Приёмы продуктивного чтения
учебно-методический материал по чтению на тему

Приёмы продуктивного чтения, используемые на уроках обучения грамоте  на уроках литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon приёмы продуктивного чтения51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы продуктивного чтения

 Чтение – это окошко, через которое дети видят

 и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

 одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

 начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

   Без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением (продуктивным)

    Над формированием навыка смыслового чтения я начинаю работать сразу же, как только ребёнок начал овладевать технической стороной чтения.

         Все мы знаем, что дети в школу приходят с разным уровнем подготовки. Начиная с добукварного периода на уроках  обучения грамоте я выдаю детям различного рода дидактический материал.  Хорошо читающие дети читают задания к упражнению самостоятельно, пытаясь понять его. После этого я прошу это задание пересказать своими словами, как понял. Повторить за ним могу попросить любого ученика в классе.  Для меня важно, чтобы каждый ученик класса понял смысл этого задания.  Понять смысл слова, фразы, одного предложения  – это первые шаги по выработке навыка продуктивного чтения. (Пример на слайде 2.)

          В букварный период я даю детям карточки со словами на изучаемую  букву  (слайд3), обязательно ввожу  какое-нибудь  слово, с лексическим значением которого дети познакомятся более подробно. Например,  на букву Г – слово гусь. С помощью картинки описываем, как он выглядит. Далее я  спрашиваю детей, знакомы ли они с выражением: как с гуся вода. (найти объяснение) Объясняю, что это выражение обозначает. Повторяем его значение и на последующих уроках. Так ученики с 1 класса знакомятся с фразеологическими оборотами.  Аналогичную работу провожу с многозначными словами. При изучении буквы К встретилось слово корзинка. На вопрос: что такое корзинка, дети обычно сразу  говорят, что это корзинка для грибов. Если никто из детей не вспоминает другого значения данного слова,  читаю рассказ: «Отправились наши фантазеры в лес за грибами. Взяли с собой корзинки.  Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов.»  Также объясняем и другие многозначные слова (ножки, плитка, лисички, ручки – стихи или рассказы подбирать с этими словами помогает интернет). Также при чтении слов на карточках использую работу с однокоренными словами. К любому слову  их можно подобрать. Выбираю те, к которым  первоклассникам  легче подобрать родственное слово.   Например, при работе со словом ель, спрашиваю, как по-другому называют ель. а если ёлка маленькая, то ……. а если много елей?  

               В букварный период все мы обычно используем занимательный материал (показываю книгу «Азбуковедение»): кроссворды, ребусы, грамматические задачи, скороговорки. По смыслу любого отгаданного слова ведём разъяснительную работу. Сначала дети пытаются объяснить его значение,  потом я подвожу итог. Разгадали в ребусе слово надежда. Объяснили его два значения.  Скороговорки  также стараюсь подбирать с такими  словами, над смыслом  которых   впоследствии надо  поработать.   При работе над скороговоркой: Коля колья колет, Поля поле полет, выяснилось, что они не понимают,   значения слова - полет.  Я раздала им текст такого содержания: Варя с мамой отправились в поле. Там на грядке росла морковка. А в ней было столько сорняков! Мама стала полоть морковку, а Варя ей усердно помогала. Можно показать картинку        

                 В послебукварный период читаем в начале  каждого урока небольшие рассказы. Ставлю перед детьми вопрос: Для чего будем читать новый рассказ? (слайд 4)

              Версии:

            - чтобы его запомнить  -

            - сможем рассказать его маме

-учимся быстрее читать

- вырабатываем терпение и внимание

(При работе с незнакомым рассказом можно применить приём антиципации. Попробовать по названию догадаться, о чём пойдёт речь.  Данный приём при изучении произведений по программе использовать трудно, так как дети прочитывают его заранее и знают его содержание. Я использую его, когда озвучиваю заглавие диктанта, изложения, например «Благородный поступок», при работе  с  дополнительным   художественным произведением.

