Надпредметный курс «Мир деятельности» - новый путь формирования универсальных учебных действий и умения учащихся учиться в целом.
учебно-методический материал на тему

Стальбакова Елена Юрьевна

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_mart_2015g.docx27.79 КБ
Файл pedsovet_mart_2015g.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете ( 5-7 минут) 2015 год

Тема.

Надпредметный курс «Мир деятельности» - новый путь формирования универсальных учебных действий и умения учащихся учиться в целом.

Слайд 1  

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию[1]. Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка.

   

Слайд 2 

        Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы.

Слайд 3

Идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе «Школа 2000…», состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.

Например, чтобы научиться пользоваться мультиваркой человек должен понимать, что это такое, зачем ему это надо, прочитать инструкцию и узнать способы действий – то есть получить знания о том, как и в какой последовательности надо действовать. Затем потренироваться в применении этих знаний и, наконец, проверить себя – всё ли правильно он делает. Аналогичные этапы действий есть и в образовательном процессе, но добавляется ещё этап контроля.

Слайд 4

Надпредметный курс «Мир деятельности» является недостающим ключевым звеном в формировании УУД.

Слайд 5

Таким образом, формирование у школьников любого умения проходит через следующие этапы:

     1.Представление о действии, первичный опыт.

    2.Приобретение знаний о способе выполнения действий.

    3.Тренинг в применении знаний, самоконтроль, коррекция.

     4.Контроль умения выполнять действия.

Слайд 6

Этот же путь ученики должны пройти при формировании УУД. Для успешного и надёжного формирования умения учиться школьники должны получать знания об общих способах выполнения УУД, а затем систематически и осознанно применять их в своей учебной деятельности.

 С этой  целью был разработан надпредметный курс «Мир деятельности».

Основной целью курса «Мир деятельности» является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся общеучебных и деятельностных умений . Дает  возможность учителю вместе с детьми открыть все секреты успешной учёбы и «научиться учиться».

   На уроках курса «Мир деятельности» учащиеся приобретают ЗНАНИЕ 

об УУД, а на предметных уроках осознанно тренируются в его применении.

Слайд 7

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий: организационно-рефлексивной, коммуникативной,

Слайд 8         познавательной и ценностной.

Слайд 9

   Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию. Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребёнком, не принесут ожидаемого эффекта.

Слайд 10 (несколько раз, по шагам менять слайды)

I.        Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II.        Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, и т. д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.  

IV.        Ценностная: формирование нравственно-этических норм, обсуждаются фундаментальные ценности как , знания , здоровье , семья.      

      В курсе выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей:

    * уроки « открытия» нового

    * уроки рефлексии  

    * уроки построения системы знаний

    * уроки развивающего контроля  

Слайд 11

Рассмотрим примерные темы по четырем линиям

(рассказываю о темах )

  1. Организационно- рефлексивная линия

Слайды 12, 13, 14

2.Коммуникативная линия

Слайды 15,16,  17, 18, 19

Слайд 20, 21

3.Познавательная линия

Слайды 22,23,24,25

4. Ценностная линия

Слайд 26

В курсе  «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

Слайд 27,28

Слайд 29

Место курса в учебном плане

На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.

Возможны различные варианты включения данного курса в учебный план школы:

  • в первой половине дня за счет школьного компонента;
  • во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, если соответствующие занятия посещает весь класс .

Слайд 30

       

  Выводы :

«Мир деятельности» - актуальный, современный учебный курс, который способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы.

Курс «Мир деятельности» поможет ученику запомнить открытые им знания об учебной деятельности, применять их как в школе, так и дома, проводить самооценку своих знаний и умений, учиться более увлеченно и результативно.

Курс «Мир деятельности» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО.

Слайд 31

В ходе работы ученик задумывается и отвечает на вопросы:

  • Что значит учиться?
  • Что мне нужно сделать, чтобы успешно учиться?
  • Какие качества помогут мне успешно учиться?
  • Как согласованно и дружно работать в паре или группе с другими учениками?
  • Как я смогу исправить свои собственные ошибки? 

Слайд 32

Хочется закончить выступление словами восточной мудрости:

«Если ты дашь кому – нибудь рыбу, он поест один раз.

Но если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда».


