Тема урока: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Каптюшина Дарья Владимировна

План – конспект урока по литературному чтению

Тема урока: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по литературному чтению

Тема урока: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»

Цель:

- создать условия для знакомства с произведением А. Гайдара «Совесть»;

- развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения;

- развивать речь, умение работать с текстом, расширять кругозор и словарный запас детей;

- воспитывать честность, отзывчивость; учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.

Совершенствовать технику чтения, прежде всего понимание читаемого, правильность и выразительность.

Планируемые результаты: совершенствовать поисковый способ чтения, совершенствовать контекстный способ чтения, характеризовать персонаж, выявлять мотивацию поступка персонажа, выявлять и обосновывать своё отношение к персонажу, расширять словарный запас.

УУД личностные: формировать нравственно- этические ориентиры. Развивать способность к рефлексии.

УУД познавательные: ориентироваться в тексте произведения, в книге, прогнозировать события, анализировать смысл заголовка, анализировать произведение с целью характеристики персонажа.

УУД коммуникативные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения, аргументировать высказывания, сотрудничать в учебных целях.

                

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  2. Сообщение темы урока.

- Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, и автора этого произведения, нам с вами нужно разгадать шифровку. (Работа в парах)

с

о

в

е

с

т

ь

19

16

3

6

19

20

30

а

р

к

а

д

и

й

1

18

12

1

5

10

11

г

а

й

д

а

р

4

1

11

5

1

18

- Прочитайте 1 слово, которое вы расшифровали. (Совесть) Это название нашего сегодняшнего произведения.

- Прочитайте 2 других слова, которые были в шифровке. (Аркадий Гайдар)

Автор этого произведения Аркадий Петрович Гайдар.

- Итак, какая тема нашего урока? (Слайд 1 Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»)

3. Подготовительный этап.

Знакомство с биографией писателя

- А знаете ли вы что – нибудь об авторе этого произведения. Прочитайте небольшой текст, который лежит перед вами. Он поможет больше узнать о А.П. Гайдаре.

Текст: Гайдар Аркадий Петрович- известный писатель. Настоящая его фамилия- Голиков. Аркадий Гайдар родился 22 января 1904 года в посёлке в г. Льгов в семье учителей. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, совесть, честь.

- Какая настоящая фамилия А.Гайдара?

- Кем были его родители?

- Во сколько лет Аркадий Петрович ушёл на фронт?

- О каких качествах писал Гайдар в своих книгах?

4. Словарная работа. Отработка навыков чтения.

- Мы будем читать произведение Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Откройте учебник на с.93.

1) Читай целыми словами

Готов – готовь – готовила - приготовила

Верь – доверь – доверие – доверчив – доверчивый – доверчивыми

Обман – обманывать – обманываешь

Диво – удивлён – удивлённо

Хмуро – хмурилась – нахмурилась

2) Читай слова слитно

За - ло- жен-ной- заложенной

Про – гуль - щик – прогульщик

За – блу - дил- ся – заблудился

За – пла – ка – ла - заплакала

У- кра – ден – но - го – украденного

3) Догадайся, из каких слов образовано слово ДОБРОДУШНЫЙ. Каково его значение?

5. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений.

- Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»? О ком так говорят?

-  О чём мы будем говорить на уроке? (О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).

– Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).

- Произведение называется «Совесть». Как вы думаете, о чем оно? (Высказывания детей) Давайте проверим.

6. Первичное восприятие и построение проекта выхода из затруднения

Чтение рассказа учащимися вслух «по цепочке».

7. Физкультминутка для глаз.

8. Первичное закрепление

- Какое по жанру произведение?

- Кто главный герой рассказа?

- Где и почему Нина оказалась в рабочее время? Докажите словами из текста.

- Какая встреча произошла в роще?

- Что случилось с малышом? Каким вы его себе представляете?

- Что можете сказать о его совести? А о Нининой?

- На кого бы вам хотелось быть похожим, на малыша или Нину? Как вы думаете, повторит ли Нина когда-нибудь свой поступок? Почему?

9. Самостоятельная работа (тест)

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть».

1. Это произведение…

А) сказка

Б) рассказ

В) стихотворение

2. Главная героиня произведения:

А) Наташа

Б) Нина

В) Нюша

3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.

А) Поспешишь -людей насмешишь.

Б) Семеро одного не ждут.

В) На обмане далеко не уедешь.

Взаимопроверка с соседом по парте.

10. Итог урока.

- Как вы понимаете выражение из рассказа?

«И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.»

- «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки». Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

11. Рефлексия

- Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью ладошек.

«Правая» - я всегда поступаю по совести.

«Левая» - после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.

12. Домашнее задание

а) Стр. 94 – 95 прочитать

б) РТ с. 11

*в) Нарисовать главную героиню рассказа «Совесть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аркадий Петрович Гайдар «Совесть» (урок обучения чтению нового текста)

На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.На уроке чётко поставле...

Презентация "Аркадий Петрович Гайдар"

Данная презентация представлена в виде биогарфических данных А.П. Гайдара с просмотром сюжета из фильма "Тимур и его команда"...

Презентация "Аркадий Петрович Гайдар"

Данная презентация  может быть использована на уроках литературного  чтения или внеклассных занятиях....

Аркадий Петрович Гайдар. 2 класс

Ресурс содержит электонную презентацию  у уроку литературного чтения по творчеству писателя....

Аркадий Петрович Гайдар

Презентация о жизни и творчестве писателя для урока литературного чтения...

Конспект урока «С. Михалков. Аркадий .Гайдар. К. Паустовский. Об Аркадии Петровиче Гайдаре. Рубрика «Проверьте себя» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирователь  умение анализировать литературное произведение, формировать  читательский навык, воспитывать нравственные качества.Планируемые результаты:Предметные:...

Аркадий Петрович Гайдар

Презентация о жизни и творчестве писателя А.П. Гайдара....