Конспект и презентация урока литературного чтения(программа ПНШ) во 2 классе по теме "Хокку. Секрет коротких японских стихотворений" учителя Остренко Л.П.
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Тема урока:  «Секреты японских стихов. Хокку.»

Тип урока: урок-исследование

Цель урока:  формировать умение видеть «красоту в простом»

Задачи урока:

 дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения,     развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь;       воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице,  а не в кино,

Людей,  что спешат по делам в кимоно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

Мультимедийный урок-исследование

по литературному чтению во 2 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

«Секреты японских стихов. Хокку»

                                                     

Учитель начальных классов

Остренко Людмила Петровна

МКОУ СОШ №8

с.Тахта

15 ноября 2012 г.

Ф. И. О. автора: Остренко Людмила Петровна  

Полное название ОУ: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края

Предмет, класс: литературное чтение, 2 класс

Тема урока:  «Секреты японских стихов. Хокку.»

Тип урока: урок-исследование

Цель урока:  формировать умение видеть «красоту в простом»

Задачи урока:

 дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения,        развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь;        воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

- знать жанр японской поэзии (хокку);

- знать особенности построения японских стихов (хокку);

- картины  художников Хирасиге,  

- знать названия и авторов изучаемых произведений раздела

Уметь:

-воспринимать на слух японские стихи (хокку), понимать их;

-осмысленно, правильно плавно читать вслух, с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

 - самому  задавать вопрос по содержанию прочитанного;

- читать наизусть японские стихи (хокку);

- сочинять японские стихи (хокку);

-находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы;

- уметь соотносить анализ картины с содержанием текста;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений (Хокку,).

Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов (хокку

-  проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов (хокку);

 - высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотел подумать), своего понимания авторского замысла.

Регулятивные:

-  определять цель учебной деятельности  при  определении жанров японской литературы.

- Составлять план решения учебной задачи совместно с учителем  при изучении определений жанров японской литературы (, хокку).

Познавательные:

Обшеучебные

- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре;

- искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию

Логические:

-Анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков  (существенных и несущественных);

Коммуникативные:

- Планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений. Выполнении теста и творческой работы.

Оборудование (средства) урока: мультимедийный комплекс, учебники литературного чтения, учебник русского языка (часть 2),

хрестоматия по литературному чтению

Ход урока:

I. Психологический настрой

Учитель:

-Придумано кем просто и мудро:

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Дети:

-Мы проснулись!Мы здоровы!

И к работе мы готовы!

II. Разминка

  1. Работа над артикуляцией –чтение скороговорки

Глядят подсолнухи на солнышко,

А солнышко на подсолнушки.

2.Зрительный диктант (для развития оперативной -памяти)

Что объединяет эти пословицы? ( Они о Родине) – Чему они нас учат? (Любить Россию, её красоту, неповторимость. Быть  дружными и готовыми защитить её.

 3. Введение в тему- Сегодня мы с вами, ребята, повершим путешествие в мир поэзии одной из удивительных стран. Догадайтесь какой, составив  слово из букв. (Япония)

(Звучит японская музыка,  сменяются слайды о Японии  и учитель вместе с экскурсоводами рассказывают об этой стране). Ну, чтобы понять поэзию чужой страны, мы должны познакомиться с её традициями и обычаями. А помогут мне наши экскурсоводы. Они прочтут свои сообщения, а вы будьте внимательны, в конце путешествия вас ждёт мини тест.

Учитель: Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице,  а не в кино,

Людей,  что спешат по делам в кимоно.

  1. Традиции древние нас поразят,

И то, как их бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна

 В стране этой чтятся во все времена.

2.Здесь воин отважный составить готов,

 Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придёт удивляться,

Скорей собирайся,  пора отправляться.

(Выступление экскурсоводов о Японии)

3. На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон.

4. Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны – золотая хризантема – тоже символ солнца. В сегодняшней Японии живёт около 130 миллионов человек. Большая часть населения проживает в городах.

5. Японская хижина – простое здание, внутри нет мебели, на полу сидят, когда обедают. Там же спят.

6. Жители страны очень любят красоту природы и стараются сохранить её.

7. Старое соседствует с новым. В школах изучают иностранные языки. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов.

8. Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек. Не вилками , а палочками.

9.Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно.

