Методическое применение метода моделирования
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Тутукова Ольга Семёновна

Методическое применение метода моделирования

 

Моделирование как универсальное учебное действие может использоваться  в обучении для реализации следующих целей:

- построения модели ориентировочной основы умственного действия;

- как средство обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений;

- для решения познавательных задач по исследованию изучаемого понятия;

- для лучшего запоминания учебного материала.

Использование метода моделирования на уроках литературного чтения позволяет научить школьников

- правильно строить рассуждения и сравнения;

- проводить композиционный анализ литературного произведения,

- помогает осмыслить содержание прочитанного за счёт его образной конкретизации и обобщения.

Некоторые примеры использования метода моделирования на уроках литературного чтения в начальной школе при формировании основных УУД.

Требование к результатам изучения этого предмета включают формирования всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.

На учебном предмете «Литературное чтение» при работе с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» обеспечивается формирование следующих УУД:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

При изучении произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца» происходит формирование другого УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с природой России. М.М. Пришвин через картины природы, доброе отношение к животным и заботу о них передаёт детям светлое чувство любви к Родине.

№ п/п

УУД

Что определяли?

Как определяли?

1.

Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Упражнение: «Цвет настроения»

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Методика «Кто Я?» (М. Кун)

Методика «Хороший ученик»

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)

«Незавершённая сказка»

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). Опросник мотивации

Методика «После уроков» (норма взаимопомощи)

Опросник Е. Кургановой

«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже)

2.

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Наблюдение учителем за учащимися на уроке и ведение журнала наблюдений. Анализ выполнения учащимися самостоятельных и творческих работ.

3.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Применение методов информационного поиска.

Постановка и решение проблем.

Устные и письменные ответы, выполнение тестовых работ.

4.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

Участие в коллективном обсуждении проблем.

Учёт позиции других людей

Работа в группах.

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

      

Приложение 3

Методические рекомендации для молодого учителя по особенностям формирования УУД в рамках уроков «литературного чтения» на основе метода моделирования

 

Примеры заданий, направленных на диагностику УУД:

Задания на диагностику личностных результатов:

Объясни, как ты понимаешь выражение …

Подумай, какими словами можно заменить выражение …

Оцени поступки главных героев (героя) произведения.

Предложи свои варианты ….

Выскажи предположение ….

Задания на диагностику регулятивного УУД — планирование деятельности:

Какова цель деятельности на уроке? (постановка цели учеником)

Планирование на уроке собственной учебной деятельности при выполнении заданий учителя.

Выбор необходимых средств для решения поставленных учебных задач (учебник, дополнительные пособия, словари).

Контролирование результатов собственной деятельности (по инструкции и без).

Задания на диагностику познавательных УУД — поиск информации, логические операции:

Прочитай текст, оцени его на наличие необходимой информации для решения поставленной задачи урока.

Выявление последовательности действий героев в произведении.

Оценка определения истинных и ложных высказываний.

Высказывание собственных выводов после выполнения заданий.

Задания на диагностику коммуникативных УУД:

- Нарисуй понравившегося героя.

- Покажи свой рисунок соседу.

- Обсудите, почему вы выбрали таких героев.

- Работа в парах.

- Степень участия в диалоге, дискуссии.

В таблице представлены наименования методик, позволяющих оценивать результативность формирования УУД на уроках литературного чтения.

 

 

 

 

УУД: формирование эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей. Например, Ю.К. Олеша «Три Толстяка». При анализе данного произведения можно предложить следующие вопросы:

1. Что символизируют Три Толстяка?

2. Почему у всех главных героев сказки есть имена, но их нет у Трёх Толстяков?

3. Дай характеристику герою, не называя его. Какой он? Кто это? Предложи товарищу угадать героя.

4. Какие «простые высокие истины» открыла для тебя сказка Ю.К. Олеши?

УУД: Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств. Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге. Прочитайте стихотворение А. Барто «Сонечка». Можно ли назвать Сонечку другом? Почему? Как вы назовёте одноклассников Сонечки? Обоснуйте свой ответ».

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации — они вступают в «диалог» с автором через текст.

Виды коммуникативных действий:

1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию.

 

Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытай понять. Если потребуется — используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».

2. Интеллектуальный аспект коммуникации — учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».

4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т.д.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки; 3) на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.

Виды регулятивных действий:

1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.

2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».

3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.

 

4.  Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» (задания на редактирование; «Проверь, всё ли важное отражено в плане. Для этого ещё раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».

5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что ещё нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».

Система работы:

Перечисленные выше задания и вопросы могут быть использованы при работе с различными типами моделей.

 

 

Приложение 2

Алгоритм действия при работе с художественным произведением

 

1. Прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель.

2. Расположи модели по порядку.

3. Какие части сказки совпадают.

4. Определи, какую  структурную часть сказки  прочитал товарищ.

5. Прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её  сам.

6. Нарисуй иллюстрацию к данной части сказки.

7. Соотнеси иллюстрации с моделями.

8. Соотнеси план  пересказа с моделями.

9. Перескажи предложенную часть.

10. Найди модель части сказки,  в которой, например, есть описание зимнего леса.

11. Определи, из  какой части сказки взяты строки,

12. Соответствует ли отрывок сказки  данной модели.

13. Разложи модели по тексту   произведения.

14. Найди ошибку в  наложении моделей на текст (если есть).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knizhka.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое применение метода моделирования

Puzzle.png

Приложение 1

Методическое применение метода моделирования

Моделирование как универсальное учебное действие может использоваться  в обучении для реализации следующих целей:

- построения модели ориентировочной основы умственного действия;

- как средство обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений;

- для решения познавательных задач по исследованию изучаемого понятия;

- для лучшего запоминания учебного материала.

Использование метода моделирования на уроках литературного чтения позволяет научить школьников

- правильно строить рассуждения и сравнения;

- проводить композиционный анализ литературного произведения,

- помогает осмыслить содержание прочитанного за счёт его образной конкретизации и обобщения.

Некоторые примеры использования метода моделирования на уроках литературного чтения в начальной школе при формировании основных УУД.

Требование к результатам изучения этого предмета включают формирования всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия.

На учебном предмете «Литературное чтение» при работе с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок» обеспечивается формирование следующих УУД:

- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации.

При изучении произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца» происходит формирование другого УУД: формирование основ гражданской идентичности путём знакомства с природой России. М.М. Пришвин через картины природы, доброе отношение к животным и заботу о них передаёт детям светлое чувство любви к Родине.

№ п/п

УУД

Что определяли?

Как определяли?

1.

Личностные

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-этическое оценивание

Упражнение: «Цвет настроения»

Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха

Методика «Кто Я?» (М. Кун)

Методика «Хороший ученик»

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)

«Незавершённая сказка»

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой). Опросник мотивации

Методика «После уроков» (норма взаимопомощи)

Опросник Е. Кургановой

«Булочка» (модификация задачи Ж. Пиаже)

2.

Регулятивные

Целеполагание

Планирование

Составление плана и последовательности действий

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Наблюдение учителем за учащимися на уроке и ведение журнала наблюдений. Анализ выполнения учащимися самостоятельных и творческих работ.

3.

Познавательные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Поиск и выделение необходимой информации.

Применение методов информационного поиска.

Постановка и решение проблем.

Устные и письменные ответы, выполнение тестовых работ.

4.

Коммуникативные

Умение слушать и вступать в диалог.

Участие в коллективном обсуждении проблем.

Учёт позиции других людей

Работа в группах.

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже)

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

Приложение 3

Методические рекомендации для молодого учителя по особенностям формирования УУД в рамках уроков «литературного чтения» на основе метода моделирования

Примеры заданий, направленных на диагностику УУД:

Задания на диагностику личностных результатов:

Объясни, как ты понимаешь выражение …

Подумай, какими словами можно заменить выражение …

Оцени поступки главных героев (героя) произведения.

Предложи свои варианты ….

Выскажи предположение ….

Задания на диагностику регулятивного УУД — планирование деятельности:

Какова цель деятельности на уроке? (постановка цели учеником)

Планирование на уроке собственной учебной деятельности при выполнении заданий учителя.

Выбор необходимых средств для решения поставленных учебных задач (учебник, дополнительные пособия, словари).

Контролирование результатов собственной деятельности (по инструкции и без).

Задания на диагностику познавательных УУД — поиск информации, логические операции:

Прочитай текст, оцени его на наличие необходимой информации для решения поставленной задачи урока.

Выявление последовательности действий героев в произведении.

Оценка определения истинных и ложных высказываний.

Высказывание собственных выводов после выполнения заданий.

Задания на диагностику коммуникативных УУД:

- Нарисуй понравившегося героя.

- Покажи свой рисунок соседу.

- Обсудите, почему вы выбрали таких героев.

- Работа в парах.

- Степень участия в диалоге, дискуссии.

В таблице представлены наименования методик, позволяющих оценивать результативность формирования УУД на уроках литературного чтения.

УУД: формирование эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; формирование умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей. Например, Ю.К. Олеша «Три Толстяка». При анализе данного произведения можно предложить следующие вопросы:

1. Что символизируют Три Толстяка?

2. Почему у всех главных героев сказки есть имена, но их нет у Трёх Толстяков?

3. Дай характеристику герою, не называя его. Какой он? Кто это? Предложи товарищу угадать героя.

4. Какие «простые высокие истины» открыла для тебя сказка Ю.К. Олеши?

