Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Наталья Назипова

Внеурочная деятельность по литературному чтению для 4-ого класса УМК "Планета знаний" "Клуб литераторов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_klub_literatorov_4_klass.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

«ШКОЛА № 2057»

143390 г. Москва, поселение Кокошкино, пос. Кокошкино, Дачная ул. Дом 3а

тел/факс (8495)847-85-57, E-mail: 2057@edu.mos.ru

ОКПО 06045146, ОРГН 1025003750628, ИНН/КПП 5030032182/775101001

_________________________________________________________________________________________________________________

Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол №____ от «___» ____ 20__г.

Согласована Зам. директора по УВР ________ «___» ____ 20___г.

Утверждена Директором ГБОУ Школа № 2057 Приказ № ____ «___» ____ 20___г.

Рабочая программа

педагога дополнительного образования

Назиповой Натальи Александровны

«Клуб литераторов»

 10 -11 лет

Срок реализации программы: 1 год

Москва

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа разработана в соответствии с основными положениями ФГОС НОО в рамках внеурочной деятельности (Общеинтеллектуальное направление) для 4-ого класса. Программа позволяет дифференцировать процесс обучения, проводить работу с одарёнными детьми, которые проявляют интерес к изучению литературного чтения на более высоком уровне.

        АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ        

        Программа направлена на осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, более углубленное изучение литературного чтения в игровой форме, развитие воображения, творческого и логического мышления, умений лаконично и строго излагать мысль, прогнозировать пути решения заданий, делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли; способствует воспитанию таких качеств, как настойчивость и объективность.

        Младшим школьникам свойственна неудержимая любознательность, которую следует поддерживать и направлять. Организация кружка способствует удовлетворению детской любознательности.

        Участие детей в работе кружка воспитывает у них общественную активность, которая выражается в помощи учителю, в организации и проведении занятий. Занятия в кружке оказывают серьёзное влияние на повышение интереса к литературному чтению.

        Кружок «Клуб литераторов» в процессе своей работы помогает расширению кругозора обучающихся. Кружковая работа содействует развитию у детей   мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению лингвистической терминологии, развитию умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать свои мысли.

        Организация кружковой работы по данному направлению позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребёнка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

        Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребёнку социального опыта) должно реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учётом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребёнка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но также и расширение, усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов. Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания включают в себя систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

        Цель: воспитание интереса к литературному чтению как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующим тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины, углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников; расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов; формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.

        Задачи: способствовать формированию навыков и умений умственной деятельности, развитию познавательных интересов и способностей, памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, языкового чутья, фантазии, формированию познавательных интересов и любознательности; создать условия для обучения решению нестандартных задач, содействовать приучению обучающихся к умственному труду.

МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

        Курс рассчитан на 34 часа. Продолжительность каждого занятия 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

 ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 способность к самооценке;

 представление об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов; моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

 регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;

 эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

 эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

 познавательная мотивация учения;

могут быть сформированы:

 чувства понимания и любви к чтению и литературным произведениям.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

 читать вслух и про себя со скоростью, позволяющей осознавать смысл прочитанного (вслух – примерно 90 слов/мин., про себя примерно 120 слов/мин);

 читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного;

 прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

 находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

 различать последовательность событий и последовательность их изложения;

 пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

 обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию, ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

 создавать краткие аннотации к рекомендованным книгам; составлять рецензии и литературные портреты, подготавливать интервью и репортажи, составлять путевые заметки.

Учащиеся получат возможность научиться:

• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

 высказывать свое отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

 создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

 читать по ролям литературное произведение;

• создавать текст на основе плана;

• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализа причин происшедшего;

• писать (на доступном уровне) сочинения на заданную тему, отзыв о прочитанной книге;

• создавать сочинения по репродукциям картин из серии иллюстраций.

Учащийся  получит возможность научиться:

• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

• создавать иллюстрации к произведениям;

• работать в группе.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся  научатся:

• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей и басен;

• выделять слова автора, действующих лиц, Описание пейзажа, внешностей героев, их поступков, бытовые описания;

•  вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

•  определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

•  различать жанры, преимущественно путем сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

•  находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащийся  получит возможность научиться:

• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• создавать прозаический или поэтический текст, по аналогии используя средства художественной выразительности, включенные в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ставить новые задачи для освоения для усвоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

• планировать собственную деятельность.