10.Есть специальные дома, которые называются Чайными домами.

11. Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит ваза или свиток.

12. В чайном домике проводится чайная церемония, когда готовится зелёный чай, гости читают стихи, поддерживают беседу.

13. Уже в школе дети учатся любоваться увиденным, есть специальные уроки – уроки любования. На этих же уроках пишут стихи любования.

4.Повторение

-Откройте содержание учебника. Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (В гостях у Барсука) Что вы можете сказать об этом герое? (Барсук  умеет видеть красоту, умеет любоваться ею) Вспомнить, что мы уже знаем о Японии нам поможет тест. Поработаем в парах.

5. Сообщение темы и целей урока

Прочтите название темы  сегодняшнего урока. (Секреты коротких стихотворений).

Попытайтесь самостоятельно определить цели и задачи нашего урока. (Ответы учащихся)

Да, ребята, вы правы. Сегодня на уроке литературного чтения мы узнаем, как называются короткие японские стихотворения  и в чем их  удивительные секреты. А для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит превратиться в исследователей и самостоятельно сделать несколько интересных открытий.

6. Актуализация знаний 

- На прошлом уроке мы рассматривали свиток художника Хиросиге. Найдите  в учебнике  строчки, которые говорят о том наблюдении, которое сделал Миша.      («В верхнем углу свитка висят три ниточки каких-то закорючек»…)  А вы заметили эту запись? Вернитесь к свитку и посмотрите на неё через лупу.

7. Знакомство с жанром хокку. Анализ стихотворения Хиросиге.

 

(Рассуждение  Барсука читает учитель.)

Здесь записано целое стихотворение из трех строчек. Его написал сам художник Хиросиге.

  Дикая утка кричит.

От дыхания ветра

Гладь воды становится рябью.

Такие стихи из трех строчек называются по-японски хокку, или хайку. В них поэты выражают свое восхищение  миром. Посмотрите на слайд. Еще раз перечитайте стихотворение.  

Что слышит герой?  (Дикая утка кричит)

Что ощущает?  (Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо)

Что видит?  ( Видит, как по воде пошла рябь)

Что мы, читатели, смогли почувствовать?

 (Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить и увидеть картину природы. Через слух, зрение и ощущение у нас появляется впечатление наступающих  холодов.)

Подведение итога.  

-Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый.

8. Секреты японских хокку – работа по хрестоматии

Раз японцы любуются не только хризантемами и пионами, но и кленами, японской вишней – сакурой значит,  у них должны быть об этом  стихи! – догадалась Маша.

А вы как считает?  О чем еще могут быть стихи?

С некоторыми из них вы сможете познакомиться в  своей хрестоматии. А я хочу, чтобы нашли там одно из моих любимых стихотворений  хокку о первом снеге. Скажите, кто его автор?

Полюбуйтесь этим удивительным явлением природы.

Первый снег.

Я бы насыпал его на поднос,

Все бы глядел да глядел.

                                Кикаку


Прочитайте стихотворение. Вспомните свои чувства, когда вы видели первый снег. Какие строчки говорят о том, что поэт восхищен первым снегом? Почему он хочет положить снег на поднос и любоваться им? (Невозможно оторвать взгляд  от этой красоты)

Зарядка для глаз.

А сейчас, ребята, я приглашаю вас в хижину к Барсуку. Давайте вместе с ним , как принято это в Японии, понаблюдаем за луной и послушаем японскую музыку.

9. Исследование вопроса «Как  люди в разных странах видят прекрасное»

   Художник Дюрер жил в Германии.

Художник и поэт Хиросиге жил в Японии.

Поэт и писатель Козлов живет в России.                                         

Задание повышенной сложности.

Это поэты из разных стран. Они создали свои произведения в разное время. Чем же похожи их произведения?

(Эти произведения учат нас присматриваться к окружающему миру, ценить все его творения. В этих произведениях открывается красота неяркая, неброская)

от этой красоты)

10. Сравнительный анализ отношения к природе японских авторов хокку Оницуры  и Тиё

За ночь вьюнок обвился
Вкруг  бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму.
Тиё

Поэтесса – наблюдательный человек? ( Обратить внимание детей на то, что только наблюдательный человек не забросил автоматически ведро в колодец, а заметил неброскую красоту вьюнка) Чуткий ли человек герой стихотворения? Докажите это. (Наш герой не стал обрывать цветок, а попросил воду у соседа. Это говорит о его чуткой душе. Ведь он пожалел красоту)

Некуда воду из ванны
Выплеснуть мне теперь…
Всюду поют цикады!
Оницура

Давайте представим себе где и когда происходит действие. На дворе утро, день или ночь? Почему вы решили, что ночь? (Цикады поют по ночам)

(Дети дома  уже уточнили по словарю значение этого слова.)

