Главные вкладки

    Технологическая карта урока литературного чтения в 1 «Г» классе
    учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

    Чувилова Татьяна Анатольевна

    Дидактическое обоснование

    1.     Учебник «Литературное чтение», автор  Чуракова  Н.А.

    2.     Тема урока:  «На пути в Волшебный лес». Сказка – цепочка. «Теремок». С.Маршак «Багаж».

    3.     Дидактическая цель: продолжить знакомство с понятием «сказка – цепочка», совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас, учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, прививать любовь к устному народному творчеству.

    4.     Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений и навыков по их применению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnol._karta._21.04.16.docx32.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературному чтению.  Учитель начальных классов  МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.

    Технологическая карта урока  литературного чтения  в 1 «Г»  классе

    21.04.2016 г.

    Дидактическое обоснование

    1. Учебник «Литературное чтение», автор  Чуракова  Н.А.
    2. Тема урока:  «На пути в Волшебный лес». Сказка – цепочка. «Теремок». С.Маршак «Багаж».
    3. Дидактическая цель: продолжить знакомство с понятием «сказка – цепочка», совершенствовать технику чтения, развивать речь, пополнять словарный запас, учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, прививать любовь к устному народному творчеству.
    4. Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений и навыков по их применению.
    5. Задачи урока:

    образовательные:

    • различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;
    • обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы;

    развивающие:

    • учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его;
    • учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
    • использовать установленные правила в контроле способа решения;

    воспитательные:

    • воспитывать взаимоподдержку;
    •  воспитывать умение работать коллективно;
    • воспитывать самостоятельность;
    • прививать навыки общей культуры;
    • прививать любовь к устному народному творчеству;

    личностный результат

    • уметь оказывать помощь своему соседу по парте;
    • научатся проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам;
    • проявление интереса к чтению;

    предметный результат

    • научатся глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, различать фольклорные произведения и авторские;
    • получат возможность научиться определять сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказка-цепочка);
    • читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям;

    метапредметный результат

    -формирование регулятивных универсальных учебных действий:

    • формулировать и удерживать учебную задачу;
    • ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
    • сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
    • оценивать результат своей работы на уроке;

    -формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

    • уметь определять общую цель и пути её достижения;
    • умение работать  в парах и малых группах;
    • уважать мнение собеседников;
    • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

    - формирование познавательных универсальных учебных действий:

    • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
    • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
    • самостоятельно создавать алгоритмы деятельности;
    • осуществлять смысловое чтение;
    • формулировать понятие «сказка-цепочка» через анализ фрагментов – «звеньев» текста  и изучение дидактической иллюстрации;
    •  анализировать композиционные особенности сказки цепочки с целью обнаружения её жанровых признаков;
    • выполнять сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок  с целью обнаружения сходства и различий;
    • осуществлять рефлексию способов и условий действий.
    1. Методы обучения: наглядный, учебный диалог, беседа по заданиям с их последовательным письменным выполнением на листочках, самостоятельная работа  в тетради.
    2. Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
    3. Средства обучения: выставка книг, интерактивная доска,  компьютер, учебник (с.  37),  хрестоматия (с. 77-79),  рабочая  тетрадь для самостоятельных работ (с. 26,  № 4.), карточки для работе в паре, листы для самооценки.

    Сценарий урока систематизации и обобщения знаний и умений

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1.Организационный

       момент.

    - Все что создано умом,

    Все к чему душа стремится,

    Как янтарь на дне морском,

    В книгах бережно хранится.

    - Уроки  литературного чтения

    Словно приключения.

    - Как вы понимаете эти строчки?

    Высказывания учащихся.

    Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

    2.Актуализация знаний.

    - С незапамятных времен играют дети России с деревянными куклами. Как вы думаете, какие русские куклы пользуются самой большой популярностью в мире?

    - Откройте учебник на с. 37.

    - Русский мастер придумал сделать несколько куколок разных размеров,  которые  вставлялись  бы  одна  в  другую.  Они  сразу  полюбились детьми.

    - Что напоминает матрешка?

    - Новую деревянную куклу назвали Мотей, а ласково – Матрешей.

    - Веселые  матрешки  решили  вас  позабавить – будут задавать вам интересные вопросы.

    (Презентация Power Point

    «Викторина по сказкам»).

    - Скажите,  почему  матрешки  любят  сказки-цепочки?  

    Это какие сказки?........

    Выставка книг.

    - Матрешка.

    - Коробочку с сюрпризом. Одну откроешь, а в ней другая находится, и так много раз.

    - Как и сказки-цепочки, матрешки похожи друг на друга, но немного отличаются: размером или сарафаном.

    Можно сказать, что одна матрешка повторяет другую, в сказках-цепочках эпизоды тоже повторяются с небольшими отличиями.

    Регулятивные: определять и формировать деятельность на уроке с помощью учителя.

    Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

    3.Постановка цели и     задач урока.

    Мотивация учебной деятельности.

    - «Теремок», «Колобок» и «Репку» вы, несомненно, помните наизусть.

    -Но если задуматься над этими сказками, далеко не все в них так просто и понятно.

    -Например, почему они так легко запоминаются?