Познавательная

Учащиеся научатся:

• находить нужную информацию;

• выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

• сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

• строить логические рассуждения, включающие определения причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыт.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

• аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решений;

• точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

• владеть диалогической формой речи;

• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Литературное чтение: 200 заданий по литературному чтению для тематического контроля: Литературные игры и творческие задания: 4 класс: к учебникам Э.Э. Кац «Литературное чтение»/ Э.Э. Кац. – Москва: АСТ: Астрель, 2016. – 80 с.: ил.
  2. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для проверки знаний: 3-4-й классы/Российская академия образования; И.С. Хомякова. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – 28 [4]с.: ил. – (тематический контроль и оценка в начальной школе).
  3. Э.Э. Кац, Н.А. Миронова Литературное чтение. Проверочные и диагностические работы 4 класс. М., ACT, Астрель, 2014

Обеспечение ИКТ: 

  1. Интерактивная доска ActivBoard с видеопроектором

занятия

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

КОЛ-ВО

ЧАСОВ

МАТЕРИАЛЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

1

Тема произведения.

1

С.4-5

Работать с текстом. Определять тему произведения. Оценивать свою работу.

1-ая

учебная неделя

2

Главная мысль текста.

1

С.6-7

Работать с текстом. Определять главную мысль произведения, озаглавливать, находить части. Оценивать свою работу.

2-ая

учебная неделя

3

Литературные игры: Портреты русских писателей. Кому принадлежат вещи?

1

6-12

Узнавать писателей на репродукциях художников. Вспоминать произведения данных писателей, называть героев. По кратким описаниям определять героев прочитанных произведений.

3-ая

учебная неделя

4

Сюжет.

1

С.8-11

Работать с текстом.  Делить текст на части, оставлять план, задавать вопросы, находить диалоги и читать их  по ролям.  Оценивать свою работу.

4-ая

учебная неделя

5

Особенности теста.

1

с.12-14

Работать с текстом. Определять настроение текста.  Оценивать свою работу.

5-ая

учебная неделя

6

Эмоциональный рисунок.

1

С.14-15

Работать с текстом. Определять настроение текста. Эмоциональное настроение после прочтения.  Оценивать свою работу.

6-ая

учебная неделя

7

Выразительные средства. Лексика.

1

С.16-19

Работать с текстом. Находить сравнения, эпитеты, устаревшие слова  

Оценивать свою работу.

7-ая

учебная неделя

8

Жанры (сказки, рассказы, пьесы).

2

С. 20-27

Определять жанры произведений, находить научную информацию, присказку и концовку в сказке, определять особенности волшебной сказки, классифицировать сказки. Оценивать свою работу.

8-ая

учебная неделя

9

9-ая

учебная неделя

10

Литературные игры: Кто авторы произведений? Кто произносит слова?

1

С.13-18

Определять авторов по названиям произведений, называть другие их произведения, узнавать героев по их репликам.

10-ая

учебная неделя

11

Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Работа  с цитатами и  иллюстрациями по сказкам А.С. Пушкина.

1

с.30-36

Повышать интерес к сказкам А.С. Пушкина. Вспомнить понятие «цитата». Соотносить иллюстрации и цитаты из сказок А.С. Пушкина.

11-ая

учебная неделя

12

Писатели.

Самостоятельная работа.

1

С.28

Соотносить авторов и их произведения,  а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений.

Оценивать свою работу.

12-ая

учебная неделя

13

Литературные игры: Знаешь ли ты их? О ком идёт речь?

1

С.19-24

Соотносить авторов и их произведения,  а также жанры, в которых работают писатели, тематику их произведений.

13-ая

учебная неделя

14

Библиографическая культура.

Самостоятельная работа.

1

С.29

Познакомить с понятием «библиографическая культура». Вспомнить понятия «иллюстрация», «справочная литература», познакомить с понятием «аннотация».

Оценивать свою работу.

14-ая

учебная неделя

15

Викторина по басням И.А. Крылова

1

С.27-28

Вспомнить жанр «басня». Повышать интерес к басням И.А. Крылова, вспомнить героев басен. Соотносить иллюстрации с баснями И.А. Крылова.

15-ая

учебная неделя

16

Работа с текстом: Ф. Конюхов «Как я стал путешественником».

1

С.5-14

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

16-ая

учебная неделя

17

Литературные игры: С одной буквы.

1

С.25-26

Составление викторин с усложнённым заданием (ответы должны быть на одну букву.

17-ая

учебная неделя

18

Стихотворение: Рифма. Пропущенное слово.