Почему же герою некуда выплеснуть воду? Чего он хочет избежать? Нравиться ли ему, что  «всюду поют цикады»?

Почему последнее предложение восклицательное?

Герой стихотворения жалуется? Огорчается? Восхищается?

(Дети делают выводы)

Сравни хокку.
Найди строчки, о той красоте, которую человек не хочет  нарушить.

Дыхательная японская гимнастика

Полюбуемся сакурой и сделаем несколько упражнений из японской дыхательной гимнастики.

11. Творческая работа в группах: закончить хокку Бассё.

12. Итог урока.   

- Подошло к концу наше путешествие в мир японской поэзии.

Какие секреты хокку нам удалось раскрыть? (В 3 строчках поэты предают свое восхищение природой, бережное любование ею. Они могут видеть красоту в простом, потому что любят)

Что бы проверить свои знания, ответьте на вопросы:

V. Рефлексия.   

 А теперь оцените свою  исследовательскую работу на уроке.

Выберите символ с нужным обозначением и  прикрепите его к нашей доске.

Последний символ на доску прикреплю я, оценив свою работу как учителя.

Использованные ресурсы

www.enot.ru/enot2framesl/htm

www.haiku.ru

www.sakh.com/japan/

www.lib.ru

www.orientalart.ru

Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия – М.: Наука, 1988. – 303 с.

Конрад Н. А. Японская литература. – М., 1974. – С. 57 – 61.Чайковская А. Музей Востока // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. - №8.- С.62-69.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Самоанализ

открытого урока по литературному чтению  в 2 «А» классе

учителя начальных классов МКОУ СОШ №8

с. Тахта  Ипатовского района  Остренко Л.П.

Дата проведения урока : 15 ноября 2012г.

I Дидактическое обоснование.

Предмет: литературное чтение ; Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. 1 ч — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  • Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 2,. 2 класс. - М.: Академкнига, 2011.

Программа «Перспективная начальная школа»

Тема урока :  «Секреты японских стихов. Хокку.»

Тип урока:        Изучение и первичное закрепление новых знаний

 Тип (вид урока): урок введения нового знания.

Форма урока: урок-исследование

Цель:        формировать умение видеть «красоту в простом»

  Задачи:        

дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения,        развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь;        воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Планируемые результаты:        

Предметные:

Знать:

- знать жанр японской поэзии (хокку);

- знать особенности построения японских стихов (хокку);

- картины  художников Хирасиге,  

- знать названия и авторов изучаемых произведений раздела

Уметь:

-воспринимать на слух японские стихи (хокку), понимать их;

-осмысленно, правильно плавно читать вслух, с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

 - самому  задавать вопрос по содержанию прочитанного;

- читать наизусть японские стихи (хокку);

- сочинять японские стихи (хокку);

-находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы;

- уметь соотносить анализ картины с содержанием текста;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений (Хокку,).

Личностные:

- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов (хокку

-  проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов (хокку);

 - высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотел подумать), своего понимания авторского замысла.

Регулятивные:

-  определять цель учебной деятельности  при  определении жанров японской литературы.

- Составлять план решения учебной задачи совместно с учителем  при изучении определений жанров японской литературы (, хокку).

Познавательные:

Обшеучебные

- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре;

- искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию

Логические:

-Анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков  (существенных и несущественных);

Коммуникативные:

- Планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений. Выполнении теста и творческой работы.

Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения,  приемы создания проблемной ситуации, работа в парах, группах.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная;

- самостоятельная (тест, задания в группах)

Средства обучения:

мультимедийный комплекс, учебники литературного чтения, учебник русского языка (часть 2),

хрестоматия по литературному чтению, музыкальное сопровождение «Япония», «Сакура», лупы для инд. работы.

                                    II. Полный анализ урока.

Урок дан в 2 «а» классе.

Тема урока :  «Секреты японских стихов. Хокку.»

