Аркадий Петрович Гайдар «Совесть» (урок обучения чтению нового текста)
план-конспект урока (2 класс) по теме

 

 

 

На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.

На уроке чётко поставлены цель и задачи урока, из которых видно, что учитель большое внимание уделяет формированию и совершенствованию умения работать с текстом. А также повышает интерес к чтению через разные виды работы на уроке. Поставленные задачи реализовала полностью.

Учитель определил оптимальное содержание урока в соответствии с требованиями учебной программы, с учетом уровня подготовленности класса.

Урок начался с эмоционального настроя. Следующим этапом был рефлексивно-эмоциональный момент. На этом этапе дети рассуждали о воспитанности и вежливом отношении к другим. Постановка учебной задачи началась с проигрывания сценки учащимися «Свинья в гостях», из которой дети сделали вывод, каким гостем оказалась свинья. На главный вопрос урока, что такое Совесть, дети ответить затруднились. Учитель умело подвел детей к выводу о том, что же это такое, познакомив с рассказом А.П.Гайдара «Совесть». Различны были  на уроке способы решения этой  учебной задачи. Это и словарная работа, и предварительная подготовка к чтению, и разнообразные виды чтения. Дети работали со словарём С.Ожегова, узнавали значение слова Совесть, предварительно давая своё определение после беседы и прочтения рассказа «Совесть». Ребята не только читали и рассуждали о совести главной героини рассказа, но и словесно рисовали картины по прочитанному, работали с иллюстрацией в учебнике, читали по ролям самые интересные эпизоды из рассказа. В конце урока на доске выстроилась таблица по рассуждениям детей: Совесть – это… Своё отношение к поступку главного героя дети разместили на лесенке – ступеньке.

Выбранные методы способствовали развитию познавательной активности, мыслительной деятельности у учащихся. Татьяна Анатольевна умело сочетала различные формы коллективной и индивидуальной работы. Она умело излагала материал, делала его понятным, доступным. Использовалась на уроке аналогия, сравнения, наглядность, жизненный опыт второклассников. На протяжении всего урока дети рассуждали, анализировали, доказывали свою точку зрения,  делали выводы, подбирали пословицы и даже рисовали Совесть под увертюру П.И.Чайковского «Вихри ада».  Из урока они также узнали о жизни и творчестве А.П.Гайдара. Заключительным моментом на уроке был этап оценки действий самого себя.

Урок воспитывающий, развивающий, эмоциональный, интересный. Каждый ребёнок понял, что у каждого человека должна быть совесть. Это урок направлен на формирование и развитие личности ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.gaydar.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Рецензия

На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.

На уроке чётко поставлены цель и задачи урока, из которых видно, что учитель большое внимание уделяет формированию и совершенствованию умения работать с текстом. А также повышает интерес к чтению через разные виды работы на уроке. Поставленные задачи реализовала полностью.

Учитель определил оптимальное содержание урока в соответствии с требованиями учебной программы, с учетом уровня подготовленности класса.

Урок начался с эмоционального настроя. Следующим этапом был рефлексивно-эмоциональный момент. На этом этапе дети рассуждали о воспитанности и вежливом отношении к другим. Постановка учебной задачи началась с проигрывания сценки учащимися «Свинья в гостях», из которой дети сделали вывод, каким гостем оказалась свинья. На главный вопрос урока, что такое Совесть, дети ответить затруднились. Учитель умело подвел детей к выводу о том, что же это такое, познакомив с рассказом А.П.Гайдара «Совесть». Различны были  на уроке способы решения этой  учебной задачи. Это и словарная работа, и предварительная подготовка к чтению, и разнообразные виды чтения. Дети работали со словарём С.Ожегова, узнавали значение слова Совесть, предварительно давая своё определение после беседы и прочтения рассказа «Совесть». Ребята не только читали и рассуждали о совести главной героини рассказа, но и словесно рисовали картины по прочитанному, работали с иллюстрацией в учебнике, читали по ролям самые интересные эпизоды из рассказа. В конце урока на доске выстроилась таблица по рассуждениям детей: Совесть – это… Своё отношение к поступку главного героя дети разместили на лесенке – ступеньке.

Выбранные методы способствовали развитию познавательной активности, мыслительной деятельности у учащихся. Татьяна Анатольевна умело сочетала различные формы коллективной и индивидуальной работы. Она умело излагала материал, делала его понятным, доступным. Использовалась на уроке аналогия, сравнения, наглядность, жизненный опыт второклассников. На протяжении всего урока дети рассуждали, анализировали, доказывали свою точку зрения,  делали выводы, подбирали пословицы и даже рисовали Совесть под увертюру П.И.Чайковского «Вихри ада».  Из урока они также узнали о жизни и творчестве А.П.Гайдара. Заключительным моментом на уроке был этап оценки действий самого себя.