                  Даю рассказ  для самостоятельного чтения. Читают все с разной скоростью, поэтому задания после чтения дети получают  разные. Кто прочитал быстрее, тот отвечает на вопросы после рассказа, медленно читающие дети в это время продолжают дочитывать. Потом работая в паре, эти вопросы задаёт однокласснику. Для меня важно, чтобы каждый ученик в классе  понял, о чём рассказ и смог воспроизвести. Понять смысл    небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. После анализа данного рассказа читаю отрывок из произведения В. Бианки «Кто чем поёт?» Он дополняет знания, полученные из  маленького самостоятельно прочитанного рассказа. Рекомендую прочитать его полностью.

         Приём антиципации заключается ещё и в том, чтобы дети умели определить содержание текста по фамилии автора.

                В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста.  Я подробнее остановлюсь на приёме комментированного  чтения.

                   Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

                   Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

                 Таких приёмов существует несколько

             ▪  повтор слова, словосочетания вслед за ребенком, за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся; (приведу примеры из рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)  «…..Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя…» - Как вы понимаете, что такое прибой?  Дети высказывают версии. В конце учебника есть словарь. Можно там посмотреть. Я иногда выписываю толкование слов на карточку и выдаю детям. В данном рассказе: птица-пересмешник, парча, ботфорты, фетровые шляпы, фрак.

                ▪"включение" воображения детей, "Представьте себе…", "Представили?..";  "Увидели?..", Представьте себе лес, в котором отдыхал Григ. Представьте, как выглядела Дагни, когда они встретились в лесу?  Опишите внешний вид Дагни на концерте Грига.

                ▪ формулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?". Почему Дагни заплакала после концерта?

        - Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу.

           Поисковое (просмотровое) чтение – чтение, предполагающее поиск  конкретной информации, конкретного факта

- Найди ответ на вопрос

- Найди описание царицы («Сказка о мёртвой царевне…»

- Найди строчки, в которых описываются чувства поэта к няне?

- Подтверди словами текста

- В каких строчках описывается  главная мысль. Найди  и прочитай.

Я использую поисковое чтение при  знакомстве с биографией поэтов и писателей.

     Исключительно редко рассказываю биографию сама (только когда автор мало знаком и детям трудно рассказать  его биографию) Мой традиционный способ заключается в том, что я копирую информацию в интернете (или прошу об этом кого-нибудь из детей или их родителей). Раздаю материал. Дети его просматривают.  Потом даю задания. - Найдите и подчеркните годы жизни писателя, где он родился, жил в молодые годы. Иногда устно задаю вопросы. Дети работают индивидуально, каждый на своей карточке. Иногда даю готовый план. Дети, опираясь на него, находят нужную информацию, работая в паре. В результате  мы получаем основные сведения биографии  писателя. Стараюсь, чтобы эту информацию проговорил каждый, использую работу в паре, а бывает и в группе по 3 человека. Один начинает, второй продолжает. Накануне обговариваем, какую часть должен рассказать первый, какую – второй и т. д.

Смысловое чтение  вырабатываю и при выполнении  речевых заданий ( показать книги по классам «Контроль в начальной школе»)

▪ Допиши вопрос, на который отвечает предложение.

1.Клесты выводят птенцов зимой..

-Когда ________________________  ?

2. Отметь знаком + предложение, в котором наиболее точно определяется, о чём говорится в тексте (слайд5)

Бобры

▪  Бобры живут на лесных речках. Они перегораживают речку плотиной из сучьев. Строить плотину бобры выходят всей семьёй.

□ В тексте говорится о лесной речке.

□ В тексте говорится о том, как бобры строят плотину.

□ В тексте говорится о плотине

 .Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивное чтение) на уроках литературного чтения для повышения качества знаний учащихся.

Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использован...

Ключевая компетентность: креативность.Опыт «продуктивного» обучения.От «продуктивного чтения» до «продуктивного обучения»

Современная действительность- это переизбыток информации. Умения добывать нужные сведения из текста, преобразовывать их и использовать их на практике становятся очень важными для жизни в обществе и до...