«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»
учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

       В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

      Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_uch-sya_v_protsesse_formirovaniya_uud.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий».

      Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет  именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать.

       В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.

      Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

    В широком смысле слова универсальные учебные действия означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В связи с изменением роли учителя изменяются также цели, содержание и средства урока. Если в традиционном варианте урок - это учебно-воспитательное мероприятие с функцией познавательной и социальной подготовки и административного надзора, ограниченное во времени (35-45 мин), то в условиях нового государственного стандарта урок превращается в развивающее учебное занятие, которое по своим целям выходит за границы одного урока. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности учеников. Используются разнообразные источники информации: слово учителя, самостоятельное наблюдение, учебные пособия, ресурсы Интернета, приборы и приспособления и т.п. Структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, средств объединенных в целесообразную деятельность. Учитель поддерживает инициативу ученика, следит, чтобы его работа велась в нужном направлении, и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной, то есть развивает ученика.

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы  части учащихся, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантных форм  поведения.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась  действующая система образования. Соответственно возникли определенные проблемы в обучении и развитии нынешнего молодого поколения. Вот некоторых из них:

 - Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

 -Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

 - Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

 - Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

- Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

- Наряду с возрастающей категорией одаренных и способных детей все больше число ребят, не умеющих работать самостоятельно, "интеллектуально пассивных", детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

Ведущую роль в развитии и формировании УУД у учеников играют педагоги школы. При этом очевидно, что с изменением требований к результатам образования меняются требования и к педагогам.

В новой дидактике ученик и учитель - равные субъекты учебной и внеучебной деятельности, деятельность ученика сопровождается и организуется учителем с целью получения ребенком своего собственного ОПЫТА. Учитель в этом случае является координатором, консультантом, экспертом, старшим партнером (но чем взрослее ребенок, тем более равным становится партнерство).

 Развитие личностных действий позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Развитие регулятивных действий обеспечивает возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Развитие познавательных  действий включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Развитие коммуникативные действий обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий  со следующими показателями:

 -состояние здоровья детей;

 - успеваемость по основным предметам;

-уровень развития речи;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

 -стремление принимать и решать учебную задачу;

 -навыки общения со сверстниками;

 - умение контролировать свои действия на уроке.

Какие же действия учителя позволяют развивать и формировать универсальные учебные действия?

1. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

 2. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

3. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

 4. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

 5. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

6. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

7. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

8. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

Таким образом, развитие учащихся в процессе формирования УУД, может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

Выступление на тему: "Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий"...

Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония».

Тема по самообразованию «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий» УМК «Гармония»....

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подходаЦель моей педагогической деятельности считаю, рациональное использ...

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. ...

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме  «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий». Данный отч...

Отчет по самообразованию по теме: «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий»

В данном файле представлен отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме  «Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий». Данный отчет подойде...