Главные вкладки

    Конспект и презентация урока литературного чтения по теме "Считалочка" 1 класс
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Брагуца Анжелика Викторовна

    урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование "Сингапурских" технологий.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_teme_schitalochka.rar2.92 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Считалочки в стране Считалия.

    Цель деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о считалках как малом фольклорном жанре, их предназначении, сюжетно-композиционном построении, наличии зашифрованных слов; способствовать развитию речи учащихся, памяти.

    Планируемые результаты:

     личностные УУД:

    проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении;

    метапредметные УУД: 

    регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу;

     познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков;

    коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; сотрудничать в парах, группах.

     предметные УУД: 

    осознавая смысл прочитанного, различать малые жанры фольклора

    получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (считалку) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация).

    Программа: УМК « Перспективная начальная школа»

    Тип  урока:  урок  усвоения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

    Форма работы: фронтальная (беседа), работа в парах, работа в группах, работа с учебником, индивидуальная работа.

    Оборудование: учебник «Азбука», карточки с текстами для выбора жанров, разрезные карточки с текстом для востанавления считалочки, презентация.

    Использованные обучающие структуры: ТЭЙК  ОФ – ТАЧ  ДАУН, КОНЭРС, ТАЙМД  РАУНД  РОБИН , ТАЙМД  ПЭА  ШЭА, сигналы для управления классом: сигналы тишины, МЭНЭДЖ МЭТ, таймер. Фразы и ТИМ ЧИР для выражения похвалы.

    Ход урока.

    1. Орг момент.

    -  Проверьте ваше рабочее место. Всё ли готово к уроку?

    Встало солнышко давно,

    Заглянуло к нам в окно,

    На урок торопит нас –

    Литературное чтение у нас.

    1. Актуализация знаний.

    - На предыдущем уроке мы с вами говорили о произведениях устного народного творчества.

    - А почему творчество названо Устное народное?

    ( Произведения сочинил народ, передавались из уст в уста)

    - С какими жанрами устного народного творчества мы уже знакомы?

                        ( загадки, пословицы и поговорки, потешки, сказки)

    - Кто может привести пример?

    - Дома вы подбирали загадки для одноклассников.

    ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН

    - Встаньте те кто подготовил хотя бы одну загадку, две, три, четыре.

    - Молодцы!

    ТАЙМД ПЭА ШЭА

    - Поработаем с портнёром по плечу. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Загадайте друг другу загадку по очереди. Ели выполнили задание. Покажите свою готовность.

    - Загадывает первым тот, у кого на одежде больше пуговиц.

    - Скажите своему партнёру:

    • ТЫ ПОДГОТОВИЛ ОТЛИЧНУЮ ЗАГАДКУ
    • И ТВОЯ ЗАГАДКА ИНТЕРЕСНАЯ

     - Кто считает, что загадка партнёра по плечу была трудной, необычной, интересной и над ней нужно было подумать? ( Прошу загадать загадку нескольких ребят) ТИМ  ЧИР

    3. Работа над новой темой.

    - Ребята вы перечислили жанры устного народного творчества. Но посмотрите на Солнышко. Возле одного лучика знак вопроса. Значит существует еще жанр. Попробуйте догадаться какой? ( Читаю считалочку)

    Под горою у реки

    Живут гномы-старики.

    У них колокол висит,

    Позолоченный звонит:

    Диги-диги-диги-дон,

    Выходи скорее вон!

    - Догадались какой это жанр? ( Считалочки)

           Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

           В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

    Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

          Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

    За морями, за горами,

    За железными столбами,

    На пригорке - теремок,

    На дверях висит замок.

    Ты за ключиком иди

    И замочек отомкни.

           И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

    1. Постановка цели урока.

    Сегодня на уроке нам нужно понять:

    • что такое считалочка
    • для чего нужна считалочка
    • какие бывают считалочки  

    ТАЙМД РАУНД РОБИН

    На столе у детей 4 карточки с разными текстами. Дети разбирают карточки. Зачитывают карточки по кругу. Определяют жанр произведения. Выбирают считалочку. Закончив работу подайте сигнал. Начинает партнёр под № 2. Идем по кругу по часовой стрелке.

    -  Прошу ребят зачитать считалочки.

