Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Открытый урок с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
![]() | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
Цели:
- Познакомить учащихся с личностью писателя, его мировосприятием через анализ данного рассказа. Обучать их способам анализа художественного произведения (с помощью вопросов, аргументации своей точки зрения)
- Развитие речи учащихся, развивать у них навыки и умения художественного пересказа, словесного рисования, обобщать сказанное.
- Воспитывать у детей чувство сострадания, милосердия, отзывчивости, уважительного отношения к природе.
Методы: беседа, пересказ, чтение.
Оборудование: учебник «Родная речь» 4 класс (2ч.) М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова, Москва. «Просвещение»2004 г., компьютер, медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов, карточки с заданиями
1.Подчеркните эпитеты -1 вариант, действия – 2 вариант. Тёплая, принесла, мягкая, заботливая, воспитывала, оберегала, строгая, долбанула, серьезная, хорошая, прижала, отдала, откинула, защищала.)
2. Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сестрам? Терпение, хитрость, сострадание, заботу, бессердечие, милосердие, доброту, равнодушие, сочувствие), словарь русского языка.
Содержание слайдов
1. Тема урока.
2. Цели урока.
3. Эпиграф урока.
4. Портрет В.П.Астафьева.
5 – 14. Жизнь и творчество писателя.
15. Дом В.П.Астафьева.
16 – 17. Памятники писателю в Красноярске.
18. Самые известные произведения В.П.Астафьева для детей.
19. Фотографии береговушек (береговых стрижей).
20. Пословицы.
21. Проверка по карточке №1.
22. Вопросы викторины.
Ход урока.
Звучит музыка (звуки леса).
1. Орг момент
2. Вступительное слово учителя.
- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе!
Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.
У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слушать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!
Вы спросите, где же эта страна?
Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!
3. Тема урока.(слайд 1)
Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
4. Сообщение целей урока. (слайд 2)
5. Работа с эпиграфом (слайд 3)
«Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье».
-К кому обращены эти слова? (к взрослым)
-Объясните значение слова добродетель. (Высказывания детей, работа по словарю). Д. - положительное нравственное качество. Д. - стремление к добру, удаление от зла, стремление помочь, оказать поддержку.
6. Актуализация знаний.
- Как называется раздел, который мы изучаем на уроке чтения? (Природа и мы).
- С произведениями каких писателей мы познакомились? (Д.Н.Мамин-Сибиряк, А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И.Чарушин, В.П.Астафьев).
-Что узнали о жизни и творчестве Астафьева? (слайд 4-17)
- Самые известные произведения для детей: «Капалуха», «Конь с розовой гривой», «Стрижонок Скрип», (слайд 18).
-Мы впервые познакомились с произведением Астафьева «Стрижонок Скрип». Почему автор дал такое название произведению?
-Что за птицы стрижи? (доп.информация, слайд 19)
-Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный, стрижонок, скрип).
7. Работа над произведением.
-Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.
Анализ произведения.
Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните 1 задание.
Слайд 20
задание! Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом.
Сердце её лучше солнца греет
Роднее её родни нет.
Птица рада весне, а дитя ей.
-Кто является первым учителем Скрипа? (мать-стрижиха)
-Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой.(с.100-103)
с.101 словарная работа: бесцеремонно - выходя за границы вежливости ,свободно, просто, непринужденно. Разжалобишь - вызвать жалость, сочувствие).)
-Определите, каким она была воспитателем
(задание на карточке №1. Подчеркните эпитеты -1 вариант, действия – 2 вариант. Тёплая, принесла, мягкая, заботливая, воспитывала, оберегала, строгая, долбанула, серьезная, хорошая, прижала, отдала, откинула, защищала.)
Проверка (слайд21)
- Какое качество объединяет все эти понятия? (материнская любовь)
-Какой урок преподала мать стрижиха сыну? (с.156)
-Вернёмся к эпиграфу.
-Мать стрижиха выполнила этот совет?
-Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа? (стрижи).
-Как называет стрижей Астафьев? (дружный народ стрижи с.105)
-Вас ничто не удивляет в этих словах? (народ)
-Писатель рассказывает о птицах, как будто говорит о человеке.
-Какой урок преподали стрижи Скрипу? (с.105-106)
- Какие пословицы вы можете подобрать к этим отрывкам?
(В согласном стаде волк не страшен. Худо тому, кто добра не делает никому. Друг познается в беде.)
-Придумайте вопросы к этому отрывку?
-С какой проблемой столкнулся Скрип и как преодолел её? (с.105Ну что было делать…)
(задание на карточке №2. Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сестрам: терпение, хитрость, сострадание, заботу, бессердечие, милосердие, доброту, равнодушие, сочувствие)
-Кем стали для Скрипа стрижи? (семьёй)
Физминутка
– Теперь отдохнём, физминутку проведём.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(посмотреть вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.
