Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Афонькина Нина Вячеславовна

Открытый урок с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_strizhonok_skrip.doc41 КБ
Office presentation icon v.p.astafev_strizhonok_skrip.ppt2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

Цели:

  • Познакомить учащихся с личностью писателя, его мировосприятием через анализ данного рассказа. Обучать их способам анализа художественного произведения (с помощью вопросов, аргументации своей точки зрения)
  • Развитие речи учащихся, развивать у них навыки и умения художественного пересказа, словесного рисования, обобщать сказанное.
  • Воспитывать у детей чувство сострадания, милосердия, отзывчивости, уважительного отношения к природе.

Методы: беседа, пересказ, чтение.

Оборудование: учебник «Родная речь» 4 класс (2ч.) М.В.Голованова,   В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова, Москва. «Просвещение»2004 г., компьютер, медиапроектор с экраном для демонстрации слайдов, карточки  с заданиями

1.Подчеркните эпитеты -1 вариант, действия – 2 вариант. Тёплая, принесла, мягкая, заботливая, воспитывала, оберегала,  строгая, долбанула,  серьезная, хорошая, прижала, отдала, откинула, защищала.) 

2. Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сестрам? Терпение, хитрость, сострадание, заботу, бессердечие, милосердие, доброту, равнодушие, сочувствие), словарь русского языка.

Содержание слайдов

1. Тема урока.

2. Цели урока.

3. Эпиграф урока.

4. Портрет В.П.Астафьева.

5 – 14. Жизнь и творчество писателя.

15. Дом В.П.Астафьева.

16 – 17. Памятники писателю в Красноярске.

18. Самые известные произведения  В.П.Астафьева для детей.

19. Фотографии береговушек (береговых стрижей).

20. Пословицы.

21. Проверка по карточке №1.

22. Вопросы викторины.

Ход урока.

Звучит музыка (звуки леса).

1. Орг момент

2. Вступительное слово учителя.

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе!  

Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

У нас есть все  для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слушать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

Вы спросите, где же эта страна?

Она не за морями, не за горами, а рядом с нами!

3. Тема урока.(слайд 1)

Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

4. Сообщение целей урока. (слайд 2)

5. Работа с эпиграфом (слайд 3)

«Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье».

-К кому обращены эти слова? (к взрослым)

-Объясните значение слова добродетель. (Высказывания детей, работа по словарю). Д. - положительное нравственное качество. Д. - стремление к добру, удаление от зла, стремление помочь, оказать поддержку.

6. Актуализация знаний.

- Как называется раздел, который мы изучаем на уроке чтения? (Природа и мы).

- С произведениями каких писателей мы познакомились? (Д.Н.Мамин-Сибиряк, А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И.Чарушин, В.П.Астафьев).

-Что узнали о жизни и творчестве Астафьева? (слайд 4-17)

- Самые известные произведения для детей: «Капалуха», «Конь с розовой гривой», «Стрижонок Скрип», (слайд 18).

-Мы впервые познакомились с произведением Астафьева «Стрижонок Скрип». Почему автор дал такое название произведению?

-Что за птицы стрижи? (доп.информация, слайд 19)

-Какие эпитеты использовал автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный, стрижонок, скрип).

7. Работа над произведением.

-Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.

Анализ произведения.

Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните 1 задание.

Слайд 20

задание! Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом.

Сердце её лучше солнца греет

Роднее её родни нет.

Птица рада весне, а дитя ей.

-Кто является первым учителем Скрипа? (мать-стрижиха)

-Зачитайте эпизоды связанные с матерью стрижихой.(с.100-103)

 с.101 словарная работа: бесцеремонно - выходя за границы вежливости ,свободно, просто, непринужденно. Разжалобишь - вызвать жалость, сочувствие).)

-Определите, каким она была воспитателем

(задание на карточке №1. Подчеркните эпитеты -1 вариант, действия – 2 вариант. Тёплая, принесла, мягкая, заботливая, воспитывала, оберегала,  строгая, долбанула,  серьезная, хорошая, прижала, отдала, откинула, защищала.) 

Проверка (слайд21)

- Какое качество объединяет все эти понятия? (материнская любовь)

-Какой урок преподала мать стрижиха сыну? (с.156)

-Вернёмся к эпиграфу.

-Мать стрижиха выполнила этот совет?

-Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа? (стрижи).

-Как называет стрижей Астафьев? (дружный народ стрижи с.105)

-Вас ничто не удивляет в этих словах? (народ)

-Писатель рассказывает о птицах, как будто говорит о человеке.

-Какой урок преподали стрижи Скрипу? (с.105-106)

- Какие пословицы вы можете подобрать к этим отрывкам?

(В согласном стаде волк не страшен. Худо тому, кто добра не делает никому. Друг познается в беде.)

-Придумайте вопросы к этому отрывку?

-С какой проблемой столкнулся Скрип и как преодолел её? (с.105Ну что было делать…)

(задание на карточке №2. Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сестрам: терпение, хитрость, сострадание, заботу, бессердечие, милосердие, доброту, равнодушие, сочувствие)

-Кем стали для Скрипа стрижи? (семьёй)

Физминутка

– Теперь отдохнём, физминутку проведём.

Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(посмотреть вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.

-А кто является врагами? (ворона, сокол, змея, мальчишки)

- Какой урок преподали Скрипу враги?

-Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называется это явление в окружающем мире? (цепь питания).

- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (с.107 бываю хорошие, бывают плохие). Зачитать

Словарная работа:яр-крутой берег, обрыв

- Каких врагов мы можем оправдать, понять их действия, а каких не сможем оправдать?

