Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения 7.1)
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

___________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа  предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;

-Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189.

-СанПиН 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013 № 26.
- Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».)

-Учебник  для образовательных  учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина «Букварь».

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников, Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс состоит из одного блока «Литературное чтение. Обучение грамоте».

Основной целью блока «Литературное чтение, Обучение грамоте» является формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматика - орфографической пропедевтики. При этом решаются следующие задачи:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, развитие устной и письменной речи;

        - развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач двух  периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного).

Добукварный период является введением в систему литературного образования и охватывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения, Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают работу со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов,

Блок «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей: 

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности,  развитие интереса к чтению и книге;

- формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетика - графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационной культурой: умение читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, сборники творческих работ и др.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА

В соответствии с образовательной программой школы, рабочая программа по литературе рассчитана на 66 часов в год при 2 часах в неделю (3З учебные недели).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов: 

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных

учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

_ способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее                                     решения;

- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение осознанно читать, строить речевые высказывания;

- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

-осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

-пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

- выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

-формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

-восприятие на слух сказок и рассказов;

-выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

                                                                                                                                          СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»

Содержание программного материала

 

Количество часов

1 1

Добукварный (подготовительный) период

18 ч

22

Букварный (основной) период

48 ч

ИТОГО

                                                                                                                        66 часов

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (66 часов)

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (66 часов)

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение  места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.

Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Круг детского чтения

Сказки А.С. Пушкина. Рассказы для детей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Сказки К.И. Чуковского. В.В. Бианки «Первая охота». С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барто, В.Осеевой. Весёлые стихи Б. Заходера, В. Берестова.

                                                                                                                              Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата по плану

Дата фактически

Тема урока

Тип урока

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые результаты

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»

 

Добукварный период (14 часов)

1

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их.

Урок «открытия» новых знания.

Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой. Знакомство с учебной книгой.

Ориентироваться в «Азбуке»; называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака; оценивать результаты своей работы на уроке. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

2

Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.

Урок «открытия» новых знания.

Определять на слух количество предложений в высказывании.

Воспроизводить сюжеты знакомых сказок с опорой на иллюстрации; объяснять смысл пословицы; применять пословицу в устной речи.

Правильно употреблять в речи слова – названия отдельных предметов (ранец, учебник; кукла, мяч, кубик) и слова с общим значением (учебные вещи; игрушки).Понимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Распределять на группы предметы по существенным признакам, определять основания для классификации.

3

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у – воет волк, ш-ш-ш – шипит гусь и др.

Урок «открытия» новых знания.

Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.

Различение слова и обозначаемого им предмета. Составление простейших предложений и моделирование их с помощью схем.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; делить предложения на слова; определять на слух количество слов в предложении; выделять отдельные слова из предложений; составлять предложения по заданным схемам; приводить примеры пословиц о труде и трудолюбии.  Распределять на группы предметы по существенным признакам: сравнивать предметы, выделять в них общее и различное, называть группу предметов одним словом. Понимать учебную задачу урока.

4

Практическое знакомство со словом (Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»)

Урок «открытия» новых знания.

Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги.Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации; делить слова на слоги, определять количество слогов в словах; приводить примеры слов, состоящих из заданного количества слогов; устанавливать слоговой состав слов, называющих изображённые предметы. Соотносить предметную картинку и схему слова; объяснять данное соответствие. Отвечать на вопросы к иллюстрации. Составлять предложения на заданную тему. действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.

5

Фиксация слова условно-графическим изображением.

Урок «открытия» новых знания.

Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы).

Выделять ударный слог при произнесении слова; определять на слух ударный слог в словах; называть способы выделения ударного слога в слове; обозначать ударный слог на схеме слова условным знаком; подбирать слова к заданным схемам и приводить примеры слов с ударением на первом, втором или третьем слоге. Соотносить слово, называющее изображённый предмет, со схемой-моделью, обосновывать свой выбор. Классифицировать слова по количеству слогов и месту ударения.

6

Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке.

Урок рефлексии.

Упражнения в произнесении изолированных звуков.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Приводить примеры неречевых звуков; практически различать речевые и неречевые звуки. Составлять рассказ по рисунку и опорным словам; рассказывать о своих отношениях с товарищами; рассуждать о том, как следует вести себя во время игры.

