Конспект и презентация урока литературного чтения по теме "Считалочка" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Брагуца Анжелика Викторовна

урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование "Сингапурских" технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_teme_schitalochka.rar2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Считалочки в стране Считалия.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования знаний о считалках как малом фольклорном жанре, их предназначении, сюжетно-композиционном построении, наличии зашифрованных слов; способствовать развитию речи учащихся, памяти.

Планируемые результаты:

 личностные УУД:

проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении;

метапредметные УУД: 

регулятивные – осуществляют действие по образцу и заданному правилу;

 познавательные – работают с учебником, ориентируются в нем с помощью значков;

коммуникативные – принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; сотрудничать в парах, группах.

 предметные УУД: 

осознавая смысл прочитанного, различать малые жанры фольклора

получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры (считалку) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация).

Программа: УМК « Перспективная начальная школа»

Тип  урока:  урок  усвоения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

Форма работы: фронтальная (беседа), работа в парах, работа в группах, работа с учебником, индивидуальная работа.

Оборудование: учебник «Азбука», карточки с текстами для выбора жанров, разрезные карточки с текстом для востанавления считалочки, презентация.

Использованные обучающие структуры: ТЭЙК  ОФ – ТАЧ  ДАУН, КОНЭРС, ТАЙМД  РАУНД  РОБИН , ТАЙМД  ПЭА  ШЭА, сигналы для управления классом: сигналы тишины, МЭНЭДЖ МЭТ, таймер. Фразы и ТИМ ЧИР для выражения похвалы.

Ход урока.

  1. Орг момент.

-  Проверьте ваше рабочее место. Всё ли готово к уроку?

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Литературное чтение у нас.

  1. Актуализация знаний.

- На предыдущем уроке мы с вами говорили о произведениях устного народного творчества.

- А почему творчество названо Устное народное?

( Произведения сочинил народ, передавались из уст в уста)

- С какими жанрами устного народного творчества мы уже знакомы?

                    ( загадки, пословицы и поговорки, потешки, сказки)

- Кто может привести пример?

- Дома вы подбирали загадки для одноклассников.

ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН

- Встаньте те кто подготовил хотя бы одну загадку, две, три, четыре.

- Молодцы!

ТАЙМД ПЭА ШЭА

- Поработаем с портнёром по плечу. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. Загадайте друг другу загадку по очереди. Ели выполнили задание. Покажите свою готовность.

- Загадывает первым тот, у кого на одежде больше пуговиц.

- Скажите своему партнёру:

  • ТЫ ПОДГОТОВИЛ ОТЛИЧНУЮ ЗАГАДКУ
  • И ТВОЯ ЗАГАДКА ИНТЕРЕСНАЯ

 - Кто считает, что загадка партнёра по плечу была трудной, необычной, интересной и над ней нужно было подумать? ( Прошу загадать загадку нескольких ребят) ТИМ  ЧИР

3. Работа над новой темой.

- Ребята вы перечислили жанры устного народного творчества. Но посмотрите на Солнышко. Возле одного лучика знак вопроса. Значит существует еще жанр. Попробуйте догадаться какой? ( Читаю считалочку)

Под горою у реки

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Позолоченный звонит:

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!

- Догадались какой это жанр? ( Считалочки)

       Считалка возникла еще в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку.

       В те далекие времена люди, не умея объяснить законы природы, боялись её и поэтому приписывали природе человеческие качества - делать людям добро или зло. Люди верили, что животные понимают человеческую речь, и, собираясь на охоту, боялись употребить обычные слова: вдруг зверь услышит и узнает, что люди собираются делать. Поэтому охотники изобретали специальные "тайные" слова, заменявшие слова обычные. Эти слова могли входить и в текст считалок. Теперь такие считалки кажутся нам бессмысленными:

Так что в древности считалка играла серьезную роль. И это была серьезная роль ещё и потому, что люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.

      Позже, когда человеческая жизнь изменилась, когда люди перестали бояться природы, тогда считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре да так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок:

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке - теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

       И теперь нам трудно понять, какие считалки пришли к нам из глубокой древности, а какие - недавно. Тем более что живут-то они в устном творчестве, а значит, меняются, появляются новые варианты.

