Рабочая программа по предмету "Литературное чтение", программа "Школа России" 4 класса.
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой, ( сборник "Концепция и программы для начальных классов ", "Школа России", издательство "Просвещение", 2008 год, ч.1 , с. 23).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okr._mir.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Валуйки Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

_______Каменева Т. А..


Протокол № ___ от

«____»________2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ № 1»

города Валуйки Белгородской области

___________       Сурина А. Д..

«____»____________2012г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 1» города Валуйки Белгородской области

__________   Будыкина С.А.

Приказ  №_____ от

«____»____________2012г.

Рабочая  программа

Григоревской Галины Дмитриевны

вторая квалификационная категория

по учебному курсу «Окружающий мир»

4 «Г»  класс

УМК «Школа России»

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (сборник «Концепция и программы для начальных классов», «Школа России», Москва, Издательство «Просвещение», II ч., 2008 год, с.126).

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:

– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

– формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в Природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Мир вокруг нас» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

Идея многообразия мира.

Идея экологической целостности мира.

Идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Экологическая целостность мира — важнейший для нас аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

Изменения в программе

Вводятся контрольные работы - 4 часа.

В авторскую программу внесены изменения: согласно учебному плану школы  – 35 учебных недель.

Добавлено 2 часа:

в раздел «Природа России» - 1 ч,

в раздел «Страницы всемирной истории» - 1ч.

Учебно-методический комплект

 1.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник в 2 частях, Просвещение 2011 г.

2. .А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 частях. Просвещение 2011 г.

3. А.Плешаков. Окружающий мир. Тесты. Просвещение 2011 г

4. А.Плешаков. Окружающий мир. Тесты. Просвещение 2011г

5.Атласы.

Тематическое планирование рассчитано на 70 часов за учебный год, что составляет 2 часа в неделю.

Формы организации учебного процесса

В основе методики преподавания курса «Мир вокруг нас» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы мы придаем новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя.

2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей).

3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтении по экологической этике.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемый уровень подготовки обучающихся начальной школы:

наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);

выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;

проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;

работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;

что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

важнейшие события и великих людей отечественной истории;

государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

обучающиеся должны уметь:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

проводить наблюдения природных тел и явлений;

в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

приводить примеры народов России;

самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;

применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.

Календарно-тематическое планирование

70 часов, 2 часа в неделю


п\п

Наименование раздела и темы урока

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

Примечание

Плановые

Фактические

Раздел 1. Земля и человечество

1

Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце.

03.09


Активизировать словарь новыми словами (астрономия, астроном), название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете.

2

Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года. Практическая работа №1 (работа с глобусом и картой).

05.09

 Называть планеты Солнечной системы, объяснять, отчего на Земле сменяются день и ночь, времена года.

3

Звёздное небо – великая книга природы.

Практическая работа №2.«Знакомство с картой звездного неба».

10.09


.

Работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий, находить созвездия на звёздной карте и ночном небе.

 Моделировать  в ходе практической работы ситуации.

Определять  названия времён года;

 основные свойства воздуха и воды;

общие условия, необходимые для жизни растений и животных,  объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. 

4

Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.

Практическая работа №3. «Показ объектов».

12.09

Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря.

Исследовать, что нас окружает, предметы живой и неживой природы.

Понимать общие условия, необходимые для живых организмов.

5

Пояса Земли.

17.09

Характеризовать тепловые пояса Земли и причины их разделения

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли.

Исследовать  понятие «явления природы»; основные свойства воздуха и воды.

6

Мир глазами историка.

19.09

Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. Исследовать понятие «история».

7

Когда и где. История – путешествие вглубь времён. Карта – помощница.

Практическая работа №4. «Знакомство с историческими картами».

24.09

Обозначать даты исторических событий, понятия «век», «тысячелетие», «летоисчисление»

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

8

Прошлое и настоящее глазами эколога.

26.09

Комментировать правила поведения человека, последствия влияния человека на природу, экологические проблемы,

использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране. 