Урок воспитывающий, развивающий, эмоциональный, интересный. Каждый ребёнок понял, что у каждого человека должна быть совесть. Это урок направлен на формирование и развитие личности ребёнка.

                      Руководитель ШМО: Шелеховская В.А.

Урок  литературного  чтения   (2- ой  класс).

Тема:        Аркадий   Петрович  Гайдар    «Совесть».

                  (урок   обучения    чтению     нового   текста)

Цель:   

 Познакомить  детей  с творчеством А.Гайдара (работа над  рассказом     «Совесть»).

Задачи:

              Обучающая:

  - формировать и совершенствовать навыки  беглого,  выразительного  и  осознанного  чтения;  умение  отвечать  на  вопросы  по  прочитанному;  умение  работать  с  текстом;

              Развивающая:

              -обогащать  словарный  запас  учащихся;   расширять  кругозор,  повышать  интерес к чтению;

-  развивать  мыслительную  деятельность,  культуру  речи, воображение, умение  правильно  оценивать  поступки  товарищей;

Воспитывающая:

            -  формировать  гражданскую  ответственность  и  правовое  самосознание;

-  воспитывать  доброту,  уважение,  любовь  к  окружающим.

Оборудование:

Карточки с вежливыми словами, атрибуты к сценке, карточки  со словами про совесть, значки        , жетончики красного, желтого и зелёного цвета, портрет А.П.Гайдара, выставка книг, запись П. Чайковского (Увертюра «Франческа да Рамени» часть 1 «Вихри ада»).

   

                                     Ход    урока:

I. Орг.   момент.

                                      Прозвенел  и  смолк  звонок

                            Начинается  урок

                            Вы  за  парты  тихо  сели

                            На  меня  все  посмотрели.

-  Сегодня  на  уроке  литературного  чтения  я  познакомлю  вас  с  творчеством  очень  известного  писателя;

На  уроке  нас  ждет  важная  работа,  с  которой  мы  обязательно должны

справиться.

II. Рефлексивно – мотивационный момент.

-  А  для  начала  давайте  прочитаем  слова,  которые  записаны  у  меня  на  доске.

СПАСИБО,   ПОЖАЛУЙСТА,  ДО  СВИДАНИЯ,  ЗДРАСТВУЙТЕ,  ИЗВИНИТЕ.

-  Что  это  за  слова?   (Вежливые, волшебные).

-  Для чего они  нужны? (Для обращения к человеку).

-  Как надо произносить волшебные слова? (Тихо, глядя прямо в глаза).

-  Вот  сейчас  я  хочу  проверить,  знаете  ли  вы  когда  нужно  произносить,  то  или  иное  слово. Закончить  строчку  в  рифму:

1.  Мальчик  вежливый  и  развитый,

     Говорит,  встречаясь,  …..           (здравствуйте).

2.  Когда  нас  бранят  за  шалости,

     Говорим,………                             (прости,  пожалуйста).

3.  Если  кушать  мы  не  в  силах,

     Скажем  маме  мы, …….              (спасибо).

  1. И в  России, и  в  Дании  

 Говорят,  прощаясь, …….    (до свидания).

- Молодцы!      

-  Как  можно  назвать  людей,   которые  в  своей  речи  употребляют  волшебные  слова? (Воспитанные, вежливые).

III. Постановка учебной задачи.

- Сейчас мы с вами посмотрим сценку, которую для нас приготовили ребята по сказке Г. Юдина «Свинья в гостях».

- А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным?

                              Свинья в гостях.

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане, даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свёкла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый. А себе – сосисок нажарила с салом.

Пришла свинья, даже «здравствуй» не сказала, влезла в сапогах на стол, всё сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посыпала и съела её вместе с сиренью.

Потом улеглась на скатерть и говорит:

- Скучно у тебя, Собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…

- Совести у тебя нет, - рассердилась собака. – Свинья ты и есть свинья!

Сейчас же убирайся отсюда!

С тех пор собака на свинью сердита.

     а)  Анализ  прочитанного  по  вопросам.

-  Итак,  каким  гостем  оказалась  свинья?  Можно  ли  ее  назвать  воспитанной? (Нет). Почему?  Докажите. (Не  умеет  вести  себя  в  гостях).

- Скажите, что  она  сделала  не  так?

- Что  ей  на  это  сказала  собака?

