Подснежник
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Варданян Мариа Араики

 

В разработке интегрированного урока раскрываются методические  особенности литературного чтения стихотворений о весне, первоцветах, рассматриваются нетрадиционные приёмы рисования акварелью первоцветов. Автор показывает, как умелое интегрирование уроков литературного чтения, изобразительного искусства и музыки совершенствует навыки чтения, приобщает к творчеству великих русских художников и композиторов, воспитывает любовь и бережное отношение к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok._podsnezhnik.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДСНЕЖНИК.

Варданян Мариа Араики, МБОУ ООШ № 12, учитель начальных классов, республика Адыгея, Кошехабльский район.

Предмет (направленность): интегрированный урок: литературное чтение и изобразительное искусство.

Возраст детей: 6-7 лет, 1 класс.

Место проведения: класс.

Цели:

- познакомить учащихся со стихотворениями о весне;

- совершенствовать навык чтения целыми словами;

- упражнять в выразительном чтении стихотворений;

- способствовать эстетическому воспитанию учащихся;

- приобщать учащихся к творчеству великих русских художников;

- прививать аккуратность и трудолюбие;

- развивать моторику мелкой мускулатуры рук;

- воспитывать чувство бережного отношения и любви к природе.

Оборудование:

1. Учебники «Литературное чтение» для 1 класса.

2. Репродукции картин И.И. Левитана «Весна – большая вода», К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

3. Слайды «Первоцветы».

4. СD-диск с записью музыкального альбома «Времена года» («Подснежник (Апрель)») П.И. Чайковского.

5. Акварельные краски, стаканчики для воды, листы голубого цвета формата А-4, ватные палочки.

Ход урока:

Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

1. Отгадывание загадки.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, за окно. Какая сегодня погода? Какое небо? Солнышко? Что происходит со снежным покрывалом, которое всю зиму покрывало нашу землю? (Ответы детей.)

- Это добрая Волшебница Весна-красна творит чудеса. Мы с вами тоже будем сегодня маленькими волшебниками и чуть-чуть поможем Весне.

Основная часть.

1. Беседа по репродукции картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

- Легко и радостно рассматривать пейзаж К.Ф. Юона, он надолго «зарядит» хорошим настроением, отведёт грустные мысли. Яркое мартовское солнце превращает каждый день в звонкий праздник. Праздник золотых деревьев и синего снега сияет в картине. Это моё мнение.

- А какое настроение вызывает эта картина у вас? (Ответы детей.)

- Пройдёт несколько дней, появятся первые проталины, а среди проталин – первые весенние цветы. Как они называются? (Ответы детей.)

- Верно, это подснежники. Сейчас мы познакомимся со стихотворением, которое так и называется «Подснежники», которое написал поэт Т. Белозёров.

2. Речевая разминка.        

па – по – пы – пу – пэ

ап – оп – ып – уп – эп

пра – про – пры – пру – прэ

3. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники».

- Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 66. Прочитайте ключевые слова по слогам, затем целыми словами (запись на доске):

пла – ка – ла → плакала

про – во – жа – ла → провожала

пе – чаль – на – я → печальная

чу – жа – я → чужая        

тро - га – ла → трогала

4. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

5. Проверка понимания прочитанного. Выборочное чтение.

- О чём это стихотворение?

- Какое настроение создаёт стихотворение?

- Как поэт говорит о Снегурочке? Прочитайте.

- Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?

- С чем сравнивает автор подснежники? Прочитайте.

- С какой интонацией надо читать это стихотворение? Почему?

6. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Физкультминутка.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём.

А осенью листья стряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

7. Беседа по репродукции И.И. Левитана «Весна – большая вода».

- Растаял снег, небо отразилось в разлившейся воде, и всё стало голубым. Голубая вода и голубое небо, тонкие деревца и крестьянские избы на пологом склоне холма. Так просто и волшебно красиво. Вода кристально-чистая, студёная.

- Какое настроение вызывает эта картина?

