Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебное слово»
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Негодова Галина Александровна

Программа курса «Волшебное слово» составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnoe_slovo.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Волшебное слово»

для 3 класса

начального общего образования

на 2015 – 2016 учебный год

Программу разработала: Негодова Г.А


Аннотация программы

1.Сроки реализации программы: 1 год.

2.Цель и задачи. Расширять кругозор детей, пробуждать творческую активность, формировать уважительное отношение к книге, формировать потребность в самообразовании, прививать любовь к книге и чтению.

3.Ожидаемые результаты. Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

4.Год разработки. 2015.

5.Ступень обучения: начальное общее образование

6.Количество часов: 34 часов

7. Направление: общеинтеллектуальное

  1. Пояснительная записка

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Для современного ребенка чтение - одно из органичных условий восхождения к собственному образу, выбор точки зрения в сегодняшнем культурном ландшафте. Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!

Программа курса «Волшебное слово» составлена на основе Сборника программ внеурочной деятельности:         1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011.Программа реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Общая характеристика курса.

Кружок «Волшебное слово» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели программы:

1) создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

2) расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

3) формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

  1. расширять кругозор детей;
  2. пробуждать творческую активность;
  3. формировать уважительное отношение к книге;
  4. формировать потребность в самообразовании;
  5. прививать любовь к книге и чтению.

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут.

Формы организации кружка.

Для формирования интереса к чтению можно использовать разные формы организации занятий

-Литературные игры

-Конкурсы-кроссворды

-Библиотечные уроки

-Путешествия по страницам книг

-Проекты

-Встречи с библиотекарем

- Уроки-спектакли.

Ценностные ориентиры содержания кружка.

Содержание программы кружка «Волшебное слово» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

В результате освоении программы кружка «Волшебное слово» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  1. Осознавать значимость чтения для личного развития;
  2. Формировать потребность в систематическом чтении;
  3. Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  4. Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  5. Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  1. Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  2. Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
  3. Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  4. Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  1.  Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
  2. Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  3. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
  4. Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  5. Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  1. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  2. Оценивать и высказывать своё суждение о поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
  3. Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  4. Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  5. Вести диалог о прочитанной книге;
  6. Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

  1. Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
  2. Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
  3. Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
  4. Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
  5. Характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
  6. Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
  7. Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
  8. Пользоваться аппаратом книги;
  9. Овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
  10. Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

2.Основное содержание курса внеурочной деятельности.

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя. Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников». Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

        По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

        Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев. Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

        Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

        Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг. Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работав группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого»,» Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

        Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных». Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

        Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.). Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры). Проект «Расскажи о любимом писателе».

        Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

        Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление. Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

        Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

        «Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Справочная литература. Энциклопедии для детей. Библиографические справочники.

        Обобщение (1ч)

Выставка понравившихся изученных книг.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».

Универсальные учебные действия:

— работать с книгой-сборником басен И. Крылова;

— сравнивать басни по структуре и сюжету;

— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— составлять таблицу жанров произведений писателя;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.


Календарно - тематическое планирование


п/п

Дата

Тема занятия

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

 Книги-сборники былин, легенд, сказов.

Беседа

Практическое занятие работы с книгой.

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

2.

 Первые книги. Библия. Детская библия.

Диалог

Рассматривание книг

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

3.

Летописи. Рукописные книги.

Познавательная беседа

Рассматривание книг

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

4.

 История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Познавательная беседа

Сравнивание книг

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

5.

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки

А.С. Пушкина».

 Диалог-игра

Сравнивание книг

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

6.

Сказки бытовые, волшебные, о животных.

Викторина

Рассматривание книг

Формирование читательского кругозора и приобретению опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.

7.

Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная

внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Диалог-игра

Знакомство с книгами

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

8.

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.

Познавательная беседа

Разучивание потешек, шуток и считалочек

Способствовать развитию интереса к чтению и книге.

9.

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

Диалог-игра

Отгадывание и придумывание загадок

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

10.

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.

Познавательная беседа

Слушание и работа с книгами В.Г. Сутеева

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

11.

 Герои басен. Инсценирование басен.

Диалог-игра

Изготовление модели книжки

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

12.

Родные поэты.

Игра - викторина

Иллюстрирование книг В.Г.Сутеева.

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

13.

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова,

А. Фета, Н. Некрасова.

Игра - викторина

Изготовление модели книжки

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

14.

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

Диалог-игра

Слушание сказок

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

15.

Книги Л.Н. Толстого для детей.

