Доклад «Использование эффективных приёмов технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
материал
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование эффективных приёмов технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Учитель начальных классов: Байбордина О.Н.
Сформировать сознательного читателя-ребенка – совсем непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. А этому в первую очередь способствует технология продуктивного чтения, которая приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.
Технология универсальна, может применяться на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, истории, иностранном языке.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
- Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
- Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии –работа с текстом до чтения.
Антиципация- предвосхищение, предугадывание предстоящего текста. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевыми словами. Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной ,эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Второй этап – работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений) .
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов.
Анализ текста (диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
Третий этап - работа с текстом после чтения.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного. Соотнесение читательских интерпретаций (толкований) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на те детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев, которые могли быть упущены, «не увидены» при первом чтении.
Достоинства технологии:
- применима самостоятельно вне урока;
- доступна для любого возраста;
- ориентирована на развитие личности читателя;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует достижению понимания на уровне смысла.
Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.Т аким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
Методическая разработка....
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"
Доклад на тему "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальных классах"...
Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира
Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст...
Методический семинар "Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в начальной школе"
Материал содержит описание технологии продуктивного чтения, которая позволяет обеспечить полноценное понимание текста читателем, воспитывает активную читательскую позицию по отношению к тексту и его а...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...