовательный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в частности, его части второй, выдвигающей требования к результатам освоении основной образовательной программы начального общего образования). Также нами была проанализирована Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, где универсальным учебным действиям посвящена часть 2.1 (приводится их классификация и перечень) и часть 4 (подпрограмма формирования УУД даёт понятие, функции, состав и характеристики УУД, описывает их связь с содержанием учебных предметов). Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ уточняются и конкретизируются в пособии «Планируемые результаты начального общего образования». Характеристика процесса обучения в информационно-образовательной среде, новые требования к методам и технологиям обучения освещаются в книге Е.О.Ивановой «Теория обучения в информационном обществе». Особенности формирования УУД и ИКТ – компетентности на уроках различных предметных областей подробно рассматриваются в пособии Е. И. Булин-Соколовой и др.; этой же проблеме посвящены статьи О.М. Арефьевой,  М.В. Дубовой и  В.П.Сульдиной. Вопросы проектирования УУД в начальной школе  освещаются в монографии А.Г. Асмолова и др. Организация мониторинга уровня сформированности УУД описывается в статьях И.И.Пеньевской и Ю.Ю.Пасынок. Анализ литературы по теме исследования показал отсутствие учебно-методического пособия, содержащего систему конкретных заданий, формирующих конкретные УУД. Таким образом, новизна и целесообразность нашего проекта очевидна.

    Целью нашего проекта является создание образовательной среды, которая позволяет формировать универсальные учебные действие у учащихся 1 класса в образовательном пространстве учителя посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel.  

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    1.Проанализировать стандарты второго поколения с точки зрения заложенных в них требований к перечню и содержанию УУД в 1 классе.

    2.Осуществить отбор программного обеспечения Microsoft и Intel, необходимого для достижения цели проекта.

    3.Создать в информационном пространстве комплекс заданий, направленных на формирование УУД у учащихся 1 класса.

    4.Апробировать созданный комплекс в учебной деятельности.

    5.Продиагностировать уровень сформированности у учащихся УУД в результате проекта

    Планируемый результат проекта (его продукт) - это система заданий, формирующих УУД у  учащихся 1класса в информационном пространстве посредством программного обеспечения Microsoft и Intel на определённом временном отрезке учебной деятельности.

    Предметом проекта являются способы формирования УУД в информационном пространстве посредством программного обеспечения Microsoft и Intel. Объектом проекта выступает процесс формирования УУД.

    При работе над проектом мы использовали следующие методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование, классификация, эксперимент.

    Проект краткосрочный (апрель 2013 года).

    Практическая значимость нашего проекта в том, что его результаты могут быть применены учителями начальной школы в практической деятельности (как урочной, так и внеурочной; при организации дистанционного обучения).

    Наш проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава носит теоретический характер и описывает стандарты второго поколения с точки зрения отражения в них необходимости формирования УУД у учащихся 1класса и обосновывает отбор программного обеспечения как возможного инструментария формирования УУД. Вторая глава носит практический характер и описывает комплекс заданий, формирующих УУД у учащихся 1 класса, и результаты их апробации. Приложения содержат схемы, таблицы.

    Глава 1. Практико - ориентированные подходы к решению проблемы формирования универсальных учебных действий посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel.

    Целью главы является раскрытие практико-ориентированных подходов к решению проблемы формирования универсальных учебных действий у учащихся 1 классов в образовательном пространстве учителя посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    во-первых, раскрытие содержания стандартов второго поколения с точки зрения отражения в них предписания формирования УУД у учащихся 1 классов;

    во-вторых, анализ целесообразности использования программного обеспечения Microsoft  и Intel как возможного инструмента формирования УУД в образовательном пространстве учителя.

    1.1. Стандарты второго поколения с точки зрения отражения в них необходимости формирования универсальных учебных действий у учащихся 1 класса

    С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009года №373. Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 7 Закона РФ «Об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». [1].

    Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

    «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» формулирует требования к результатам обучения.

    Личностные результаты включают «готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности» [2, 7].

    Предметные результаты включают «освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира» [2,8].

    Метапредметные результаты включают «освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметных понятий» [2, 7-8].

    Под универсальными учебными действиями (далее – УУД) понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – «Программа формирования универсальных учебных действий». Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе «Примерной основной образовательной программы начального общего образования» задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

    «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения» рассматривает универсальные учебные действия:

    • в широком значении - умение учиться, т.е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [3,99];
    • в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3,99].

    «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования» отмечает, что универсальность учебных действий проявляется в их четырёх особенностях:

    • носят надпредметный характер;
    • обеспечивают целостность развития и саморазвития личности;
    • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
    • лежат в основе любой деятельности учащихся[3, 100].

    Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия [3, 43].

    Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

    Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

    Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

    Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся [4, 14-21].

    Содержание универсальных учебных действий, формирование которых необходимо в 1 классе начальной школы с учётом возрастных особенностей первоклассников, можно представить в виде таблицы (см. Приложение 1).

    Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД. «Программа формирования универсальных учебных действий» на ступени начального общего образования содержит «Подпрограмму формирования ИКТ-компетентности», которая описывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные универсальные учебные действия и соответствующие им технологические навыки, которые формируются в контексте изучения различных учебных предметов.

    Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно (О.Б. Зайцева, А.Л. Семенов, В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Мы исходим из того, что информационная компетентность - это интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности.

    С точки зрения деятельностного подхода в структуре информационно-функциональной компетентности выделяются разделы:

    1) сбор и хранение информации;

     2) поиск информации;

     3) восприятие, понимание, отбор и анализ информации;

     4) организация и представление информации;

     5) создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;

     6) планирование информации, коммуникация;

     7) моделирование;

     8) проектирование;

     9) управление.

    Так как формирование ИКТ-компетентности учащихся реализуется средствами различных учебных предметов, практическая деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащихся должна строиться «в соответствии с логикой их формирования внутри предметных курсов (русского языка, литературного чтения, математики и информатики, окружающего мира)» [8, 7].

    Наиболее активно взаимодействующей с информационно -коммуникационными технологиями  является личностно-ориентированное обучение, представленное технологиями:

    •  обучение в сотрудничестве;
    • метод проектов;
    • разноуровневое обучение;
    • развивающее обучение;
    • интернет-технология;
    • проблемное обучение;
    • вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность с применением ИКТ и другие.

