Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
статья по теме

image  За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения, как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к успешному решению реальных задач, умению сотрудничать и работать в группе.В образовательной практике наметился переход от обучения, как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика. В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igra_v_proektnoy_deyatelnosti.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №7 г. Кстово

Статья

Игра в проектной деятельности

 как средство формирования универсальных учебных действий

Автор:

Вагина Галина Владимировна

учитель начальных классов

2011

  За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения, как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к успешному решению реальных задач, умению сотрудничать и работать в группе. В образовательной практике наметился переход от обучения, как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся над заданиями, к активному взаимодействию с учителем и друг с другом. Становится очевидным, что предлагаемые ученикам задания должны быть непосредственно связаны с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками. Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырёх видов УУД: коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных. Формирование УУД во многом зависит от взаимодействия учителя и ученика. В рамках обучения колоссальную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.

             Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

  1. общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
  2. работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать  переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

                    В целях готовности к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний, поощрения активного исследования на высоком уровне, возрастания уверенности учащихся в собственных силах и возможностях уже с начальной школы учителями используется метод проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

             Проектная деятельность предусматривает несколько этапов. На первом этапе (погружение в проект) учитель мотивирует учеников к обсуждению, созданию проекта, вызывает интерес к теме, делит класс на группы: по интересам, по симпатиям, по способностям. Лучшим вариантом такого деления является игра (часы, кубики, имена, меню и т. д.). Например, игра «Турпоход» раскрепощает участников проекта, даёт возможность почувствовать желание обучаться работать в группе.

           Ученики класса встают в круг. Все по очереди называют свой день рождения. Далее дети встают парами. Родившиеся по чётным дням  берут себе в пару родившихся по нечётным. За 2 - 3 минуты пары договариваются о том, кто какие закупает продукты для виртуального похода. Учитель объясняет, что необходимо разместиться в четырёхместных палатках. Далее пары объединяются в четвёрки. Дети решают, кто понесёт палатку, кто котелок и т.д. Затем в группе решают, кто идёт первым, кто последним. Через 5-7 минут группа должна сказать, в какой поход она идёт (в горы, в пустыню, в лес и т.д.). Эта игра способствует установлению контакта между участниками, поможет наладить работу в группах. Может использоваться в проектах по окружающему миру - «Наша Родина», «Кто, где, когда?» и т.д.

              В зарубежной педагогической практике игра занимает значительное место. Она используется на всех уровнях обучения — от начальной до высшей школы. Сколько бы потребовалось времени учителю, чтобы разделить класс на группы по принципу «нравится - не нравится», «хочу – не хочу». Кроме того, игра позволяет «сжимать» время на уроке, способствует глубокому вовлечению в выполнение задания и создаёт высокую мотивацию достижения целей.

             Игра формирует навыки сотрудничества (коммуникативные универсальные действия): умения договариваться, приходить к компромиссному решению проблемы, умению уступать и убеждать, способность брать на себя инициативу, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

             На этапах планирования и осуществления деятельности по решению проблемы, групповые игры помогают выяснить опасения участников проекта, выявить способы преодоления страха, преград и также способствуют формированию универсальных учебных действий.

Игра «Вырасти цветок».

             Учитель предлагает каждой группе виртуально вырастить «цветок-знание» на листке бумаги и раздаёт рисунки цветка. При этом оговаривает: «Чтобы ваш «цветок-знание» зацвёл, необходимо:

- создать благоприятные условия (солнце, воздух, вода) - вписать свои ожидания

- бороться с негативными факторами (тучи, дождик, снег) – обозначить свои страхи

- продумать способы спасения цветка на случай опасности (зонтик, лампа) – определить способы борьбы со страхом.

             После того, как участники пропишут свои ожидания, опасения и способы борьбы со страхом, учитель собирает  рисунки  и на доске в ходе выполнения проекта в 3 колонки выписывает предложенные учениками способы. Красным мелом учитель выделяет страхи, которые не оправдались; жёлтым – ожидания, которые удалось реализовать,  а зелёным цветом – способы борьбы со страхами, применённые в работе над проектом.

Такая игра способствует формированию познавательных универсальных действий:

  1. умению ставить и решать проблему,
  2. самостоятельно формулировать познавательную цель,
  3. выдвигать гипотезы и обосновывать их, структурировать знания,
  4. выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи,
  5. контролировать и оценивать результаты деятельности.

            На этапе оформления результатов проектной деятельности игры необходимы для повышения настроения, переключения внимания, для создания комфортной атмосферы. Игры помогают концентрировать внимание, развивая  умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, активизируя работу в группе.

Игра «Весёлая физкультминутка»

          Звучит весёлая динамичная музыка. Дети встают в круг. В руках учителя картинки с изображением животных. Учитель подходит к любому ученику, тот называет имя следующего ученика и вытягивает картинку с изображением животного. Ученик, которого назвали, выходит в круг и показывает какие - либо движения, характерные для этого животного. Вся группа повторяет это движение. Затем ученик, который был в кругу, называет имя следующего участника и вытягивает другую карточку. Следующий участник выходит в круг и т.д…. Каждый участник должен оказаться в круге хотя бы один раз.

           На этапе презентации результатов проектной деятельности можно провести игру «Мудрый совет», которая формирует способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха), показывает сформированность учебных мотивов.

Учитель, обращаясь к ученикам говорит:

 - Представьте себе, что внутри вас звучит мудрый голос, который хочет вам помочь сегодня. Он даёт вам совет. Что же гласит это послание? У вас есть 10 минут, чтобы выслушать свой внутренний голос и записать услышанное. По желанию можно попросить группу озвучить это послание.

Такое упражнение-игра, формируя регулятивные универсальные действия, поможет ученику адекватно воспринимать оценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности,

                   Если привычной и    желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо    использовать эту форму организации деятельности для обучения,  применив    игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное    освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной задачей, стоящей перед школой и учителем. А игра в проектной деятельности способствует повышению мотивации к обучению, активизирует творческий потенциал, обеспечивает обучающихся необходимой информацией, формируя при этом универсальные учебные действия – «умение учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

         Будущему гражданину недостаточно  одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию  своих знан...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА     Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действийиз опыта работы...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

 Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам  Д. Медведева,  «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...

«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий»

В материале выступления представлены основные принципы организации проектной деятельности с младшими школьниками, показана роль работы над проектами при формировании универсальных учебных действий в н...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.Образовательный стандарт...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.Образовательный стандарт...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.Образовательный стандарт...