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Посмотрите - и Вы запомните, Послушайте - и Вы забудете, Сделайте - и Вы поймете. Конфуций

Слайд 2

МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 3

Что такое курс ? П очему он необходим ? Из чего состоит?

Слайд 4

Надпредметный курс «Мир деятельности » – недостающее ключевое звено при формировании УУД

Слайд 5

Механизм формирования УУД на основе системно- деятельностного подхода Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Мотивация и приобретение знаний об УУД Первичный опыт выполнения действия Уроки по предметам

Слайд 6

«Мир деятельности» Цель: создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств . Программа надпредметного курса

Слайд 7

Организационно- рефлексивная Цель: знакомство с шагами учебной деятельности Курс «Мир деятельности» состоит из четырех содержательно-методических линий: Коммуникативная Цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевой саморегуляции .

Слайд 8

4 . Ценностная Ц ель: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни 3. Познавательная Цель : знакомство с методами познания , поиска информации, работы с текстами , организация саморазвития познавательных процессов

Слайд 9

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» ЛИНИИ КУРСА КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ Организационно- рефлексивная линия 36 Коммуникативная линия 19 Познавательна линия 15 Ценностная линия 15

Слайд 11

Класс Примерные темы 1 Пробное учебное действие. 2 Ставлю цель. 3 Планирование учебной деятельности. 4 Проекты и их реализация. ОРГАНИЗАЦИОННО - РЕФЛЕКСИВНАЯ ЛИНИЯ

Слайд 13

1 1 1 2 1 3 1 4 15 1 2 3 4 5 1 0 6 7 8 9 Учебная деятельность

Слайд 14

Подготовь рабочее место. Проговори, что надо сделать. (Убедись, что ты правильно понял задание. ) Определи и проговори все правила, алгоритмы, … , необходимые для выполнения задания.

Слайд 15

Класс Примерные темы 1 Правила работы в группе. 2 Я – автор, я – понимающий. 3 Работаем вместе: автор и критик. 4 Что такое сотрудничество? КОММУНИКАТИВНАЯ ЛИНИЯ

Слайд 19

АВТОР ПОНИМАЮЩИЙ говорить понятно отвечать на вопросы задавать вопросы: «Я правильно понял, что…?» «Уточни, пожалуйста, … » Точно передать свою мысль Правильно понять автора слушать и слышать

Слайд 20

Класс Примерные темы 1 Как научиться быть внимательным 2 Учусь анализировать, сравнивать. 3 Работа с текстом. 4 Наблюдение как метод познания. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИНИЯ

Слайд 22

Класс Примерные темы 1 Терпение в учебной деятельности 2 Ценности нашей жизни- ЗНАНИЕ. 3 Верю в себя! 4 Уважение и терпение к другим. ЦЕННОСТНАЯ ЛИНИЯ

Слайд 23

ученик АКТИВНОСТЬ ЧЕСТНОСТЬ ТЕРПЕНИЕ любознательность целеустремленность целеустремленность самостоятельность

Слайд 24

ценности нашей жизни жизнь семья знание

Слайд 26

Курс «Мир деятельности» обеспечивает каждому ребенку возможность не просто получать знания о надпредметных умениях, ГЛАВНОЕ − закладывает систему знаний о всех УУД в комплексе.

Слайд 28

н е понял понял, много вопросов понял, есть вопросов понял, могу рассказать

Слайд 29

Курс «Мир деятельности» занятия проводятся 1 раз в неделю надпредметные знания системно применяются на предметных уроках все занятия проводятся в деятельностном методе обучения

Слайд 30

Методическое обеспечение курса «Мир деятельности» ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: Программа курса Сценарии уроков Презентации к урокам Демонстрационный и раздаточный материал Учебная тетрадь Разрезной материал + Наклейки Эталоны + «Копилка моих достижений» ДЛЯ УЧЕНИКА:

Слайд 31

Надпредметный курс «Мир деятельности»

Слайд 32

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...

Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость.В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общ...

Организация проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

         Будущему гражданину недостаточно  одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию  своих знан...

Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе

Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе....

презентация «Проектная деятельность как условие формирования универсальных учебных действий младших школьников»

В презентации представлены этапы работы над проектом, описанные авторами Образовательной системы "Школа 2100"...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»

Мастер-класс «Театральная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий учащихся в союзе с родительским клубом»...