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

01.10

Называть объекты всемирного наследия, Международную Красную книгу,

использовать знания для оценки воздействия человека на природу. Анализировать признаки осени; названия осенних месяцев; основные свойства воздуха и воды; связи между сезонными изменениями в живой и  неживой природе. Различать понятия «горная порода» и «минералы»; названия и отличия горных пород от минералов.

10

Обобщающий урок по  разделу «Земля и человечество».

03.10

Использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране.

Уметь различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы.

Раздел 2. Природа России.

11

Равнины и горы России.

08.10

Усвоить понятия «равнины», «горы».

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий).

12

Моря, озёра и реки России.

10.10

Называть виды водоемов.

Показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий).  

Исследовать, где используется вода, как и почему она загрязняется. Определить свойства воды, роль воды для живой природы, учить называть очистительные сооружения.

13

Зона Арктических пустынь.

Практическая работа №5. «Показ изученных объектов».

15.10

Усвоить особенности природной зоны Арктических пустынь

приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

14

Тундра.

17.10

Усвоить общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре

 приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры.

15

Леса России.

22.10

Усвоить общие условия, необходимые для жизни живых организмов в лесу, правила поведения в природе. Приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса.

16

Лес и человек.

Практическая работа №6. «Рассматривание  гербарных экземпляров»




Контрольная работа №1 по теме «Земля и человечество».
 

24.10

Усвоить  основные правила поведения в окружающей среде, приводить примеры представителей разных групп  растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Исследовать связи между растениями и животными, грибами и животными, грибами и растениями.

17

Корректировка знаний по проверочной работе.



 

Зона степей.

05.11

Усвоить общие условия, необходимые для жизни живых организмов в степи.

приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей. Характеризовать общие условия, необходимые для жизни животных. Особенности внешнего вида животных и растений зоны степей.

18

Пустыни.

07.11

Усвоить общие условия, необходимые для жизни живых организмов в пустыне.

приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников)

19

У Чёрного моря.

12.11

Усвоить общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья.

20

Экологическое равновесие.

14.11

  Моделировать и оценивать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения в природе. Использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.



21

Обобщающий урок- игра «По природным зонам России».

19.11

Характеризовать 2-3 вида растений и животных, занесённых в Красную книгу, объяснять экологические знаки, выполнять правила поведения в природе.

Раздел 3. Родной край – часть большой страны.

22

Наш край.

Практическая работа №7 «Знакомство с картой края»

21.11

Знать название родного города,

 показывать на карте родной край,

выполнять основные правила поведения в окружающей среде.

23

Поверхность нашего края.

26.11

Показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.    

24

Водоёмы нашего края.

28.11

Находить на физической карте водоёмы и определять их названия, сравнивать и  различать разные формы водоёмов.

Показывать на карте водоёмы края.

Соблюдать правила экологической безопасности, выполнять правила поведения у водоёмов.

25

Наши подземные богатства.

Практическая работа №8 «Рассматривание образцов».

03.12

Называть подземные богатства края.

Использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах.

26

Земля – кормилица.

05.12

Усвоить понятие «почва», состав, виды  почв.

Определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.

27

Жизнь леса. Лес -  природное сообщество.

10.12

Подбирать информацию о признаках леса как природного сообщества,

использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

12.12

Усвоить признаки луга как природного сообщества

 Приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя  из изученных) луга, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме).

29





Жизнь пресного водоёма.




17.12

 Усвоить признаки пресного водоёма как природного сообщества, Соблюдать правила поведения у водоёмов; называть времена года, летних месяцев, правила безопасности, которые надо соблюдать во время летнего отдыха.

30

Контрольная работа

 2 по теме «Родной край – часть большой страны».

19.12

Проверить полученные знания.

31

Корректировка знаний по проверочной работе.

 

Растениеводство в нашем крае.

Практическая работа №9 «Знакомство с культурными растениями».

24.12

 Усвоить отрасли растениеводства в родном крае, работать с гербарием.

Извлекать необходимую информацию.

Объяснять лесные опасности, правила экологической безопасности, выполнять правила поведения на природе, правила поведения у водоёмов.