    В качестве инструментария формирования УУД и ИКТ – компетентности учителю начальной школы предложено информационное пространство на сайте nachalka.seminfo (см. Приложение 2). В руках педагога оно становится информационно-образовательным, то есть представляющим собой «неразрывное единство информации, средств её хранения и производства, методов и технологий работы, обеспечивающих получение информации субъектами в целях образования» [10, 29], иначе говоря, функционально предназначенным.

    От компетентности педагога зависит, будет ли в рамках информационного пространства создана информационно-образовательная среда (далее - ИС), то есть совокупность условий, в которых будет разворачиваться образовательный процесс. Требования к информационно-образовательной среде являются составной частью Стандарта, где она определяется как «системно организованная совокупность информационного технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования» [10, 31].  ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.

    Итак, ФГОС НОО, среди прочего, формулирует метапредметные результаты обучения, которые включают освоение учащимися УУД как умения учиться и совокупности способов действия, обеспечивающих это умение. УУД группируются в 4 основных блока (личностные, регулятивные познавательные, коммуникативные); элементом их формирования является формирование ИКТ – компетентности. Работа учителя по формированию УУД должна быть планомерной и непременной. Одним из инструментов формирования УУД является образовательное пространство учителя, в рамках которого должна быть создана информационно – образовательная среда.

    1.2. Программное обеспечение Microsoft  и Intel как возможный инструментарий формирования универсальных учебных действий

    Одной из составляющих информационно – образовательной среды является техническое обеспечение.

    В качестве инструментария формирования УУД и информационной компетентности в нашем Центре образования используется программное обеспечение Microsoft  и Intel. Почему? Попытаемся обосновать этот выбор.

    Почему мы выбираем программное обеспечение Microsoft?

    1)потому что это признанный мировой лидер.

    Корпорация Microsoft является признанным мировым лидером в производстве программного обеспечения и предлагает широкий спектр программных продуктов для делового и личного пользования. Сегодня лицензионное программное обеспечение Microsoft установлено и используется на сотнях тысяч рабочих станций во всем мире. На основе продуктов Microsoft ведутся проекты по внедрению мощных информационных систем в крупнейших отечественных компаниях и государственных организациях;

    2)потому что корпорация использует новейшие достижения информационных технологий.

    Программные продукты корпорации Microsoft используют новейшие достижения информационных технологий и позволяют существенно повысить эффективность труда;

    3)потому что это продукты корпорации высочайшего качества.

    Программные продукты корпорации Microsoft пользуются огромной популярностью во всем мире и получили широкую поддержку сторонних компаний, предлагающих сервисные услуги на компьютерном рынке;

    4)потому что сегодняшним ученикам начальной школы в средней школе понадобится умение работать с программными продуктами корпорации Microsoft, а значит, обеспечивая преемственность образовательного процесса, учитель начальной школы обязан их этому научить.

    Для работы над настоящим проектом, учитывая возрастные особенности первоклассников, мы выбрали следующее программное обеспечение Microsoft.

    1.Microsoft Office Word.

    К достоинствам этого текстового редактора можно отнести:

    -широкое использование не только на домашних компьютерах, но и в условиях офиса разных организаций и компаний; таким образом, обучая работе с этим текстовым редактором, мы работаем на перспективу и социализируем учащихся;

    -множество функций;

    -он позволяет создать грамотный текст, отредактировать безграмотный,  красиво оформить его при необходимости;

    -он позволяет работать с таблицами, графиками и диаграммами, а значит, формировать такие УУД, как систематизация, классификация и моделирование.

    2.Microsoft Office PowerPoint, что позволяет:

    -создавать учебную презентацию, в том числе по теме исследования;

    -демонстрировать на уроке презентацию проекта;

    -представлять отчет о проделанной работе.

    3. Paint.

    Этот графический редактор:

    -предоставлет широкий простор для развития моторики мелких мышц рук первоклассников;

    -даёт возможность проявить творческие способности,

    -прост в применении.

    4. Браузер Intenet Explorer – для поиска информации в Интернете.

    Его достоинствами являются:

    -быстродействие;
    -простота интерфейса;
    -безопасность;

    -автоматическое обновление.

    Почему в нашем центре образования используется программное обеспечение Intel ?

    1)инновационный характер деятельности корпорации Intel. Новаторство всегда достойно уважения и поддержки. Не стоять на месте, пробовать новое – это часть политики и нашего Центра образования;

    2) Intel вносит вклад в развитие экономики, промышленности и науки нашей страны, разрабатывая инновационные технологии и продукты и помогая их внедрению;

    3) Intel вносит свою лепту во внедрение новых стандартов в образовании. Развивающие программы, технологические семинары и инновационные учебные курсы - гаранты успеха в быстроразвивающейся экономике знаний ХХI века;

    4)корпорация предоставляет школьникам возможность участия в престижных конкурсах, разработке совместных проектов, изучения новых технологий. Программа «Учимся с Intel®» является частью глобального проекта компании Intel «Инновации в образовании». Она была разработана для того, чтобы помочь детям приобрести основные навыки работы на компьютере, научиться работать в команде, учиться видеть проблемы и решать их совместно с другими людьми, используя опыт критического мышления. Проект «Учимся с Intel®» получил высокую оценку международного образовательного сообщества и во многих странах постепенно включается в учебные планы общеобразовательных школ;
    4)корпорация предоставляет
    учителям  методические семинары, лекции, возможность разработки проектов, изучения новых подходов к преподаванию. Так, «Intel® Обучение для будущего» – всемирная благотворительная программа профессионального развития учителей, которая на сегодня охватывает более 7 миллионов преподавателей более чем в 50 странах мира [11]. Она призвана помочь учителям наиболее полно освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и при подготовке учебных материалов к урокам, в проектной работе и самостоятельных исследованиях школьников.

    Итак, в качестве инструментария формирования УУД мы используем программное обеспечение Microsoft  и Intel, что объясняется общепризнанным лидерством Microsoft  и Intel на мировом рынке, социальной значимостью деятельности Microsoft  и Intel, высоким качеством продукции. В процессе работы над проектом обучение первоклассников производилось с помощью программ Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Paint, что является целесообразным в рамках преемственности образовательного процесса. Нами использовался интернет - браузер Intenet Explorer.

