Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе
статья по теме

Материал содержит теоретические основы формирования УУД в контексте ФГОС НОО. Предложена модель деятельности учителя по формированию УУД на уроках математики в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_deyatelnosti_uchitelya_po_formirovaniyu_uud.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №51

Куйбышевского района г.о.Самара

«Система деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий на уроках математики в 1 классе.»

                                                                                 Составитель:

                                                                                 Альфутина Н.А.,

                                                                                учитель начальных     классов

Самара,2013.

Введение.

        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализация этих требования происходит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

        Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться». То есть, вооружить детей обобщёнными способами учебной деятельности, который обеспечивал бы успешный процесс обучения в средней школе. В редакции Государственного образовательного стандарта 2004 года речь шла о формировании общеучебных умений, навыков и способов действий, прежде всего  учебно-управленческих и учебно-информационных. ФГОС НОО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».  [2]

Современное общество потребления порождает проблему: дети привыкли получать знания в готовом виде, а сами осуществлять какую – либо деятельность не готовы. Поэтому в контексте требований новых стандартов особенно актуальной является проблема включения детей в активную деятельность на уроке.

Осуществляя деятельность по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе я ставлю для себя цель : формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики.

Для достижения поставленной цели считаю необходимым решение следующих задач:

  1. Формировать личностные универсальные учебные действия .
  2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия.  
  3. Формировать общеучебнные универсальные учебные действия.
  4. Формировать коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагаемый результат: сформированность универсальных учебных действий на уроках математики.

Условия реализации модели обучения: готовность учителя и учащихся; применение технических средств обучения (компьютер, проектор), учебно – методический комплекс.

Критерии оценки результатов:

  1. Личностных:
  1. Уровень самооценки
  2. Уровень мотивации
  3. Нравственно – эстетическая ориентация
  4. Уровень развития этических чувств
  5. Умение делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за свой выбор

        2.Регулятивных: 

  1. Умение ставить цель
  1. Умение прогнозировать результат
  2. Умение находить средства достижения цели
  3. Умение контролировать и оценивать себя и своих товарищей
  1. Общеучебных:
  1. Умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию
  2. Умение систематизировать и обобщать полученную информацию
  3. Умение строить речевые высказывания
  4. Умение владеть общим приемом решения задач
  1. Коммуникативных:
  1. Умение общаться и взаимодействовать с людьми

Процедура оценки результата:

  1. Наблюдение (карта наблюдений)
  2. Беседы
  3. Анкетирование
  4. Тестирование
  5. Контрольные срезы

Теоретическое обоснование проблемы.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Функции универсальных учебных действий:

· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

· создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Виды универсальных учебных действий:

  1. Личностные
  2. Регулятивные
  3. Общепознавательные
  4. Коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

 1. Формирование основ гражданской идентичности личности

- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;

2. Формирование картины мира  как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека

- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности

- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самоопринятия

            Познавательные универсальные учебные действия, т.е умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями.

    Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций:

  1.   умении анализировать объект,
  2.   осуществлять сравнение,
  3.   выделять общее и различное,
  4.   осуществлять классификацию,
  5.   сериацию,
  6.   логическую мультипликацию,
  7.   устанавливать аналогии и др.  

1.Общеучебные универсальные действия:

-   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

-    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

  1. знаково-символическое  моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую)
  2. умение структурировать знания;
  3. умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-    рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-    смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-    постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Логические универсальные учебные действия (начальная школа)

  1. сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
  2. анализ (выделение элементов и «единиц» из  целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
  3. установление причинно- следственных связей;
  4. классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
  5. обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  6. подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
  7. установление аналогий

3. Постановка и решение проблем

  1. Формулирование проблемы
  2. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

1.Коммуникация – как взаимодействие

  1. понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  2. ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения;
  3. понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета,
  4. понимание относительности оценок  или подходов к выбору,
  5. учет разных мнений и умение обосновать собственное.

 ( основные критерии оценивания)

2. Коммуникация – как кооперация

  1. умение договариваться,  находить общее решение,
  2. умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  3. способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,
  4. взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

3.Коммуникация – как условие интериоризации

  1. рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
  2. способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  3. умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности [7]

Модель педагогической деятельности по формированию УУД на уроках математики в начальной школе.

