Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода
статья (3 класс)

Слепичко Елена Петровна

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Цель моей педагогической деятельности считаю, рациональное использование интеллектуального потенциала школьника и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий (ИКТ)   

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода».

         Цель моей педагогической деятельности считаю, рациональное использование интеллектуального потенциала школьника и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий (ИКТ)    

        Задачи  профессиональной деятельности,  обеспечивающие достижение цели:

  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формировать умение учиться;
  • освоение опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
  • создание наиболее благоприятных условий для сохранения и совершенствования психического и физического здоровья детей;
  • сохранение индивидуальности ребенка;
  • развитие системы работы со способными и талантливыми детьми;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру;
  • углубление роли семьи в школе.
  • научить применять самостоятельно полученные знания на практике и в жизни.

        Глубокие социально-экономические преобразования в современном обществе, заставляют нас обратить внимание на актуальность проблемы обучения и воспитания школьников.  Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людях, обладающих не только знаниями, но и положительными чертами всесторонне развитой личности. Ведь ребёнок – это главная ценность общества. В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мне, как  учителю, необходимо осторожно и бережно помочь ему раскрыться, почувствовать уверенность, самоценность в учебной деятельности, независимо от конкретных успехов. Учитель должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих учениках. Учащиеся должны учиться «добывать» знания и применять их в самостоятельной работе, испытывая радость от учебного труда. И мне, необходимо не дать ребёнку разочароваться в своих ожиданиях, не потерять интерес к школе. Ведь желание учиться не пропадёт только при условии, что ребёнок добивается успехов в своей деятельности. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

        Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий, которые важны как средство развития личности человека, результатом которого является становление человеческого в человеке, определение её ценностных ориентиров и формирование гражданской идентичности. Поэтому я для себя обозначила и реализую методическую проблему«Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода». Основная идея СДД подхода в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. А ребёнок никогда не будет заниматься скучным и трудным делом. Всё, что он видит, слышит и делает, должно вызывать у ученика интерес. На своих уроках я использую современные образовательные технологии: информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые, проблемно-диалогические,  проектно - исследовательские, а также различные формы и методы работы, с учетом возрастных и умственных особенностей учащихся.  Различные средства обучения побуждают ребят к репродуктивной, поисковой деятельности, обеспечивают обратную связь «ученик –учитель».        Основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок, который должен быть направлен на получение новых результатов. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок.

           Реализуя на своих уроках системно-деятельностный подход, я понимаю, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. При введении нового материала моя задача заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы ребята сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Уроки я строю с учетом нового педагогического инструмента – обнаруживая недостаточность знаний, в процессе создания проблемной ситуации, открываем новый способ (алгоритм) действия.

Таким образом создаю проблемную ситуацию со столкновением мнений учащихся. Классу предлагаю практическое задание по новой теме, т.е. в буквальном смысле предъявляю требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать».

         Более частыми формами создания проблемной ситуации мною используются групповая и парная работа: даю практическое задание на новый материал по группам (парам), а затем рабочие записи групп (пар) вывешиваю на доске. Далее идёт «выдвижение проверка ошибочной гипотезы».

Также на своих уроках я использую обучение на основе создания «Учебных ситуаций». Такие знания удерживаются наиболее прочно т.к. в процессе своей практической работы дети сами приходят к выводам и обобщениям, имеющим теоретическое значение.

 Этому же способствует технология критического мышления. Приёмов этой технологии достаточно много. В своей работе я опираюсь на те, которые считаю более целесообразными и продуктивными на уроках.

Приём “Корзина идей, понятий, имен”

Приём “Лови ошибку”

Приём «Кластер»

Приём “Игровая цель”

Физкультминутка «да/нет»

Эти приёмы тесно взаимосвязаны с информационными технологиями, способствуют формированию умений находить нужную информацию в библиотеке и в Интернете, пользоваться словарями и справочниками.

      Уровень познавательного интереса на своих уроках считаю достаточно хорошим. На уроках стараюсь активно взаимодействовать с учащимися, опираясь на психологические особенности каждого ребёнка, поощряю самостоятельность, оригинальность, создаю «ситуации успеха», стимулирую через похвалу и беседы с родителями. В целях формирования развития познавательных, творческих способностей учащихся на уроках применяю видеоматериалы, фонограмму, аудиозаписи, презентации.

      Для ученика начальной школы важна смена деятельности на уроке, красочная наглядность. Создавая презентацию к уроку добавляю эффект необычности- анимация, звук, игра. Такие уроки вызывают у учащихся познавательный интерес к предмету, повышают творческие способности ребёнка.

       Кроме того применение данных технологий помогают учащимся ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты, формировать  регулятивные действия.

