Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

План конспект урока по литературному чтению

Программа «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и другие

           Тема урока: Виктор Астафьев  «Стрижонок Скрип»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по литературному чтению

Программа «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и другие

           Тема урока: Виктор Астафьев  «Стрижонок Скрип»

Тип урока:  урок изучения новых знаний

Форма урока: урок-практикум

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению жизни и творчества Е.И.Чарушина.

Задачи  предметные – содействовать формированию умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; воспринимать на слух художественное призведение.

Планируемые результаты: личностные УУД – привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине);

способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных – умений определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

познавательных – умений ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативных –  умений  оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

1.Оргмомент

1 мин

-Доброе утро ребята!

- Начнём работу на уроке с проверки

домашнего задания.

Готовятся к уроку.

Фронтальная

2.Проверка домашнего задания.

7 мин

- Итак, кто составил научно-познавательный текст об одном из обитателей зоосада.

Давайте послушаем нескольких человек.

 

Рассказывают о животных

Индивидуальная

Фронтальная

3. Актуализация знаний

5 мин

Как называется раздел, который         изучаем на уроке литературного чтения?

- С произведениями каких писателей познакомились?

- О чём эти произведения?

- Я предлагаю вам поработать в парах,  возьмите листочки и в первой строчке узнайте с творчеством какого писателя мы будем сегодня знакомиться?

Слайд 1

- Во второй строке узнайте, в каком селе и крае он родился?

 Слайд 2

- В третьей строчке найдите в какой семье он родился и кто занимался его  воспитанием?

Слайд 3

- 4 строка: Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

-Итак, давайте сформулируем тему и цель нашего урока.

 Отвечают на вопросы

( Природа и мы)

( Д.Н. Мамин-Сибиряк,

А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин)

(О животных, взаимоотношениях между ними и человеком)

Работа в парах:

1.млкопрвикторжэжуплпетровичжвдалпастафьевла

2.лаклмтдюбовсянкаэжолппкрасноярскогокраядщзс

3.мудпвсемьедлкрестьянинаоптиютбабушкадудкпж

4.улаплукориртлстрижонокэделскриплеудукажпор

(С творчеством Виктора Петровича Астафьева)

(в селе Овсянка Красноярского края)

( в семье крестьянина, воспитывала бабушка)

( Стрижонок Скрип)

Тема урока: В.П.Астафьев « стрижонок Скрип»

Цель: познакомится с творчеством В.П.Астафьева.

     Фронтальная

Работа в парах

4. Подготовка к восприятию произведения.

3 мин

Знакомство с биографией Виктора Астафьева

Родился Виктор 1 мая 1924 года в селе Овсянка.

Еще когда Виктор был ребенком, потерял родителей. Родители у него рано умерли. Сначала он жил с бабушкой, а затем попал в детский дом. Ещё в детском доме он начал писать стихи небольшие рассказы. Много читал, брал книги у товарищей и даже иногда воровал, не считая это большим грехом.

В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. На фронте он был шофером, связистом, обычным рядовым солдатом. Астафьев был награжден медалью «За отвагу», орденом «Красной Звезды».

Когда война закончилась, Астафьев женился и  поселился в городе Чусовой. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. В свободное время много читал.

За все время своей деятельности Астафьев написал множество произведений. Например, романы «До будущей весны», «Тают снега», «Прокляты и убиты». Повести: «Стародуб», «Последний поклон», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба»

Слушают рассказ  учителя о Викторе Астафьеве

Фронтальная

5.Чтение рассказа

Чтение по цепочке.

С.100

 Словарная работа

-Как вы думаете, что означают эти слова?

Бесцеремонно –

Заполошно-

Лепиться –

Яр-

Мерцала –

Серьёзный –

Угревшись –

Потухло –

Читают произведение

Бесцеремонно – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливоти.

Заполошно- суматошно, неспокойно

Лепиться – располагаться

Яр- крутой берег, обрыв

Мерцала – светилась

Серьёзный – вдумчивый, сосредоточенный

Угревшись – согревшись

Потухло – погасло, прекратилось

Фронтальная

6.Физкультминутка

2 мин

Видео

Повторяют упражнения по видео

Фронтальная

7. Беседа  по содержанию

5 мин

- Как погиб папа стрижат?