7

Дифференциация сходных по звучанию слов: дом-дым, удочка-уточка и др.

Урок систематизации знаний

Интонационное выделение звука на фоне слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Моделирование звукового состава слова. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений.

Анализировать слово с опорой на его модель: определять количество слогов, называть ударный слог, определять количество и последовательность звуков в слове, количество звуков в каждом слоге, выделять и называть звуки в слове по порядку. Определять в звучащей речи слова с заданным звуком, подбирать свои примеры. Группировать слова по первому (последнему) звуку; наблюдать, как гласный образует слог. Соотносить рисунки и схемы. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

8

Выделение слова из ряда предложенных на слух (2-3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.

Урок систематизации знаний

Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога-слияния. Работа с моделями слов, содержащими слог-слияние.

Различать гласные и согласные звуки, называть основные отличительные признаки. Выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах. Находить и называть слог-слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему. Подбирать слова, содержащие слог-слияние, к заданной схеме. Соотносить слово, называющее предмет, со схемой-моделью. Отвечать на вопросы по сюжету сказки; рассуждать о необходимости соблюдать правила безопасного поведения в отсутствие взрослых; объяснять смысл пословицы.

9

Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия.

Урок систематизации знаний

Работа со схемами-моделями. Определение количества предложений в звучащей речи. Вычленение из звучащей речи предложений, деление их на слова. Анализ серии сюжетных картинок: определение их последовательности.

Моделировать предложения, фиксировать их в схеме; определять порядок слов в предложении. Делить слова на слоги; определять количество слогов в слове; выделять ударный слог; выделять слог-слияние и звуки за пределами слияния в словах. Устанавливать количество, последовательность звуков и характер их связи в слогах (слияние, вне слияния) и в слове в целом; моделировать с помощью схем слова, слоги.

10

Составление предложений из 2-3 слов по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.

Урок «открытия» новых знания.

Знакомство с «лентой букв». Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам. Составление рассказа по сюжетной картинке сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно.

Объяснять смысл пословиц и поговорок; строить высказывания о пользе чтения.  Определять место изученной буквы на «ленте букв».Работать в паре при выполнении задания на соотнесение рисунка и схемы: анализировать задание, определять его цель, распределять между собой предметные картинки; отвечать на вопрос к заданию, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания в доброжелательной форме. Контролировать свои действия при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке.

Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

11

Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.

Урок «открытия» новых знаний

Наблюдение за особенностями произношения  звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Объяснение смысла пословиц и поговорок.

Обнаруживать несоответствие между словом и его схемой-моделью. Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Рассуждать о взаимопомощи. Приводить примеры ситуаций, когда людям требуется помощь. Строить высказывания о своей готовности помогать людям

12

Дифференциация сходных по звучанию предложений с обязательным выбором соответствующей картинки.

Урок «открытия» новых знания.

Наблюдение за значением слов.

Включение слов в предложения.

Восстановление порядка картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке. Рассказывание сказок. Объяснение смысла пословицы.

Составлять предложения по сюжетной картинке. Строить высказывания о своём отношении к красоте родной природы, о необходимости бережного отношения к ней. Рассказывать о самом лучшем друге, своём отношении к нему. Обнаруживать нарушение последовательности картинок к сказке. Определять место изученной буквы на «ленте букв».

Внимательно слушать ответы каждого члена группы, контролировать и оценивать правильность ответов.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий

13

Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями.

Урок «открытия» новых знания.

 Дыхательные упражнения в игре: «Покатай  ватный шарик по парте».

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Работать в паре: отвечать по очереди, произносить слова отчётливо, внимательно слушать ответ товарища, оценивать его правильность, контролировать и оценивать правильность собственных действий при выполнении задания, оценивать результаты совместной

работы. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

14

Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок.  Дифференциация оппозиционных звуков: м-н, б-п, д-т, с-з, с-ш и т.д.

Урок «открытия» новых знания.

Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение звуков а, у, м, о, н, с  в начале слова при произношении этих звуков учителем.

Работать в группе: совместно определять цель задания, называть слова по очереди, контролировать правильность ответов друг друга, определять, кто будет выступать перед классом (рассказывать о результатах совместной работы: как работали (дружно, соблюдали правила работы в группе, придумали много слов), кто победил).Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

15

Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на предметы или картинки.