- А что такое совесть? (???).

- Вижу  вам  трудно  ответить  на  этот  вопрос.

 ЧТО  ТАКОЕ  СОВЕСТЬ? – это  и  есть  главный  вопрос  нашего  урока.

б)   Давайте  ближе  познакомимся с  этим  словом.

Обратимся  за  помощью  к  предложенным  вариантам. Я  буду  зачитывать  варианты  вслух,  а  вы  мне  хором  будете  отвечать  «да» или «нет».

ЭТО  СЛОВО  СВЯЗАНО:                      ЭТО  СЛОВО   МОЖНО:

-с  растениями     (нет)                                        -  потрогать        (нет)

- с  животными    (нет)                                       - подержать  в  руках (нет)

- с  игрушками     (нет)                                      -  изготовить (нет)

- С  ЧЕЛОВЕКОМ   (да)                                   -  ПОЧУВСТВОВАТЬ (да)

- Какого человека считают бессовестным? (у которого нет совести, чувства стыда за свои поступки). А совестливым? (Воспитанного и культурного).

Связано с человеком

        -  Итак, что теперь мы узнаем о слове СОВЕСТЬ

Ее можно почувствовать

             

- Но как?  Может  кто-то  знает? (На душе тяжело. Неприятно).

- Ответить  на  этот  вопрос  нам  поможет  рассказ  Аркадия  Петровича  Гайдара  «Совесть».

IV. Способы решения учебной задачи.

                     1. Словарная работа.

- В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем:

ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА                         ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е

ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ                        БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ

УК-РАД-КОЙ                                НАТ-КНУ-ЛАСЬ

СМЕК-НУ-ЛА                                БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

                   2. Первичное чтение

- Послушайте  рассказ,  а  затем  скажите, какое  настроение  у вас  он  вызывает?

(Рассказ читает учитель).

                3. Первичная проверка понимания.

- Поделись своим настроением. (Грустно и обидно за малыша. Стыдно за Нину.).

- Понравился ли рассказ? Что именно?

- Кто главные герои рассказа?

- Кто из героев вам симпатичен? (Малыш). Почему? (Он честный, безобидный и маленький).

- Кто нет? (Нина). Докажите. (Не пошла в школу, обманула и наругала малыша.)

- Где происходит действие в этом рассказе? (В парке.)

- Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? (Как Нина ругает малыша. Как собака съела завтрак. Как Нина плачет.)

- Каким представляете себе малыша? (Маленький, со слезами на глазах, беззащитный.) А Нину? (Строгая, с книгами в руках.)

- Откройте учебник и посмотрите, какую иллюстрацию к этому рассказу нарисовал художник.

- Что вы видите на ней?  Опишите.

                4. Подготовительная работа к чтению.

- В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать, давайте потренируемся: (по слогам, целыми словами)

ПРИ-ГО-ТО-ВИ-ЛА                         НАХ-МУ-РИ-ЛАСЬ

НА-ТКНУ-ЛАСЬ                         ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ

ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫЙ                        ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА

ПРО-ГУЛЬ-ЩИК                        БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

ЗА-ЛО-ЖЕН-НОЙ                        УК-РА-ДЕН-НЫЙ

                5. Чтение рассказа учащимися по 1 предложению.

- Молодцы!

                6. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте:

а) Где и почему оказалась Нина в рабочее время?

б) Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой? (боялась, что её увидят.)

в) Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Веселое, радостное).

Докажите словами из текста.

г) Что случилось дальше? (Наткнулась на малыша).

д) Давайте еще раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте предложения, которые подходят к ней.

е) С какими словами она обратилась к нему? (Несчастный прогульщик!)

ж) Как  надо читать слова Нины? (Строго). А слова Малыша? (Удивился, испугался).

                    7. Чтение по ролям отрывка.

8. Вывод по теме урока.

- Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет). Почему? (Ей стало его жалко.)

- Что она сделала? (Помогла малышу выйти из парка.)

- Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)

- Что обнаружила Нина, когда вернулась обратно? (Не было завтрака.)

- Что она сделала? (Села и горько заплакала.) Прочитайте.

- Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).

- Почему она себя так чувствовала? (Было стыдно).

- Как об этом говорит автор? (Грызла беспощадная совесть).

- Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).

- Так что же такое совесть? (Стыд).

- За что? (За свои поступки).

ПЕРЕД ОКРУЖАЮЩИМИ

СТЫД

ЗА СВОИ ПОСТУПКИ

- Перед кем? (Перед окружающими).

На доске прикрепляются таблички:

Учащимися делается вывод:

Совесть – это стыд за свои поступки перед окружающими людьми.

