Совершенствование навыка чтения
учебно-методический материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему


Предварительный просмотр:

РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ

Как показывают исследования, положение глаз человека при чтении характеризуется двумя моментами: движения и остановки (фиксации). Как происходит движение глаз? В чем сущность фиксации? Когда, в какой момент человек воспринимает текст или читает его?

Ответы на эти вопросы ученые дают следующим образом: «Большинство людей ошибается, считая, что их взгляд равномерно и плавно движется вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза делают скачкообразные, так называемые сак-кадические движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строке». Причем, как отмечают авторы книги «Техника быстрого чтения», восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Поэтому, считают специалисты, разница между человеком, который читает быстро, и человеком, который читает медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимает тот, кто читает, в момент фиксации.

Таким образом, одна из важнейших задач, которая встает перед учителем в период обучения детей чтению, заключается в развитии у детей способности воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения.

Сначала, на первых уроках чтения, взгляд ученика концентрируется только на одной букве, поскольку в это время ему требуются значительные усилия для ее распознания, соотнесения с соответствующими звуками. По мере того как увеличивается количество упражнений в чтении, восприятие букв автоматизируется, взгляд ученика начинает схватывать две-три буквы, которые стоят рядом, а потом и целые слова. Однако  ускорения этого процесса необходима целенаправленная работа содержанием которой являются специальные упражнения п0' развитию зрительного восприятия с тем, чтобы дети мгновенно распознавали графический облик слогов и слов и тем самым приближались к чтению, характерному для опытного читателя.

В данном разделе помещены дидактические игры, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка портретного распознавания букв, слогов и слов. В их основе лежит непродолжительное, на протяжении 2—3 секунд, восприятие материала для чтения и последующее его воспроизведение. Упражнения такого рода начинаются с показа двух-трех букв, а потом постепенно усложняются: увеличивается количество букв, предлагаемых для восприятия и воспроизведения, показываются слоги, слова. Проводятся упражнения в быстром темпе,   что  позволяет достигнуть  автоматизма  зрительно-слухо-артикуляционных связей.

Глаз-«фотограф»

Оборудование: наборное полотно и карточки букв. Описание игры. На небольшом переносном наборном полотне устанавливаются буквы (3-4 карточки). Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому учащемуся предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.

На наборном полотне могут устанавливаться слоги.

Не зевай!

Оборудование: мяч.

Описание игры. На доске написаны 3—4 буквы (позднее это будут слоги). До определенного момента они закрыты полоской бумаги. Вызванный ученик поворачивается спиной к доске, учитель в это время открывает буквы. Ученик поворачивается лицом к буквам, подбрасывает мяч и рассматривает буквы, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к классу и называет буквы, которые успел запомнить. Следующему ученику предъявляется новая группа букв.



Предварительный просмотр:

РАСШИРЕНИЕ ПОЛЯ ЗРЕНИЯ

Как показывают исследования, положение глаз человека при чтении характеризуется двумя моментами: движения и остановки (фиксации). Как происходит движение глаз? В чем сущность фиксации? Когда, в какой момент человек воспринимает текст или читает его?

Ответы на эти вопросы ученые дают следующим образом: «Большинство людей ошибается, считая, что их взгляд равномерно и плавно движется вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза делают скачкообразные, так называемые сак-кадические движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строке». Причем, как отмечают авторы книги «Техника быстрого чтения», восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации, глаз. Поэтому, считают специалисты, разница между человеком, который читает быстро, и человеком, который читает медленно, заключается не в скорости движения глаз, а в количестве материала, который воспринимает тот, кто читает, в момент фиксации.

Таким образом, одна из важнейших задач, которая встает перед учителем в период обучения детей чтению, заключается в развитии у детей способности воспринимать во время фиксации взгляда как можно больше единиц чтения.

Сначала, на первых уроках чтения, взгляд ученика концентрируется только на одной букве, поскольку в это время ему требуются значительные усилия для ее распознания, соотнесения с соответствующими звуками. По мере того как увеличивается количество упражнений в чтении, восприятие букв автоматизируется, взгляд ученика начинает схватывать две-три буквы, которые стоят рядом, а потом и целые слова. Однако  ускорения этого процесса необходима целенаправленная работа содержанием которой являются специальные упражнения п0' развитию зрительного восприятия с тем, чтобы дети мгновенно распознавали графический облик слогов и слов и тем самым приближались к чтению, характерному для опытного читателя.

В данном разделе помещены дидактические игры, способствующие расширению поля зрения и совершенствованию навыка портретного распознавания букв, слогов и слов. В их основе лежит непродолжительное, на протяжении 2—3 секунд, восприятие материала для чтения и последующее его воспроизведение. Упражнения такого рода начинаются с показа двух-трех букв, а потом постепенно усложняются: увеличивается количество букв, предлагаемых для восприятия и воспроизведения, показываются слоги, слова. Проводятся упражнения в быстром темпе,   что  позволяет достигнуть  автоматизма  зрительно-слухо-артикуляционных связей.

Глаз-«фотограф»

Оборудование: наборное полотно и карточки букв. Описание игры. На небольшом переносном наборном полотне устанавливаются буквы (3-4 карточки). Учитель на протяжении 2-3 секунд показывает детям наборное полотно с буквами и поворачивает его тыльной стороной. Вызываемому учащемуся предлагается назвать буквы, которые запомнил за время рассматривания, желательно в том же порядке.

На наборном полотне могут устанавливаться слоги.

Не зевай!

Оборудование: мяч.

Описание игры. На доске написаны 3—4 буквы (позднее это будут слоги). До определенного момента они закрыты полоской бумаги. Вызванный ученик поворачивается спиной к доске, учитель в это время открывает буквы. Ученик поворачивается лицом к буквам, подбрасывает мяч и рассматривает буквы, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к классу и называет буквы, которые успел запомнить. Следующему ученику предъявляется новая группа букв.



Предварительный просмотр:

№ п/п

ФИ

СПОСОБ ЧТЕНИЯ

Поним.прочит

ПРАВИЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

ТЕМП ЧТЕНИЯ

Выразит.

Пересказ.

Оценка.

По букв

По слог

По слог + цел. слов

Цел. слов

Без ош

1-2 ош

3 и бол

ВИДЫ ОШИБОК

До 10

11-20

21-30

31-40

41-50

51-60

61-70

71-80

81-90

91-100

101 и бол

Проп, замен. искаж.

Пов тор

Уда рен

В око нча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Колышек" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Куда все подевалось" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках  литературного чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Лед на реке" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "Малыши" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "На горке" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....