А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежник»
материал по чтению (1 класс)

Бизяева Ирина Васильевна

Урок проведён в 1 классе по программе "Школа России". На уроке использованы различные приёмы работы, которые способствую развию памяти, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_chteniya_v_1_klasse.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока:

 Учитель: Бизяева И.В.

 Класс: 1

 Дата проведения: 12.04.2014 г.

Тема урока: А.Майков  «Весна», Т.Белозёров «Подснежник»

Место  урока в теме :  Урок в теме «Апрель, апрель.Звенит капель!»

Тип урока : Изучение  нового материала

Цель урока: организовать деятельность обучающихся для знакомства с произведениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники».

Задачи урока

  • формировать умение работать с текстом, выделять фамилию автора и название произведения;
  • совершенствовать навык чтения целыми словами;
  • упражнять в выразительном чтении стихотворения;
  • учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении:
  • формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;
  • развивать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения;
  • развивать навыки самостоятельной деятельности с помощью использования различных форм и видов работ на уроке (при работе в парах, моделировании, выборочном чтении);
  • развивать речевые умения учащихся, интерес к предмету, расширять словарь.
  • пробуждать любовь к родной природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация к уроку, пьеса П. И. Чайковский «Подснежник», репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

Планируемые результаты

Личностные

  • Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
  • Бережно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
  • Адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Регулятивные

  • Удерживать цель деятельности до получения её результата.
  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
  • Прогнозировать содержание темы урока.
  • Правильно оценивать выполнение чужой и собственной работы.

Познавательные

  • Осуществлять поиск и выделение информации из текста.
  • Называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
  • Осуществлять смысловое чтение

Коммуникативные

  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
  • Уметь строить монологическое высказывание, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
  • Выполнять правила работы в паре.
  • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Предметные

  • Находить заглавие произведения, называть автора произведения.
  • Воспринимать на слух художественное произведение.
  • Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
  • Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
  • Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему.

 

 

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Мотивация познавательной деятельности.

Создать условия для включения в учебную деятельность.

Тренинг-настрой.

 Прозвенел для нас звонок, 

Начинаю я урок.

Гости к нам пришли сегодня.

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, поклонитесь.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Вы улыбнулись и подарили свои улыбки нашим гостям, мне и друг другу. У нас замечательное настроение. Мы начинаем наш урок  вы готовы?

  

Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.(много вокруг интересного, красивого, неизведанного)

Ответы детей( у них получаются красивые словесные картины, интересные произведения).

Уметь привлекать опыт жизненных впечатлений в процесс размышлений.

Уметь выполнять учебные действия в соответствии с установкой учителя, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Речевая разминка.

Способствовать формированию навыка беглого, осознанного чтения.

Предлагает прочитать  строки: Слайд 1 

Растопило солнце снег,

Радость на душе у всех.

Прочитайте строки

- с вопросительной интонацией на первых словах каждой строчки;

- с утвердительной интонацией на первых словах каждой строчки;

- сердито;

- весело.

Учащиеся читают текст для речевой разминки.

Актуализация знаний.

Обеспечение мотивации и принятие целей учебно-познава-тельной деятельности

 Сегодня мы продолжим работу, начатую на прошлом уроке. Давайте вспомним и поиграем в игру «Доскажи словечко».

1.Если речка голубая Пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая,-

Значит к нам пришла …

2. Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт печужек стая -

Значит к нам пришла …

3. Если солнце разрумянит

Наши щёки до красна,

Нам ещё приятней станет-

Значит к нам пришла …

-так о чём мы читали произведения?

-А какое время года у нас сейчас? Слайд 3

Уверенно шагает весна по донской земле. Шаг за шагом, день за днём, месяц за месяцем. Укрывает сады белым цветом, наполняет небеса птичьим пением. Млеют леса от весёлых красок великого праздника природы. С приходом весны у людей усиливается вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением

У вас на столах лежат карточки. Что на них написано? Расположите названия весенних месяцев в нужном порядке. Проверьте друг у друга и на слайде. Слайд 4.

Учащиеся отвечают

(Наступила весна)

Ответы учащихся.

Отвечают на вопросы, отгадывают загадку.

Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства

Целеполагание.

 - Как вы думаете, чему будут посвящены произведения, с которыми мы познакомимся сегодня?

-Многие поэты с любовью и нежностью в стихах воспевали весну. Сегодня мы познакомимся с произведениями известных поэтов А.Майкова и Т.Белозёрова.

Слайд 5.

-Вы хотите прочитать их произведения?

-Чему вы хотите научиться на уроке?

Отвечают на вопросы.

Читают и отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Физкультминутка

 

Организация познавательной деятельности

Осуществление

анализа

поэтического

произведения с

выделением

художественных приёмов

 1.Отгадайте загадку  (читает учитель)

Из-под снега расцветает.