31

Незаметные защитники урожая.

26.12

Устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями. Характеризовать понятие «невидимые нити», устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

32

Животноводство в нашем крае.

14.01

Усвоить отрасли животноводства в родном крае.

33

Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край».

16.01

Анализировать природные сообщества родного края.

 выполнять правила поведения в природе.

Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре родного края.

Раздел 4. Страницы всемирной истории.

34

Начало истории человечества.

21.01

Усвоить, что изучает наука «история», жизнь первобытных людей

использовать ленту времени.

 Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.

35

Мир древности: далёкий и близкий.

23.01

Находить информацию и иллюстрации об истории древнего мира,

 использовать ленту времени.

36

Средние века: время рыцарей и замков.

28.01

 Подготовить  сообщения  и обсуждать полученные сведения об истории средних век

37

Новое время: встреча Европы и Америки.

30.01

выдающихся людей нового времени, их изобретения

Уметь работать с географической картой Показывать страны мира на глобусе и карте.

38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

04.02

 Называть выдающихся людей новейшего времени, их открытия.

39

Обобщение по теме « Страницы всемирной истории».

06.02

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.

Раздел 5. Страницы истории Отечества.

40

Жизнь древних славян.

11.02

Находить сведения в дополнительной литературе, усвоить название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

41

Во времена Древней Руси.

13.02

Усвоить название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

42

Страна городов.

18.02

Показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

20.02

Называть музеи России, возникновение славянской азбуки, появление письменности на Руси

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

44

Трудные времена на Русской земле.

25.02

историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов, военное дело на Руси,

показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы.

45

Русь расправляет крылья.

27.02

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи об истории возрождения Руси.

46

Куликовская битва. Практическая работа №10. Показ объектов на исторической карте.

04.03

Подготавливать небольшие сообщения об исторических памятниках и подбирать к своему сообщению иллюстрации. Участвовать в обсуждении подвигов защитников Руси.

47

Иван   Третий

06.03

 Анализировать реформы Ивана  Третьего, Москву этого времени,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

48

Мастера печатных дел.





11.03

Усвоить историю книгопечатания на Руси

использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

49

Патриоты России.



Контрольная работа №3 «Страницы истории Отечества».

13.03

Готовить сообщение о патриотах  России,

использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

50

Корректировка знаний по проверочной работе.




Пётр Великий.

18.03

 Анализировать время правления, реформы Петра Великого.

Использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране.

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

20.03

 Анализировать историю развития образования на Руси, жизнь и деятельность Ломоносова.

55

Екатерина Великая.

08.04

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний и обсуждать полученные сведения о реформе Екатерины Великой.

56

Отечественная война 1812 года.

10.04


 Анализировать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года,

работать с исторической картой.

67

Страницы истории 19 века.

15.04

 Воспринимать и эмоционально оценивать историю России XIX века,

 показывать на карте границы России, некоторые города России.

68

Россия вступает в 20 век.

17.04

.

  Анализировать и обсуждать важнейшие события в России в начале 20 века.

59

Страницы истории 20- 30-х  годов.

22.04

 Читать и анализировать страницы истории России в 1920–1930-х годах,

 описывать исторические события в начале  XX века в России.

Пересказывать своими словами части текста учебника и обсуждать полученные сведения.

60

Великая война и Великая Победа.

24.04

Комментировать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев ВОВ; первого космонавта, выдающихся людей.

 Анализировать причины войн.

 Оценивать вклад соотечественников в историю государства.

61

Страна, открывшая путь в космос.

29.04

.

 Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием жизни страны в послевоенное время,

 описывать исторические события, пользуясь исторической картой

62

Обобщающий урок по теме «По страницам истории Отечества».

06.04

 Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Раздел 6. Современная Россия.

63

Основной закон России и права человека.

08.04

Ознакомиться с основными правами и обязанностями граждан России.

Называть государственные праздники, Основной закон России,  Конвенцию о правах ребёнка,

 использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

64

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

13.04

Называть положения Конвенции о правах ребёнка

Извлекать информацию из учебника и участвовать в обсуждении текста.

