Организация проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий
статья по теме

Алпатова Людмила Геннадьевна

           Будущему гражданину недостаточно  одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию  своих знаний и опыта. В этом педагогу может помочь организация проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектная деятельность113.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Ключевой задачей учителя современной школы является «научить детей учиться». Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.

Будущему гражданину недостаточно одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта.  В этом  педагогу может помочь организация проектной деятельности. Это я  и попытаюсь обосновать в своём  выступлении.

В современной образовательной практике относительно проектной деятельности обучающихся начальной школы возникает целый ряд вопросов:

С какого возраста ребенка можно включать в проектную деятельность?

Как грамотно выстроить момент вхождения ребенка в проектную деятельность?

Какова степень осмысленности и самостоятельности ребенка в проектируемом вопросе?

Действительно, исследуя нюансы включения ребенка в проектную деятельность, можно отметить, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей.

Среди них наиболее ярко выделяются следующие:

 у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;

 младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;

эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.

В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ при формировании универсальных учебных действий.        

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

 2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

 4) коммуникативный.

В научно-методической литературе встречается несколько терминов, связанных с понятием «проектирование».

        Применительно к образованию  смешиваются такие понятия, как проект (проектирование) в образовании и  проектная деятельность (способность)  школьников.

        Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов,

вытекающих из тех или иных жизненных   задач.

        Проектом может быть названа  последовательность шагов от замысла  к

реализации, завершающаяся получением  некоторого продукта. 

Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);

– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками (ПД), непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы (КД, РД), осуществляют устную или письменную самооценку (КД, РД), учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

По содержанию И. С. Сергеев выделяет следующие виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный проект, творческий и ролевой проект.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, дети берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (или по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов: монопроект, межпредметный проект. Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными; внутришкольными; региональными; межрегиональными; международными.

По продолжительности различают мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные и годичные проекты. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеурочной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Чаще всего весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняется во внеурочное время.  

Таблица «Этапы работы над проектом».

   Практика  реализации  метода  проекта  в  учебно-воспитательном  процессе.

Как же происходит развитие проектной деятельности на практике, на начальном этапе вхождения в неё?

В первом классе происходит подготовка к её осуществлению.

Поэтому, необходимо провести  диагностическое исследование в два этапа:  перед началом работы над проектом  и  после  завершения работы над ним.

                                         Анкетирование родителей

 обучающихся проводилось в два этапа (1класс и 1-е полугодие 2-го класса) по следующим вопросам:

Умеет ли ваш ребёнок ставить цель?

Умеет ли планировать свою работу?

Умеет ли доводить начатое дело до конца

             -самостоятельно?

             -с вашей помощью? (нужное подчеркнуть)

4. Умеет ли ваш ребёнок договариваться с товарищами без конфликтов?

Результаты анкетирования (опрошено 20 человек)

           Первоначальные результаты анкетирования показали, что у детей слабо развиты регулятивные действия: низкий % обучающихся, умеющих ставить цель и планировать свою работу. Только у 40% учеников развиты коммуникативные умения.

Сформированность универсальных учебных действий обучающихся

Результаты проведения диагностик среди обучающихся (20 человек)

№ п/п

Название диагностики

Формируемое

УУД

Результат

 1 класса

Результат

 2 класса

Высокий уровень, %

Средний уровень, %

Низкий уровень, %

Высокий уровень, %

Средний уровень, %

Низкий уровень, %

1

«Рукавички»

Г.А. Цукерман

КД

60

20

20

80

20

0


2


«Незавершенная сказка»


ПД


30


40


30


50


35


15


3


Проба на внимание

(П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая)


РД


-


-


-


40


45


15

         Поэтому в работе предпочтение было отдано проектной деятельности. Во втором классе повторная диагностика показала улучшение результатов по развитию коммуникативных и регулятивных действий обучающихся. Необходимо продолжение работы в данном направлении.

В 1 классе обучающиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.

        Например:                

1. Выделение признаков.

а)  Назовите признаки числа 27.

2. Сравнение двух и более предметов.

а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются?

3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д.

4. Классификация.

а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа.

5. Родо-видовые отношения.

а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число.

6. Простейшие умозаключения.

Закончи предложение:

Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

 Были созданы такие мини - проекты: «Красавицы - буквы», «Напиши другу рисуночное письмо», «Фруктовый  сад», «Сказка из пластилина», «Волшебные листья и ягоды».

Задача педагога - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия (формирование коммуникативных учебных действий). Учим искать нужную информацию (ПД), оформлять проекты и их защищать (РД, КД), здесь используем индивидуальную работу с обучающимися.

Первоклассников  учим  выбирать тему проекта, определять, как он будет работать индивидуально или в группе. Вначале ребёнок способен работать только индивидуально, но постепенно приучаем его к работе в  группе. Часто работая,  таким образом, дети не могут договориться, придти к единому мнению и такая группа распадается

Метод проектов в 1 классе чаще всего используется на уроках окружающего мира, литературного чтения,  технологии и изобразительного искусства.

Во  2 классе ребята выполняли краткосрочные проекты. Среди проектов, вызвавших у обучающихся познавательный интерес, можно назвать  проект «Режим дня». Изучая свой распорядок дня, дети сравнивали его с режимом дня своих одноклассников, родителей. Затем каждый разрабатывал свой режим дня, оригинально его оформлял и презентовал. Информационный проект «Первоцветы Фроловского  района», который выполнила группа обучающихся. Пример творческого мини- проекта «Травоядные и хищные  фантастические животные». Результаты деятельности - познавательная и практическая полезность проектов,  которая  способствовала формированию  ПД, КД, РД, ЛД.

Меняется и роль обучающихся в учении посредством метода проектов: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде» (КД). При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У обучающихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию (ЛД), и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – неверно», что в свою очередь способствует формированию информационной культуры личности (ПД). Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели (РД), им никто не говорит, как и что необходимо делать.

В  3 - 4 классах  обучающиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. Здесь  отдаются  предпочтения  недельным проектам, которые выполняются в группах  и индивидуально в ходе проектной недели.  В рамках такой недели был выполнен творческий проект  «Воин в моей семье».

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе обучающихся.

На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования − это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что обучающиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. 

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом мире.

        Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Обучающиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Подбирая определённый тип проекта, учитель может управлять активностью обучающегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него, таким образом, необходимые предметные знания и умения, универсальные умения и навыки, необходимые компетентности.

При разработке каждого проекта учитываются следующие принципы организации проектной деятельности:

1) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Обучение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников, работающих над проектом.

5) Свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта.

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и

задачи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность родителей


1. Погружение в проект

Цель – подготовка обучающихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их обучающимся.

Побуждает у  них интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует  детей к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск обучающимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует их при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации обучающимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает обучающимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.


Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы;  

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

– самостоятельная работа обучающихся  по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинирован-ном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирование выводов.

Наблюдает, советует,

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует обучающихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Оформляют проект,

изготавливают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует обучающихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует обучающихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ обучающихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи:

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия обучающихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует обучающихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, п...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА     Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действийиз опыта работы...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

 Школа сегодня старается идти в ногу со временем. По словам  Д. Медведева,  «новая школа - это школа для всех. В любой школе, должна обеспечивается успешная социализаци...

«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий»

В материале выступления представлены основные принципы организации проектной деятельности с младшими школьниками, показана роль работы над проектами при формировании универсальных учебных действий в н...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.Образовательный стандарт...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.Образовательный стандарт...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация работы по созданию проектов.Образовательный стандарт...