Тема: А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель»
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России" с применением интерактивной приставки Мимио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

по литературному чтению и окружающему миру.

Тема:  А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель»

Цели:

Личностные:

- проявлять интерес к новому содержанию занятия;

Метапредметные:

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные:

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять основную мысль текста;

- классифицировать слова в соответствии со значением слова

коммуникативные:

- выполнять правила работы в группе.

Предметные:

- познакомить с произведениями Т.Белозёрова и С.Маршака

- совершенствовать навык чтения целыми словами

- формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения

Оборудование: Учебник, презентация, карточки с заданием, шапочки – маски, цветы – подснежники.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.

Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу,  подарите улыбки нашим гостям. Скажите, что вы сейчас почувствовали?

(Тепло, радость, хорошее настроение)

Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока.

Садитесь. Я приглашаю вас сегодня в гости, а вот куда.

 Послушайте стихотворение и помогите мне, доскажите слово.

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая –

Значит к нам пришла              (весна)

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая –

Значит к нам пришла              (весна)

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет –

Значит к нам пришла              (весна) 

Ребята, над какой темой мы сейчас с вами работаем?

(Апрель, апрель! Звенит капель…)

Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне, её приметах, изменениях в жизни животных и растений.

Итак,  мы идём в гости к весне. Точнее сказать, это она пришла в наши края.

          Давайте вспомним, как называются весенние месяцы. Вы должны расположить их в правильном порядке.

Молодцы. Сегодня за каждый правильный ответ вы получите капельку. А в конце урока посмотрим, что у вас получилось.

Урок у нас сегодня необычный, а вот начнём мы его как обычно с проверки домашнего задания. Что должны были подготовить к сегодняшнему уроку?

(Выучить наизусть стихотворение А.Плещеева и сделать рисунок)

Сейчас мы проведём с вами классный конкурс чтецов и посетим выставку художников. Вы знаете, что вчера в школе проходил конкурс чтецов стихов А.Л.Барто. Мне очень приятно, что вы сделали правильный выбор и все наши конкурсантки получили призовые места. Молодцы.  

Проверка домашнего задания, на доске рисунки.

Молодцы. Вы сделали красивые рисунки и показали, какие вы хорошие ораторы. Ребята, не переживайте, все кто не успел ответить на уроке, мы вас послушаем в продлёнке.

На урок к нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем.

Звуковое письмо и муравьи

 На уроке мы сегодня разделились на 3 группы. 1 группа – знатоки животного мира, фауны. 2 группа – знатоки растений, флоры. 3 группа – знатоки неживой природы.

Итак, вот задания от Муравьишки». Ну что, вперёд.

Неживая природа.

          Прочитайте задание. Прочитайте слова, записанные на доске. Найти лишнее слова, выделить его. Какие орфограммы русского языка вы увидели в написанных словах? (жи – ши, двойная буква т)

Задание в конверте.

- Как будете работать?

- С чего начнете работу?

- Есть необходимость разделить обязанности?

Составить предложения, приметы весны. Проверить на доске.

Дождливый  апрель   к высоким  травам  в мае.

Синие  облака  в апреле – к теплу  и  дождю.

Если  скворец  на дворе – пришла  весна.

Растения

Первые цветы в Астрахани подготовили нам загадки о цветах.

Жёлтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках        (мимоза)

Их в Голландии найдёте

Там везде они в почёте.

Словно яркие стаканы.

В скверах там растут        (тюльпаны)

Он цветочный принц – поэт,

В шляпку жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам                        (нарцисс)

На откосе на лугу

Босиком по снегу

Первые цветочки

Жёлтые глазочки         (мать – и – мачеха)

Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится,  хоть и маленький.       (подснежник)

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой.              (подснежник)

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький                        (подснежник)

О каком первом цветке вы нашли больше всего загадок?

( О подснежнике)

Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями об этом первоцвете.

Откройте учебник на с. 66. Прочитайте, кто автор первого стихотворения

«Весна» (А.Майков). Вчера мы познакомились с творчеством этого поэта. Вспомните, как называлось стихотворение А.Майкова? Давайте освежим свою память и прочитаем это стихотворение.

- Кто рад наступлению весны?

И вот ещё одно стихотворение, послушайте. О чем это стихотворение?

 (о весне, о подснежнике)

Прочитайте про себя, возьмите простой карандаш.

Смысл каких слов вам непонятен? Где мы можем найти толкование данных слов? (Толковый словарь, интернет)

Подле – возле, рядом

Сквозистый – пропускающий сквозь себя

- Как называет Майков подснежник, прочитайте.