65

Мы – граждане России.

15.04

.

Анализировать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию.

66

Славные символы России.

20.04

Усвоить государственную символику России.

Описывать историю создания гимна, герба, флага.

67

Такие разные праздники.

22.04

Усвоить государственные праздники.

68

Путешествие по России.

27.04

Усвоить города России, правила работы с географической картой.

показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города).

69

Контрольная работа №4  по теме

 « Современная Россия». 

29.04

Самоконтроль и коррекция знаний. Применять полученные знания на практике.

70

Обобщающий урок-игра            (КВН)

Использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране 

Основное содержание программы

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.

Наше Отечество в XVI—XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

  Формы и средства контроля

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

Фронтальный опрос.  Проводится как  беседа-диалог, в которой участвуют  учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При  оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль  своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

-  Рассказ – рассуждение. Проверяет  умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр. Этот вид опроса важен для проверки уровня  развития  школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

Письменная проверка знаний.  Используются такие   задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа  письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить  осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса.  Используется в основном на уроках, формирующих естественно - научные представления детей. Основная  цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт,  вести самостоятельно практическую работу.

Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям.

Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.

 Итоговый  контроль-4 контрольных работы проводится как оценка

результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год.

 Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуется систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на данном этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы.

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ.

Контрольная работа №1 по теме «Земля и человечество»

1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом, называется:

а) экология;  б) астрономия;        в) география;  г) история.

2. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется:

а) глобус;    б) карта.

3. Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется:

а) полярный; б) умеренный; в) тропический.

4. Мы живем в тепловом поясе:

а) полярном; б) умеренном; в) тропическом.

5. Ценные находки старины хранятся:

а) в архивах; б) музеях;

6. «Легкими» нашей планеты называют:

а) хвойные леса; б) широколиственные леса; в) тропические леса.

7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?

а) XIII век;        в) XVIII век;

б) XIX век;        г) ХХ век.

8. Эмблему «Большая панда» имеет:

а) Гринпис; б) Всемирный фонд дикой природы.

9. Исторический центр Санкт-Петербурга – это:

а) природное наследие России;  б) культурное наследие России.

10. Озеро Байкал – это:

а) природное наследие России;  б) культурное наследие России.

О т в е т ы  к тесту: 1(б),2(б), 3(в), 4(б), 5(а, б), 6(в), 7(б), 8(б), 9(б), 10(а).

Контрольная работа №2 по теме «Родной край- часть большой страны»

I вариант  № 1. Подчеркните, о какой почве идет речь.

Очень богата перегноем. Имеет темный или черный цвет. Преобладает в степях.

а) черноземная;        б) подзолистая.

№ 2. Напишите, кто это.

Бройлер – это ________________________________________

Крупная белая – это ___________________________________

Белый амур – это _____________________________________

№3. Выберите полевые культуры.

Обведите в кружок их номера.

1. Капуста.        4. рожь.

2. Пшеница.        5. Кукуруза.

3. Тюльпан.        6. Крыжовник.

№4. Пронумеруйте в порядке смены ярусов снизу вверх.

№5. Верны ли утверждения. Обведите ответы «Да» или «Нет».

1. Колорадский жук встречается только в штате Колорадо (США).

Да.                 Нет.

2. Божьи коровки – хищные жуки, поедающие тлей.

Да.                 Нет.

3. Ядохимикаты, накапливаясь в растениях, могут попасть в продукты питания человека.

Да.                 Нет.

4. Яблонная плодожорка – это маленький червь.

Да.                 Нет.

II вариант   № 1. Подчеркните, о какой почве идет речь.

Не очень богата перегноем. Имеет сероватый цвет. Преобладает в тайге и смешанных лесах.

а) черноземная;        б) подзолистая.

№ 2. Напишите, кто это.

Толстолобик – это ____________________________________

Тонкорунная – это ____________________________________

Кемеровская – это ____________________________________

№3. Выберите овощные культуры.

Обведите в кружок их номера.

1. Лук.        4. Гречиха.

2. Овес.        5. Кабачок.

