ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНТИЯ»
методическая разработка по окружающему миру по теме
статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рябченко Т.А.
учитель начальных классов
МБОУ ЗСОШ №6
п.Зимовники, Ростовской обл.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНТИЯ»
В соответствии с ФГОС в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает формирование у младших школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Курс «Окружающий мир» (автор Поглазова О.Т.) по программе «Гармония» создаёт содержательную базу для формирования познавательных УУД.
При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:
I. Общеучебные действия:
1) самостоятельное выделение учащимися и формирование учебной цели;
2) поиск нужной информации в дополнительных источниках :
- Есть ли в нашем посёлке исторический или краеведческий музей? Бывал ли ты в нём? Какие экспонаты тебя особенно удивили?
- Найди, прочитай и расскажи, как образуется град, как зимуют разные животные? и т.д.)
- Заполни таблицу с помощью отрывного календаря.
Информационный поиск выполняет функции:
- отображение учебного материала;
- выделение существенного;
- отрыва от конкретных ситуативных значений;
- переход во внутренний умственный план;
- формирование обобщённых знаний
3) знаково-символические действия (замещение, кодирование (декодирование), моделирование:
- Придумай условный знак для природного явления (правила поведения в лесу, на реке) и т.д.
- Сделай модель термометра.
- Расписание уроков зашифровано условными знаками. Какие уроки проведены в среду? Составь расписание уроков условными знаками на четверг.
4) структурирование знаний:
- Расскажи по рисункам, как менялась средняя продолжительность жизни человека.
- Расскажи по схеме, как происходит кровообращение в организме человека.
- Подумай, какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза оставались здоровыми.
5) Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно или письменно):
- Предположи, почему домашние животные могут погибнуть, если их выпустить в природу.
- Поразмышляй, что означает выражение «безоблачное настроение»
- Попытайся объяснить, как со временем могут измениться овраг, река в результате деятельности человека.
-Обсуди, что является наибольшим злом для растений и животных.
6) Смысловое чтение текстов различных жанров, извлечение информации в соответствии с целью чтения:
- Прочитай стихотворение. Какие средства передвижений изобрёл человек?
-Какие особенности разных млекопитающих описаны в рассказах?
-Прочитай стихотворение. Подумай, как помочь птицам зимой.
7) Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность:
-Есть ли у тебя домашний питомец? Какие твои поступки его радуют, а какие огорчают?
-Проверьте, сможете ли вы ответить на вопросы любознательных школьников.
-Что помогло тебе ответить на вопрос…?
8) Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий:
- Какие признаки животных помогли узнать их на картинках и отгадать загадки?
- Подумайте, что надо сделать, чтобы проверить своё предположение.
II. Логические действия:
1) Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков:
- Обсудите, к каким группам относятся предметы, изображённые на рисунках.
- Рассмотри таблицу, отметь признаки и способности животных, которыми обладает и человек.
- Объедини предметы в группы по существенным признакам.
2) Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов:
- Узнай ключевое слово, назвав группу, к которой относится каждый предмет.
3) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов:
- Подумай, по каким признакам эти предметы объединены в одну группу.
- Что узнаем о свойствах предметов и с помощью каких органов чувств.
4) Подведение под понятие, выведение следствий.
- Предположи, почему под хвойными деревьями всегда лежит толстый слой хвои.
- Почему одни реки замерзают быстрее, чем другие?
- В каких условиях семена прорастают быстрее? В каких медленнее? В каких погибают?
5) Установление причинно-следственных связей:
- Как связано строение тела животных способом движения и средой обитания.
-Что будут делать мышцы твоих глаз, если зажёгся очень яркий свет?
6) Построение логической цепи рассуждения.
7) Выдвижение гипотез, их обоснование.
- Что было бы, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси?
- Что было бы, если бы деревья не сбрасывали осенью свою листву?
8) Доказательство.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Постановка и решение проблем (формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
-Какими свойствами обладает вода? Проведи исследования.
-Исследуй своё дыхание, проделав упражнения.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной).
Таким образом, учащиеся усваивают и используют универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействии человека и природы, человека и общества.
Литература
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.
В 2ч. — М.: Просвещение, 2010.
- Планируемые результаты начального общего образования
(Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится...
Формирование универсальных учебных действий посредством обучения в действии и движении
В статье описываются наглядные пособие при изучении чисел первого и второго десятка....
Формирование регулятивных универсальных учебных действий посредством аппликации.
Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников....
Формирование когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданий.
Формирование когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданий....
Представление педагогического опыта "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством использования детской периодической печати на уроках литературного чтения"
Представление педагогического опыта...
Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"
Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАТЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВАМ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в...