8.Итог урока

- Какие уроки усвоил Скрип? Проследить по тексту.

  • Отбили охоту отнимать еду у других.
  • Опасно вылезать из норки, риск разбиться.
  • У маленьких птиц есть враги.
  • Опасность должна сплачивать стаю.
  • Без мамы холодно.
  • Хорошо, когда умеешь летать.
  • Необходимо трудиться, чтобы обезопасить себя.

- Какой главный урок жизни преподали все учителя Скрипу? (как выжить и что для этого нужно).

- Как урок соотносится с эпиграфом? (не только мама стрижиха растила сына в добродетели, т.е. с любовью, но и все стрижи проявляют взаимовыручку, стремятся друг другу помочь, выкармливают осиротевших птенцов).

9. Викторина. (слайд 22).

  1. Как называлось село, в котором родился В.Астафьев? (Овсянка).
  2. Какие темы являются важнейшими в творчестве Астафьева? (военная и деревенская).
  3. Чем в первый раз накормила мама стрижонка? (капелька дождя).
  4. О каком виде стрижей идет речь в рассказе? (ласточки-береговушки).
  5. Клич стрижей (тиу).
  6. Как звали вожака? (Белое брюшко).
  7. В битве с кем погибла мама - стрижиха? (сокол).
  8. Что уносят с собой стрижи, когда улетают от нас? (лето).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало, как жилось нашему герою – Скрипу.

- А что вам подсказывает ваше сердце? Как нужно относиться к природе?

(дети вешают на доску бумажные сердца).

-Всем спасибо за урок.

Домашнее задание.

 1. Пересказ от имени стрижонка Скрипа.

 2. Создать свою версию конца рассказа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Уроки жизни в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

Слайд 2

Цели: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; Учиться пересказывать, выражать мысли, обобщать сказанное; Учиться отзывчивости, милосердию, бережному отношению к природе;

Слайд 3

Эпиграф: Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье.

Слайд 4

В.П.Астафьев (1.05.1924 — 29.11.2001)

Слайд 5

Виктор Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве.

Слайд 6

Овсянка — родное село писателя

Слайд 7

О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Слайд 8

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о приключении в тайге, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ "Васюткино озеро".

Слайд 9

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши".

Слайд 10

С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1958 году увидел свет его роман "Тают снега". В. П. Астафьева принимают в Союз писателей РСФСР. В 1959 году его направляют на Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького. Два года он учится в Москве.

Слайд 11

Конец 50-х годов отмечен расцветом лирической прозы В. П. Астафьева. Повести "Перевал" (1958-1959) и " Стародуб" (1960), повесть "Звездопад ", написанная на одном дыхании всего за несколько дней (1960), приносят ему широкую известность.

Слайд 12

Важнейшие темы творчества Астафьева — военная и деревенская. Первые рассказы были опубликованы в журнале «Смена»

Слайд 13

С 1989 г. по 1991 г. Астафьев был Народным депутатом СССР. В 1994 году "за выдающийся вклад в отечественную литературу" писателю была присуждена Российская независимая премия "Триумф". В 1995 году за роман "Прокляты и убиты" В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии России.

Слайд 14

В 1997 году писателю присуждена Международная Пушкинская премия, а в 1998 году он удостоен премии "За честь и достоинство таланта" Международного литфонда. В конце 1998 года В. П. Астафьеву присуждена премия имени Аполлона Григорьева Академии русской современной словесности

Слайд 15

Дом В . П . Астафьева

Слайд 16

Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске (2006). Скульптор Игорь Линевич-Яворский

Слайд 17

Памятник писателю возле автодороги Красноярск—Абакан

Слайд 18

В 2009 году литературная премия имени Александра Солженицына присуждена посмертно Виктору Петровичу Астафьеву - "писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека".

Слайд 19

Книги для детей

Слайд 20

В.П.Астафьев Стрижонок Скрип

Слайд 22

Сердце её лучше солнца греет. Роднее её родни нет. Птица рада весне, а дитя ей.

Слайд 23

Мать стрижиха Прижала Принесла Отдала Откинула Долбанула Воспитывала Оберегала Защищала Теплая Мягкая Заботливая Строгая Серьёзная Хорошая

Слайд 24

Как называлось село в котором родился В.Астафьев? Какие темы являются важнейшими в творчестве Астафьева? Чем в первый раз накормила мама стрижонка? О каком виде стрижей идет речь в рассказе? Клич стрижей Как звали вожака? В битве с кем погибла мама - стрижиха? Что уносят с собой стрижи, когда улетают от нас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип».

Конспект урока Рассказ В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"....

Урок литературного чтения в 4 классе по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"

Тип урока – изучение нового материала, с применением использования элементов  технологии·        развития критического мышления.Были преследованы следующие цели...

Презентация диафильма по рассказу В. Астафьева "Стрижонок Скрип"

Интересная коллективная творческая работа.Диафильм составлен из рисунков учащихся после прочтения рассказа В.Астафьева....

Тест по произведению В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

Тест по произведению В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»...

Обобщающий урок в 4 классе по произведению В.А.Астафьева "Стрижонок Скрип"

Цели:учебная:формировать духовно-нравственные понятия;развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;обще...

Литературное чтение. Конспект урока по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип". УМК "Школа России".На уроке используются различные формы организации деятельности обучающихся и вид...

Презентация к уроку литературного чтения по произведению В.П.Астафьева "Стрижонок Скрип" 4 класс

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе будет актуальна на начальном этапе урока...