3. Баклажан.        6. Смородина.

№4. Подпишите части гриба.

№ 5 Верны ли утверждения. Обведите ответы «Да» или «Нет».

1. Из каждых 100 видов насекомых 99 приносят человеку ущерб.

Да.                 Нет.

2. Пустельга и канюк – хищные птицы, поедающие грызунов.

Да.                 Нет.

3. Одна пара скворцов приносит птенцам столько насекомых, что ими можно было бы заполнить три скворечника.

Да.                 Нет.

4. Жуки-жужелицы портят растения.

Да.                 Нет.

Узнай по описанию

         Хищная рыба с удлиненным (иногда до 1,5 м) телом, большой остроносой головой, с мощной нижней челюстью. И зубы у нее страшные, острейшие – вся пасть в зубах, даже на языке и нёбе (Щука)

          К концу лета поспевает у нас на бахче огромная ягода. В переводе с одного из тюркских наречий (диалектов) это слово переводится весело – «ослиный огурец».

Наверное, когда-то эти дикие ягоды были пищей для животных, возможно, любимым лакомством ослов (Арбуз)

          Это растение – пришелец из Южной Америки. Во второй половине лета начинает цвести. Свое  имя  оно  получило за сходство листьев с… клинком грозного оружия. Название цветка происходит от латинского «меч, шпага». У нас это слово вошло в обиход в 30-е годы ХХ века. А до этого прекрасный цветок назывался просто шпажник (Гладиолус)

          Название растения произошло от особенности его листьев, светлых снизу и темно-зеленых сверху. Если потрогать нижнюю его сторону, опушенную волосками, мягкую, то появляется ощущение теплоты, ласки. Верхняя же сторона листа гладкая, жесткая, как бы холодная (Мать-и-мачеха)

         Это птица насекомоядная. Очень живая, веселая, с хорошим слухом и музыкальной памятью. Она является хорошим подражателем: подражает чужим голосам, песням и даже человеческой речи. А своя музыка очень проста (Скворец)

          Этот овощ появился в Европе не так давно. Его привезли в Италию из Южной Америки в середине XVI века. Заморская диковина росла под землей и очень напоминала хорошо знакомый европейцам гриб – трюфель. В Россию овощ попал при Петре I. Крестьяне долго не принимали незнакомый овощ и назвали его «чертово яблоко». (Картофель)

         Первое прядильное растение, которое узнал человек. Этой культуре около 9 тысяч лет. Из Индии это растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем в Египет. Древние египтяне стали запеленывать мумии узкими полосками ткани из этого растения. Но больше всего эта культура прижилась в России  (Лён)

          Каша из зерен этой культуры дает организму в 5 раз больше энергии, чем картофель. Плоды похожи на трехгранные орешки и могут размалываться на муку, как пшеница.  (Гречиха).

Контрольная работа №3 по теме «Страницы истории Отечества»

I  в а р и а н т     1. Русские, украинцы и белорусы произошли:

а) от восточных славян;  б) западных славян;  в) южных славян.

2. Одним из главных богов у славян был:

а) Зевс;     б) Перун;      в) Посейдон.

3. Пергамент – это материал для письма:

а) из березовой коры;    б) кожи;      в) папируса.

4. Самую известную летопись «Повесть временных лет» писал:

а) Нестор;     б) Сергий Радонежский;    в) Мефодий.

5. Поход на Русь в 1237 году возглавил хан:

а) Батый;      б) Чингисхан;      в) Ахмат.

6. Какой город татары назвали «злым»?

а) Новгород;     б) Киев;     в) Козельск.

7. Как прозвали князя Александра?

а) Долгоруким;     б) Невским;     в) Мудрым.

8. Какой князь сделал решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?

а) Иван III;     б) Иван Калита;     в) Ярослав.

9. Кто призвал русских людей в начале XVII века постоять за родную землю?

а) Кирилл и Мефодий;     б) Минин и Пожарский;     в) царь Федор.

10. Под каким прозвищем в истории остался царь Петр I?

а) Грозный;     б) Мудрый;     в) Великий.