    Глава 2. Формирование универсальных учебных действий у учащихся 1 класса посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel .

    Целью главы является описание способов формирования УУД у учащихся 1 класса посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel в образовательном пространстве учителя.

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    во-первых, создание и описание комплекса заданий, направленных на формирование УУД у учащихся 1 класса в образовательном пространстве учителя;

    во-вторых, диагностика уровня сформированности у учащихся УУД в результате апробации созданного комплекса заданий.

    2.1. Комплекс заданий, формирующих универсальные учебные действия у учащихся 1 класса

    Задания выполнялись учащимися в течение апреля 2013 года в образовательном пространстве учителя на сайте nachalka.seminfo (http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=87, недели 25 - 28).

    Все задания, предложенные нами для выполнения учащимся, можно классифицировать по нескольким основаниям: по используемому программному обеспечению, по формируемым УУД, по предметному содержанию, по временному фактору.

    Начнём с классификации заданий по временному фактору. Этот критерий, хотя и является формальным, но помогает понять логику размещения заданий в пространстве.

    Пространство учителя имеет блочно-недельную структуру, поэтому по временному фактору задания, которые выполнялись учащимися в рамках проекта в течение апреля 2013 года, можно разделить на:

    1)задания первой недели апреля (25 неделя пространства),

    2)задания второй недели апреля (26 неделя пространства),

    3)задания третьей недели апреля (27 неделя пространства),

    4)задания четвёртой недели апреля (28 неделя пространства).

    В течение каждой недели мы старались предлагать задания в разных программах и направленные на формирование разных УУД.

    Для удобства перемещения между неделями нами был создан «Навигатор по курсу» (ниже см. скриншот экрана):

    Задания можно классифицировать и по предметному содержанию:

    1)задания по окружающему миру,

    2)задания по литературному чтению,

    3)задания по русскому языку,

    4)задания по математике.

    Обучение в классе осуществляется по концепции  «Начальная школа ХХI века» (руководитель проекта – Н.Ф.Виноградова) по следующим программам: «Русский язык» (автор С.В. Иванов), «Литературное чтение» (авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова),  «Математика» (автор В.Н. Рудницкая), «Окружающий мир» (авторы: Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова)

    Темы уроков по предметам  в 1 классе в апреле месяце 2013 года см. в Приложении 3. Содержание заданий определялось календарно-тематическим планированием [5].

    По используемому программному обеспечению можно выделить следующие группы заданий:

    1. Выполняемые в Microsoft Office Word (то есть текстовые документы).
    2. Выполняемые в Microsoft Office Power Point (то есть презентации).
    3. Выполняемые в Paint (то есть рисунки).

    Для выполнения заданий каждой из этих групп возможна необходимость поиска информации с использованием браузера Intenet Explorer, однако, возможны задания, главной целью которых является именно поиск информации в Интернете; они и составляют последнюю группу.

    1. Выполняемые с использованием браузера Intenet Explorer.

    Остановимся подробнее на первой группе заданий.

    Все задания, выполняемые в Microsoft Office Word, полностью представлены в Приложении 4. В наиболее общем виде их можно описать следующим образом.

    1.Редактирование имеющегося текста:

    а)выделение цветом нужной информации:

    -«Приметы апреля» (неделя 25, окружающий мир),

    -«Урок дружбы» (неделя 25, литературное чтение),

    -«Характеристика героя» (неделя 27, литературное чтение),

    -«Проверь себя: О наших друзьях-животных» (неделя 27, литературное чтение),

    -«Радуга» (неделя 28, литературное чтение),

    -«Учимся искать рифмы» (неделя 28, литературное чтение),

    б)вставка текста в автофигуры:

    -«Проверочная работа: прибавляем и вычитаем 6» (неделя 25, математика),

    в)вставка стрелок в текст:

    -«Сравни числа» (неделя 25, математика),

    -«Сравни» (неделя 26, математика),

    г)редактирование списка:

    -«Алгоритм списывания» (неделя 26, русский язык),

    д)набор текста – клавиатурное письмо:

    -«Учимся набирать текст» (неделя 27, русский язык),

    е)создание текста:

    -«Учимся составлять синквейн» (неделя 28, литературное чтение).

    2.Работа с таблицами:

    а)распределение объектов по колонкам таблицы:

    -«Эмоции» (неделя 25, окружающий мир»),

    -«Раздели животных на группы» (неделя 28, окружающий мир),

    б)нахождение соответствующих ячеек таблицы:

    -«Устойчивые сочетания» (неделя 25, русский язык),

    -«Соедини задачу со схемой. Реши задачу» (неделя 26, математика),

    в)удаление строк в таблице:

    -«Насекомые» (неделя 26, окружающий мир).

    3.Работа с диаграммами – подбор диаграммы, соответствующей текстовой информации:

    -«Двое на одном бревне» (неделя 26, литературное чтение).

    4.Комплексные задания, включающие и редактирование текста, и работу с таблицами, и работу с диаграммами:

    -Проверочная работа «Сравнение чисел» (неделя 28, математика).

    Все задания, выполняемые в Microsoft Power Point, полностью представлены в Приложении 5. В общем виде их можно описать следующим образом.

    1.Работа с диаграммами – создание диаграммы с заданными параметрами:

    -«Реши задачу на сравнение количества» (неделя 25, математика).

    2.Работа с фигурами:

    -«Составь звуковую модель слова» (неделя 26, русский язык).

    3.Работа с иллюстрациями:

    -«Виды транспорта. Распредели. Учимся классифицировать» (неделя 27, окружающий мир),

    -«На сколько больше? Учимся моделировать» (неделя 27, математика),

    -«Решаем новые задачи» (неделя 27, математика).

    4.Работа с текстом (дополнение, восстановление):

    -«Правила переноса» (неделя 25, русский язык),

    -«На сколько больше? Учимся моделировать» (неделя 27, математика),

    -«Решаем новые задачи» (неделя 27, математика).

