ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНТИЯ»
методическая разработка по окружающему миру по теме


Предварительный просмотр:

                                                                                          Рябченко Т.А.                                                                          

учитель начальных классов

                                                                 МБОУ ЗСОШ №6

                                                                 п.Зимовники, Ростовской обл.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНТИЯ»

                  В соответствии с ФГОС в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

        Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает формирование у младших школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

        Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.

        Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

        Курс «Окружающий мир» (автор Поглазова О.Т.) по программе «Гармония» создаёт содержательную базу для формирования познавательных УУД.

        При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия:

I. Общеучебные действия:

        1) самостоятельное выделение учащимися и формирование учебной цели;

        2) поиск нужной информации в дополнительных источниках :

- Есть ли в нашем посёлке исторический или краеведческий музей? Бывал ли ты в нём? Какие экспонаты тебя особенно удивили?

- Найди, прочитай и расскажи, как образуется град, как зимуют разные животные? и т.д.)

- Заполни таблицу с помощью отрывного календаря.

        Информационный поиск выполняет функции:

- отображение учебного материала;

- выделение существенного;

- отрыва от конкретных ситуативных значений;

- переход во внутренний умственный план;

- формирование обобщённых знаний

        3) знаково-символические действия (замещение, кодирование (декодирование), моделирование:

- Придумай условный знак для природного явления (правила поведения в лесу, на реке) и т.д.

- Сделай модель термометра.

- Расписание уроков зашифровано условными знаками. Какие уроки проведены в среду? Составь расписание уроков условными знаками на четверг.

        4) структурирование знаний:

- Расскажи по рисункам, как менялась средняя продолжительность жизни человека.

- Расскажи по схеме, как происходит кровообращение в организме человека.

- Подумай, какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза оставались здоровыми.

        5) Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно или письменно):

- Предположи, почему домашние животные могут погибнуть, если их выпустить в природу.

- Поразмышляй, что означает выражение «безоблачное настроение»

- Попытайся объяснить, как со временем могут измениться овраг, река в результате деятельности человека.

-Обсуди, что является наибольшим злом для растений и животных.

        6) Смысловое чтение текстов различных жанров, извлечение информации в соответствии с целью чтения:

- Прочитай стихотворение. Какие средства передвижений изобрёл человек?

-Какие особенности разных млекопитающих описаны в рассказах?

-Прочитай стихотворение. Подумай, как помочь птицам зимой.

7) Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность:

-Есть ли у тебя домашний питомец? Какие твои поступки его радуют, а какие огорчают?

-Проверьте, сможете ли вы ответить на вопросы любознательных школьников.

-Что помогло тебе ответить на вопрос…?

        8) Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий:

- Какие признаки животных помогли узнать их на картинках и отгадать загадки?

- Подумайте, что надо сделать, чтобы проверить своё предположение.

II. Логические действия:

1) Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков:

- Обсудите, к каким группам относятся предметы, изображённые на рисунках.

- Рассмотри таблицу, отметь признаки и способности животных, которыми обладает и человек.

- Объедини предметы в группы по существенным признакам.

        2) Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов:

- Узнай ключевое слово, назвав группу,  к которой относится каждый предмет.

        3) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов:

- Подумай, по каким признакам эти предметы объединены в одну группу.

- Что узнаем о свойствах предметов и с помощью каких органов чувств.

        4) Подведение под понятие, выведение следствий.

- Предположи, почему под хвойными деревьями всегда лежит толстый слой хвои.

- Почему одни реки замерзают быстрее, чем другие?

- В каких условиях семена прорастают быстрее? В каких медленнее? В каких погибают?

        5) Установление причинно-следственных связей:

- Как связано строение тела животных способом движения и средой обитания.

-Что будут делать мышцы твоих глаз, если зажёгся очень яркий свет?

6) Построение логической цепи рассуждения.

        7) Выдвижение гипотез, их обоснование.

- Что было бы, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси?

- Что было бы, если бы деревья не сбрасывали осенью свою листву?

        8) Доказательство.

Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.

        Постановка и решение проблем (формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

-Какими свойствами обладает вода? Проведи исследования.

-Исследуй своё дыхание, проделав упражнения.

         Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной).

Таким образом, учащиеся усваивают и используют универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействии человека и природы, человека и общества.

                                      Литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа.

В 2ч. — М.: Просвещение, 2010.

  1. Планируемые результаты начального общего образования

(Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий. Регулятивные учебные действия

 Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится...

Формирование универсальных учебных действий посредством обучения в действии и движении

В статье описываются наглядные пособие при изучении чисел первого и второго десятка....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий посредством аппликации.

Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников....

Формирование когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданий.

Формирование когнитивных универсальных учебных действий посредством метазаданий....

Статья на тему: "Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием сингапурской системы на уроках окружающего мира"

Формирование познавательных универсальных учебных действий посредством организации групповой работы с использованием элементов сингапурской системы на уроках окружающего мираИ.В. Гриманова, руководите...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАТЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВАМ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в...