11. Ломоносов был сыном:

а) князя;     б) рыбака;     в) дворянина.

12. Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом?

а) Ф. Ф. Ушаков;     б) А. В. Суворов;     в) М. И. Кутузов.

13. Бородинская битва произошла:

а) 26 мая 1812 года;     б) 26 августа 1912 года;     в) 26 августа 1812 года.

14. Кто был последним российским государем?

а) Иван III;     б) Николай II;     в) Александр II.

15. Когда к власти пришла партия большевиков?

а) 7 ноября 1914 г.;     б) в феврале 1917 г.;     в) 7 ноября 1917 г.

II  в а р и а н т    1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?

а) Долгорукий;     б) Невский;     в) Красное Солнышко.

2. В Древнем Новгороде городом управляли:

а) посадники;     б) вече;     в) бояре.

3. Славянскую азбуку создали:

а) Кирилл и Мефодий;    б) Минин и Пожарский;     в) Иоганн Гутенберг.

4. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) налог;    б) дань;    в) выкуп.

5. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?

а) Владимир;     б) Ярослав;     в) Дмитрий.

6. Какой город стал центром княжества при Иване Калите?

а) Москва;     б) Киев;    в) Новгород.

7. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата?

а) Нева;     б) Угра;    в) Дон.

8. В каком году Романовы вступили на престол?

а) 1613;     б) 1720;    в) 1813.

9. В каком году был заложен город на Неве?

а) 1703 г.;     б) 1803 г.;     в) 1817 г.

10. Город Санкт-Петербург начал строиться:

а) с Петропавловского собора;    б) Кронштадта;     в) Петропавловской крепости.

11. Кто из военачальников стал генералиссимусом?

а) Ф. Ф. Ушаков;    б) А. В. Суворов;    в) М. И. Кутузов.

12. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?

а) Петр I;    б) Николай II;     в) Александр II.

13. Когда началась Первая мировая война?

а) 1914 г.;    б) 1917 г.;    в) 1922 г.

14. В каком году появилось новое государство – СССР?

а) 1922 г.;    б) 1917 г.;     в) 1914 г.

15. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

а) 300 дней;     б) 600 дней;     в) 900 дней.

Контрольная работа №4 по теме «Современная Россия»

Вариант I     1. Русские, украинцы и белорусы произошли от...

а) восточных славян;   б) западных славян    в) южных славян.

2. Пергамент - это материал для письма из...

а) березовой коры   б) кожи;    в) папируса.

3. Как называли город, который стойко и упорно сопротивлялся монголам?

а) Новгород;          б) Киев;                в) Козельск.

4. Как прозвали Московского князя Ивана Даниловича?

а) Калита;       б) Красное Солнышко;                в) Невский.

5. Кто автор «Грамматики», по которой учился Ломоносов?

а) Метелей Смотрицкий;      б) Василий Бурцов;    в) Карион Штомин

6. Кто призвал русских людей в начале XVII века постоять за родную землю?

а) Кирилл и Мефодий;     б) Минин и Пожарский;    в) Царь Федор.

7. На Сенатской площади в Санкт-Петербурге при Екатерине II был возведен памятник...

а) Минину и Пожарскому;     б) Суворову;    в) Медный всадник - Петру I.

8. Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом?

а) Ф.Ф. Ушаков;    б) А.В. Суворов;     в) М.И. Кутузов.

9. Когда к власти пришла партия большевиков?

а) 7 ноября 1914 г;     б) в феврале 1917 г;     в) 7 ноября 1917 г.

10. Когда началась Великая Отечественная война?

а) 22 июня 1941 г;    б) 9 мая 1945 г;    в) в 1939 г. Вариант II

1. Одним из главных богов у славян был...

а) Зевс;    б) Перун;    в) Посейдон.

2. Самую известную летопись «Повесть временных лет» писал...

а) Нестор;    б) Сергий Радонежский;     в) Мефодий.

3. Поход на Русь в 1237 г. возглавил хан...

а) Чингисхан;     б) Ахмат;     в) Батый.

4. Как прозвали князя Александра?

а) Невский;     б) Долгорукий;     в) Мудрый.

