Разработка урока по литературному чтению А.Чехов "Ванька"
учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

Ничуговская Галина Алексеевна

Урок - деловая игра  по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

                               А.П.Чехов «Ванька»

1.ОРГ.МОМЕНТ

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами. Сегодня мы продолжим своё путешествие в прошлое, начатое на прошлых уроках.

Сегодня наш урок будет проходить в виде деловой игры и работать вы будете в группах. Это 1.Архивариусы. 2.Аналитики. 3.Критики. 4.Артисты.

2.Вступление.

1.С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлых уроках? (А.П.Чехов)          (СЛАЙД 2,3,4)

2.Назовите произведения А.Чехова, которые вам известны.

3.Что же мы знаем о Чехове? (дети рассказывают биографию Чехова).

4. Какой рассказ мы прочитали на прошлом уроке? («Ванька»).

-Как вы думаете, что сегодня мы будем делать на уроке? (Правильно, мы будем более подробно знакомиться с этим произведением, анализировать его и делать выводы.

Итак, ТЕМА урока : А. ЧЕХОВ «ВАНЬКА» (СЛАЙД 5)

ЦЕЛИ нашего урока :

-учить анализировать текст, выделять идею автора через отношение  самого автора к написанному;

-развивать речь, логическое мышление, формировать навык осознанного выразительного чтения;

-воспитывать у детей нравственные качества, вызывать чувство сострадания к ближнему, к чужим бедам.

                                      ХОД УРОКА.

1.Вам понравился этот рассказ?

2.Войдём в мир произведения «Ванька». Представьте себе :ночь, темно, в заснувшем доме мальчик стоит на коленях на полу перед скамьёй, горит свеча…

3.В прошлом  веке детям из бедных крестьянских семей жилось очень тяжело. Их родные вынуждены были отдавать детей «в люди», т.е. к людям более богатым на подсобную работу: нянчить детей, подавать что- то, сбегать  куда-нибудь «за тарелку скудной еды», т.к. сами не могли прокормить их.

2.-Ребята о чём этот рассказ? (О тяжёлой, безрадостной судьбе ребёнка).

Зачем Чехов написал этот рассказ?

-Какие чувства вызывает у вас этот рассказ? (жалость к мальчику, сострадание).

-Как А.Чехов смог так рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (он сумел понять его чувства).

 Все вопросы задаются «АНАЛИТИКАМ», «КРИТИКИ» дают рецензию ответам.

3. Давайте прогуляемся по старинной Москве 19 века. Слышите разговоры? Оживите старые слова .

Группа «АРХИВАРИУСЫ» объясняет значение этих слов, используя словари.

(слайды    6,7,8)

4.Обратили ли вы внимание, когда Ванька пишет письмо?( прочитать) (слайд 9).

-Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (конечно не случайно. Ванькина мечта – вернуться в деревню к деду- это рождественская сказка, которой не суждено сбыться).

5.Какие чувства переполняют Ваньку при написании письма? (чувства горести).

-Какие слова выдают боль  мальчика, живущего в «людях»? Найдите доказательства в тексте. (ЧИТАЮТ АКТЁРЫ) (с.94, а вчерась…) (СЛАЙДЫ 10,14,15)

СЛОВО  КРИТИКАМ.

6.Какие воспоминания у Ваньки о самом родном Человеке? Как Ванька в письме обращается к дедушке? (Читают актёры отрывок с.92 МИЛЫЙ ,ДЕДУШКА…)( Слайд 12 ) , выберите слова для характеристики дедушки (СЛАЙД 13)

                                               физкультминутка

7.Какие светлые чувства вспоминаются Ваньке? (даже погоду он вспоминает, прочитать(  Артисты) (А погода великолепная….) (СЛАЙД )

Итак, каков же Ванька? Дайте ему характеристику. Подтвердите эти слова. (слайд 17) СИНКВЕЙН.

8.Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (учатся все без исключения, не работают , живут в семьях)

9.Какой адрес написал на конверте Ванька? Почему? (т.к. большую часть своей жизни он прожил в деревне, где всех знают по имени, отчеству, где не надо  указывать точный адрес. Ванька даже не подозревал, что вокруг Москвы кроме его деревни есть сотни других деревень, что его письмо не дойдёт до дедушки.

10.Какая фраза стала крылатым выражением ? Когда так говорят? ( НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ…).

11.Итог.

Моё мнение такое : я бы хотела чтобы все мечты Ваньки Жукова исполнились. Давайте представим себе, что письмо дошло до дедушки, чтобы тогда произошло? Что бы ответил дед своему внуку? (МИНИ-СОЧИНЕНИЕ)

12.РЕФЛЕКСИЯ

Что вам дал этот урок для жизни? (он научил нас оставаться добрыми и чуткими что бы не случилось в жизни.

13.ДОМ.ЗАДАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса. Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса.Тема: «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение».

Вашему вниманию предоставлена разработка урока по литературному чтению по теме:  «Сергей Владимирович Михалков «Если». Выразительное чтение»....