    5.Редактирование презентации:

    а)редактирование по заданному шаблону:

    -«Цыплёнок и Утёнок» (неделя 25, литературное чтение»),

    б)восстановление последовательности слайдов:

    -«Томка и корова» (неделя 27, литературное чтение),

    6.Создание презентации:

    а)по заданным параметрам:

    -«Книжка Агнии Барто» (неделя 26, литературное чтение),

    б)без заданных параметров:

    -«Кирилл и Мефодий» (неделя 28, окружающий мир).

    Все задания, выполняемые в Paint, полностью представлены в Приложении 6.  В общем виде их можно описать следующим образом.

    В первую очередь они направлены на активизацию творчества учащихся. Кроме того, они направлены на развитие моторики мелких мышц рук и на формирование УУД. Работа в Paint возможна в форме проектов, когда учащиеся решают проблемы:

    -какие явления природы могут быть отображены на рисунке «Апрель» (неделя 25, окружающий мир, проект «Апрель»),

    -что должно быть нарисовано на открытке ко Дню космонавтики (неделя 26, окружающий мир, проект «День космонавтики»),

    -как изобразить радугу (проект «Радуга», неделя 28, литературное чтение)

    -как изобразить представителя определённой профессии (проект «Труд людей», неделя 27, окружающий мир)

    Заадания, направленные на поиск информации с использованием браузера Intenet Explorer, представлены в Приложении 7. В общем виде их можно описать следующим образом.

    1.Может осуществляться поиск информации, представленной в различных видах – графической, текстовой, аудио, видео.

    2.Отдельное направление работы – работа со словарями.

    3.Во время выполнения проекта учащимся были предложены задания, направленные непосредственно на поиск информации:

    -«Грамотная мышка» (неделя 25, литературное чтение);

    -«Вымысел» (неделя 25, русский язык).

    4.Поиск информации в Интернете осуществлялся учащимися и при выполнении других заданий:

    -«Цыплёнок и Утёнок» (неделя 25, литературное чтение),

    -«Книжка Агнии Барто» (неделя 26, литературное чтение),

    -«Земноводные» (неделя 28, окружающий мир),

    -«Кирилл и Мефодий» (неделя 28, окружающий мир).

    Задания, предложенные учащимся в ходе работы над проектом, могут быть разделены на виды в зависимости от формируемых УУД:

    1.Задания, направленные на формирование личностных УУД.

    2.Задания, направленные на формирование регулятивных УУД.

    3.Задания, направленные на формирование познавательных УУД.

    4.Задания, направленные на формирование коммуникативных УУД.

    Эти задания можно представить в виде таблицы (см. Приложение 8).

    Итак, все задания, предложенные нами для выполнения учащимся, можно классифицировать по нескольким основаниям: по используемому программному обеспечению, по формируемым УУД, по предметному содержанию, по временному фактору. Классификация по временному фактору носит формальный характер. Деление по предметному признаку является второстепенным так как имеет отношение к знаниям, умениям и навыкам, но не к метапредметному содержанию. Наиболее важными являются УУД и программное обеспечение как основания для классификации заданий. Таким образом, систему заданий, формирующих УУД у  учащихся 1класса в информационном пространстве посредством программного обеспечения Microsoft и Intel на определённом временном отрезке учебной деятельности, можно представить в виде таблицы (см. Приложение 9).

    2.2. Апробация (опытно-экспериментальная проверка) разработанных заданий

    С целью выявления эффективности системы заданий, уровня сформированности УУД у учащихся 1 класса в начале работы над проектом (до выполнения заданий)  и в конце работы над проектом (после выполнения заданий) им была предложена проверочная работа (полный текст работы представлен в Приложении 10.

    Проверочная работа представляет собой учебно-дидактический текст и 9 заданий к нему.

    Систему оценивания можно описать следующим образом.

    Задание № 1 «Прочитай текст» не оценивается.

    Задание № 2 с выбором ответа. Оно направлено на проверку осмысленности чтения, умения выявить основную мысль текста, озаглавить его и на выявление усвоения учащимися  представлений  о структурных особенностях текста.

    Задание оценивается 1 баллом при наличии правильного ответа : В)Помни о своих обязанностях. О баллов ставится за выбор иных ответов, N  - при отсутствии ответа.

    Задание № 3 «Сколько абзацев в этом тексте? Напечатай число».

    Направлено на выявление усвоения учащимися  представлений  о структурных особенностях текста (усвоение понятия «абзац») и проверку навыков счёта.

     Задание оценивается 1 баллом при наличии правильного ответа (3). 0 баллов ставится за любой другой ответ, N  - при отсутствии ответа.

    Задание № 4 «Найди основную мысль текста и выдели её красным цветом».

    Направлено на проверку сформированности действия смыслового чтения.

     Задание оценивается 2 баллами при наличии правильного ответа («мы в ответе за тех, кого приручили»). 1 балл ставится, если выделена большая часть последнего предложения или всё последнее предложение, 0 баллов при наличии любого другого ответа,  N  - при отсутствии ответа.

    Задание № 5. «Как ты думаешь, Оля и Лёня – хорошие хозяева? Объясни свой ответ».

    Направлено на проверку осмысленности чтения и умение строить речевое высказывание в письменной форме.

    Задание оценивается 2 баллами при наличии правильного ответа («Да») и правильно построенного высказывания, с объяснением того, что дети ухаживают за своими питомцами. Орфографические ошибки при этом не учитываются. Задание оценивается 1 баллом при наличии правильного ответа («Да») и не совсем логичного доказательства (например, что дети держат животных или любят их).  0  ставится при отсутствии доказательства, если выбран вариант «да». N ставится при отсутствии ответа.

    Задание № 6 «Сколько питомцев у Лёни? Вычисли. Сколько питомцев у Оли? Вычисли».

    Направлено на проверку осмысленности чтения, умения находить нужную информацию в тексте и проверку вычислительных навыков.

    Задание оценивается 2 баллами при наличии двух верных ответов с решениями (2+3+5=10, 1+3+1=5), при этом слагаемые могут быть приведены в любом порядке. Задание оценивается 1 баллом при правильном выполнении его половины, то есть либо приведено одно правильное действие с ответом и нет неправильных записей, либо есть два правильных ответа без действий и нет неправильных записей. 0 баллов ставится при любом другом ответе, N – при отсутствии какого-либо ответа.

    Задание № 7 «Выбери диаграмму, которая соответствует тексту. Остальные удали» направлено на проверку действия моделирования (работа с диаграммами).

