программа по литературному чтению 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Степанова Наталья Анатольевна

программа и КТП по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Программа  разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой,  В.Г. Горецкого  «Литературное чтение», основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1». 

       

Место курса "Литературное чтение"  в учебном плане

Курс "Литературное чтение" в 3 классе рассчитан на 136ч (4ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты изучения программы

Личностные результаты

1) формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литератуы;

4) развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к оному мнению, истории и культуре других народов ,выработка умения терпимо относиться к людям иной национальности;

6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки ;

8)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения  коммуникативных и познавательных задач;

8) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать свое мнение  и аргументировать свою точку зрения;

10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих;

11)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

12) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами , осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлении текстов в устной и письменной формах.

 Предметные результаты

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства  сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературных понятий;

4) использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно- следственные связи и определять главную мысль произведения,  делить  текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения ,репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Основное содержание

       Раздел "Круг детского чтения" включает произведения устного народного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран. Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, драматические произведения.

       Раздел "Виды речевой и читательской деятельности" включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

         Раздел"Опыт творческой деятельности" раскрывает приемы и способы деятельности, которые помогут учащимся  адекватно воспринимать произведение  и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (словом) используется жизненный опыт ребенка и активизируются образные представления, возникающие в процессе чтения. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие  произведения. Учащиеся выбирают произведения для чтения по ролям, словесного рисования ,инсценирования и декламации. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес  к творчеству писателей.

В программу 3 класса включены следующие разделы.

 Самое велико чудо на свете.

Устное народное творчество.

Поэтическая тетрадь 1.

Великие русские писатели.

Поэтическая тетрадь 2.

Литературные сказки.

Были и небылицы.

Поэтическая тетрадь1.

Люби живое.

Поэтическая тетрадь2.

Собирай по ягодке- наберешь кузовок.

По страницам детских журналов "Мурзилка" и "Веселые картинки".

Зарубежная литература.

 

Тематическое планирование

№ п\п

Название тем

Кол-во часов

1.

Введение

1 час

2.

Самое великое чудо на свете

4 часа

3.

Устное народное творчество

14 часов

4.

Поэтическая тетрадь

31 час

5.

Великие русские писатели

24 часа

6.

Литературные сказки

8 часов

7.

Были-небылицы

10 часов

8.

Люби живое

16 часов

9.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12 часов

10.

По страницам детских журналов

8 часов

11.

Зарубежная литература

8 часов

Итого

136 ч.

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика  

 

Дата

Корректировка даты  

1.

Введение. Знакомство с учебником

Самое великое чудо на свете ( 4 часа)

2.

Знакомство с названием раздела

Посещать по – своему желанию библиотеку для подготовки к урокам чтения,

самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению,

Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях.

  - формулировать учебную задачу и стараться её выполнить,

Читать в соответствии с целью чтения,

Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

- анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.

 - строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять терпимость к альтернативному мнению, работать в паре и группе.

3.

Рукописные книги древней Руси. Подготовка сообщения

4.

Первопечатник Иван Федоров

5.

Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений

Устное народное творчество (14 часов)

6.

Знакомство с названием раздела

 - находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других  народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.,

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать вопросы и задания для одноклассников, предлагать варианты литературно – творческих работ;

 - анализировать литературный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности.,

 - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения

Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них

Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения,

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен.

   - формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей,

. Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе.

 - Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал  и знаковой системы («+» и «-», «?»).  Фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

7.

Русские народные песни

8.

Докучные сказки.

9.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

10.

“ Русская народная сказка ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

11.

Русская народная сказка ”Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

12.

Иван царевич и Серый Волк”. Русская народная сказка

13.

Иван царевич и Серый Волк”. Русская народная сказка

14.

Иван царевич и Серый Волк”. Русская народная сказка

15.

““Сивка - Бурка”. Русская народная сказка.  

16.

“Сивка - Бурка”. Русская народная сказка.  

17.

 Художники-иллюстраторы

 В. Васнецов и И. Библин

18.