- Прочитайте, как реагируют стрижи в стае на грозный призыв «Тиу».

 - Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага?

Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? Как взрослые стрижи отнеслись к осиротевшим птенцам? Прочитайте.

- Что заставило Скрипа заняться строительством норки?

- Как Скрип понял, что норка у него маленькая?

-Почему стрижи «сделались беспокойными»?

-Почему Астафьев сравнивает собравшихся к отлету стрижей с тучей?

 Прочитайте эпизод сбора стай.

Отвечают на вопросы

Ребята подстрелили его из рогатки

Читают с учебника

Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью).

(так как стрижи – дружный народ).

С.105

 (Потерял родную норку, а все остальные стрижиные дома были заняты).

(Мальчишки вынули его из недостроенного домика. Поэтому норки стрижи делают глубокие).

(Стрижи питаются насекомыми в воздухе, на лету. Это – комары, мошки, мухи. В августе погода становится заметно прохладнее и еды стрижам не хватает. Исчезают мошки. С этим и связан перелет птиц. Отсутствие питания).

Читают эпизод

Фронтальная

8.Закрепление материала

7 мин

Составление  схемы   и работа со схемой

1. Составление кластера

- Кто главный герой произведения?

- Назовите персонажей, с которыми пришлось  общаться Скрипу

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

После выполнения задания дети из разных групп  называют персонажей, а учитель прикрепляет на доску листы (стрелки не рисуются)

 Подготовка устного рассказа

-Каждой группе  необходимо составить рассказ в 3 предложениях:

1 группа «Скрип и мама»

2 группа «Скрип, братья и сёстры»

3 группа «Скрип и  вожак»

4 группа «Скрип и стрижи»

5 группа «Скрип и мальчики»

-Вам надо выбрать из текста эпизоды, связанные с отношениями Скрипа и одного из этих персонажей,  в таблицу внести опорные слова для составления  рассказа (между 5 группами распределяются персонажи).

После выполнения  задания заслушиваются рассказы групп.

3.Обмен мнениями и моделирование стрелок в схеме.

-  Какие чувства  испытывали между собой  Скрип и данные персонажи?

Чёрная стрелка – отрицательные отношения, зелёная стрелка - уважительные отношения, жёлтая стрелка – дружеские отношения, красная стрелка - добрые отношения

Составляют схему

«Скрип и другие персонажи рассказа»

(Скрип)

        

1 группа «Скрип и мама»

Скрип

Мама

 

2 группа «Скрип, братья и сёстры»

Скрип

Братья и сёстры

3 группа «Скрип и  вожак»

Скрип

Вожак

4 группа «Скрип и стрижи»

Скрип

Стрижи

 

5 группа «Скрип и мальчики»

Скрип

Мальчики

Фронтальная

Работа в группах

9.Подведение итогов

4 мин

- Выполните самостоятельную работу

1. Кто автор сказки?

а) Паустовский.

б) Астафьев.

в) Чарушин.

2.Как звали вожака стаи?

а) Чёрный хвостик.

б) Острый клюв.

в) Белое брюшко.

3. Как погиб папа стрижат?

а) Сшибли из рогатки мальчишки.

б) Унёс коршун.

в) Поймала кошка.

4. Что принесла мама первому стрижонку?

а) Мошку.

б) Капельку дождя.

в) Комарика.

5. По какой команде стрижи бросались на врага?

а) Тиу!

б) Догоняй!

в) Держи его!

6. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собой…

а) Тишину.

б) Утренний клёв.

в) Лето.

7. Почему стрижонок не погиб от голода и других опасностей?

а) У него хорошая норка.

б) Стрижи – дружный народ.

в) В норке было тепло.

Выполняют самостоятельную работу

Индивидуальная

10.Рефлексия

2 мин

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Фронтальная

Индивидуальная

11.Информация о домашнем задании

2 мин

Р.т.с82, Учебник с.110 упр10

Записывают д/з в дневники

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...