       Для формирования умений самоконтроля и самооценки я использую листы с проверочными и тренинговыми заданиями. Данные листы позволяют учащимся самостоятельно определить уровень усвоения темы. Обучаю учащихся анализировать предложенный учебный материал используя технологию «Лестница достижений». К относительно законченному отрезку учебного процесса (уроку, теме, курсу) составляется лестница заданий для самостоятельного выполнения. Ученик выбирает тот уровень, который может выполнить.

         Организация работы в паре, работа с использованием технологии коллективной творческой деятельности, групповые технологии нацелены на развитие регулятивных,  познавательных действий, на формирование умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение, а значит развивать коммуникативные действия.

На уроках провожу и другие методы технологий:

- Профилактический метод  на уроках чтения (гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко, упражнения дыхательной  гимнастики);

-проведение физкультминуток (направленных  на уменьшение утомления, активизацию внимания   и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала);

- динамические паузы;

- разные упражнения на релаксацию на разных уроках, упражнения для формирования правильной осанки;

- пальчиковая гимнастика  на уроках русского языка.

        Для поддержки у обучающихся стремления к учебной самостоятельности, возможности “саморазвиваться”, быть успешным, максимально формировать познавательные потребности и способности, что и обеспечивает воспитание свободной, креативной личности, в школе организована внеурочная деятельность.                                              Занятия внеурочной деятельности проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Мною ведутся кружки «Умелые ручки», «Занимательная  математика». Воспитательный процесс в классе строю таким образом, чтобы все компоненты урочной и внеурочной деятельности обеспечивали воспитание и социализацию учащихся. Все мои ученики посещают кружки по интересам. В классе сформировано ученическое самоуправление, каждому ученику поручена определенная сфера школьной жизни. Учащиеся активно участвуют в классных и школьных делах. Родители принимают участие в жизни класса. Психологом школы проведены тестирования учащихся на мотивацию школьников и психологический климат в классе. По результатам тестирования отмечается положительный психологический климат и хороший уровень мотивации.

        Я работаю по программе УМК «Школа России» в соответствии с ФГОС. Образовательная программа «Школа России» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление образовательного процесса. Единство этих программ образует завершающую систему образования. Система учебников «Школа России» отличается значительным воспитательным потенциалом, а потому эффективно реализует подходы, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся одной из методологических основ федерального государственного стандарта. Выбор определён на основе следующих предпосылок: «Школа России» создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. Авторы  УМК «Школа России»  – известные учёные-педагоги, методисты, разработчики нового стандарта:

Русский язык. 3класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. 
Литературное чтение. 3 класс Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Математика. 3 класс. Авторы: Моро М.И.,; Моро М.И., Бантова М.А.,
Окружающий мир. 3 класс  Автор: Плешаков А.А. 
Изобразительное искусство» автор Н.А.Горяева, Л.А. Неменская

Технология.3 класс  автор Е.А.Лутцева

     Методологической основой комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи учебники позволяют включить обучающихся в деятельность, строить процесс обучения как двусторонний:

1)обучение как средство формирования универсальных   учебных действий и личностных качеств младших школьников.

2)обучение как цель – получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы.

     Образовательная система ««Школа России»» реализуется в формате открытого комплекта ««Школа России»» с целью обеспечения преемственности образовательных программ школ  и дошкольного образования, разработана на основе единых методологических  принципах, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.

          Главная цель УМК «Школа России» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Для достижения поставленной цели  важное значение имеет материально-техническое оснащение образовательного процесса. Мой кабинет оборудован стеллажами для хранения рабочих папок (рабочая программа, календарно-тематическое планирование, воспитательный план классного руководителя), документов, учебной литературы, наглядного материала, таблиц. В классе имеется персональный компьютер, телевизор, сканер, принтер. Собрала базу ЭОР по предметам: «Математика 1-4 класс», «Русский язык 1-4 класс»,  «Литературное чтение 1-4 класс», «Окружающий мир 1-4класс», «Интерактивные тренажёры», видеоуроки «Азбука безопасной жизнедеятельности»,«Школа физминуток», «Игры на перемене», электронные наглядные пособия, презентации.

    Я работаю по этой программе, так как считаю, что в основе программы лежат единые психолого-педагогические концептуальные основы. Содержание предметов выстраивается в единой логике, которой соответствует методический комплект всех учебников. Это помогает мне строить и планировать уроки с учетом подготовленности всего класса и индивидуальными способностями каждого ученика.

    Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности. Исходя из этого, методику своих уроков строю на целенаправленном использовании моделирующей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

     В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения уч...

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

Выступление на тему: "Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий"...

Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония».

Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония»....

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. ...

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме  «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий». Данный отч...

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме  «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий». Данный отчет подойде...