УУД: Морально-этическая ориентация и нравственная оценка: действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания; формирование эстетических чувств. Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге. Прочитайте стихотворение А. Барто «Сонечка». Можно ли назвать Сонечку другом? Почему? Как вы назовёте одноклассников Сонечки? Обоснуйте свой ответ».

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи). Формированию коммуникативных действий способствует методика учебной дискуссии, которая формирует такие важные коммуникативные умения, как умение слушать собеседника, понимать возможность существования различных точек зрения на один текст. Необходимость реализации собственных замыслов, их воплощения в слове и трансляции требует от детей интенсивного освоения средств языковой коммуникации. Учащиеся приобщаются и к особой, характерной для искусства форме коммуникации — они вступают в «диалог» с автором через текст.

Виды коммуникативных действий:

1. Сотрудничество и кооперация: Чтение как кооперация (чтение по цепочке или по ролям). Примером могут служить следующие задания: «Подготовься вместе с одноклассниками к инсценированию.

Распределите с одноклассниками роли»; «Какой фрагмент статьи оказался для тебя наиболее сложным? Найди его и попытай понять. Если потребуется — используй словари, дополнительную литературу, консультируйся со старшими».

2. Интеллектуальный аспект коммуникации — учёт позиции собеседника. Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения.

3. Постановка вопросов по изучаемому произведению. Например: «Поставь вопросы к статье. Для этого: перечитай произведение, выделяя то, о чем хочешь спросить; сформулируй вопросы; задай вопросы одноклассникам».

4. Речевые умения: участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках; умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев; владение монологической речью (умение находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах); оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) и т.д.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами. Регулятивные универсальные учебные действия развиваются с помощью заданий: 1) на составление плана (план текста, устного рассказа, сочинения); 2) на проведение самопроверки; 3) на редактирование текста. Основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий служат памятки (алгоритмы действий), которые должны усложняться от класса к классу.

Виды регулятивных действий:

1. Целеполагание, планирование: «Какие слова и выражения в этом тексте непонятны для тебя? Как можно выяснить их значения?». Планирование осуществляется детьми в процессе подготовки коллективных инсценировок, различных видов групповой работы и создания собственных сочинений.

2. Прогнозирование: «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно»; «Как ты думаешь, чем закончится эта история?».

3. Контроль (волевая саморегуляция): «Составь план части. Постарайся не упустить ничего важного». С действиями контроля дети знакомятся в процессе групповой работы по подготовке коллективных игр-драматизаций по материалу прочитанных произведений, когда им необходимо выполнить ряд действий и соотнести их с составленным заранее коллективным планом инсценировки.

4.  Коррекция: «Найди и исправь ошибки, прочитай правильно» (задания на редактирование; «Проверь, всё ли важное отражено в плане. Для этого ещё раз перечитай текст, сопоставляя с пунктами плана».

5. Оценка (выделение того, что уже усвоено, а что ещё нет): «Какие слова из этого текста непонятны тебе? Догадайся об их значении по общему смыслу читаемого»; «Перечитай текст и отметь то, что тебе непонятно».

Система работы:

Перечисленные выше задания и вопросы могут быть использованы при работе с различными типами моделей.

Приложение 2

Алгоритм действия при работе с художественным произведением

1. Прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель.

2. Расположи модели по порядку.

3. Какие части сказки совпадают.

4. Определи, какую  структурную часть сказки  прочитал товарищ.

5. Прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её  сам.

6. Нарисуй иллюстрацию к данной части сказки.

7. Соотнеси иллюстрации с моделями.

8. Соотнеси план  пересказа с моделями.

9. Перескажи предложенную часть.

10. Найди модель части сказки,  в которой, например, есть описание зимнего леса.

11. Определи, из  какой части сказки взяты строки,

12. Соответствует ли отрывок сказки  данной модели.

13. Разложи модели по тексту   произведения.

14. Найди ошибку в  наложении моделей на текст (если есть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования

В настоящее время в педагогических исследованиях широко используется метод моделирования. Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Изучение модели позволяет получить новое знание, н...

Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста

Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...

Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»

Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...

Методическое пособие по технологии и методике проведения коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками отделения дневного пребывания несовершеннолетних с применением метода нейропсихологической коррекции

Данная методика предназначена для организации и построения коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими те или иные нарушения в психическом, психоречевом развитии....

Применение наглядного моделирования в логопедической коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР

Дошкольное образование — это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с детьми, имеющими общее недоразвитие речи — формирование интереса к процес...

презентация Применение технологии моделирования на логопедических занятиях в начальной школе.

Моделирование- это метод познания окружающего мира,состоящий в создании и исследований моделей. Обобщенные графические модели можно рассматривать и как учебную опору искусственно созданную наглядную п...

Методические особенности изучения свойства остатка при делении. Применение метода наблюдений для установления зависимости остатка от делителя.

Методические рекомендации для молодых учителей, родителей  при изучении темы по математике "Деление с остатком",...