  1. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке нам нужно понять:

  • что такое считалочка
  • для чего нужна считалочка
  • какие бывают считалочки  

ТАЙМД РАУНД РОБИН

На столе у детей 4 карточки с разными текстами. Дети разбирают карточки. Зачитывают карточки по кругу. Определяют жанр произведения. Выбирают считалочку. Закончив работу подайте сигнал. Начинает партнёр под № 2. Идем по кругу по часовой стрелке.

-  Прошу ребят зачитать считалочки.

- Понравилась считалочка? ТИМ  ЧИР  

- Какие ещё жанры встретились? Зачитать по одному. Запомните кому, что досталось. Чуть позже нам это пригодится.

- А мы продолжаем отвечать на поставленные вопросы. Поработаем с учебником.

Работа с учебником на стр.110.  Чтение читалочек детьми.

- Ответим на первый вопрос: - Что такое считалочка?

- Это рассказ, стихотворение, большое произведение или маленькле?

 - Естьли в считалочке рифма? А ритм?

Считалочка - рифмованный стишок с определенным ритмом.

 - Для чего нужна считалочка? Как вы определяете в игре в прятки, кто в игре будет водить, а кто прятаться?

Считалочка нужна  – для распределения ролей в игре.

 - Какие бывают считалочки?  - ( дети пречитывают считалочки)

- Какими словами заканчивается считалочка? На что указывает?

  1. выбор водящего ( тебе водить)  

- У кого попалась такая считалочка?  Прочитайте.

  1. выбывание из круга ( выйди вон)

- У кого попалась такая считалочка?  Прочитайте.

- А как быть со считалочкой про царя и царевича?

  1. указание на определённую личность ( снами в салочки ИГРАЕТ)

Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из различных слов и созвучий со строгим соблюдений ритма. Считалочки нужны для распределения роли в игре.

  1. Закрепление изученного.

КОНЕРС

- Дома вы приготовили карточки со считалочками. Достаньте. А так же я хочу, чтобы вы вспомнили, какой жанр устного народного творчества вам достался в предыдущем задании. Посмотрите еще раз на свой текст. Вспомнили. Возьмите счилочку и распределитесь по группам в соответствии с тем, какой текст озвучивали.

- Найдите пару в группе. Покажите, что готовы.

Задание: Прочитайте считалочку друг другу. Каждому на чтение 30 секунд.

- Кому понравилась считалочка партнёра?

- Кто готов зачитать? ТИМ ЧИР

- Перемешайтесь.  и найдите себе пару из другой группы.

-  Прочитайте считалочку друг другу. Каждому на чтение 30 секунд.

- Кому понравилась считалочка партнёра?

- Кто готов зачитать? ТИМ ЧИР

6.  Практическая работа.

С партнёром по плечу востановить  считалочку.

- А сейчас попробуем применить считалку по назначению.

- При помощи считалочки определите кому ее зачитывать вслух.

- Выполнив задание покажите готовность. Прошу встать те пары, у кого партнёр готов озвучить считалочку вслух.

- Чтение считалочек. ТИМ ЧИР

7. Итог урока.

- С каким новым жанром учтного народного творчества познакомились?

- Похлопайте в ладоши те, кто считает, что знания полученые на уроке пригодятся в жизни.

- Похлопайте в ладоши те, кому было на уроке интересно.

- Спасибо за хорошую работу!   САЛЮТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.

В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...

конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек",  урок изучения нового материала...

Презентация урока литературного чтения во 2 классе Л. Пантелеев "Две лягушки".

Презентация урока литературного чтения Леонид  Пантелеев "Две лягушки"....

Конспект и презентация урока литературного чтения(программа ПНШ) во 2 классе по теме "Хокку. Секрет коротких японских стихотворений" учителя Остренко Л.П.

Тема урока:  «Секреты японских стихов. Хокку.»Тип урока: урок-исследованиеЦель урока:  формировать умение видеть «красоту в простом»Задачи урока: дать представление о жанре хокку; форми...

презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

УМК: «Планета Знаний»Автор учебника: Э.Э. Кац Тип урока: урок закрепления- обобщения.Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок....

Конспект и презентация урока литературного чтения

Конспект урока литературного чтения к рассказу В.Драгунского "Бы..."...