Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе
статья по теме
Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №51
Куйбышевского района г.о.Самара
«Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе.»
Составитель:
Альфутина Н.А.,
учитель начальных классов
Введение.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализация этих требования происходит в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». [2]
Современное общество потребления порождает проблему: дети привыкли получать знания в готовом виде, а сами осуществлять какую – либо деятельность не готовы. Поэтому в контексте требований новых стандартов особенно актуальной является проблема включения детей в активную деятельность на уроке.
Осуществляя деятельность по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе я ставлю для себя цель : формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.
Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:
- Формировать личностные универсальные учебные действия .
- Формировать регулятивные универсальные учебные действия.
- Формировать общеучебнные универсальные учебные действия.
- Формировать коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагаемый результат: сформированность универсальных учебных действий на уроках математики.
Условия реализации модели обучения: готовность учителя и учащихся; применение технических средств обучения (компьютер, проектор), учебно – методический комплекс.
Критерии оценки результатов:
- Личностных:
- Уровень самооценки
- Уровень мотивации
- Нравственно – эстетическая ориентация
- Уровень развития этических чувств
- Умение делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор
2.Регулятивных:
- Умение ставить цель
- Умение прогнозировать результат
- Умение находить средства достижения цели
- Умение контролировать и оценивать себя и своих товарищей
- Общеучебных:
- Умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
- Умение систематизировать и обобщать полученную информацию
- Умение строить речевые высказывания
- Умение владеть общим приемом решения задач
- Коммуникативных:
- Умение общаться и взаимодействовать с людьми
Процедура оценки результата:
- Наблюдение (карта наблюдений)
- Беседы
- Анкетирование
- Тестирование
- Контрольные срезы
Теоретическое обоснование проблемы.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Функции универсальных учебных действий:
· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Виды универсальных учебных действий:
- Личностные
- Регулятивные
- Общепознавательные
- Коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;
2. Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия
Познавательные универсальные учебные действия, т.е умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.
Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций:
- умении анализировать объект,
- осуществлять сравнение,
- выделять общее и различное,
- осуществлять классификацию,
- сериацию,
- логическую мультипликацию,
- устанавливать аналогии и др.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Логические универсальные учебные действия (начальная школа)
- сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
- анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
- установление причинно- следственных связей;
- классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
- обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
- установление аналогий
3. Постановка и решение проблем
- Формулирование проблемы
- Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
1.Коммуникация – как взаимодействие
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,
- понимание относительности оценок или подходов к выбору,
- учет разных мнений и умение обосновать собственное.
( основные критерии оценивания)
2. Коммуникация – как кооперация
- умение договариваться, находить общее решение,
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов,
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
3.Коммуникация – как условие интериоризации
- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности [7]
Модель педагогической деятельности по формированию УУД на уроках математики в начальной школе.
Я работаю по программе «Школа России» (автор А.А.Плешаков)
Система учебников «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС
Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».
В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:
- продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
- провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
- провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.
В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».
С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.
Наблюдая за детьми на уроках, я пришла к выводу, что важным моментом в обучении является дидактическая поддержка процесса познания. Тщательный подбор учебного материала, содержание которого соответствует данному уроку и поставленной цели, использование всевозможных форм проведения уроков (урок- игра, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-конференция и т.д.), различных средств достижения цели (карточки-опоры, схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.), позволяют мне применять в своей работе следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие (физминутки, подвижные игры, народные игры в ГПД, пропаганда ЗОЖ, оздоровительное воздействие окружающей среды)
- исследовательские (педагогическая модель – обучение через открытие, модель урока – «знаю, но не все, хотел бы узнать, узнал», обязательно наличие проблемы)
- игровые (деловые игры, ролевые игры, сюжетные игры, дидактические игры)
- коммуникативные ( модели взаимодействия: учитель – ученики, ученик – ученик, ученик – микрогруппа, ученик – большая группа, ученик – учебный материал)
При проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, я использую следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:
Требования к уроку комбинированного типа | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
Объявление темы урока | Познавательные общеучебные, коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)[1] |
Сообщение целей и задач | Регулятивные (целеполагание), коммуникативные | Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)[1] |
Планирование | Регулятивные (планирование) | Работа с картой урока (анализ заданий учебника и рабочей тетради), с интерактивным плакатом (например, в программе PowerPoint) |
Практическая деятельность учащихся | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Групповая, парная(обучение сотрудничеству)(рекомендации психологов[6], индивидуальная формы организации деятельности учащихся. Работа по решению проектных задач (составление карточек для игры «Математическое домино», алгоритм работы над задачей и т.д.)[5] Проведение ролевых игр (моделирование жизненных ситуаций) (игра «Путешествие на поезде») Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части). Применение справочников, ИКТ – технологий. |
Осуществление контроля | Регулятивные (контроль, самоконтроль), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)[8] («волшебные линеечки», «поднимись в гору) Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам). |
Осуществление коррекции | Коммуникативные, регулятивные | Использование памяток. Организация взаимопомощи. |
Оценивание учащихся | Регулятивные (оценивание, самооценивание), коммуникативные | Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)[8] Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям). |
Итог урока | Регулятивные , коммуникативные | Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов. |
Домашнее задание | Познавательные, регулятивные, коммуникативные | Дифференциация заданий. Применение творческих заданий, практико-значимых заданий. |
Такое построение работы позволит ученикам показывать хорошие результаты: личностные, метапредметные (сформированные УУД), предметные.
Заключение.
Предложенная модель деятельности учителя помогает в решении проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. Такое построение процесса обучения принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности.
Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Список литературы:
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
2. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
3. О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.
4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
5. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
6. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
7. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
8. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Урок математики по теме "Умножение" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс) с использованием элементов системно-деятельностного подхода....

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»
Конспект урока математики Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий
Презентацию можно использовать для сообщения на методическом объединении или педагогическом совете....

Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий (презентация)
Презентация подготовлена для обсуждения с педагогами школьного методического объединения....

«Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха »
laquo;Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха »...