Тип урока:        Изучение и первичное закрепление новых знаний

 Тип (вид урока): урок введения нового знания.

Форма урока: урок-исследование

Цель:        формировать умение видеть «красоту в простом»

  Задачи:        

дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения,        развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь;        воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

    На протяжении всего урока осуществлялась их взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному,  в сочетании письменной работы с устной и т.д.

     Подготовила  мультимедийную  презентацию «Хокку. Секрет коротких японских стихотворений» по теме урока, подготовила выставку детских работ в технологии «Оригами», выставку осенних букетов.У каждого ребёнка есть своё рабочее место,  материал для индивидуальной работы. Нормы СанПиН соблюдены.

  Организационная структура урока.

        Урок введения нового знания, предлагаемый автором программы. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока, они выдержаны во времени (для проведения урока отводилось 40 мин.):

1. Психологическая минутка и настрой на работу- 1 мин

2. Разминка (чтение скороговорки, зрительный диктант)- 3мин

3. Введение в тему (зАО чнная экскурсия в Японию и мини тест) -4 мин

4.Работа над темой урока. – 20 мин

А.) Актуализация знаний  

Б)   Знакомство с жанром хокку. Анализ стихотворения Хиросиге.

 

В). Секреты японских хокку – работа по хрестоматии

5. Закрепление – 10 мин

а)Исследование вопроса «Как  люди в разных странах видят прекрасное»

Б) Творческая работа в группах: закончить хокку Бассё.

5. Итог урока и  рефлексия - 2 мин        

Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.

 Содержание урока.

    Материал для урока носил научный характер, использовала математическую терминологию и добивалась этого от детей весь урок. Неслучайно формой урока стал исследование. Учащиеся исследовали с помощью лупы картину японского художника Хиросиге, найдя на ней иероглифы(короткое японское стихотворение об утке), в течение всего урока читались и анализировались хокку и, работая в группах,  учащиеся сами попытались продолжить хокку. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. На каждом этапе урока  отрабатывались ключевые понятия темы.

Методическое обеспечение урока.

        Урок построен на технологии проблемного диалога, что соответствует технологиям обучения по программе «Перспективная   начальная школа»

   Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь.   Выбранный  темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

Методика проведения различных частей урока.

     Для актуализации знаний  организовала тестовые задания, работу в  парах,   групповую работу с детьми, разделив их на три группы. Предложенное каждой группе задание, способствовало не только закреплению, но и развитию творческих способностей учащихся

   Постепенно увеличивалась степень сложности задания и самостоятельности учащихся при их выполнении..

      На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний).

    Применение проблемно - диалогического  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

  На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход.

  Использовала различные виды контроля  на уроке: ученик- ученик    (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом на слайде);

  В учебном материале присутствовали  внутрипредметные и межпредметные связи, которые имели педагогическую  целесообразность, познакомились с традициями и обычаями японского народа. Узнали новые понятия «Оригами», «Икебана», «Кимоно», «Татами» и др.

   Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась умелой организацией, интересным материалом, высокой степенью корректности учителя в отношении детей.  Приветствовалась активность детей,  поощрялась  самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.  

 Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:

     - проведены две физминутка;

     -психологический настрой:

     - смена видов деятельности.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боялся высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз по методике Базарного,  японская дыхательная гимнастика.

   План урока выполнен полностью; урок образовательной, воспитывающей и развивающей целей достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа ...

Рабочая программа по литературному чтению. Программа Л.Ефросининой. 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению в 1 классе. Соответствует ФГОС...

конспект и презентация урока литературного чтения в 4 классе тема "В гостях хорошо, а дома лучше" ( по произведению И.С. Соколова-Микитова "Листопадничек" ) программа "Школа России"

конспект урока литературного чтения по произведению И. С. Соколова-Микитова "Листопадничек",  урок изучения нового материала...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, программа "Планета знаний" 2 класс

Программа рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю. Изменения количества часов и тем не проводится, программа полностью соответствует программе курса "Литературное чтение" 2 класс автор Э.Э.Кац....

Конспект и презентация урока литературного чтения по теме "Считалочка" 1 класс

урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование "Сингапурских" т...

Конспект и презентация урока литературного чтения

Конспект урока литературного чтения к рассказу В.Драгунского "Бы..."...