    Задание оценивается 2 баллами при наличии правильного ответа (б), 0 баллов при любом другом ответе. N ставится при отсутствии ответа.

    Задание № 8 «Распредели питомцев Оли и Лёни по графам таблицы» направлено на умение классифицировать.

    Задание оценивается 2 баллами в том случае, если после выполнения выглядит следующим образом:

    млекопитающие

    птицы

    У Лёни

       

    У Оли

    Задание оценивается 1 баллом при наличии 1-2 ошибок. 0 баллов ставится при наличии 3 и более ошибок, N – если учащийся не приступал к выполнению заданий.

    По выполнению заданий 2-8 можно судить об умении учащихся работать с текстовым документом. За наличие 7 любых (верных или неверных) ответов к результату прибавляется 2 балла, за наличие 4-6 любых ответов прибавляется 1 балл, при наличии 1-3 любых ответов ставится 0 баллов.

    Задание № 9 «Создай слайд презентации Power Point об одном из питомцев ребят. Информацию ищи в Интернете, а питомца нарисуй в Paint. Слайд скопируй и вставь сюда» направлено на выявление умения создавать презентацию, искать информацию в Интернете и умение работать в программе Paint.

    Оценивается отдельно каждая составляющая. 1 балл ставится, если на слайде будет представлена текстовая информация, полученная из источников Интернета; при отсутствии – N. Ещё 1 балл ставится, если на слайде будет представлен рисунок, выполненный в Paint; если вместо этого будет размещена фотография из Интернета, - 0 баллов; 0 баллов ставится и при отсутствии любой графической информации.  Также 1 балл прибавляется в случае любого, пусть даже неправильного выполнения этого задания, за умение работать в Power Point; 0 баллов – за отсутствие созданного слайда.

    Пользовательские навыки оцениваются отдельно от основной части работы. Таким образом, за выполнение работы учащийся может получить 16 баллов: за выполнение основной части работы  - 12 баллов; ещё 4 балла прибавляются за умение работать на компьютере.

    Оценивание основной части работы производится следующим образом. Если учащийся набрал менее 7 баллов, то можно считать, что он не достиг базового уровня метапредметных умений. Если учащийся набрал 8 – 12 баллов, то можно считать, что он достиг базового уровня  метапредметных умений. При этом уровень 10 баллов можно считать повышенным, а 11-12 баллов - высоким.

    ИКТ – компетентность учащегося оценивается  так: 1-2 балла – низкий уровень, 3-4 балла – достаточный уровень.

    Результаты проведённой диагностики можно представить в виде таблицы (см. Приложение 11). Прирост процента качества показан в виде графика (см. Приложение 11).

    Итак, апробация (опытно-экспериментальная проверка) разработанной системы заданий показала, что в результате был достигнут планируемый результат проекта, то есть была создана информационно-образовательная среда, формирующая у учащихся 1 класса универсальные учебные действия посредством программного обеспечения Microsoft и Intel.

    Заключение

    На школьного учителя стандартами второго поколения возложена обязанность по формированию у учащихся универсальных учебных действий, причём этот процесс начинается с первого дня пребывания ребёнка в школе.

    В качестве механизма формирования информационное общество предлагает информационно-коммуникационные технологии. С одной стороны, это отвечает требованиям общества в квалифицированных специалистах, умеющих работать с информацией, с другой – повышает интерес первоклассников к учебному процессу, приучает детей к использованию компьютера не в качестве игрушки, а как средства обучения. Процесс общения первоклассника с компьютером является для него естественным и привычным, а значит - обеспечит плавный и наименее болезненный переход от игровой формы деятельности к учебной, повышая эффективность учебного процесса в целом.

    Вернёмся к проблеме, которую мы обозначили в начале своего проекта и ответим на вопрос: достигли ли мы цели проекта – была ли нами создана образовательная среда, которая позволяет формировать универсальные учебные действие у учащихся 1 класса в образовательном пространстве учителя посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel? Стал ли планируемый результат нашего проекта реальным?

    Считаем, что на оба вопроса можно ответить положительно, а доказательством может служить следующее.

    1.Информационно-техническое обеспечение, выбранное нами (программное обеспечение Microsoft  и Intel), эффективно и целесообразно, так как: обеспечивает высокое качество работы на ПК, преемственность учебно-воспитательного процесса, решает задачи по формированию ИКТ – компетентности учащихся, стоящие перед учителем. Работая с первоклассниками в программах Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Paint, мы готовим их к дальнейшему успешному обучению.

    2.Учебно-методическое обеспечение, предложенное нами, решило поставленную задачу по формированию у учащихся УУД в образовательном пространстве учителя, что подтверждается результатами проведённой диагностики.

    3.Планиремый результат проекта стал реальным: продуктом проекта является комплекс заданий, формирующих УУД в образовательном пространстве учителя посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel.

    4.Данный комплекс является системой, так как имеет определенную структуру, которая может быть описана с позиций предметного содержания, формирования определённого перечня УУД и составляющих информационной компетентности, функционирует на определённом отрезке времени и результативен при условии целостного применения.

    5.Предложенная нами система заданий учитывает возрастные особенности первоклассников, сочетая игровые элементы с учебными.

    Таким образом, в результате проекта нами была создана информационно-образовательная среда, необходимая для формирования УУД в  в образовательном пространстве учителя посредством программного обеспечения Microsoft  и Intel.

    Предложенная система заданий может быть применена учителями-практиками в учебно-воспитательном процессе, как в урочной, так и внеурочной деятельности, в том числе при организации дистанционного обучения. Конечно же, она не является догмой, может быть изменена в зависимости от изменения конкретных задач учебной деятельности и по желанию учителя.

    В перспективе мы планируем продолжать работать над темой проекта. Возможно создание системы заданий для второго класса общеобразовательной школы.

    Список использованной литературы.

    1. Закон РФ «Об образовании» //http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31с.

    1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов. – М,: Просвещение, 2010. – 191 с.

    1. Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.

    1. Буренченко И.П. Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру// http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=8787

    1. Арефьева О.М. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов – требование времени// http://dipkpk.ucoz.ru/FGOS/annotacia.doc

    1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.  и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с.

