Главные вкладки

    Статья на тему:
    Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

    Бессонова Наталья Владимировна

    В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx20.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование технологии  продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

    Бессонова Наталья Владимировна

    учитель начальных классов

    МБОУ «Сосновская СОШ»

    В наш информационный век современные дети не любят читать. Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Да и зачем открывать книгу, если существует телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Для того, чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к различным ухищрениям, поощряя их, например, шоколадом, деньгами, или разрешают поиграть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома ни одной книги!  Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

    Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

    Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

    Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

    1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
    2. Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

    2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

    3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

    4.      Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.     

    Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Ведь они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Именно поэтому на своих уроках данную технологию  стараюсь использовать уже с первых минут. Так на этапе «Речевая разминка» обучающимся дается небольшое стихотворение, которое они должны прочитать несколько раз с различными видами заданий. Например:

    Скинуло кафтан зеленый лето,

    Отсвистели жаворонки всласть,

    Осень, в шубу желтую одета,

    По лесам с метелкою прошлась…

    - Прочитайте стихотворение медленно.

    - Начните читать медленно и постепенно переходите на быстрый темп.

    - Начните читать стихотворение громко постепенно переходя на шепот.

    - Прочитайте четверостишие как скороговорку.

    - Прочитайте только имена существительные.

    - Прочитайте, выделяя голосом глаголы.

    Благодаря такой речевой разминке, учащиеся не только осознанно читают небольшой текст, но и развивают технику чтения, что играет немаловажную роль в формировании «осознанного» читателя. Эту работу можно проводить в парах. Детям эта работа очень нравится. Постепенно они учатся сами давать друг другу задания для чтения. А по окончанию данного вида работы прошу учащихся оценить работу товарища и доказать поставленную отметку.

    Чаще всего стихотворение подбираю так, чтобы потом можно было перейти к теме урока. (О каком времени года идет речь? Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?).
    Перед чтением произведения прогнозируем с детьми о чем будет текст по его названию или  по автору и прошлым прочитанным его произведениям пытаемся предположить, каким будет текст по настроению и содержанию. В этом нам помогает выставка книг автора. (Какие бы книги автора ты поместил на выставку? Какие по настроению произведения чаще всего писал автор?)

    При знакомстве с биографией автора использую не только рассказ учителя о его жизни, но и прошу учащихся заранее дома найти интересные факты, а затем на уроке устраиваем блицтурнир.

    Чтение самого текста сопровождается остановками, на которых пытаемся предположить о дальнейшем действии в рассказе или о его концовке. Словарную работу провожу по ходу чтения текста, так как в этом случае не просто выхватываются из текста слова и выясняется их лексическое значение, а учащимся дается возможность взглянуть на них в авторском тексте и прочувствовать всю красоту художественного слова.

    Если есть возможность, то первичное чтение заменяю просмотром мультфильма, отрывка фильма, сказки и т.д. А после чтения произведения самими учащимися идет сравнение литературного произведения и художественного.

    После прочтения произведения в беседе по содержанию тоже стараюсь использовать технологию продуктивного чтения:

    - Придумайте вопросы по содержанию произведения. Задайте их одноклассникам.

    - Подумайте, что автор хотел донести до нас.

    - Как бы вы на месте автора закончили произведение.

    - Выскажите свое отношение к прочитанному.

    На обобщающих уроках по разделу использую технологию «Проекта». Например, проект «Сочиняем волшебную сказку». Дети делятся на группы. В каждой группе распределяются обязанности между всеми участниками группы (авторы произведения, художники, оформители обложки, редакторы). Каждый ученик занят своим делом. Итогом таких проектов являются книжки-малышки, которые очень нравятся моим ученикам.

    Таким образом технология продуктивного обучения способствует повышению эффективности обучения по литературному чтению, развитию интереса и повышению техники чтения. А по итогам анкетирования на вопрос «Какой предмет является любимым из основных предметов начальной школы (математика, русский язык, литературное чтение)?»  % учащихся выбрали предмет «литературное чтение».

    Список литературы:

    1. Бунеева Е.В, Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа: плюс до и после. 2012. № 8. С. 1 – 7.
    2. Огнева Н.А. Формируем УУД средствами литературного чтения // http://www.zheschool3.ru/index.php/innova/80-ogneva2

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Оценочная деятельность учителя на уроках литературного чтения в условиях внедрения ФГОС НОО"

    В докладе указаны задачи и принципы организации оценочной деятельности, перечислены планируемые результаты освоения программы по литературному чтению, раскрыты общие критерии и приёмы формирования кон...

    Статья "Игровые технологии и интеграция элементов искусства на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО"

    В данной статье освещаются  способы повышения интереса к занятиям английского языка через игру и искусство на начальном этапе обучения....

    Актуальный педагогический опыт Тема Системно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО

     Системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деяте...

    Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

    В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО....

    Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классоф на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

    Выступление на семинаре учителей начальных классов ГБОУ города Москвы "Школа №2036". 10 февраля 2016....

    "Инновационные технологии на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО»

    Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? ...

    Дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО

    В данном материале рассматривается дифференцированное обучение на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС НОО с применениями дифференцированных заданий и дифференцированного подхода к обучени...