Волшебная сила слов и поступков.Урок по литературному чтению.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Надежда Васильевна Рыбакова

Прививать любовь к близким, воспитание доброты , милосердия к родным, к старшему поколению на примере героев из рассказа Н.Артюховой " Большая берёза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshaya_beryoza.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Волшебная сила слов и поступков»

       Н.М.Артюхова «Большая берёза»

Цель: совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас слов; учить ребят анализировать прочитанное; способствовать нравственному воспитанию учащихся через восприятие художественного произведения, на основе содержания текста, пословиц.  

Формируемые УУД: познавательные – самостоятельно формировать познавательные цели, владеть навыком  смыслового чтения, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и другими учениками  необходимые действия; оценивать свою работу на уроке;

 личностные – формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера, воспитания у детей доброты, милосердия, сострадания и их значимости в системе человеческих отношений и побудить их к этому)

Оборудование: рассказ В.Осеевой «Волшебное слово», пословицы, детские рисунки, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

Ход урока.

1.Организационный момент

Учитель:

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

- Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II.Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой «Волшебная сила слов и поступков». Проследим, какова же сила слов по тексту В.Осеевой «Волшебное слово»

III. Речевая разминка.

-Прочитайте пословицу, объясните её смысл.

Никто так детям не верит, как мать родная.

- Прочитайте пословицу с вопросительной интонацией, выделяя голосом первое слово, последнее слово.

- Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя эти же слова.

- Вы видите: от того, какое слово мы выделяем голосом, зависит смысл предложения. При чтении текста нужно учитывать это. Мы будем читать рассказ и делить его на части. Прежде проверим домашнее задание.

IV. Проверка домашнего задания.

- Скажите, что помогло Павлику в его трудную минуту?

-Сила слова.

- Какого слова?

- Какой человек может помочь в трудную минуту?

- Да, верно. Добрые люди добру и учат.

-Прочитайте отрывок о том, каким был Павлик вначале рассказа? Покажите голосом, что он вам не нравится, что он грубиян.

- А теперь прочитайте разговор Павлика с бабушкой.

Вывод. Какая же сила изменила поведение мальчика?

V. Беседа о писателе.

- Сегодня у нас в гостях русская писательница Нина Михайловна Артюхова. Она родилась в Москве в 1901году. Писала небольшие рассказы и сказки для детей разного возраста, но затрагивает глубокие темы: взаимоотношения детей и родителей, судьбы и характеры детей. Рассказы согреты добротой, мягким юмором, душевной чистотой.

- Сегодня  на уроке познакомимся с её рассказом о том, как мальчик Алёша залез высоко на дерево и узнаем, что затем произошло. Будем учиться читать правильно, выразительно, используя интонацию голоса. Называется рассказ "Большая берёза". Слушайте внимательно и запоминайте те моменты, которые вас заволновали, что особенно понравилось.

VI. Словарная  работа.

-В рассказе встретятся слова:

Терраса - летнее открытое помещение в жилом доме.

Дачник - человек, живущий в загородном доме, занимающийся выращиванием овощей, цветов и других культур.

Овраг - глубокая длинная впадина на поверхности земли.

VII.Чтение рассказа учителем.

Анализ: подумайте и скажите, какие чувства вы пережили во время моего чтения? ( страх, испуг, тревогу, волнение) Что вы чувствовали?

VIII. Самостоятельная работа.

1) - Мы хорошие читатели. Чтобы понять настроение, чувства героев нужно вчитываться в текст. Перечитайте самостоятельно 1 часть.

-Что нового открыли при повторном чтении?

- Какую ошибку допускают мальчики?

- Как автор показал, что мама испугалась? Докажите словами из текста. (Чашка выскользнула из рук...)

 -Какие чувства испытала мама? ( страх) Докажите. (лицо  как берёзовый ствол)

-Как вы понимаете эти слова? (бледное, белое, испуганное)

-Какой литературный приём использует для этого автор? (сравнение).

- Так какую же ошибку сделали мальчики? (поступили необдуманно)

-Почему она отправила ребят, сообщивших о случившемся, домой?

(Они кричали, возмущались, чем могли напугать Алёшу.)

2) Чтение вслух.

- А теперь давайте постараемся понять внутреннее состояние мальчика.

-Каково ему было на берёзе? Что он испытывал? (тревогу, испуг, страх, удивление)

 - А как вела себя мама? (была спокойна)

- Дети, как вы думаете, когда маме было всех труднее?