    1. Булин-Соколова Е. И., Рудченко Т. А., Семенов А. Л., Хохлова Е.Н.. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.
      М.: Просвещение, 2011.

    1. Дубова М.В., Сульдина В.П. Формирование ИКТ компетентности младших школьников в проектной деятельности // http://www.school2100.ru/upload/iblock/730/730a6741e33ac9f6611a36a38df6cb39.pdf

    1. Иванова Е.О.. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190 с.

    1.  Intel в России // http:// www.intel.com/cd/corporate/europe/emea/rus/index.htm

    1. Пасынок Ю.Ю. Диагностическое сопровождение формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС// http://festival.1september.ru/articles/626611

    1. Пеньевская И.И. Мониторинг формирования УУД: проблемы, подходы, решения// www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=249627&d_no...ext...


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Всероссийский конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии Microsoft и Intel в учебной работе Text Москва 15 марта 2013 – 30 сентября 2013

    Слайд 2

    Проект « Как формировать универсальные учебные действия посредством программного обеспечения Microsoft и Intel » Автор (ы) проекта Укажите краткие сведения об авторах проекта – ФИО, предмет, стаж педагогической деятельности Буренченко Инна Петровна Учитель начальных классов Стаж педагогической деятельности – 9 лет Школа Укажите сведения об образовательном учреждении: школа, населенный пункт, регион ГБОУ Центр образования № 1858 г. Москва, ЮВОУО Сайт школы сайт: www . co 1858. ru e - mail : 1858@ mail . ru Предметная область проекта Укажите предметную область (предметные области) проекта литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир Возраст / Класс Укажите возраст участников проекта, класс (курс) 7-8 лет/1 класс Цели проекта Укажите цели и задачи проекта. Не более 500 знаков. Цель проекта - создание образовательной среды, позволяющей формировать универсальные учебные действие у учащихся 1 класса в образовательном пространстве учителя посредством программного обеспечения Microsoft и Intel . Задачи: 1.Создать комплекс заданий, направленных на формирование УУД. 2.Апробировать его в учебной деятельности. 3.Продиагностировать уровень сформированности у учащихся УУД в результате проекта. Всероссийский конкурс проектов учителей, применяющих информационные технологии Microsoft и Intel в учебной работе

    Слайд 3

    Описание Проекта Каковы цели, задачи и планируемые результаты проекта ? Назовите этапы проекта. Предполагает ли проект планирование и оценку работы учеников ими самими по итогам проекта ? Дополните описание проекта файлами с дополнительной информацией, если это требуется . Инструкцию по размещению файлов с дополнительной информацией см. в комментариях к слайду . Планирование и проектирование образовательной среды проекта Приведите примеры планирования среды проекта ( например, описание педагогических методик , ссылки на использованные ресурсы ). Представьте примеры творческого подхода и инновационных практик обучения . Покажите, в какой мере планирование образовательной среды способствовало трансформации навыков 21 века в качественно новые навыки (например, развитие исследовательских навыков, использование ИКТ в качестве инструментов обучения, способность принимать решения и применять компетенции в реальной жизни, навык самоорганизации, готовность к сотрудничеству и коммуникациям). Инструкцию по размещению файлов с дополнительной информацией см. в комментариях к слайду . Актуальность проблемы проекта см в приложенном файле «Введение». Изменения, происходящие в обществе (четвёртая информационная революция), требуют подготовки специалистов нового уровня, обладающих навыками работы с информацией. Это нашло отражение в новых стандартах образования, ставящих перед учителем задачу формирования УУД. Целью нашего проекта является создание образовательной среды, которая позволяет формировать универсальные учебные действие у учащихся 1 класса в образовательном пространстве учителя ( http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=8787&topic=28 ) посредством программного обеспечения Microsoft и Intel . Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач : 1.Проанализировать стандарты второго поколения с точки зрения заложенных в них требований к перечню и содержанию УУД в 1 классе. 2.Осуществить отбор программного обеспечения Microsoft и Intel , необходимого для достижения цели проекта. 3.Создать в информационном пространстве комплекс заданий, направленных на формирование УУД у учащихся 1 класса. 4.Апробировать созданный комплекс в учебной деятельности. 5.Продиагностировать уровень сформированности у учащихся УУД в результате проекта. Планируемый результат проекта (его продукт) - это система заданий, формирующих УУД у учащихся 1класса в информационном пространстве посредством программного обеспечения Microsoft и Intel . Этапы работы над проектом. 1.Определение проблемы. 2.Определение целей, постановка задач проекта, определение предмета, объекта, выбор методов.3.Анализ нормативной базы с точки зрения заложенных в ней требований к информационной компетентности учащихся 1 класса и к перечню и содержанию УУД. 4. Отбор программного обеспечения Microsoft и Intel , необходимого для достижения цели проекта. 5. Создание в информационном пространстве комплекса заданий, направленных на формирование УУД и на развитие информационной компетентности учащихся 1 класса. 6. Апробация созданного комплекса в учебной деятельности. 7. Контроль уровня сформированности у учащихся УУД . 8. Оформление результатов работы, размещение их на сайте. Планирование и проектирование образовательной среды проекта С целью планирования и проектирования образовательной среды нами была проанализирована литература по теме проекта (см. файлы «Введение», 1.1), в результате чего мы пришли к выводу о недостаточности методического обеспечения работы учителя в информационном пространстве и, соответственно, о необходимости создания своего комплекса заданий для достижения метапредметных результатов и формирования ИКТ – компетентности учащихся. Планирование и проектирование образовательной среды проекта представлено в структурно-функциональной модели проекта (см. приложенный файл). Описание образовательной среды см. в Приложении 8.