Обобщение по теме: Устное народное творчество.  

19.

Прект «Сочиняем волшебную сказку».Оценка достижений

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

20.

Знакомство с названием раздела

 

 - Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте,

 - Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

 Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы

- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

21.

Проект «Как научиться читать стихи.»  Я Смоленский.

22.

Ф.И. Тютчев:”Весенняя гроза”  

23.

Ф.И. Тютчев:“Листья”

24.

А.А. Фет “Глянь – ка, мама, из окошка”, “Зреет рожь над жаркой нивой”.

25.

И.С. Никитин”Полно, степь моя”.

26.

И С. Никитин”Встреча зимы”.

27.

И.З. Суриков “Детство”.

28.

И.З. Суриков”Зима”.

29.

Путешествие в литературную страну. Обобщающий урок

30.

Оценка достижений

Великие русские писатели ( 24 часа)

31.

Знакомство с названием раздела

 Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.),

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

 

32.

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина»

33.

А. Пушкин Лирические стихи

34.

А. Пушкин «Зимнее утро»

35.

А. Пушкин «Зимний

вечер»

36.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

37.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

38.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

39.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

40.

Рисунки И. Библина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом

41.

И. Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове

42.

И. Крылов «Мартышка и Очки»

43.

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

44.

И. Крылов «Ворона и Лисица»

45.

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи

46.

М. Лермонтов «Горные вершины….»,  « На севере диком стоит одиноко….»

47.

М. Лермонтов «Утес», «Осень»

48.

Детство Л. Толстого (из воспоминания писателя).

49.

Л. Толстой « Акула»

50.

Л. Толстой «Прыжок»

51.

Л. Толстой «Лев и собачка»

52.

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

53.

Оценка достижений

54.

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

55.

Знакомство с названием раздела

  Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.

Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.

  Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).

 Оценивать свои достижения и результаты  сверстников в группе (паре)

56.

Н. Некрасов « Славная осень!...», «Не ветер бушует над морем…»

57.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

58.

К. Бальмонт «Золотое слово»

59.

И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений

60.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка достижений

Литературные сказки (8 часов)

61.

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела, воспринимать на слух текст литературных сказок, читать сказки вслух и про себя, используя приёмы выразительного чтения, сравнивать содержание литературной и народной сказки, определять нравственный смысл сказки, наблюдать за развитием и последовательностью событий, определять авторское отношение к изображаемому, читать сказку в лицах, оценивать свои достижения..

62.

Д. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)

63.

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост»

64.

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

65.

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

66.

В. Одоевский «Мороз Иванович»

67.

В. Одоевский «Мороз Иванович»

68.

Оценка достижений. Обобщающий урок по разделу.

Были – небылицы ( 10 часов)

69.

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела, определять  особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные, определять нравственный смысл поступков героев, выражать собственное отношение к поступкам героев, находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте, составлять план для краткого и полного пересказа, передавать текст подробно и кратко, выборочно, определять характеристики героев с опорой на текст, рассказывать о прочитанных книгах, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории, находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, читать выразительно, по ролям.

70.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

71.

М. Горький «Случай с Евсейкой»

72.

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

73.

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

74.

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

75.

А. Куприн «Слон»

76.

А. Куприн «Слон»

77.

А. Куприн «Слон»

78.

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы»

Поэтическая тетрадь1 ( 6 часов )

79.

Знакомство названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

Прогнозировать содержание раздела, читать выразительно, отражая настроение, находить в стихотворении яркие образные слова и выражения, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно, объяснять смысл выражений с опорой на текст, определять авторское отношение к изображаемому, придумывать стихотворные тексты, проверять правильность высказывания, сравнивая его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

80.

С. Черный «Воробей», «Слон»

81.

А. Блок «Ветхая избушка»

82.

А. Блок «Сны», «Ворона»

83.

С. Есенин «Черемуха»

84.

Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1» Оценка достижений

Люби живое ( 16 часов )

85.