Игра - викторина

Формирование человечности, доброты, гражданственности и патриотизма.

16.

 Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских народных сказок.

Познавательная беседа

Слушание сказки

Формирование читательского кругозора.

17.

Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

Диалог-игра

Чтение понравившихся отрывков

Формирование читательского кругозора

18.

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу

А. Куприна «Ю-ю».

Игра - викторина

Изготовление модели книжки

Формирование читательского кругозора

19.

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

Диалог-игра

Выставка книг

Чтение произведений

Формирование читательского кругозора

20.

Художники-иллюстраторы книг о животных.

Игра - викторина

Выставка книг

Чтение произведений

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

21.

Дети — герои книг. Типы книг.

Чтение книг

Иллюстрирование книг

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

22.

Книги-сборники произведений о детях.

Познавательная беседа

Выборочное чтение сказки

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

23.

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - твоих сверстниках».

Познавательная беседа

Чтение сказок

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

24.

Книги зарубежных писателей.

Познавательная беседа

Праздник сказки

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

25.

Библиографический справочник: отбор информации

о зарубежных писателях.

Познавательная беседа

Чтение и рассматривание сборников

Способствовать развитию интереса к чтению и книге

26.

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».

Аннотация.

Чтение книг

Конкурс

Формирование читательского кругозора

27.

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

Чтение книг

Работа с книгами

Формирование читательского кругозора

28.

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны

рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

Познавательная беседа

Игра

Формирование читательского кругозора.

29.

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой

в читальном зале.

Чтение книг

Игра

Формирование читательского кругозора

30.

Детские газеты и журналы. История создания журнала

«Мурзилка» и др.

Сообщения детей

Моделирование книг

Формирование читательского кругозора.

31.

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

Сообщения детей

Работа с книгой

Формирование читательского кругозора

32.

Создание классной газеты «Книголюб».

Сообщения детей

Проект «Наша классная газета»

Формирование читательского кругозора

33.

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что

я знаю о книге?». Словарь книголюба.

Диалог-игра

Игра-викторина

Формирование читательского кругозора

34

Что узнали о книгах?

Выставка понравившихся изученных книг.

Урок-игра

Сообщения детей

Урок-игра. Обобщение.

Рассматривание книг.

Способствовать развитию интереса к чтению и книге


Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  2. Аникин В.П. К мудрости ступенька. –М. Дет.лит. 1988 г
  3. Даль В.И. Пословицы, поговорки, прибаутки русского народа. –В 2 т. СПб 1998 г
  4. Егорова Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. -М. Просвещение. 1991 г
  5. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. –М. Слово. 2001  г.
  6. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  7. Колосова Н.Е. Книги, помогающие жить. - М. Чистые пруды. 2008 г.
  8. Не спроста слово молвится: История слов и библейских выражений/ Сост. Л. П. Гашева, Т.Г. Голощапова.- Челябинск: Металл, 1997. 80с.
  9. Превращения слов: Кн. для учащихся нач. классов/ Сост. А.В. Полякова. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.: ил.
  10. Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/ Сост. Э.И Иванова. - М.: Просвещение, 1993. - 464 с.: ил.
  11. Сборника программ внеурочной деятельности:         1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана- Граф, 2011. — 168 с.
  12. Сказки русских писателей. - М.: Правда, 1990. – 480с., ил.

Хрестоматия по литературе для 3, 4 классов средней школы. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1994. 352 с.

  1. Интерактивная доска
  2. Компьютер
  3. Кукольный театр (куклы-игрушки для спектаклей)
  4. Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»: День Победы
  5. Портреты русских писателей
  6. Ширма
  7. http://www.distedu.ru/mirror/_nach/suhin.narod.ru/bibl1.htm
  8. http://videouroki.net
  9. http://interneturok.ru
  10. http://viki.rdf.ru – детские электронные презентации и клипы
  11. http://ped-kopilka.ru – учебно-методический кабинет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш" ".

Рабочая программа разработана для учащихся 1 класса. Данная программа дает вожможность  увидеть и раскрыть талантливых детей в области рисования. На занятиях применяются нетрадиционные методики, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа  по внеурочной деятельности "Волшебный карандаш". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа кружковой внеурочной деятельности "Волшебное тесто"

Декоративно-прикладное искусство позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир звуков и слов!"

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир звуков и слов» 1 класс

Рабочая программа «Волшебный мир звуков и слов» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственног...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебная сила слов".

Данный курс как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,...