- Как вы думаете, какой месяц года изобразил художник? (Ответы детей.)

- Верно, следом за мартом идёт его младший брат апрель. Про апрель в народе сложено много пословиц. Вот одна из них, давайте прочитаем (открывается запись на доске):

Апрель – с водой, май – с травой.

8. Знакомство со стихотворением С. Маршака «Апрель».

- Сейчас я вам прочту стихотворение С. Маршака, которое так и называется «Апрель». (Чтение стихотворения учителем.)

9. Проверка понимания прочитанного.

- О каких признаках пробуждения весны говорит автор? Какое настроение создаётся при чтении стихотворения?

- Подберите к слову сквозь слово, близкое по значению.

10. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Физкультминутка.

Миша шёл, шёл, шёл,

К тихой речке пришёл,

Сделал полный поворот,

Перешёл он речку вброд.

11. Актуализация знаний по изобразительному искусству.

- Художники умеют работать различными видами красок. Мы сегодня будем работать акварелью. Только акварель будем наносить на лист бумаги не кистью, а ватной палочкой. Рисовать мы будем первый весенний цветок – подснежник. (Просмотр слайда.)

- Для того чтобы настроение было весенним, а рисунки – прекрасными, во время вашей работы будет звучать волшебная мелодия. Она также называется «Подснежник (Апрель)» и является частью музыкального альбома «Времена года» П.И. Чайковского.

12. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы нетрадиционного приёма рисования акварелью с помощью ватных палочек.

  • в краски белого и зелёного цвета кисточкой капаем по 2 капли воды, для размягчения краски;
  • берём лист голубого цвета (А-4 для принтера) и располагаем его на столе так, как вам кажется, наиболее красиво;
  • берём ватную палочку и одним концом набираем зелёную краску;
  • зелёной краской рисуем стебель подснежника, затем его листочки;
  • берём другую ватную палочку и одним концом набираем белую краску;
  • белой краской рисуем три лепестка подснежника;
  • работа завершена.

- Почему мы взяли лист бумаги голубого цвета? (Ответы детей.)

- Верно, это цвет весеннего снега, а подснежник на нём – первый вестник весны. Послушайте легенду об этом цветке. Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь, и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь.

В цветках подснежника заключается огромная лечебная сила. Из кавказского подснежника получено ценное лекарство для лечения радикулита, полиневрита. Кавказский подснежник занесён в Красную книгу. Поэтому, ребята, подснежниками и другими раннецветущими растениями можно любоваться, фотографировать их, рисовать, но не надо рвать эти цветы и делать недолговечные букеты.

13. Выполнение рисунка учащимися под наблюдением учителя.

Заключительная часть.

- Что интересного вы узнали на уроке? Чему научились?

Литература

  1. Клюхина И.В. Поурочные разработки по чтению к учебнику Л.В. Климановой «Литературное чтение». М., 2004.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., «Вако», 2004.
  3. Литературное чтение. 1 класс: Учеб. для четырёхлетней нач. школы. Под ред. Л.Ф. Климановой. М., Просвещение, 2010.
  4. Ребёнок и творчество. Приложение к журналу // Начальная школа.  № 3. Начальная школа и образование, 2009.
  5. Художественная галерея. Полное собрание работ всемирно известных художников. № 56. 2005. De Agostini.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка Конспект мастерской по русскому языку в 3 классе «Обезьянки и подснежники» (типы текстов)

Урок русского языка, целью которого было ознакомление учащихся 3 класса с основными типами текстов,  проведен в соответствии с принципами технологии педагогических мастерских. Дети почувствовали себя ...

Подснежники.

Интересные истории о первоцветах....

Поделка из пластилина "Подснежники"

Презентация может использоваться на уроках технологии в 1-2 классе. Дается пошаговая работа....

Тема: А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России" с применением интерактивной приставки Мимио....

Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс Тема: «Подснежники» (оригами)

В урок вставлен экологический компонент приуроченный к "Дню подснежника"....