Проектирование урока, формирующего универсальные учебные действия. Технологическая карта урока.
учебно-методическое пособие по теме

Полынцева Ирина Николаевна

Практико-ориентированный семинар по заявленной теме нацелен, в том числе и  на рост  профессиональной педагогической компетентности. На семинаре представлен алгоритм составления технологической карты урока, которая разработана на основе теории  деятельности и призвана стимулировать конструирование образовательного процесса как субъект-субъектного педагогического взаимодействия его участников. 

Семинар разработан на основе научно-методических материалов специалистов Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО) Г.Л.Копотевой,  зав.лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий, И.М.Логвиновой, зам.директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Технологическая карта урока

(авторы И.М. Логвинова, Г.Л.Копотева)

Класс:

Предмет:

Тема урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I этап урока -

II этап урока -

III этап урока -

IV этап урока -

V этап урока -



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

Этапы  конструирования урока:

1. Определение  темы учебного материала.

2. Определение  дидактической  цели темы.

3. Определение типа урока.

4. Продумывание структуры урока.

5. Обеспеченность урока.

6. Отбор содержания учебного материала.

7. Выбор методов обучения.

8. Выбор формы организации педагогической деятельности.

9. Рефлексия урока.

        

Структурные компоненты  технологической карты урока:

1. Блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить): тема, цель урока, планируемый результат, личностно формирующая направленность урока.

2. Инструментальный блок (какими средствами это достигается): задачи урока, тип урока, учебно-методический         комплекс.

3. Блок  организационно-деятельностный (структуризация на  действия и операции): таблица – схема урока, диагностика результатов урока, домашнее задание.

Структура технологической карты включает:

  • Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение.
  • Цель освоения учебного содержания.
  • Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные,  информационно-интеллектуальную компетентность и УУД).
  • Основные понятия темы.
  • Технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы  определяются цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и  диагностические задания  на проверку его понимания и  усвоения).
  • Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полынцева И.Н., методист МБОУ СОШ №4 Трубаева А.С., учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 10.03.2015 Школьный семинар в рамках Недели педагогического мастерства Проектирование урока , формирующего универсальные учебные действия. Технологическая карта урока.

Слайд 2

Цель: приобретение знаний педагогами МБОУ СОШ №4 в проектировании учебного занятия, формирующего универсальные учебные действия, используя алгоритм конструирования технологической карты урока.

Слайд 3

Задачи Раскрыть необходимость создания практического средства реализации требований ФГОС в образовательном процессе. Представить методологические подходы к конструированию технологической карты урока. Обучить педагогов проектированию урока на основе технологической карты. Повысить педагогическую компетентность и мотивацию к профессиональному развитию учителей.

Слайд 4

План Семинара Введение. Актуальность темы. Методологические подходы к конструированию технологической карты урока. Алгоритм конструирования технологической карты урока. Работа в группах: выполнение практического задания. Выступление групп. Подведение итогов семинара.

Слайд 5

Актуальность Условия жизни значительно изменились: в 2010 году новой информации создано больше, чем за предыдущие 5000 лет; объём новой технической информации удваивается каждые 2 года; за 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды; 10 наиболее востребованных профессий в 2011 году не существовали в 2004 году. Ежегодно специалист должен обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний.

Слайд 6

Основа семинара Научно-методические материалы специалистов Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО) Г.Л.Копотевой , зав . лабораторией разработки, экспертизы и апробации новых образовательных технологий, И.М.Логвиновой , зам . директора Института стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

Слайд 7

Методологические подходы к конструированию технологической карты Психолого-педагогические основания конструирования технологической карты урока: -системно-деятельностный подход; -цели формирования универсальных учебных действий. Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Принцип деятельности. Принцип непрерывности. Принцип целостности. Принцип психологической комфортности. Принцип вариативности. Принцип творчества.

Слайд 8

Методологические подходы к конструированию технологической карты В основе методических оснований конструирования технологической карты урока рассматривается понятие методической готовности учителя к реализации ФГОС. Методическая готовность учителя - это: -главное условие эффективности реализации ФГОС; - акмеологический (развивающий) фактор личностного и профессионального развития, роста современного педагога.

Слайд 9

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС - это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающегося

Слайд 10

Ключевые позиции в конструировании ТК В технологической карте урока описывается весь процесс деятельности В технологической карте указываются все операции и их составные части В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть возможность : тщательного планирования каждого этапа деятельности; максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; координации всех субъектов педагогической деятельности и синхронизации их действий.

Слайд 11

этапы конструирования урока 1. Определение темы учебного материала. 2. Определение дидактической цели темы. 3. Определение типа урока. 4. Продумывание структуры урока. 5. Обеспеченность урока. 6. Отбор содержания учебного материала. 7. Выбор методов обучения. 8. Выбор формы организации педагогической деятельности. 9. Рефлексия урока.

Слайд 12

Структурные компоненты технологической карты урока Блок целеполагания ( что необходимо сделать, воплотить) : тема, цель урока, планируемый результат, личностно-формирующая направленность урока . 2. Инструментальный блок ( какими средствами это достигается ) : задачи урока, тип урока, учебно-методический комплекс . 3. Блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции ) : таблица-схема урока, диагностика результатов урока, домашнее задание.

Слайд 13

Структура технологической карты Название темы с указанием часов, отведенных на её изучение. Цель освоения учебного содержания. Планируемые результаты (личностные, предметные, межпредметные , информационно-интеллектуальную компетентность и УУД). Основные понятия темы. Технологию изучения указанной темы ( на каждом этапе работы определяются цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения) . Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Слайд 14

Технологическая карта урока (авторы И.м. логвинова , Г.Л.Копотева ) Класс: Предмет: Тема урока: Тип урока: Деятель- ность учителя Деятельность учащихся познавательная коммуникативная регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1-й этап урока 2-й этап урока ...

Слайд 15

Технологическая карта урока позволяет учителю Реализовать планируемые результаты ФГОС. Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса. Системно формировать у учащихся УУД. Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата. Освободить время для творчества. Определить возможности реализации межпредметных знаний. На практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса. Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. Решить организационно-методические проблемы. Соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт. Обеспечить повышение качества образования.

Слайд 16

Практическое задание Задание : спроектировать первый этап занятия - актуализация знаний и постановка цели и задачи урока. Записать в макет технологической карты (приложение 2).

Слайд 17

Подведение итогов семинара Вопросы Проблемы Пожелания Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Проектирование технологической карты урока"

Презентация рекомендована для обучения составления технологической карты урока....

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Школьный семинар «Технологическая карта урока, формирующего универсальные учебные действия».

Материал данного семинара предназначен для приобретения знаний педагогами МБОУ СОШ№4 в проектировании технологической карты урока, используя алгоритм её конструирования....

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока математики "Конкретный смысл действия умножения" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения»Цели деятельности учителя: раскрыть конкретный смысл действия умножения, как сложение одинаковых слагаемых, развивать ло...

Статья "Разработка технологической карты урока как условие эффективного проектирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке"

Статья опубликованная в журнале "Наука и практика" в помощь педагогу для разработки своего урока с использованием технологической карты....