Урок литературного чтения в 1 классе. Тема: С. Маршак. Апрель
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Знакомство  с  произведениями  русских поэтов о весне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stih_1_klass.doc289 КБ
Файл marshak._aprel.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 1Б

Учитель: Миронова Юлия Леонидовна

Тема:  С.Маршак «Апрель».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель: познакомить с  произведениями  русских поэтов о весне;  учить  выразительно читать стихотворения

Планируемые результаты:

предметные: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, называть автора и название произведения;

метапредметные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; находить в тексте ответы на вопросы, определять основную мысль текста; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

личностные: целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, любовь к природе, бережное отношение к природе, эстетические потребности, ценности и чувства.

Оборудование:  мультимедийная презентация,  книжная выставка, цветы – подснежники; запись композиции “Времена года”

 П. И. Чайковского «Апрель».

Сценарий урока

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

УУД

Самоопределение, мотивация к учебной деятельности

- Я приглашаю вас в концертный зал ( Дети входят в класс. При входе получают  билетики, на которых раскраска  подснежник. Садятся на свои места)

Слайд (занавес)

Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

Личностные: создание позитивного настроения;

Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»

Цель: создание положительного эмоционального фона

- Поднимите руки, кто был в концертном зале?

- Что вы слушали?

- Как нужно вести себя в концертном зале? (на столе правила)

- Сегодня я предлагаю вам прослушать произведение известного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года»

Слайд (портрет Чайковского)

- Какое настроение передал композитор в музыке?

Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

  1. Беседа по прослушанному произведению

-  Картины  какого времени года представили?

- Что увидели?

- Какие краски на ваших картинах?

- Вы прослушали произведение П.И. Чайковского «Времена года. Апрель». Отшумели вьюги. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо вокруг! В лесу появились первые цветы. Снег начинает таять. Воздух чистый и прозрачный. Музыка апреля похожа на вальс. 

- Посмотрите на доску.

- Какие из картин соответствуют прослушанному произведению.

- Вспомните строки из стихотворений А. Майкова  и А. Плещеева, которыми можно озвучить данные картины.

(Дети зачитывают наизусть строки из стихотворений)

Формулирование ответов на вопросы самостоятельно, с помощью одноклассников и с дозированной помощью учителя

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Личностные: интерес к учебному материалу

Целеполагание.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.

- Сегодня продолжаем работу в мастерской  русского поэта С. Маршака.

- Как вы думаете, чему будет посвящено его произведение?

(весне)

-Какие  задачи поставите?

Дети высказывают предположения, объясняя ход своих мыслей.

Постановка учебной задачи

1.Познакомиться…

2.Учиться….

3.Почувствовать….

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем

Личностные: интерес к учебному материалу

Осознанное выполнение действий для решения обозначенных задач Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

  1. Знакомство с правилами чтения стихотворений

- Познакомимся с правилами работы над выразительным  чтением стихотворений.

- Изучите их, работая в парах.

- Прочитаем.

Слайд

1. Правильно ставь ударения..

2. Соблюдай паузы: короткие паузы - в конце строки, длинные- при окончании мысли.

3. Выбери силу голоса.(Тихо, громко)

4. Определи темп (Быстро, медленно)

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.

  1. Знакомство с произведением С. Маршака

А) С. Маршак «Апрель»        

- Откройте учебник на с. 67

- Найдите произведение С. Маршака  «Апрель»

- Послушайте.

- О чем стихотворение?

 - Какое настроение передаёт это стихотворение? (радостное, восторженное)

- Кто рад весне? (Вся природа)

Б) Чтение стихотворения

- Прочитайте стихотворение шепотом.

- Читаем вслух.

В) Словарная работа

- Замените словосочетания словами из текста: (слова- подсказка на слайде)

капли тающего снега (капель)

зимний холод (стужа)

медленно и тяжело идёт (пробирается).

деревья, упавшие на землю (валежник)

Г) Работа над выразительным чтением стихотворения

- Обратимся к памятке по работе над стихотворением.

