Главные вкладки

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
    статья на тему

    В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл yaskevich_statya_v_vii_mezhreg._konferents.docx19.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

    Е.И. Яскевич

    БОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»

    Тарского муниципального района Омской области

    В современных условиях внедрения ФГОС перед школой стоит ряд задач. Теперь в начальной школе для ребёнка важно уметь не только читать, считать и писать. Он должен овладеть универсальными учебными действиями, составляющими основу умения учиться [1, с. 151].

    Для формирования у младших школьников УУД   организую проектно - исследовательскую деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности: на занятиях кружков и во внеклассной работе.

    На занятиях  кружка «Земля-наш дом» дети знакомятся с живой природой. Перед тем, как отправиться на экскурсию, составляем план, в котором отмечаем  объект наблюдения, условия, признаки объекта. Итогом экскурсий становятся мини-проекты, оформленные в виде памяток, буклетов, листовок. Изучение происходит через ролевые и дидактические игры, выполнение творческих заданий и изготовление поделок из природных материалов, создание экознаков, театрализованных представлений и проведений экологических акций.

    Проект «Рябина на Тарских улочках» включал в себя несколько мини-проектов культурологической, краеведческой и экологической направленности. Данный проект выполнял весь класс. Он состоял из нескольких этапов: сбор информации, опрос жителей Тары, интервью, создание книги творческих работ «Рябины красной кисть», издание сборника «Огни рябины». Последним этапом работы стала высадка детьми саженцев рябин на территории гимназии.  

    Проект «История Тарских храмов» заключается в изучении истории существующих ранее в Таре храмов, их устройства, храмовых икон. Итогом проекта стал выпуск брошюры.

    Технологию проектной и исследовательской деятельности особенно активно применяю на внеклассных занятиях по программе «Я-исследователь».  Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Ученики выполняют индивидуальные и групповые проекты  как в рамках одного предмета или темы, так и межпредметные проекты. Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо желание самого ребёнка, а также заинтересованность родителей (создание благоприятствующей обстановки дома, подбор литературы, обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов).

    Темы исследования ребята выбирали, исходя из собственных интересов: «Чем я хочу заниматься? Что мне интересно?». С помощью педагога и родителей формулировали цель исследования, выдвигали гипотезу. Затем дети ищут сведения по выбранной проблеме. На этом этапе важно научить школьников выбирать нужную информацию, пользоваться книгами и справочными материалами.

    Набрав материал, приступаем к проведению опытов и экспериментов. Это самый увлекательный этап исследования. На этом этапе мои ученики обращались в лабораторию для химического анализа  взятых проб, проращивали растения, выращивали кристаллы в домашних условиях, создавали эксклюзивные вещи из бумаги собственного производства, собирали коллекции, наблюдали за поведением морских свинок, брали интервью у жителей Тары, проводили опросы, фотографировали.

    Самым важным и сложным этапом исследования является формулирование выводов. Здесь ребёнку не обойтись без помощи взрослого. На этом этапе помогаю ребёнку ответить на вопросы: достиг ли он цели, подтвердилась ли гипотеза, какие данные получены?

    Защита исследования предполагает владение учеником средствами устной речи, умение отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией. Все дети моего класса учатся задавать вопросы и отвечать на них.

    Мы с учениками в течение пяти лет занимаемся исследованиями по различным актуальным проблемам: «Снег полезный или вредный?», «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях», «Изготовление цветной бумаги в домашних условиях», ««Носитель королевской мантии – символ города Тары» , «Классная газета – летопись школьной жизни», «Питание морской свинки Флоры». Ежегодно юные исследователи становятся лауреатами муниципальных и региональных НПК.

    Проектом является выпуск газеты «Класс». В ней мы подводим итог нашей совместной деятельности, классных и внеклассных дел. Дети себя пробуют в роли юных корреспондентов, собирают вместе с родителями информацию для газеты, редактируют и издают её.

    С целью стимулирования школьников важна оценка их работы. Лучше всего учеников,  работавших над проектом, отмечать дипломами, памятными подарками. Важно, чтобы был отмечен каждый участник проекта.

    Особенностью моей методической системы является возможность осуществления взаимодействия учителя, ученика и родителей. Это способствует укреплению  внутрисемейных отношений, развитию творческого потенциала и духовно-нравственных качеств всех участников проектно-исследовательской деятельности [2, с.26].

    Хочется сказать также о семейных проектах, имеющих духовно-нравственную направленность. Примеры таких проектов: «Почему я дорожу своим именем?», «Моя родословная», «Семейные увлечения», «За что люди уважают мою семью», «Участники ВОВ в моей семье», «О предках, которыми гордится мой  род», «Семейные реликвии». Дети с гордостью рассказывают о своих семьях, показывая семейные фотографии. Такие проекты помогают в укреплении семейных отношений, что особенно актуально в ситуации дефицита общения в семье.

    Результатом участия школьников в проектно-исследовательской деятельности служит возрастающий интерес детей и родителей к творческому исследованию, самостоятельный поиск темы и проблемы исследования, формулирование проблемных вопросов, умение работать с источниками информации, ставить цель, составлять план, делать выводы, анализировать, обобщать[3, с.16]. Проектно-исследовательская деятельность служит средством формирования и коммуникативных УУД: умение работать в группе, сотрудничать, быть лидером или исполнителем, выступать и отвечать на вопросы, слушать, принимать другое мнение и отстаивать своё.

    Список литературы

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. –с. 151

    2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. - 2005.  №9. - с.63

    3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000. №7.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

    В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

    «ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

    Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

    Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

    Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

    Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

    В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

    Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

    Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

    Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

    «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...

    Проектно-исследовательская работа как средство формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы

    ull;Тема над которой я работаю в течении многих лет «Проектно-исследовательская работа как средство  формирования универсально-учебных действий учащихся начальной школы».Парадоксом ...