Раньше всех весну встречает. (подснежник)

- посмотрите на все рисунки и скажите одним словом, что это такое.

-Назовите номера картинок, на которых изображены подснежники. (убрать оставшиеся картинки).

-Почему этот цветок так называют?

С давних пор подснежник считают цветком надежды, символом весны. П.И Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу, которую так и назвал «Подснежник».

- Закройте глаза и вслушайтесь в музыку, нарисуйте картины в своём воображении.

2. Слушание пьесы. Слайд 6.

- Что представили себе, слушая музыку?

Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

Вы дома вместе с родителями выполняли работу на тему «Весна», посмотрим.

(открывается выставка).

3. Анализ выставки.

- Что вы изобразили?

-Чайковский показал приход весны музыкой, а вы чем?

-у нас получилась полянка весенних цветов. Вам нравится она?

Физминутка

4. Первичное чтение стих. «Весна».

_Строки, которые поместил Чайковский перед нотной записью  вы найдёте в учебнике на стр. 66.

-прочитайте название стихотворения.

-кто автор?

А.Майков жил несколько десятков лет назад, но до сих пор в школе изучают его творчество.

-прочитаем стих-е и постараемся представить картину, описанную поэтом.

- чтение учителем.

5. Анализ стихотворения.

-Чем понравилось стихотворение?

-какое настроение автора вы почувствовали?

Какие чувства почувствовали вы?

-какие картины возникли в вашем воображении?

-прочитаем стих-е хором.

-Какие образы присутствуют в стих-ии?

-Какое слово помогает представить последний снежок? (сквозистый)

-Как вы понимаете это слово?

-Как вы думаете легко ли подснежнику пробиваться сквозь такой снег?

- А что помогает ему появиться на свет?

Старается подснежник нас порадовать своей красотой. А вы чем должны радовать своих родителей?.

6. Выразительное чтение 3 ученика.

7. Работа над стих-м Т.Белозёрова.

- чтение подготовленным учеником.

-какое настроение возникло у вас?

-О чем говорится в этом стихотворении?

-прочитайте самостоятельно и найдите, какие образы создал автор в стихотворении?

- -какие же образы создал автор?

-что говорится о снегурочке?

-почему она плакала?

-С чем сравнивает поэт подснежник?

-Можно сравнить стихотворение со сказкой?

Конечно, ведь снегурочка сказочный персонаж, произошдо волшебство.

8. Сравнение этих двух стихотворений.

Что общего в этих двух стихотворениях?

- чем различаются?

9. Знакомство с Красной книгой.

-Какой цветок заметили А.Майков и Т.Белозёров?

-Если мы с вами окажемся в весеннем лесу, мы все начнём собирать подснежники?

- послушайте стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я и ты,

Если мы сорвём цветы-

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

-чему учит это стихотворение?

-Как нужно относиться к окружающей природе.

Подснежник – редкое растение многие виды его находятся на грани исчезновения. Поэтому оно занесено в Красную книгу – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений. Слайд 10.

 слова?  Псквозьсебяразличатьсквозь

Чтение, определение радостной интонации при чтении.

Перечитывают, сам-но находят строчки из стих-я.

Рассматривают фото

С любовью, нежностью.

Голубенький, чистый.

Сквозистый.

Уметь прогнозировать содержание стихотворения по его названию, ключевым словам и фразам.

Уметь знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями, самостоятельно находить значение отдельных слов в словаре учебника.

Уметь обсуждать содержание произведения, аргументируя свою позицию, слушать и оценивать высказывания одноклассников

Извлечение из текста необходимой информации

 Осознанное построение речевого высказывания

Подведение итогов урока.

Обобщение полученных на уроке сведений

 Рвать первоцветы мы не будем, но на столах у каждого из вас лежат подснежники бутоны и раскрывшиеся цветы, которые вы сами приготовили к уроку. На доске у вас 2 лукошка для ваших цветов. Если вам урок понравился, вы узнали сегодня что-то для себя новое, и вы сохранили хорошее настроение до конца урока, то в 1 лукошко раскрывшиеся подснежники. А если что-то осталось непонятным, остались вопросы, во 2 лукошко прикрепите бутон.

-Какое стихотворение вам понравилось больше?

-Захотелось ли вам его выучить наизусть?

Высказывают свое мнение.

Рефлексия.

Организация  

рефлексии и

самооценки

обучающимися

собственной

учебной

деятельности

 -Какое настроение было у вас вначале урока? (показ смайлика)

- Кто на уроке чувствовал себя уверенно?

- Пусть ваша жизнь с приходом весны станет  радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями наблюдениями.

Самооценка на основе критериев успешности.

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Майков. "Весна"

Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России" в 1 классе....

Тема: А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России" с применением интерактивной приставки Мимио....

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и автора...

Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»

познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...