- Выберите силу голоса.

- Определите темп чтения.

- Прочитаем выразительно (по столбцам)

Д) Анализ произведения.

- Как поэт рассказал о пробуждении природы.

- О каких признаках весны говорит автор?

(Капель звенит. Ручьи  бегут.)

- Когда о неодушевленных  предметах говорят как о живых, такой прием в литературе называют   олицетворением. 

- Какие звуки услышал Маршак?  (звуки капели, ручья)

- Чьи голоса услышал Самуил Яковлевич? (голоса птиц)

- Что еще  произошло с наступлением весны? (расцвел подснежник)

Физкультминутка

Наши первые цветочки распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши первые цветочки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

      Работа в парах

Регулятивные:

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления;

выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах;

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;

Познавательные:

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Первичное закрепление нового материала

Цель: организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности.

1.Конкурс чтецов.

- Подготовьте к выразительному чтению стихотворения, работая в паре.

- Кто желает прочитать?

(При чтении включаю музыку П. Чайковского «Апрель»)

- Какое настроение создается у вас при чтении стихотворения?

2. Составление книжной выставки.

- Составьте книжную выставку к нашему уроку.

Фронтальная работа

Обучающиеся самостоятельно выбирают книги по теме урока.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в совместной деятельности;

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: осуществление первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной деятельности 

  1. Художественное творчество

- У вас на входных  билетиках  рисунок .

- Соответствует ли его содержание  стихотворению С. Маршака?

- Раскрасьте его.

- Подберите строки из стихотворения Маршака, которыми можно озвучит вашу  картинку.

За правильный ответ группа получает звезду.

Демонстрация оценки учебной деятельности групп

Регулятивные:

осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя

Итог работы. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

- Какие краски преобладали в ваших работах?

- Эти цвета яркие, теплые, создающие хорошие настроение, ожидание чего-то нового доброго.

- Я предлагаю вам подарить  свои работы нашим гостям  и пожелать теплого весеннего настроения.

Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.

Регулятивные: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне

произвольного внимания

Приложение 1

        Правила поведения в концертном зале.

  1. Внешний вид: нарядная одежда, чистая обувь.
  2. Нельзя опаздывать.
  3. Проходить к месту лицом к сидящему человеку
  4. Нельзя: есть, шуршать фантиками, разговаривать, входить и выходить, хлопать во время звучания музыки.
  5. Аплодировать можно только по окончании всего произведения

Картинка для раскрашивания

        Описание: http://ped-kopilka.ru/images/photos/2448def91c8a9df5141e61a14472820a.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 1 класс

Слайд 3

Самуил Яковлевич Маршак 1887 - 1964

Слайд 4

1. Правильно ставь ударения.. 2. Соблюдай паузы: короткие паузы - в конце строки, длинные- при окончании мысли. 3. Выбери силу голоса . ( Тихо, громко) 4. Определи темп. (Быстро, медленно) 5. Читай эмоционально. 6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.

Слайд 5

Словарная работа капель стужа пробирается валежник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. 4 класс. "С. Я. Маршак. Про козла".

Данный урок учит правильному и  выразительному чтению по ролям. Дети будут знать, как идёт работа по постановке пьесы, научатся при чтении передавать различные интонации, научатся работать в паре...

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон.

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон....

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь".

Конспект и презентация к уроку литературного чтения 2 класс С.Я.Маршак "Декабрь"....

Презентация к уроку литературное чтение 4 класс С.Я.Маршак "Ледяной остров"

Презентация  для учителя 4 класса поУМК "Школа 21 века". Содержит словарную работу к тексту и иллюстративный материал...

Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»

познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...

Урок литературного чтения 2 класс С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

УМК "Школа России" . Учебник литературное чтение  Л.Ф. Климанова и др. Тема урока: С.Я. Маршак "Кот и лодыри"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»».».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции умение находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства.Задачи урокаДидакт...