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, используя условные знаки, читать и воспринимать на слух произведения, определять жанр произведения, составлять план, рассказывать о герое, используя текст, определять основную мысль текста, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора, пересказывать произведения на основе плана, придумывать свои рассказы о животных, проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения

86.

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста

87.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

88.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

89.

В. Белов «Малька провинилась»

90.

В. Белов «Еще раз про Мальку»

91.

В. Бианки «Мышонок Пик»

92.

В. Бианки «Мышонок Пик»

93.

Б. Житков «Про обезьяну»

94.

Б. Житков «Про обезьяну»

95.

Б. Житков «Про обезьяну»

96.

В. Дуров «Наша Жучка»

97.

В. Астафьев «Капалуха»

98.

В. Драгунский « Он живой и светится..»

99.

Урок-конференция «Земля - наш дом родной»

100.

Оценка достижений

 Поэтическая тетрадь 2 ( 8 часов)

101.

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке,  осмысливать цели чтения, читать и воспринимать на слух лирические тексты, сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение, сочинять свои стихотворения, участвовать в творческих проектах, проверять чтение друг друга и оценивать.

102.

С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

103.

А. Барто  «Разлука»

104.

А. Барто  «В театре»

105.

С. Михалков «Если»,

« Рисунок»

106.

Е. Благинина «Кукушка», «Котенок»

107.

«Крестики-нолики» обобщающий урок.

108.

Оценка достижений

Собирай по ягодке – наберешь кузовок ( 12 часов )

109.

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела, объяснять смысл название темы, подбирать книги соответствующие теме, планировать работу с произведением на уроке, воспринимать на слух художественное произведение, читать вслух и просебя, соотносить пословицу с содержанием, отвечать на вопросы, придумывать свои вопросы,  наблюдать за особенностями речи героев, понимать особенности юмористических рассказов, определять отношение автора к событиям и героям, придумывать самостоятельно юмористические рассказы, проверять и оценивать достижения

110.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». Особенности заголовка произведения

111.

А. Платонов « Цветок на земле»

112.

А. Платонов « Цветок на земле»

113.

А. Платонов « Еще мама»

114.

А. Платонов « Еще мама»

115.

М. Зощенко «Золотые слова»

116.

М. Зощенко «Великие путешественники»

117.

Н. Носов «Федина задача»

118.

Н. Носов «Федина задача»

119.

В. Драгунский «Друг детства»

120

Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке –   наберещь кузовок» Оценка достижений

По страницам детских журналов ( 8 часов )

121.

Знакомство с названием раздела

Прогнозировать содержание раздела, выбирать для себя интересный журнал, определять тему для чтения, находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме,  отвечать на вопросы по содержанию, читать текст без ошибок, придумывать самостоятельно вопросы по содержанию, сочинять по материалам текста свои произведения.

122.

 Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

123.

Ю. Ермолаев «Проговорился»

124.

Ю. Ермолаев «Воспитатели»

125.

Г. Остер «Вредные советы»

126.

Г. Остер «Как получаются стихи»

127.

Р. Сеф «Веселые стихи»

128.

Читательская конференция

Зарубежная литература ( 8 часов )

129.

Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции

Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников,

Использовать в презентации не только текст, но и изображения.

Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

130.

Проверка техники чтения. Мифы Древней Греции

131.

 Мифы Древней Греции

132.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

133.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

134.

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» Работа с текстом.

135.

  Обобщение. «Зарубежная литература»

136.

Развивающийся час по теме «Зарубежная литература»

                                                                                                 СОГЛАСОВАНО

                                                     

 Зам. директора по УВР ________  Соколова И.В.

                                                   

  «___» _____________ 2016 г.

                                                                                                     РАССМОТРЕНО

                                                  на заседании ШМО учителей начальных классов

протокол  №1 от  25.08.2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая учебная программа по литературному чтению для 4 класса, I образовательная ступень Составлена на основе авторской программы по литературному чтению Р.Н. Бунеева , Е.В. Бунеевой,

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы УМК «Школа 2100»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...