Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Крыгина Вероника Николаевна

познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;

Развивать речевые умения учащихся, воображение;

Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_chteniya_1_klas.docx22.12 КБ
Office presentation icon urok_cht.ppt932.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна.  Т. Белозеров Подснежники.»

Класс: 1

Цели: познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык  чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;

Развивать речевые умения учащихся, воображение;

Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать стихотворения перед классом, передавая настроение, придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям.

Личностные: умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; развитие эстетических чувств на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за явлениями природы.

Метапредметные: 

Познавательные: умение сравнивать  литературные произведения с произведениями разных видов искусств (музыка, живопись).

Регулятивные: умение оценивать результат своих действий после их завершения и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков в процессе пересказа описания пейзажа или явлений природы; умение высказывать своё отношение к содержанию произведений и оценивать высказывание партнёра.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частичнопоисковый.

Образовательные ресурсы: загадки о весне; изображения растений, цветущих весной; энциклопедия о растениях; карточки с играми; презентация.

Оборудование: выставка книг русских поэтов о природе, ребусы, репродукции картин о природе весной, карточки со словами и текстами, музыкальная запись

« Подснежники» из цикла «Времена года» П. И.Чайковского, мультимедийный проектор.

I.  Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока. 

Расшифруйте слова, и узнайте о чем пойдёт речь на уроке

Ваша задача с помощью знаний алфавита прочитать слово

3 6 19 15 1  (В е с н а)

Весна длится 3 месяца. А вы знаете как они называются?

А сможете  догадаться, о каком месяце Виталий Бианки говорил так:

Месяц возвращения перелётных птиц. (апрель)

Месяц песен и плясок. (май)

Месяц пробуждения от спячки. (март)

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Весной.)

Четвёртый месяц как шагнёт,        Из-под снега вышел друг,

Так с треском лопается лёд.        И весной запахло вдруг.

(Апрель.)        (Подснежник.)

Мы будем…. продолжим изучать / знакомиться с произведениями русских поэтов о весне.

III.  Изучение нового материала. 

1 Речевая разминка

– Прочтите чистоговорку:

Та-та-та – у нас дома чистота.

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.

То-то-то – стали мы играть в лото.

Ать-ать-ать – мы идем гулять.

Ат-ат-ат – берем с собой самокат.

2. . Знакомство со стихотворением А. Майкова «Весна».

(портреты поэтов, иллюстрации к стихотворениям  на слайдах)

Коммуникативные: уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою позицию, слушать и оценивать высказывания одноклассников.

Учитель выразительно читает стихотворение «Весна».

– О каком растении рассказал поэт?

– Как автор называет этот цветок?

– Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»?

– Объясните значение выражения.

Сквозистый снежок – рыхлый снег.

Изучения прочитанного.

-О каком растении рассказал А. Майков? - Любит ли поэт цветы?

-Где же вырос подснежник? (в лесу, в овраге, где лежит снег)

- Прочитайте стихотворение каждый для себя и найдите слово, которое вам непонятно.

Сквозистый - тонкий слой снега, через который видно землю, прелые листья, растения.

-Ещё не весь снег растаял, а уже появились цветы. Подснежники - есть сама весна.

-Какое настроение создаётся при чтении этого стихотворения?

-Как бы вы иллюстрировали стихотворение?

-Какими красками?

– Прочтите выразительно стихотворение «Весна».  

Кто выучил это стихотворение?

Физминутка

3. Знакомство со стихотворением С. Маршака « Апрель»

-Переверните страницу учебника, найдите стихотворение с таким названием. Прослушивание записи стихотворения (Аудиоприложение к УМК)

-Кто его написал?

4. Объясните значение слов:

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

Валежник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идёт.

Словарная работа.

- Замените словосочетания словами из текста:

капли тающего снега (капель)

деревья, упавшие на землю (валежник)

зимний холод (стужа)

– Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передаёт это стихотворение?

– О каких признаках весны вы прочли?

– Прочтите слова, которые рифмуются:

Апрель – капель.

Лужи – стужи.

Ручьи – муравьи.

Медведь – петь.

валежник – подснежник.

– Каким близким по  значению  словом  можно  заменить  слово  «сквозь»? («Через».)

– Прочтите стихотворение выразительно. Кто выучил?

5. Проверка понимания прочитанного

7. Выразительное чтение вслух.

V. Физкультминутка. 

Наши первые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши первые цветы закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качают.

8. Знакомство со стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники».

-Прочитайте название стихотворения.

-Кто автор этого произведения?

- Можно по названию узнать, о чём идёт речь?

Послушайте стихотворение Т. Белозёрова «Подснежники» и постарайтесь представить то, о чем услышите.

-Какое настроение у вас сейчас? (грусть, радость)

Чтение ключевых слов

Пла-ка-ла

Пе-чаль-на-я

Тро-га-ла

Чу-жа-я

Сне-гу-роч-ки-ны

Выборочное чтение

-Как поэт говорит о Снегурочке?

-Прочитайте.

-Почему чужая?

- С чем автор сравнивает подснежники? (Холодные слезы уходящей зимы, белые капли нежных цветков.)

Релаксация для глаз под музыку П Чайковского «Апрель», «Подснежники»

- Закройте глаза, представьте поляну с подснежниками

-У нас в классе тоже расцвели подснежники.

-Подходит ли к цветам другое название (первоцветы)

-Докажите свое мнение

6 Индивидуальная работа

Чтение загадки с карточки

-Отгадайте о каком из цветов идет речь?

Золотые лепестки, хрупкий стебелёк.

Распустился у реки солнечный цветок.

(Мать- и - мачеха-первая улыбка весны.)

Беседа

-Представьте мы пришли в лес, на поляну и нарвали букеты……..

-Как будет в лесу, на поляне, когда мы уйдем?

Чтение призыва с карточки.

- Не губите первоцвет -

Стебелечек тонкий.

Из глубин забытых лет

Сохраните этот цвет-

Радуйтесь потомки!

-Как понимаете слово потомки? (это те, кто будет жить после нас)

-Чему эти строчки учат?

Цветами любуемся, создают настроение.Цветы - символ жизни, света, тепла.

Подведение итогов урока.

- Стихотворения, каких поэтов мы сегодня читали?

- Какое из них вам больше всего понравилось?

- О каких первоцветах шла речь в каждом из стихотворений?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что дал вам урок для жизни?

  1. Рефлексия.
  1. Закончите предложения (Запись на доске)

Мне было интересно…

Теперь я знаю…

Теперь я умею…

VII. Д/з Выучите наизусть, то стихотворение, которое больше понравилось, и нарисуйте к нему иллюстрацию


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России" с применением интерактивной приставки Мимио....

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и автора...

Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: С. Маршак. Апрель

Знакомство  с  произведениями  русских поэтов о весне...

уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс

План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежник»

Урок проведён в 1 классе по программе "Школа России". На уроке использованы различные приёмы работы, которые способствую развию памяти, воображения....

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...