    - Понравилась считалочка? ТИМ  ЧИР  

    - Какие ещё жанры встретились? Зачитать по одному. Запомните кому, что досталось. Чуть позже нам это пригодится.

    - А мы продолжаем отвечать на поставленные вопросы. Поработаем с учебником.

    Работа с учебником на стр.110.  Чтение читалочек детьми.

    - Ответим на первый вопрос: - Что такое считалочка?

    - Это рассказ, стихотворение, большое произведение или маленькле?

     - Естьли в считалочке рифма? А ритм?

    Считалочка - рифмованный стишок с определенным ритмом.

     - Для чего нужна считалочка? Как вы определяете в игре в прятки, кто в игре будет водить, а кто прятаться?

    Считалочка нужна  – для распределения ролей в игре.

     - Какие бывают считалочки?  - ( дети пречитывают считалочки)

    - Какими словами заканчивается считалочка? На что указывает?

    1. выбор водящего ( тебе водить)  

    - У кого попалась такая считалочка?  Прочитайте.

    1. выбывание из круга ( выйди вон)

    - У кого попалась такая считалочка?  Прочитайте.

    - А как быть со считалочкой про царя и царевича?

    1. указание на определённую личность ( снами в салочки ИГРАЕТ)

    Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из различных слов и созвучий со строгим соблюдений ритма. Считалочки нужны для распределения роли в игре.

    1. Закрепление изученного.

    КОНЕРС

    - Дома вы приготовили карточки со считалочками. Достаньте. А так же я хочу, чтобы вы вспомнили, какой жанр устного народного творчества вам достался в предыдущем задании. Посмотрите еще раз на свой текст. Вспомнили. Возьмите счилочку и распределитесь по группам в соответствии с тем, какой текст озвучивали.

    - Найдите пару в группе. Покажите, что готовы.

    Задание: Прочитайте считалочку друг другу. Каждому на чтение 30 секунд.

    - Кому понравилась считалочка партнёра?

    - Кто готов зачитать? ТИМ ЧИР

    - Перемешайтесь.  и найдите себе пару из другой группы.

    -  Прочитайте считалочку друг другу. Каждому на чтение 30 секунд.

    - Кому понравилась считалочка партнёра?

    - Кто готов зачитать? ТИМ ЧИР

    6.  Практическая работа.

    С партнёром по плечу востановить  считалочку.

    - А сейчас попробуем применить считалку по назначению.

    - При помощи считалочки определите кому ее зачитывать вслух.

    - Выполнив задание покажите готовность. Прошу встать те пары, у кого партнёр готов озвучить считалочку вслух.

    - Чтение считалочек. ТИМ ЧИР

    7. Итог урока.

    - С каким новым жанром учтного народного творчества познакомились?

    - Похлопайте в ладоши те, кто считает, что знания полученые на уроке пригодятся в жизни.

    - Похлопайте в ладоши те, кому было на уроке интересно.

    - Спасибо за хорошую работу!   САЛЮТ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.

    В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...

    конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"

    конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек",  урок изучения нового материала...

    Презентация урока литературного чтения во 2 классе Л. Пантелеев "Две лягушки".

    Презентация урока литературного чтения Леонид  Пантелеев "Две лягушки"....

    Конспект и презентация урока литературного чтения(программа ПНШ) во 2 классе по теме "Хокку. Секрет коротких японских стихотворений" учителя Остренко Л.П.

    Тема урока:  «Секреты японских стихов. Хокку.»Тип урока: урок-исследованиеЦель урока:  формировать умение видеть «красоту в простом»Задачи урока: дать представление о жанре хокку; форми...

    Презентация урока литературного чтения в 4 классе по теме: А. Пушкин Гонимы вешними лучами ..., Сквозь волнистые туманы ...

    Презентаци урока литературного чтения в 4 классе ПНШ содержит слайды с изображением картин природы, описанных в стихотворении А. Пушкина " Гонимы вешними лучами ..."....

    презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

    УМК: «Планета Знаний»Автор учебника: Э.Э. Кац Тип урока: урок закрепления- обобщения.Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок....

    Конспект и презентация урока литературного чтения

    Конспект урока литературного чтения к рассказу В.Драгунского "Бы..."...