        Я работаю по программе «Школа России» (автор А.А.Плешаков)

Система учебников «Школа России» построена таким  образом, что  все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое  обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

В курсе «Математика» освоение  указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

  1. продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;
  2. провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;
  3. провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Наблюдая за детьми на уроках, я пришла к выводу, что важным моментом в обучении является дидактическая поддержка процесса познания. Тщательный подбор учебного материала, содержание которого соответствует данному уроку и поставленной цели, использование всевозможных форм проведения уроков (урок- игра, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-конференция и т.д.), различных средств достижения цели  (карточки-опоры, схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.), позволяют мне применять в своей работе следующие педагогические технологии:

  1. здоровьесберегающие (физминутки, подвижные игры, народные игры в ГПД, пропаганда ЗОЖ, оздоровительное воздействие окружающей среды)
  2. исследовательские (педагогическая модель – обучение через открытие, модель урока – «знаю, но не все, хотел бы узнать, узнал», обязательно наличие проблемы)
  3. игровые (деловые игры, ролевые игры, сюжетные игры, дидактические игры)
  4. коммуникативные ( модели взаимодействия: учитель – ученики, ученик – ученик, ученик – микрогруппа, ученик – большая группа, ученик – учебный материал)

При проектировании и проведении урока комбинированного типа, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, я использую следующие методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, а также педагогические технологии:

Требования

к уроку комбинированного типа

Формируемые универсальные

учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

Объявление темы урока

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)[1]

Сообщение целей и задач

Регулятивные (целеполагание), коммуникативные

Ведение проблемного диалога (автор технологии Е.Л.Мельникова)[1]

Планирование

Регулятивные (планирование)

Работа с картой урока (анализ заданий учебника и рабочей тетради), с интерактивным плакатом (например, в программе PowerPoint)

Практическая деятельность учащихся

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Групповая, парная(обучение сотрудничеству)(рекомендации психологов[6], индивидуальная формы организации деятельности учащихся.

Работа по решению проектных задач (составление карточек для игры «Математическое домино», алгоритм работы над задачей и т.д.)[5]

Проведение ролевых игр (моделирование жизненных ситуаций) (игра «Путешествие на поезде»)

Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).

Применение  справочников, ИКТ – технологий.

Осуществление контроля

Регулятивные (контроль, самоконтроль), коммуникативные

Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)[8] («волшебные линеечки», «поднимись в гору)

Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).

Осуществление коррекции

Коммуникативные, регулятивные

Использование памяток.

Организация взаимопомощи.

Оценивание учащихся

Регулятивные (оценивание, самооценивание), коммуникативные

Применение методики безотметочного обучения (автор Г.А.Цукерман)[8]

Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).

Итог урока

Регулятивные , коммуникативные

Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов – кружков в листах обратной связи, смайликов.

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Дифференциация заданий.

Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.

 

Такое построение работы позволит ученикам показывать хорошие результаты: личностные, метапредметные (сформированные УУД), предметные.

Заключение.

Предложенная модель деятельности учителя помогает в решении проблемы формирования универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе. Такое построение процесса обучения принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности.

Ученик не  бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Список литературы:

1.         Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

2.         Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.

3.         О воспитании человека и организации общества: Афоризмы и поучительные изречения в мировой литературе. – Новосибирск: Издательство СО РАН. Научно – издательский центр ОИГГМ СО РАН, 1997.

4.         Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.

5.         Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

6.         Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.

7.         Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

8.         Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики по теме «Умножение» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Урок математики по теме "Умножение" (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс) с использованием  элементов системно-деятельностного подхода....

Итоговая работа вариативного учебного блока по проблеме « Формирование универсальных учебных действий» Конспект урока математики на тему: « Сложение и вычитание десятков»

Конспект  урока математики  Тема урока: Сложение и вычитание десятковЦель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков (20 + 30, 50 – 20)Задачи:Предметные:- формировать вычис...

Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий

Презентацию можно использовать для сообщения на методическом объединении или педагогическом совете....

«Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Универсальные учебные действия   младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока  математики показано, как ученик получает знания н...

Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий (презентация)

Презентация подготовлена для обсуждения с педагогами школьного методического объединения....

«Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха »

laquo;Деятельность учителя по формированию универсальных учебных действий у детей с нарушением слуха »...