Урок «открытия» новых знания.

Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Различение функций букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге.

 Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

16

Гласный звук [a], буквы  А, а.

Урок «открытия» новых знания.

Наблюдение за особенностями артикуляции нового звука.

Правильное и отчетливое произношение звука [a], выделение его в начале слова, подбор слов, начинающихся со звука [a] с опорой на картинки или задание учителя.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (арбуз); выделять звук [а] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова; слышать звук [а] в произносимых словах, определять место нового звука в слове; приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы А, а; соотносить звук [а] и букву, его обозначающую.

17

Гласный звук [у], буква  У, у.

Урок «открытия» новых знания.

Формирование навыка плавного слогового чтения.

Правильное и отчетливое произношение звука [у], выделение его в начале слова, подбор слов, начинающихся со звука [у] с опорой на картинки или задание учителя.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (утка). Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [у], характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [у] гласный.

Приводить примеры слов со звуком [у] в начале, середине, конце слова. Соотносить звук [у] и букву, его обозначающую. Находить слова с буквами У, у в текстах на страницах «Азбуки».

Контролировать свои действия при решении познавательной задачи.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

18

Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а).

Урок систематизации знаний

Отработка навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние». Моделировать предложения, фиксировать их в схеме; определять порядок слов в предложении. Делить слова на слоги; определять количество слогов в слове; выделять ударный слог; выделять слог-слияние и звуки за пределами слияния в словах.

19

Согласные звуки [м], буква М, м. Образование и чтение закры-тых слогов «ам-ум».

Урок систематизации знаний

Характеристика выделенных звуков, сравнение их по твёрдости-мягкости. Составление слогов  из букв. Составление рассказа по сюжетной картинке. Наблюдение за изменением слов.

Выделять звуки [м], [м’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость или мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления.

20

Составление и чтение пря-мых и обратных слогов «-ам, -ма; -ум, -му. Сравнение зак-рытых и открытых слогов.

Урок рефлексии

Отработка навыка плавного слогового чтения. речи. Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой.

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают.

Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

21

Гласный звук [о], буква O,о.

 Урок «открытия» новых знаний

Наблюдение за особенностями артикуляции звука [о], правильное и отчетливое произношение звука [у].Чтение слогов с новой буквой.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (оса); выделять звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Распознавать на слух звук [о] в словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [о] в начале, середине, конце слова. Соотносить звук [о] и букву о. Читать предложение с восклицательной интонацией (О-о-о!). Обнаруживать несоответствие между словом и его схемой-моделью. Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

22

Согласные звуки [c],[с,]    буква  С,с.

Урок «открытия» новых знания.

Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов       (-са-ма, о-са, ма-ма и др.). Соотнесение прочитанного слова с предметом или картинкой.

Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (сыр). Выделять звуки [с], [с’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями их произнесения. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравнивать их. Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Приводить примеры слов с новыми звуками. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой по ориентирам (дополнительным пометам). Читать текст вслух. Читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Соотносить текст и иллюстрацию. Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

23

Согласные  звуки [х],[х,] и буква  Х,х.

. Урок «открытия» новых знания.

Наблюдение за буквой с в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Выделять звук [х] из слова (хор), характеризовать его, сравнивать, обозначать буквой.. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв». Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы с опорой на «ленту букв». Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

24

Согласный звук [ш], буква  Ш,ш.

Урок «открытия» новых знания.

Выделение звука [ш] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (шишка).

Выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

25

 Согласные

звуки [л], [л], буквы Л, л.

 

Урок «открытия» новых знания.

Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с изученными буквами, чтение предложений и коротких текстов.

Выделение звуков  из слов, их характеристика, сравнение, обозначение буквой, распознавание в словах.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (лыжи).

Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Делать под руководством учителя вывод: буква  л обозначает звуки, при произнесении которых голос преобладает над шумом, они произносятся звонко; согласные звуки бывают глухие и звонкие.

26

Гласный звук [ы], буква ы.

Урок «открытия» новых знания.

Характеристика нового звука.

Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число).

Наблюдения за смыслоразличительной ролью звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (дым).

Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему – модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [ы].Приводить примеры слов со звуком [ы]. Узнавать новую букву, сравнивать и различать печатную и письменную букву ы.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Работать в паре: отвечать по очереди, произносить слова отчётливо, внимательно слушать ответ товарища, оценивать его правильность, контролировать и оценивать правильность собственных действий при выполнении задания, оценивать результаты совместной

27

Согласные

звуки [н], [н’], буквы Н, н.

Урок «открытия» новых знаний

Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Различение функций букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Чтение прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Чтение слияний согласного с гласным в слогах.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (ножницы). Выделять звуки [н], [н’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы Н, н. Составлять слоги-слияния из букв разрезной азбуки. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного ([н] или [н’]). Составлять рассказ по сюжетной картинке. Воспроизводить звуковую форму слова по его буквенной записи.

28

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р,р

.

Урок «открытия» новых знания.

Наблюдение за особенностями артикуляции звуков [р], [р’]. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (рыба).

Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Отвечать на вопросы по иллюстрации. Называть знакомые комнатные растения, растения, которые есть в классной комнате, дома. Рассказывать об уходе за растениями. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать текст вслух. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

29

Согласные звуки [к], [к,], буквы К,к

Урок «открытия» новых знания.

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.

Характеристика выделенных звуков, сравнение их по твёрдости-мягкости. Составление слов из букв и слогов.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (кот).

Выделять звуки [в] и [в’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

30

Согласные звуки [п], [п,], буквы П,п.

Урок «открытия» новых знания.

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Характеристика выделенных звуков, сравнение их по твёрдости-мягкости. Составление слов из букв и слогов.

Производить слого-звуковой анализ слова (парус), определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге.Анализировать схему-модель слова

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.Определять место новой буквы на «ленте букв».Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

31

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т,т.

Урок «открытия» новых знания.

Отработка навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Выделять новый звук в процессе слого-звукового анализа(топор). Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Читать слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний.

Работать в паре: задавать друг другу вопросы со словами кто? и как? по очереди, внимательно слушать друг друга, внятно и чётко давать полный ответ на заданный вопрос, оценивать ответ товарища в доброжелательной форме.

Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Проявлять заинтересованность в приобретении знаний.

32

Гласный звук [и], буквы И, и. 

Урок «открытия» новых знания.

. Наблюдение за значением слов.

Включение слов в предложения.

Узнавание, сравнение и различение заглавной и строчной, печатной и письменной буквы И, и. Характеристика выделенного звука с опорой на таблицу. Соотнесение звука [и] и буквы, его обозначающей. Восстановление порядка картинок в соответствии с последовательностью событий в сказке.

 Выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [и].Находить слова с буквами И, и в текстах на страницах «Азбуки». Составлять предложения по сюжетной картинке.

33

Согласные

звуки [з], [з’], буквы З, з.

.

Урок «открытия» новых знаний

Сопоставление слогов с буквой. Наблюдение за артикуляцией глухих согласных [п, [п’] и Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (замок). Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Сопоставление слогов с буквами с и з (са–за, со–зо, си–зи и т.д.). Наблюдение за артикуляцией звонких согласных [з], [з’] и глухих согласных [с], [с’] в парах. Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

34

Согласные

звуки [в], [в’], буквы В, в.

Урок «открытия» новых знания.

Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

 Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (вол).

 Определять место новой буквы на «ленте букв». Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

35

Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Урок           « открытия» новых знаний

Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Выделять новый звук в процессе слого-звукового анализа (жук). Выделять звук [ж] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

36

Согласные

звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Урок «открытия» новых знания.

Выделение звуков [б] и [б’] из слов. Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Производить слого-звуковой анализ слова (бык), определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

37

Согласные

звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Урок «открытия» новых знаний

Выделение звуков [г] и [к] из слов Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Выделять новый звук в процессе слого-звукового анализа(гуси). Выделять звуки [г] и [к] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Выявлять отсутствие слияний с гласными буквами а и у. Устанавливать сходство и различие в произнесении [г] и [к], [г’] и [к’]. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки [г] – [к] и [г’] – [к’] в словах. Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

38

Согласные

звуки [д], [д’], буквы Д,д.

Урок «открытия» новых знания.

Выделение звуков [д] и [д’] из слов. Отработка навыка плавного слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и текстов. Чтение предложений с интонацией.

Выделять новый звук в процессе слого-звукового анализа (дом).Определять место изученных букв на «ленте букв». Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, оценивать правильность выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

39

Звук [j’],

буквы Й, й.