5. Какой князь сделал последний решительный шаг, чтобы избавиться от ордынцев?

а) Александр;     б) Ярослав;     в) Иван III.

6. Под каким прозванием в истории остался царь Петр I?

 а) Великий;    в) Мудрый.

7. Ломоносов был сыном...

а) князя;    б) рыбака;    в) дворянина.

8. Бородинская битва произошла...

а) 26 мая 1812 года;    б) 26 августа 1912 года;    в) 26 августа 1812 года.

9. Кто был последним российским государем?

а) Иван III;     б) Николай II;    в) Александр II.

10. Какой день стал Днем победы?

а) 9 мая;   б) 1мая;   в) 7 ноября. Вариант III

1. Русский князь, который прибил свой щит к воротам Царьграда.

а) Игорь;   б) Олег;    в) Владимир.

2. Славянскую азбуку создали...

а) Кирилл и Мефодий;    б) Минин и Пожарский;    в) Иоганн Гутенберг.

3. Что выплачивала Русь Орде?

а) Налог;   б) Выкуп;   в) Дань.

4. Как звали князя, который дал битву на Куликовом поле?

а) Дмитрий;   б) Владимир;    в) Ярослав.

5. На какой реке русская рать с Иваном III встретилась с войском хана Ахмата?

а) Нева;   б) Угра;   в) Дон.

6. В каком году был заложен город на Неве?

а) 1703;   б) 1803;    в) 1817.

7. Город Санкт-Петербург начал строиться с... б) Крондштата;     в) Петропавловской крепости.

8. Кто из военачальников стал генералиссимусом?

а) Ф.Ф. Ушаков;   б) А.В. Суворов;     в) М.И. Кутузов.

9. Когда началась Первая мировая война?

а) в 1914;    б) в 1917     в) в 1922.

10. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

а) 300 дней;    б) 600 дней;    в) 900 дней. Вариант IV

1. Как стали называть в Древней Руси князя Владимира?

а) Долгорукий;    б) Невский;     в) Красное Солнышко.

2. В Древнем Новгороде городом управляли...

а) посадники;   б) вече;    в) бояре.

3. На какой реке князь Александр побил шведов?

а) Дон;    б) Днепр;    в) Нева.

4. Кокой город стал центром княжества при Иване Калите?

а) Москва;   б) Киев;    в) Новгород.

5. Как прозвали князя Дмитрия после Куликовской битвы?

а) Невским;    б) Донским;   в) Мудрым.

6. В каком году Романовы вступили на престол?

а) 1613;   б) 1720;   в) 1813.

7. По предложению Ломоносова в Москве открыли...

а) Музей;   б) Университет;   в) Парк.

8. Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности?

а) Петр I;     б) Николай II;

Перечень учебно-методических средств

1. А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник в 2 частях, Просвещение 2010 г.

2. .А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2 частях, Просвещение 2010 г.

3. А.Плешаков. Окружающий мир. Тесты. Просвещение 2010 г

4. А.Плешаков. Окружающий мир. Тесты. Просвещение 2010 г

5. Карты.

6. Атласы.

7. Таблицы.

8. Презентации к урокам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса (УМК «Начальная школа XXI века»)

Рабочая программа курса «Литературное чтение» на 2011-2012 учебный год для учащихся 3 класса МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной» разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» ДЛЯ 1 КЛАССА

Рабочая программа по предмету Литературное чтение для 1 класса. УМК Школа России. Составлена на основе авторской программы  Л.Ф. Климановой,В.Г. Горецкого, М.В. Головановой...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса по ОС "Школа 2100" учителя Дьяковой С.А.

Данная рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 3 класса по ОС "Школа 2100" соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса с учетом ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010), Концепции ду...

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса разработана на основе Рабочей программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И.Оморко...

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 класса начального общего образования на 2015/2016 учебный год

Рабочая учебная программа составлена на основе программы Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2012....

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г. Горецкого и др. УМК "Школа России". Авторы программы Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина.

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" для 4 класса составлена на основе авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной "Литературное чтение.1 - 4 классы". Программа включает в себя поя...