-А кто является врагами? (ворона, сокол, змея, мальчишки)
- Какой урок преподали Скрипу враги?
-Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называется это явление в окружающем мире? (цепь питания).
- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (с.107 бываю хорошие, бывают плохие). Зачитать
Словарная работа:яр-крутой берег, обрыв
- Каких врагов мы можем оправдать, понять их действия, а каких не сможем оправдать?
8.Итог урока
- Какие уроки усвоил Скрип? Проследить по тексту.
- Отбили охоту отнимать еду у других.
- Опасно вылезать из норки, риск разбиться.
- У маленьких птиц есть враги.
- Опасность должна сплачивать стаю.
- Без мамы холодно.
- Хорошо, когда умеешь летать.
- Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.
- Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (как выжить и что для этого нужно).
- Как урок соотносится с эпиграфом? (не только мама стрижиха растила сына в добродетели, т.е. с любовью, но и все стрижи проявляют взаимовыручку, стремятся друг другу помочь, выкармливают осиротевших птенцов).
9. Викторина. (слайд 22).
- Как называлось село, в котором родился В.Астафьев? (Овсянка).
- Какие темы являются важнейшими в творчестве Астафьева? (военная и деревенская).
- Чем в первый раз накормила мама стрижонка? (капелька дождя).
- О каком виде стрижей идет речь в рассказе? (ласточки-береговушки).
- Клич стрижей (тиу).
- Как звали вожака? (Белое брюшко).
- В битве с кем погибла мама - стрижиха? (сокол).
- Что уносят с собой стрижи, когда улетают от нас? (лето).
- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало, как жилось нашему герою – Скрипу.
- А что вам подсказывает ваше сердце? Как нужно относиться к природе?
(дети вешают на доску бумажные сердца).
-Всем спасибо за урок.
Домашнее задание.
1. Пересказ от имени стрижонка Скрипа.
2. Создать свою версию конца рассказа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; Учиться пересказывать, выражать мысли, обобщать сказанное; Учиться отзывчивости, милосердию, бережному отношению к природе;
Эпиграф: Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.
В.П.Астафьев (1.05.1924 — 29.11.2001)
Виктор Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве.
Овсянка — родное село писателя
О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о приключении в тайге, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ "Васюткино озеро".
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши".
С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман "Тают снега". В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве.
Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести "Перевал" (1958-1959) и " Стародуб" (1960), повесть "Звездопад ", написанная на одном дыхании всего за несколько дней (1960), приносят ему широкую известность.
Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Первые рассказы были опубликованы в журнале «Смена»
С 1989 г. по 1991 г. Астафьев был Народным депутатом СССР. В 1994 году "за выдающийся вклад в отечественную литературу" писателю была присуждена Российская независимая премия "Триумф". В 1995 году за роман "Прокляты и убиты" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.
В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности
Дом В . П . Астафьева
Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске (2006). Скульптор Игорь Линевич-Яворский
Памятник писателю возле автодороги Красноярск—Абакан
В 2009 году литературная премия имени Александра Солженицына присуждена посмертно Виктору Петровичу Астафьеву - "писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека".
Книги для детей
В.П.Астафьев Стрижонок Скрип
Сердце её лучше солнца греет. Роднее её родни нет. Птица рада весне, а дитя ей.
Мать стрижиха Прижала Принесла Отдала Откинула Долбанула Воспитывала Оберегала Защищала Теплая Мягкая Заботливая Строгая Серьёзная Хорошая
Как называлось село в котором родился В.Астафьев? Какие темы являются важнейшими в творчестве Астафьева? Чем в первый раз накормила мама стрижонка? О каком виде стрижей идет речь в рассказе? Клич стрижей Как звали вожака? В битве с кем погибла мама - стрижиха? Что уносят с собой стрижи, когда улетают от нас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/23/picture-465662-1406114244.jpg)
Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"
Тип урока – изучение нового материала, с применением использования элементов технологии· развития критического мышления.Были преследованы следующие цели...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/26/picture-509212-1511709631.jpg)
Презентация диафильма по рассказу В. Астафьева "Стрижонок Скрип"
Интересная коллективная творческая работа.Диафильм составлен из рисунков учащихся после прочтения рассказа В.Астафьева....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/26/picture-143139-1616786530.jpg)
Тест по произведению В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Тест по произведению В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-89319-1549729709.jpg)
Обобщающий урок в 4 классе по произведению В.А.Астафьева "Стрижонок Скрип"
Цели:учебная:формировать духовно-нравственные понятия;развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;обще...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/08/picture-434128-1396978198.jpg)
Литературное чтение. Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"
Конспект урока литературного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". УМК "Школа России".На уроке используются различные формы организации деятельности обучающихся и вид...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-644829-1662253862.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения по произведению В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип" 4 класс
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе будет актуальна на начальном этапе урока...