Урок» открытия» новых знаний

Выделение звука [j’] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Распознавание нового звука в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определение места звука [j’] в словах.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Выделять звук [j’] в процессе слого-звукового анализа слова рой. Преобразовывать слова (мой – моё – моя, твой – твоё – твоя); моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует. Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв».

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

40

Звук [j’],

буквы Й, й.

Урок» открытия» новых знаний

Выделение звука [j’] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Распознавание нового звука в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определение места звука [j’] в словах.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Выделять звук [j’] в процессе слого-звукового анализа слова рой. Преобразовывать слова (мой – моё – моя, твой – твоё – твоя); моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует. Характеризовать новый звук, обозначать буквой. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв».

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

41

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Урок» открытия» новых знаний

Озаглавливание текста. Нахождение в тексте слов с новой буквой. Определение того, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. Определение места новой буквы на «ленте букв».

Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова конь?». Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

42

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Урок систематизации знаний

Озаглавливание текста. Нахождение в тексте слов с новой буквой. Определение того, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. Определение места новой буквы на «ленте букв».

Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука. Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения.

43

Гласные

буквы Е, е.

Урок «открытия» новых знаний

Наблюдение за буквой е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове ели два слога-слияния. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние [j’э] буквой е. Называть особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние – два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы Е, е. 

Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись в парах (ел-ели-поел-поели

44

Гласные

буквы Е, е.

Урок систематизации знаний

Отработка навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Обозначать слияние [j’э] буквой е. Называть особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние – два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы Е, е. 

Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись в парах (ел-ели-поел-поели

Работать в паре: договариваться, кто какое слово будет искать в тексте, внимательно слушать ответы друг друга, контролировать свои действия при выполнении задания, оценивать ответы друг друга, исправлять ошибки, оценивать результат совместной работы.

45

Гласные

буквы Ё, ё.

Урок» открытия» новых знаний

Наблюдение за буквой ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Называние особенностей буквы ё Узнавание, сравнение и различение заглавной и маленькой, печатной и письменной буквы Ё, ё. Анализ слов с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель.

Производить слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначать слияние [j’о] буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Обобщать знания о звуках речи, строить деловые монологические высказывания на основе модели. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

46

Гласные

буквы Ё, ё.

Урок систематизации знаний

Называние особенностей буквы ё Узнавание, сравнение и различение заглавной и маленькой, печатной и письменной буквы Ё, ё. Анализ слов с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель.

Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись.

Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях с ё.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Обобщать знания о звуках речи, строить деловые монологические высказывания на основе модели.

47

Гласные

буквы Я, я.

Урок  «открытия» новых знаний

Выявлять способ чтения буквы я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой я в начале слова и после гласных.

Производить слого-звуковой анализ слова яблони  (с опорой на схему). Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующих согласных. Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. Определять место буквы я на «ленте букв».

48

Гласные

буквы Я, я.

Урок систематизации знаний

Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой я в начале слова и после гласных.

Находить в текстах слова с буквой я и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких – мягкость предшествующих согласных. Читать текст и задавать вопросы по его содержанию. Определять место буквы я на «ленте букв».

49

Гласные

буквы Ю, ю.

Урок» открытия» новых знаний

Знакомство с буквой Ю как показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Производить слого-звуковой анализ слова юла. Обозначать слияние [j’у] буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ю, ю. Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

50

Гласные

буквы Ю, ю.

Урок систематизации знаний

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ю, ю. Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

51

Твёрдый

согласный

звук [ц],

буквы Ц, ц.

Урок» открытия» новых знаний

Выделение звука [ц] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

 Выделять звук [ц] из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой. Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

52

Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч.

Урок» открытия» новых знаний

Выделение звука [ч] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Производить слого-звуковой анализ слова чашка.  Выделять звук [ч’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у: поскольку звук [ч’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой. Читать слова с изученной буквой.Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат

53

Мягкий глухой согласный

звук [щ’].

Буквы Щ, щ.

Урок» открытия» новых знаний

Выделение звука [щ’] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Производить слого-звуковой анализ слова щенок . Выделять звук [щ’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [щ’].  согласный, всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

54

Согласные

звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Урок  «открытия» новых знаний

 Выделение звуков [ф] и [ф’] из слов; их характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов.