1

с.41-44

Повышать интерес к чтению стихотворений. Вспомнить понятие «рифма», тренироваться в составлении рифм. Подбирать пропущенные слова в знакомых стихотворениях.

18-ая

учебная неделя

19

Стихотворение: Продолжи стихотворение. Акростих.

1

С.45-46

Повышать интерес к чтению стихотворений. Тренироваться в продолжении знакомых стихотворений. Познакомить с понятием «акростих». Тренироваться в сочинении акростихотворений.

19-ая

учебная неделя

20

Игры со словами: Сочиняем рассказ. Придумываем сочетания слов. Объясняем их.

1

С.47-49

Тренироваться в сочинении  рассказов на заданную тему. Составление словосочетаний и их толкование.

20-ая

учебная неделя

21

Игры со словами: Рассказ на одну букву.

Игры с пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, образными выражениями.

2

С.53-60

Тренироваться в сочинении  рассказов с ограниченным набором слов.

Повышать интерес к русскому фольклору, объяснять смысл образных выражений.

21-ая

учебная неделя

22

22-ая

учебная неделя

23

Игры со словами: Кто придумает больше определений. Антонимы и синонимы.

1

С.50-52

Тренироваться в определении указанных слов. Вспомнить понятия «антонимы» и «синонимы». Подбор антонимов и синонимов.

23-ая

учебная неделя

24

Работа с текстом: Е. Литвяк «Необычный снег».

1

С.15-23

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

24-ая

учебная неделя

25

Викторина: Кто создал картину?

Центон.

1

С. 37-40

С.29

Соотносить картины с художниками, подбирать произведения, которые можно проиллюстрировать репродукциями знакомых картин. Познакомить с понятием «центон»

25-ая

учебная неделя

26

Литературный портрет.

Творческая работа: Портрет моего одноклассника.

1

С.61

Познакомить с понятием «литературный портрет», учить составлять литературный портрет одноклассника.

26-ая

учебная неделя

27

Интервью.

Творческая работа: Интервью.

1

С.62-63

Познакомить с понятием «интервью», учить продумывать интервью, учит брать интервью..

27-ая

учебная неделя

28

Работа с текстом: «Путеводитель по выставке».

1

С.24-34

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

28-ая

учебная неделя

29

Репортаж.

Творческая работа: Репортаж.

1

С. 64-65

Познакомить с понятием «репортаж», учить продумывать тему репортажа, составлять репортаж.

29-ая

учебная неделя

30

Отзыв.

Творческая работа: Отзыв о своём друге.

1

С.66-70

Познакомить с понятием «отзыв», учить составлять отзыв по прочитанным произведениям.

30-ая

учебная неделя

31

Путевые заметки.

Творческая работа: Составление путевых заметок.

1

С. 71-74

Познакомить с понятием «путевые заметки», учить записывать путевые заметки.

31-ая

учебная неделя

32

Работа с текстом: «Анна Киевская», Д. Самойлов «Королева Анна», Н. Тихонов «Над Днепром…»

1

С.35-46

Формирование навыков самостоятельной работы. Планировать собственные действия, выполнять учебные действия в письменной форме, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы.

32-ая

учебная неделя

33

Библиография.

Творческая работа: Составление библиографии.

1

С.75

Познакомить с понятием «библиография»», учить составлять библиографии.

33-ая

учебная неделя

34

Обобщение по курсу. Викторина «Мои любимые произведения литературы и их герои».

1

Самостоятельно и при помощи учителя готовить вопросы к викторине.

34-ая

учебная неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по литературному чтению 1-4 классы

Программа представляет собой раздел курса "Литература как предмет эстетического цикла". Курс расчитан на четыре года обучения в начальной школе. Оснавная задача - воспитание эстетически развитого чита...

Внеурочная деятельность по литературному чтению «Знакомство Песочного Человечка с русскими сказками » 1 класс

Внеурочная деятельность является дополнительным к литературному чтению, а именно, как  внеклассное чтение. Из - за сокращённых часов литературного чтения,  ученики  мало читают дополнит...

Рабочая программа внеурочной деятельности по литературному чтению "В мире книг" 1 класс

составлена в соответствии с требованиями ФГОС.Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире книг" содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...

Программа внеурочной деятельности по литературному чтению "Мои жизненные идеалы"

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми 8-9 лет во внеурочное время. Программа основана на основе литературных произведений Уральских поэтов и писателей, что позволяет прививать у д...