ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАТЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВАМ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья

Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazunina_statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В СТРУКТУРЕ УНИВЕРСАТЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВАМ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  Н.А.Казунина (Нижний Тагил)

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

        Поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию. [ 6 ] В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». [ 4 ]

        Сотни лет назад были созданы эти ценностные ориентиры. Так на протяжении многих лет в педагогических концепциях ведущих педагогов мира по крупицам собирался и описывался опыт формирования у учащихся «способностей к самодеятельности, благодаря которым они становятся распорядителями своей судьбы, продолжателями образования своей жизни». [ 2 ]

        Надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы прокладывает принципиально новый путь к формированию универсальных учебных действий и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л. Г. Петерсон на основе самых последних научных достижений российской методологической школы. (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.) [ 3 ]

        Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л. Г. Петерсон, состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

        Таким образом, формирование любого умения у школьника проходит через такие этапы:

  1. Представление о действии, первичный опыт и мотивация.
  2. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
  3. Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция.
  4. Контроль умения выполнять действие.

Современная школа учитывает все эти этапы при обучении детей чтению, письму, решению задач различной степени сложности.

Как действовать учителю при формировании общеучебных умений? А схема такая же.

Например, мы учим ребёнка ставить перед собой цель:

  1. Формируем у него опыт целеполагания.
  2. Объясняем ему, что такое цель, почему важно самому её ставить..
  3. Учим его сознательно применять алгоритм целеполагания.
  4. Осуществляем постоянный контроль.

Практика показывает, что второй и третий этапы упускаются. У детей в современных условиях нет образовательного пространства, где они знакомятся с содержанием надпредметных понятий и способами выполнения универсальных действий. Таким образом, для успешного и надёжного формирования умения учиться школьники должны осваивать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять и корректировать их в своей учебной деятельности. [ 3 ]

        Курс «Мир деятельности» направлен на устранение отсеченного разрыва в формировании УУД и умения учиться, составляющих главный приоритет ФГОС.

        

        Цель курса: создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики.

        Курс «Мир деятельности» состоит из четырёх параллельно развивающихся содержательно – методических линий.

I.        Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II.        Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III.        Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.  

IV.        Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. [ 5 ]

Большое значение в этом курсе отводится формированию у учащихся умения  критериально оценивать свое знание и умение его применять. Поэтому  особенностью курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»… В результате у учащихся формируется  рефлексивная самооценка своих знаний и умений. Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности ОРФ ОУУ (организационно-рефлексивных общеучебных умений). Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода, формируя, таким образом, надпредметные умения. Данный курс формирует и оттачивает те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

           К концу учебного года учащиеся  познакомятся с ролью учителя  в учебном процессе, с понятием планирование учебной деятельности  и правилами поведения на уроке; освоят  правила работы в парах и группе; узнают, какую роль играют  в учебной деятельности личностные качества ученика, такие как терпение и активность, уважение и терпимость к другим; получат представление о том, что значит быть внимательным.  

           Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу МИД, учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ). Технология  деятельностного  метода позволяет  учителю:  ситемно, надежно и качественно обеспечивать результаты ФГОС, систематизировать инновационный опыт  традиционной школы и новых концепций образования, каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения и т.д. [ 1 ]

Принципиальная новизна подхода данного курса заключается в том, что предложен способ обучения, который обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях (что тоже важно, и это происходит), но главное − позволяет выполнять весь комплекс УУД на каждом уроке.

А в заключении хотелось бы отметить: по каким бы стандартам ни учился  ребёнок, любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барабанова Марина Николаевна. Курс «Мир деятельности как основа формирования УУД. – М.: 2012 г.
  2. Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Книгоиздательство К.И. Тихомирова, 1913. С. 94
  3. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу / Под ред. Л. Г. Петерсон. – М.: 2012.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / Вестник образования 2010, № 4
  5. Программа  надпредметного курса «Мир Деятельности (МИД)» (.txt)
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. Приложение № 3. – М.: 2010.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования универсальных учебных действий младшего школьника в условиях введения ФГОС посредством надпредметного курса «Мир деятельности».

В этом году учителя 1-ых классов нашего лицея начали апробацию надпредметного курса «Мир деятельности» для учащихся 1-4 классов, автором которой является Л. Г. Петерсон. Курс разработан в рамках...

Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.

В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников...

Формирование универсальных учебных действий младших школьников на основе надпредметного курса «Мир деятельности» через занятия внеурочной деятельности

В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандарт­ные решения, умение выбирать проф...

Формирование УУД у учащихся 1-4 классов посредством надпредметного курса "Мир деятельности"

Курс направлен на создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных умений и связанных с ними деятельностных способностей и личностных качеств....