Производить слого-звуковой анализ слова фартук.Выделять звуки [ф] и [ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.

Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [ф], [ф’] и звонких согласных [в], [в’] в парах.

Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

55

Согласные

звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Урок систематизации знаний

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов.

Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [ф], [ф’] и звонких согласных [в], [в’] в парах.

Читать стихотворные тексты. Выполнять задания к стихотворным текстам.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

56

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Урок» открытия» новых знаний

 Выделение звука [э] из слов, его характеристика, обозначение буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

 Выделять звук из начала слова этаж. Устанавливать, что звук [э] – знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Озаглавливать тексты. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв».Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

57

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Урок систематизации знаний

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

. Озаглавливать тексты. Определять и обосновывать место буквы на «ленте букв».Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

58

Мягкий и

твёрдый

разделительные знаки.

Урок «открытия» новых знаний

Чтение слов с разделительным мягким знаком; объяснение того, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и. Анализ буквенной записи слова съел. Определение роли новой буквы – разделительного твердого знака (ъ).

Производить фонетический анализ слова листья с опорой на схему. Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а] – [т’j’а]? Производить фонетический анализ слова съел с опорой на схему. Устанавливать, что после мягкого согласного [с’], слышится слияние [j’э]. Читать слова с разделительным твёрдым знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё.

Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

59

Мягкий и

твёрдый

разделительные знаки.

Урок рефлексии

Чтение слов с разделительным мягким знаком; объяснение того, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и. Анализ буквенной записи слова съел. Определение роли новой буквы – разделительного твердого знака (ъ).

Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а] – [т’j’а]? Производить фонетический анализ слова съел с опорой на схему. Устанавливать, что после мягкого согласного [с’], слышится слияние [j’э]. Читать слова с разделительным твёрдым знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё.

60

Чтение небольших текстов  из 2-4 предложений.

Урок роефлексии

Чтение слов  с изученными буквами..

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

61

Чтение небольших текстов  из 2-4 предложений.

Урок развивающего контроля

Чтение слов  с изученными буквами..

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

62

Русский алфавит.

Урок» открытия» новых знаний

Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных, и т.д.). Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Называть количество букв русского алфавита. Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

63

Русский алфавит.

Урок систематизации знаний

. Алфавитный порядок слов. Отработка техники чтения.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных, и т.д.). Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. Называть количество букв русского алфавита. Понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

64

Проектная деятельность. «Создаём город букв»

Урок рефлексии

Творческая деятельность.

Давать образную характеристику буквы. Подбирать слова с определенными буквами в начале, середине и в конце слова.

Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Владеть монологической и диалогической формами речи. Принимать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

65

Проектная деятельность. «Создаём город букв»

Урок рефлексии.

Творческая деятельность.

Давать образную характеристику буквы. Подбирать слова с определенными буквами в начале, середине и в конце слова.

Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Владеть монологической и диалогической формами речи. Принимать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

66

Проверка техники чтения

Урок развивающего контроля

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

Материально-технические средства для реализации программы

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);

– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);

– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).

Демонстрационные и печатные пособия 

– Магнитная доска.

– Наборное полотно.

– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».

– Набор печатных букв, слогов.

Касса букв и сочетаний.

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Набор портретов отечественных и зарубежных писателей и поэтов.

 Наборы иллюстраций к изучаемым произведениям.

 Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины.

Технические средства обучения

– Персональный компьютер с принтером.

– Ксерокс (по возможности).

– Телевизор с диагональю не менее 72 см.

– Проектор для демонстрации слайдов.

– Мультимедийный проектор.

– Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся научатся:

- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать

гласные и согласные звуки и буквы;

- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

- выделять слоги, различать ударные и безударные;

- определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений;

- устно составлять 3-5 предложений на определенную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для учащихся с задержкой развития, обучающихся интегрировано в 1 классе на 2017 – 2018 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА            по литературному чтениюдля учащихся с задержкой  развития, обучающихся интегрировано в 1 классе    ...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), обучающегося в общеобразовательном классе

Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению для детей с задержкой психического развития 2 класса...

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) для 1-го класса

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР....

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)

Данная  программа рассчитана на детей, обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушениями в речи  (ТНР), на основе общеобразовательной программы ...