    Слайд 4

    Достижение результатов проекта Приведите примеры результатов и достижений учащихся в рамках проекта, в том числе с использованием ИКТ . Какие именно ИКТ были использованы в проекте? В какой степени и каким образом учащиеся используют ИКТ для поддержки исследовательских навыков, сотрудничества или обучения за пределами классной комнаты? Открывает ли использование ИКТ новые возможности развития исследовательских навыков/умения сотрудничества/обучения за пределами класса, что без них было бы невозможно? Были ли цифровые инструменты использованы творчески и по-новому в поддержку процесса обучения? Добавьте файлы , видео и другие материалы, которые демонстрируют процесс обучения и вовлечения учащихся, результаты обучения по проекту. В качестве инструментария формирования УУД мы используем программное обеспечение Microsoft и Intel , что объясняется общепризнанным лидерством Microsoft и Intel на мировом рынке, социальной значимостью деятельности Microsoft и Intel , высоким качеством продукции. В процессе работы над проектом обучение первоклассников производилось с помощью программ M icrosoft O ffice Word, Microsoft O ffice Power Point , Paint , что является целесообразным в рамках преемственности образовательного процесса. Нами использовался интернет - браузер Intenet Explorer . С целью диагностики достижения планируемого результата проекта (выявления эффективности системы заданий, уровня сформированности УУД у учащихся 1 класса) в начале работы над проектом (до выполнения заданий) и в конце работы над проектом (после выполнения заданий) им была предложена проверочная работа (полный текст работы представлен в Приложении 10). Проверочная работа представляет собой учебно-дидактический текст и 9 заданий к нему. Система оценивания подробно описывается в приложенном файле 2.2. Апробация (опытно-экспериментальная проверка) разработанной системы заданий показала , что в результате был достигнут планируемый результат проекта, то есть была создана информационно-образовательная среда, формирующая у учащихся 1 класса универсальные учебные действия посредством программного обеспечения Microsoft и Intel . Результаты проведённой диагностики мы представили в виде таблицы, а прирост процента качества – в виде диаграммы(см. Приложение 11). Доказательством эффективности проекта может служить следующее. 1.Информационно-техническое обеспечение, выбранное нами (программное обеспечение Microsoft и Intel ), эффективно и целесообразно, так как: обеспечивает высокое качество работы на ПК, преемственность учебно-воспитательного процесса, решает задачи по формированию ИКТ – компетентности учащихся, стоящие перед учителем. Работая с первоклассниками в программах Microsoft Office Word , Microsoft Office Power Point , Paint , мы готовим их к дальнейшему успешному обучению. 2.Учебно-методическое обеспечение, предложенное нами, решило поставленную задачу по формированию у учащихся УУД в образовательном пространстве учителя, что подтверждается результатами проведённой диагностики. 3.Планиремый результат проекта стал реальным: продуктом проекта является комплекс заданий, формирующих УУД в образовательном пространстве учителя посредством программного обеспечения Microsoft и Intel , который может быть использован учителями-практиками. 4.Данный комплекс является системой, так как имеет определенную структуру, которая может быть описана с позиций предметного содержания, формирования определённого перечня УУД и составляющих информационной компетентности, функционирует на определённом отрезке времени и результативен при условии целостного применения. 5.Предложенная нами система заданий учитывает возрастные особенности первоклассников, сочетая игровые элементы с учебными; она применима за пределами класса, так как может быть использована в качестве добровольных развивающих заданий для первоклассников и для решения проблем дистанционного обучения (см. Заключение).

    Слайд 5

    Развитие исследовательских навыков и компетенции критического мышления Приведите примеры учебных заданий, которые побуждают учащихся выйти за рамки простого воспроизведения того, чему они научились в процессе интерпретации материала, его анализа, синтеза или оценивания. Применение результатов проекта для решения реальных задач окружающего мира Если процесс обучения не ограничивается школьными стенами, временными рамками традиционных уроков или рамками учебного предмета , приведите подтверждающие примеры. Если в рамках проекта решаются реальные проблемы внешнего мира и проект оказывает на него значительное воздействие (локально или глобально), приведите примеры такого влияния. На развитие исследовательских навыков были направлены такие виды заданий: а)в форме проектов, когда учащиеся решают проблемы, требующие предварительного исследования: -какие явления природы могут быть отображены на рисунке «Апрель» (неделя 25, окружающий мир, проект «Апрель»),ч то должно быть нарисовано на открытке ко Дню космонавтики (неделя 26, окружающий мир, проект «День космонавтики»), как изобразить радугу (проект «Радуга», неделя 28, литературное чтение), как изобразить представителя определённой профессии (проект «Труд людей», неделя 27, окружающий мир); б)задания, направленные на поиск информации: -«Грамотная мышка» (неделя 25, литературное чтение) , «Вымысел» (неделя 25, русский язык) – работа со словарём, -«Цыплёнок и Утёнок» (неделя 25, литературное чтение), «Книжка Агнии Барто» (неделя 26, литературное чтение), «Земноводные» (неделя 28, окружающий мир), «Кирилл и Мефодий» (неделя 28, окружающий мир) – создание презентации. Развитие компетенции критического мышления способствует вся работа в образовательном пространстве учителя, что обеспечивается его открытостью для всех участников. Оценка, взаимооценка, самооценка, рефлексия способов деятельности осуществляется учащимися при выполнении любого задания; дети могут делать не только устные, но и письменные комментарии к работам своих товарищей в форумах. Рефлексивное мышление формируется и при формулировке собственных сообщений, когда ребёнку нужно написать, что он выполнил, чего добился. Процесс обучения не ограничивается школьными стенами (возможно дистанционное обучение) , временными рамками традиционных уроков (у ребёнка всегда есть возможность сделать или переделать неполучившееся дома) и рамками учебного предмета (задания хотя и составлены на предметном материале, но направлены на формирование метапредметных умений). В рамках проекта решаются реальные проблемы внешнего мира. Сегодня уже никому не нужно доказывать справедливость мнения, согласно которому существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Мы живём в эпоху четвёртой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных технологий и требует от системы образования подготовки специалистов нового уровня, способных работать с информацией, представленной в разных видах, свободно ориентирующихся в ИКТ – технологиях, владеющих некими универсальными способами действий, которые позволяют принимать решения в нестандартных ситуациях в условиях избыточной и недостаточной информации. Как следствие – принятие новых стандартов в образовании с их требованием формирования у учащихся универсальных учебных действий (далее – УУД) и такого их элемента, как ИКТ – компетентность. Наш проект решает проблему недостатка методического обеспечения на определённом участке времени в информационном пространстве учителя начальной школы при выполнении им общественного заказа.