Автор  вводит ещё одного героя – дачника. О нём сказано очень мало. Как поступил он по отношению к мальчику? Почему вы так считаете?

-Что могло бы произойти? - А мог бы он разбиться?

- Как автор относится к поведению дачника? Каким она его показывает? Прочитайте.

- А какой показывает маму?

-С какой  целью автор сравнивает поведение мамы и дачника? (чтобы лучше показать ум, мудрость мамы, любовь к сыну)

* Такое противоположное поведение героев, явлений природы, событий в литературе называют  контрастом.

- Подумайте, из каких строк видно, что мама очень любила сына?

IX. Физкультминутка.

Почему повсюду лужи?

(Развести руки в стороны, пожать плечами)

Мама зонтик свой берёт. (Раскрыть воображаемый зонтик)

Почему же? Почему же?

(Развести руки в стороны, пожать плечами)

Потому что дождь идёт! ( Хлопки в ладоши)

X. Выборочное  чтение.

- Прочитайте, какие слова говорила мама сыну, когда он спускался с дерева?

(спокойно, ласковым голосом, спрашивала его, давала ему советы)

- Что же помогло маме спасти сына? (сила любви)

Да, сила доброго слова и сила любви делают маму находчивой, терпеливой, выдержанной.

XI. Чтение учителем последней части.

1)Анализ.

-Что же пережила мама, когда путешествие было закончено? (страх за жизнь сына)

- Прочитайте слова, с которыми она обращается к Алёше.

- А теперь  нарисуйте словесный портрет мамы. Какая она? (Умная, мужественная, находчивая, чуткая, добрая, внимательная)

- Как ведёт себя Алёшка? Прочитайте.

-Как к нему относится автор?( осуждает, но прощает)

- Как вы к нему относитесь?

*Рассказ закончился хорошо. Тогда почему заплакала мама? Ведь нужно было радоваться!

- Как подействовали слёзы на Алёшу?

-Какие отношения между мамой и Алёшей? Докажите, что они любили друг друга.

- Какое обещание дал Алёшка маме? Прочитайте.

2)Работа с пословицами.

-Прочитайте и  свяжите их с текстом.

* Детей наказывают стыдом, а не грозою и кнутом.

* Материнский гнев, что весенний снег – и много выпадает, да скоро растает.

- А теперь вернёмся к пословице, которую читали вначале урока?  Потому что мама всегда надеется на лучшее, верит в детей, помогает, делает только добро детям, она чувствует сердцем, как поступить.

XII. Рефлексия.

- Какое настроение у вас после данного урока?

- Запомните  правило: «Быть послушным сыном (дочерью)». Нужно следовать и соблюдать это правило в жизни, давать отчёт своим поступкам. Помните, на свете всё найдёшь, кроме отца с матерью.

XIII. Итог урока.

- Какова была цель урока?  Достигли  мы её?

 - Представьте, что история, которую рассказала нам Н. М.Артюхова, произошла в вашей семье. Как бы повёл себя каждый из вас в этой ситуации?  

 Подведём итог нашей работы. Нам поможет карточка – помощница.

 - На уроке мне было…                

- Я понял, что…                           

- Я радовался…                           

- Я всегда буду… 

 

VII. Домашнее задание.

Перечитать рассказ и ответить на вопрос.  

Почему Алёша был смущен и растерян, когда плакала мама?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Урок литературного чтения в 1 классе "Волшебная сила слов" (по произведениям В. Осеевой)

В жизни не всегда просто разобраться, как нужно поступить в том или ином случае. Научиться понимать самих себя, других людей нам помогают книги, в том числе и книги В.А.Осеевой....

Проект "Волшебная сила слов и поступков"

Культура поведения в различных жизненных ситуациях. Основной предмет – окружающий  мир. Сопутствующие предметы – литературное чтение, русский язык, изобразительное искусство, информатика. Во...

Рабочая учебная программа по литературному чтению с модулем "Волшебная сила слов" для 4 класса 102 часа УМК "Перспектива"

Программа составлена по учебникку Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".

Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...

Рабочая программа внеурочной деятельности по риторике «Волшебная сила слов» (1-4 классы)

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Перспектива» (авторы Л.Ф.Климан...

Рабочая программа Волшебная сила слов 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная сила слов" 1 класс...