Найдите слово, которое помогает представить последний снежок.

Ребята, но не только Аполлон Майков писал об этом прекрасном цветке. Прочитайте как называется следующее стихотворение и кто его автор?

(«Подснежники» Т.Белозёров.)  Белозёров Тимофей Максимович родился 23 декабря 1929 года в селе Камыши Курганской области в многодетной  крестьянской семье. У него рано умерла мама и его на воспитание взяла добрая женщина. После окончания семилетней школы Тимофею Максимовичу пришлось много работать. В 1952 году начинается творческая биография Белозёрова. Первый сборник стихов был напечатан в журнале «Алтай».  Умер Т.М.Белозёров 15 февраля в 1986 году и похоронен в г.Омске. Ирина Токмакова, чьи стихи мы уже читали, говорила, что стихи  Белозёрова – это глоток свежего воздуха, пронизанного солнцем, пахнущего цветущим ромашковым полем.

До майского ромашкового поля у нас ещё есть время, а вот с апрельским подснежником давайте познакомимся.

Читает стихотворение учитель

- Какое настроение у вас было во время слушания стихотворения?

Перечитайте стихотворение ещё раз про себя, не забудьте о простом карандаше.

- Значение каких слов вам было непонятно?

- С чем Белозёров сравнивает подснежники? (со слезами Снегурочки)

- Почему Снегурочка оказалась все чужая?

Чтение по 1 строчке.

- Сравните два этих стихотворения, что общего и в чём различие?

- Что вы должны сделать для этого? (Перечитать оба стиха)

Жужжащие чтение.

Физминутка  

Животные

С наступлением весны изменяется жизнь у всех животных, но особенно приход весны ощущают на себе те, о которых нам сейчас расскажут ребята из первой группы.

Рассказы детей о животных.

Чтобы расширить свои знания об изменениях в природе в апреле давайте познакомимся ещё с одним стихотворением.

-  Кто автор стихотворения «Апрель?»  

- Какие произведения С.Я.Маршака мы уже читали на уроках?

(«Автобус номер 26», переводы английских народных песен из книги «Рифмы Матушки Гусыни»)

Чтение стихотворения учителем.

Какое настроение вызывает у вас стихотворение?

Чтение про себя с простым карандашом

- Смысл каких слов вам непонятен?

- Как вы думаете, что такое валежник?

- Где можно найти значение этого слова? (в словаре)

Читает ученик

О каких признаках весны говорит автор?

Кто рад весне?

Найдите в стихотворение действие капели. (Капель звенит)

О чём это действие говорит?

Найдите действие ручьёв? (Бегут)

Приём в литературе, который С.Маршак использовал в своём стихотворении называется олицетворением.

Звуки чего услышал Маршак? (звуки капели, ручья)

Чьи голоса услышал Самуил Яковлевич? (голоса птиц)

Ребята, а кто из вас уже встречался с этим стихотворением раньше? Где вы его слышали?

(Сказка «Двенадцать месяцев»)

Эту сказку и другие очень интересные произведения С.Я.Маршака вы можете прочитать в нашей школьной библиотеке. Библиотекарь сегодня приготовила для нас выставку этих книг и многие из вас уже успели её рассмотреть.

Домашнее задание.

- О каком цветке мы сегодня с вами читали?

- Если мы окажемся в весеннем лесу, станете вы срывать подснежники?

- Почему?

Послушайте стихотворение

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все и я, и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Рвать первоцветы мы не будем, но на столах у каждого из вас лежат подснежники бутоны и раскрывшиеся цветы, которые вы сами приготовили к уроку. На доске у нас 2 лукошка для ваших цветов. Если урок вам понравился, вы узнали сегодня что – то для себя нового, и вы сохранили хорошее настроение до конца урока, то в 1 лукошко прикрепите раскрывшийся подснежник. А если что – то осталось непонятным, остались вопросы, на которые необходимо ответить во 2 лукошко прикрепите бутон.

Посмотрите на капельки на ваших столах. Вы так дружно, активно работали, что мои капельки превратились в три  ручейка. Если вы и дальше будете такими же дружными и активными, то три ваши ручейка сольются в одну большую реку.

Пусть ваша жизнь с приходом весны станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. Всем большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и автора...

Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»

познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежник»

Урок проведён в 1 классе по программе "Школа России". На уроке использованы различные приёмы работы, которые способствую развию памяти, воображения....

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Технологическая карта урока литературного чтения «Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»».».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции умение находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства.Задачи урокаДидакт...