- Определение слова «совесть» можно прочитать по словарю С. Ожегова, что мы сейчас и сделаем.

(Работа по словарю).

- Как себя ведет человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).

- Что вы можете сказать о совести малыша? (Чистая совесть).

- А о Нининой? (Нет совести).

- Слышали ли вы от людей такие слова: «Совесть совсем потерял» или «Люди с чистой совестью»? Как понять?

- И так вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод.

(На доске получилась таблица)

СОВЕСТЬ

ПЛАЧЕТ

ПОЧУВСТВОВАТЬ

СТЫД

ЧЕЛОВЕК

МОЛЧИТ

ОПУСКАЕТ ГЛАЗА

(Совесть живет в человеке, ее можно почувствовать, при этом человеку стыдно за свои поступки перед окружающими людьми, он плачет, опускает глаза, молчит).

- А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их, разместив на ступеньках:

- Выразите свое отношение к поступку Нины в начале рассказа. Хорошо ли она поступила?            (                  плохо).

- Как она себя чувствовала при этом? (Ей было хорошо         )

+

- Выразите свое отношение к поступку Нины в конце рассказа. (Поступила правильно              ).

- Как она себя при этом чувствовала? (Грызла беспощадная совесть        ).

На доске появляется таблица.

+

в конце рассказа

в начале рассказа

- В каком случае Нина бы заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить рассказ. (Пришла бы в школу и попросила извинения у учителя.  

+

Хороший поступок и на душе покой                     ).

- Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему? (Поняла, что сделала плохо).

V. Работа над пословицами:

- Найдите пословицу, которая больше всего подходит к этому рассказу.

(На доске пословицы).

Поспешишь – людей насмешишь.

На обмане далеко не уедешь.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Совесть без зубов грызёт.

Семеро одного не ждут.

(Дети объясняют свой выбор).

VI. Итог урока.

- С каким рассказом познакомились?

- Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

- Чему он нас учит? (Нельзя совершать плохие поступки за которые потом будет стыдно.)

- Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? (Нет.) Осуждает ли Нину? (Нет).

- Значит, главная мысль была скрыта от нас? Как же мы её увидели? (Внимательно вчитывались в рассказ, разбирали его).

- А кто автор этого рассказа? (А.П.Гайдар)

. (Стихотворение читают наизусть ученики).

Знает каждый гражданин российский –

Будь он молод или стар,

Что на свете жил писатель детский,

Синеглазый богатырь Гайдар.

С юности, надев шинель солдата,

Защищал он Родину свою.

Был он лучшим другом всем ребятам,

И за наше счастье пал в бою.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Гражданин –

Аркадий Петрович Гайдар.

Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал ваш черёд открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. (Обратить внимание на выставку книг Гайдара). Все эти рассказы о смелых мальчишках и девчонках, об их поступках и делах, об их жизни.

VII. Рефлексия.

1.

- Вернёмся к рассказу «Совесть». Перечитайте его ещё раз и постарайтесь сравнить поступок Нины со своими действиями, оцените себя честно.

(Чтение рассказа про себя.)

2.

- Перед вами жетончики трёх цветов:

  1. Синий – вы позволяете себе обманывать других и не признаваться в этом.
  2. Зелёный – допускаете иногда обман, но признаётесь в этом позже.
  3. Жёлтый – никогда никого не обманывали.

- Возьмите нужный жетон и положите его в мою коробочку. Делать это надо незаметно.

VIII. Творческое задание.

- Нарисуйте совесть. (Звучит увертюра П.Чайковского. «Франческа да Рамени» часть 1. «Вихри ада»). Дети под музыку рисуют. На доску в конце урока вывешиваются рисунки ребят.

 

- Спасибо за урок! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

МИР ОБЩЕНИЯ (17 часов) Знакомство с учебником. Мир общения. Собеседники. Урок освоения новых знаний и способов действий. Знакомство с письмом как разновидностью текста

- объяснять значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;- обогащать запас слов-приветствий, использовать их в речи;- уметь находить слова с изученными в 1 классе орфограммами, объяснять ...

Русский язык, 2 класс, урок открытия новых знаний по ФГОС "Типы текстов"

Урок русского языка "Типы текстов" разработан для 2-го класса. На уроке созданы проблемные ситуации, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся. Урок построен с использованием компьютерных т...

Русский язык, 2 класс, презентация для интерактивной доски, урок открытия новых знаний по ФГОС "Типы текстов"

Данная презентация для интерактивной доски является наглядным материалом к уроку открытия нового знания по теме: "Типы текстов", 2 класс...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...