    -Почему в таких сказках может повторяться несколько раз одна и та же история?

    -Что в них происходит, то есть с чего начинается сказка и чем заканчивается?

    -О ком чаще всего в них рассказывается?

    -Давайте размышлять вместе 1

    - Посмотрите на доску, по карточкам  попробуйте предположить, о чём будем говорить на уроке.

     – Попробуйте сформулировать тему урока.

    -Сформулируйте  цели урока.

    - Весёлые матрёшки приготовили для вас ещё одно задание, чтобы проверить ваши знания.

    Высказывания детей.

    - О сказках-цепочках.

    - Сказки-цепочки. Докучные сказки.

    - Будем учиться узнавать по и сравнивать сказки.

    -  Размышлять чем похожи и чем отличаются сказки.

    Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

    Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, прогнозирование результата.

    4. Построение выхода из затруднения.

     

    - Выполните работу в парах.

    (На листах). К доске двух человек.

    - Соедините карточки, подходящие по смыслу со сказкой-цепочкой и докучной  сказкой. Сравните с работой одноклассников на доске.

    - Посмотрите на домик в конце класса.  На схему на доске.

    - О какой русской народной сказке мы будем говорить дальше?

    - Ваши предположения,  к какой сказке  по сюжету и построению относится «Теремок».

    ( Обучающиеся на доске в паре и за партами выполняют задание.)

    - «Теремок».

    -  Сказка-цепочка.

    Коммуникативные: учиться работать в паре, в группе, выразительно читать.

    Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других, владение монологической речью.

    Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    Предметные: воспринимать на слух текст в исполнении обучающихся.

    5. Первичное закрепление (в знакомой ситуации)

     с внешним проговариванием.

      Работа в группах.

    (презентация Power Point по сказке-цепочке «Теремок»)

    - Давайте проверим, прочитав сказку-цепочку  по  ролям.

    «Физкультминутка»

    1. Как пищат мышата?

    2. Покажите как квакают лягушата.

    3. Как зайчик прыгает.

    4.Покажите хитрую лисичку.

    5. Покажите как ходит по лесу голодный волк.

    6. Покажите как ходит и рычит медведь.

    (Обучающиеся с помощью презентации читают сказку по ролям, выстраиваясь в цепочку.)

    -Пи,пи.

    -Ква-ква.

    Обучающиеся повторяют движения за учителем.

    Коммуникативные: слушать и понимать речь других, владение монологической речью.

    6. Самостоятельная работа (первичное закрепление в измененной ситуации).

    Самостоятельная работа с проверкой на доске. ТПО с. 25 № 3.

    - Проверьте правильность выполненной работы на доске.

    Чтение стихотворения С.Маршака «Багаж» учителем.

    - Повторяющиеся эпизоды можно встретить не только в сказках, но и в стихах (читает учитель, а повторяющиеся эпизоды можно повторить  хором).

    - Понравилось стихотворение?

    - Легко ли его запомнить?

    - Похоже ли оно на докучную сказку и на сказку «Теремок»?

    - Чем отличается от них?

    (На листочках восстанавливают цепочку  к сказке «Колобок»)

    - Из сказок – цепочек взято то, что каждый повтор всё-таки отличается от предыдущего и влияет на развитие сюжета; а из докучных сказок -  само наличие этих повторов.

    Логические: анализ объектов с целью выделения признаков.

    Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте.

    Личностные: формирование стремления выполнить задание правильно.

    7. Рефлексия. (Подведение итогов урока).

    Подведём итоги работы на уроке.

     Продолжите фразу:    :
    - Я похвалю своего одноклассника за то, что…
    - самым сложным на уроке было…
    - самым интересным на уроке было…

    - урок заставил меня задуматься о том, что…

    - Оцените свою работу на уроке, выберите нужный знак и раскрасьте его любимым цветом.

    - Помните, дети: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Всем спасибо за старанье,

    За задор, за прочность знаний

    И за сказок всех познанье.

    Носите в душе сказок добро,

    Пусть оно навеки побеждает зло.    

    СПАСИБО ЗА РАБОТУ, РЕБЯТА!

    Высказывания обучающихся, раскрашивание знака.

    Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

    Приложение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

    Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

    технологическая карта урока чтения 1 класс

    конспект урока представлен в виде технологической карты , с УУД...

    Технологическая карта урока чтения 3 класс

    Развитие речи. Сравнение образа лисы в русских народных сказках и лисы как лесного зверя....

    Технологическая карта урока чтения 2 класс

    Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...»....

    Технологическая карта литературное чтение 1 класс Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»

    Тема урока: «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]»Программа: «Школа России»Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)  Класс:  1УМК:  учебник «Азбука»,  В.Г. Горецкий, В.А. Кирю...

    Технологическая карта урока Чтение 3 класс. "А. А. ФЕТ «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»"

    Выполнила: Сысо Яна АндреевнаДата проведения: 13.10.2016  Технологическая карта урока Литературное Чтениепо теме «А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой»», ...

    Технологическая карта урока чтения 3 класс И.А. Крылов басня "Ворона и лисица"

    Технологическая карта урока чтения 3 класс  И.А. Крылов басня  "Ворона и лисица"...