Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
статья на тему

Бессонова Наталья Владимировна

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_chteniya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии  продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

Бессонова Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «Сосновская СОШ»

В наш информационный век современные дети не любят читать. Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Да и зачем открывать книгу, если существует телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Для того, чтобы дети все-таки взяли книгу в руки, родители прибегают к различным ухищрениям, поощряя их, например, шоколадом, деньгами, или разрешают поиграть в компьютерные игры после того, как они прочитают несколько страниц. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы, растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома ни одной книги!  Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

Итак, технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
  2. Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2.     Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

3.     Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4.      Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.     

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Ведь они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Именно поэтому на своих уроках данную технологию  стараюсь использовать уже с первых минут. Так на этапе «Речевая разминка» обучающимся дается небольшое стихотворение, которое они должны прочитать несколько раз с различными видами заданий. Например:

Скинуло кафтан зеленый лето,

Отсвистели жаворонки всласть,

Осень, в шубу желтую одета,

По лесам с метелкою прошлась…

- Прочитайте стихотворение медленно.

- Начните читать медленно и постепенно переходите на быстрый темп.

- Начните читать стихотворение громко постепенно переходя на шепот.

- Прочитайте четверостишие как скороговорку.

- Прочитайте только имена существительные.

- Прочитайте, выделяя голосом глаголы.

Благодаря такой речевой разминке, учащиеся не только осознанно читают небольшой текст, но и развивают технику чтения, что играет немаловажную роль в формировании «осознанного» читателя. Эту работу можно проводить в парах. Детям эта работа очень нравится. Постепенно они учатся сами давать друг другу задания для чтения. А по окончанию данного вида работы прошу учащихся оценить работу товарища и доказать поставленную отметку.

Чаще всего стихотворение подбираю так, чтобы потом можно было перейти к теме урока. (О каком времени года идет речь? Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?).
Перед чтением произведения прогнозируем с детьми о чем будет текст по его названию или  по автору и прошлым прочитанным его произведениям пытаемся предположить, каким будет текст по настроению и содержанию. В этом нам помогает выставка книг автора. (Какие бы книги автора ты поместил на выставку? Какие по настроению произведения чаще всего писал автор?)

При знакомстве с биографией автора использую не только рассказ учителя о его жизни, но и прошу учащихся заранее дома найти интересные факты, а затем на уроке устраиваем блицтурнир.

Чтение самого текста сопровождается остановками, на которых пытаемся предположить о дальнейшем действии в рассказе или о его концовке. Словарную работу провожу по ходу чтения текста, так как в этом случае не просто выхватываются из текста слова и выясняется их лексическое значение, а учащимся дается возможность взглянуть на них в авторском тексте и прочувствовать всю красоту художественного слова.

Если есть возможность, то первичное чтение заменяю просмотром мультфильма, отрывка фильма, сказки и т.д. А после чтения произведения самими учащимися идет сравнение литературного произведения и художественного.

После прочтения произведения в беседе по содержанию тоже стараюсь использовать технологию продуктивного чтения:

- Придумайте вопросы по содержанию произведения. Задайте их одноклассникам.

- Подумайте, что автор хотел донести до нас.

- Как бы вы на месте автора закончили произведение.

- Выскажите свое отношение к прочитанному.

На обобщающих уроках по разделу использую технологию «Проекта». Например, проект «Сочиняем волшебную сказку». Дети делятся на группы. В каждой группе распределяются обязанности между всеми участниками группы (авторы произведения, художники, оформители обложки, редакторы). Каждый ученик занят своим делом. Итогом таких проектов являются книжки-малышки, которые очень нравятся моим ученикам.

Таким образом технология продуктивного обучения способствует повышению эффективности обучения по литературному чтению, развитию интереса и повышению техники чтения. А по итогам анкетирования на вопрос «Какой предмет является любимым из основных предметов начальной школы (математика, русский язык, литературное чтение)?»  % учащихся выбрали предмет «литературное чтение».

Список литературы:

  1. Бунеева Е.В, Чиндилова О.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа: плюс до и после. 2012. № 8. С. 1 – 7.
  2. Огнева Н.А. Формируем УУД средствами литературного чтения // http://www.zheschool3.ru/index.php/innova/80-ogneva2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО....

Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классоф на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

Выступление на семинаре учителей начальных классов ГБОУ города Москвы "Школа №2036". 10 февраля 2016....

Особенности проектирования уроков литературного чтения в условиях реализации ФГОС . Технология продуктивного чтения

Федеральный государственный образовательный стандарт впервые в истории нашего образования обозначил не содержание, которое надо «пройти» за время обучения в школе, а главные образовательны...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Выступление на педсовете по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО»

Развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких рез...