    Слайд 6

    Сотрудничество и взаимодействие участников проекта Приведите примеры учебных заданий, которые требуют от участников взаимодействия с другими учащимися, распределения ответственности вместе с принятием самостоятельных решений с целью проработки общего проекта, проектирования или подготовки итогового ответа на сложный вопрос. Учащиеся могут взаимодействовать как со своими одноклассниками в рамках традиционных уроков, так и с другими учащимися и взрослыми за пределами классной комнаты. Использование информационных технологий Microsoft и Intel Учебный проект подразумевает использование технологий Microsoft и Intel учащимися вне зависимости от того, помогают они им или нет в приобретении новых знаний/сотрудничестве или обучении за пределами класса, а также вне зависимости от того, могли бы учащиеся приобрести все те же навыки и без использования информационных технологий. Сотрудничество и взаимодействие участников проекта осуществлялось при работе над каждым заданием в форме: -комментариев к выполненным заданиям товарищей (устных или письменных), -парной работы (учащиеся выполняют задание каждый на своём ПК, но обсуждают этапы работы, способы выполнения и достигнутый результат), -выполнении коллективных работ, когда каждый учащийся отвечает за свой участок работы, а в итоге получается общий результат (например, каждый по страничке – общая книжка Агнии Барто), -взаимодействия с другими учащимися (не одноклассниками), которые также часто заходят на наше образовательное пространство, просматривают наши работы и могут оставлять свои комментарии, -взаимодействия со взрослыми (родителями), просматривающими дома работы своих детей, выполненные в школе, или помогающими своим детям выполнить то или иное задание при невозможности посещения школы. В нашем Центре образования используется программное обеспечение Microsoft и Intel . Почему мы выбираем программное обеспечение Microsoft ? 1)потому что это признанный мировой лидер в производстве программного обеспечения; 2)потому что корпорация использует новейшие достижения информационных технологий; 3)потому что это продукты корпорации высочайшего качества; 4)потому что сегодняшним ученикам начальной школы в средней школе понадобится умение работать с программными продуктами корпорации Microsoft, а значит, обеспечивая преемственность образовательного процесса, учитель начальной школы обязан их этому научить. Почему в нашем центре образования используется программное обеспечение Intel ? 1)инновационный характер деятельности корпорации Intel. Новаторство всегда достойно уважения и поддержки. Не стоять на месте, пробовать новое – это часть политики и нашего Центра образования; 2) Intel вносит вклад в развитие экономики, промышленности и науки нашей страны, разрабатывая инновационные технологии и продукты и помогая их внедрению; 3) Intel вносит свою лепту во внедрение новых стандартов в образовании. Развивающие программы, технологические семинары и инновационные учебные курсы - гаранты успеха в быстроразвивающейся экономике знаний ХХI века; 4)корпорация предоставляет школьникам возможность участия в престижных конкурсах, разработке совместных проектов, изучения новых технологий, а учителям методические семинары, лекции, возможность разработки проектов, изучения новых подходов к преподаванию.

    Слайд 7

    Формирование новых педагогических практик Были ли информационные технологии использованы в проекте настолько эффективно, что изменили сам процесс обучения учащихся? Демонстрирует ли учитель подтверждение непрерывного развития своего преподавательского опыта в рамках модели обучения на протяжении всей жизни и проявляет ли лидерские качества в школьной и профессиональной среде, поддерживая развитие других преподавателей и понимая настоящую ценность использования информационных технологий? Эффективность использования в проекте информационных технологий . В результате работы над проектом нами была создана система заданий, выполнение которых позволило учащимся показать высокий результат сформированности УУД, в том числе повысилась ИКТ – компетентность детей (см. показатели проверочной работы в Приложении с слайду 4). Об изменении процесса обучения свидетельствует огромная заинтересованность учащихся, повышение их учебной мотивации. Говорят, что плохой учитель наказывает своих учеников, заставляя их больше работать. Я с гордостью могу сказать, что для моих детей страшным наказанием будет лишение возможности выполнять задания на ПК. Считаю необходимым для учителя развитие преподавательского опыта . Постоянно повышаю свою информационную компетентность , обучаясь на курсах повышения квалификации ( http://nsportal.ru/user/73239/page/ikt-kompetentnost-pedagoga ); имею личный мини-сайт ( http://nsportal.ru/user/73239 ) , который постоянно пополняю; предоставляю материалы о жизни класса на сайт нашего ЦО ( http://www.co1858.ru/10268-1-b.html ); выкладываю публикации в электронных СМИ ( http://nsportal.ru/user/73239/page/publikacii-pedagoga ); ежедневно уделяю время работе на ПК. Работа над данным проектом – лишь часть систематического кропотливого труда (см. другие недели образовательного пространства: http://nachalka.seminfo.ru/course/view.php?id=8787&topic=28 ), задания на ПК для учащихся приходится создавать еженедельно, как и другие информационные ресурсы ( http://nsportal.ru/user/73239/page/filmy-otrazhayushchie-rabotu-uchitelya ). Процесс повышения своей информационной компетентности воспринимаю как необходимую составляющую жизни, ибо учитель не имеет права отставать от времени: его главная задача – научить детей жизни в согласии с веком, а учить тому, чего не умеешь сам, невозможно. С удовольствием перенимаю опыт своих коллег. А если моя работа над данным проектом поможет другим учителям, буду очень рада. Уважаемые коллеги, пользуйтесь, пожалуйста (см. приложенный файл 2.1, Приложения 4, 5, 6, 7)! Не будем забывать: кто владеет информацией, владеет миром! Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Ссылка на проект и видеопрезентацию на «Партнёрстве в образовании»: http://www.pil-network.com/Resources/LearningActivities/Details/01240e55-8dff-413d-b8dd-39921e9d362c


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий посредством обучения в действии и движении

    В статье описываются наглядные пособие при изучении чисел первого и второго десятка....

    Не так страшны УУД, как их малюют, или как формировать универсальные учебные действия на уроках иностранного языка в начальной школе.

    Статья о развитии универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС на уроках английского языка в начальной школе....

    Проектирование урока, формирующего универсальные учебные действия. Технологическая карта урока.

    Практико-ориентированный семинар по заявленной теме нацелен, в том числе и  на рост  профессиональной педагогической компетентности. На семинаре представлен алгоритм составления технологичес...

    Школьный семинар «Технологическая карта урока, формирующего универсальные учебные действия».

    Материал данного семинара предназначен для приобретения знаний педагогами МБОУ СОШ№4 в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования....