Активные методы обучения, используемые при работе с учащимися начальных классоф на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО
статья на тему

Выступление на семинаре учителей начальных классов ГБОУ города Москвы "Школа №2036". 10 февраля 2016.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре учителей начальных классов из опыта работы на тему

« АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»

Подготовила учитель начальных классов Попова Людмила Анатольевна.

МОСКВА

16 февраля 2016

   Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится учащимся. Перед учителем выставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.

   Главная задача каждого преподавателя- не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развивать у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Актуальность: интерес к активным методам обучения вызван острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это с наименьшим риском, т. е. за счёт мастерства педагога, а не перегрузки школьников.

   Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

     Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, репортаж, интервью, телемост, диспут. Уроки имитирующие деятельность: деловые игры, урок- следствие, учёный совет, суд. Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, ролевые игры. Уроки фантазии: сказка, спектакль, сюрприз. Интегрированные уроки. Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Чётких правил нет, и всё зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся- пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространённый приём пассивных методов- лекция.

Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель= ученик.

Интерактивные (ИМО) – наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

   Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

  1. Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок ( эпиграф, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, костюмированное появление, анаграмма), выяснение целей , ожиданий , опасений.
  2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание прблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
  3. Организация релаксации и подведения итогов.
  4.  Презентации учебного материала – использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
  5.  Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
  6.  Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», « интервьюирования различных персонажей».
  7. Элементы изюминки ( обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
  8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально –дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
  9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки- сказки, уроки- конференции, уроки- исследования, проектная деятельность и др.
  10. Игры, игровые моменты ( ролевые, имитационные, дидактические).

Остановлюсь на некоторых из них подробнее , использовав их на моих уроках литературного чтения.

   Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов», «Улыбнёмся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети выполняя задания, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьёзными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течении нескольких минут.

   Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево ожиданий». «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковёр идей» позволяют учителю понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются, заранее разрезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определённую поляну, дерево и т. д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

 В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Существует такой метод презентации учебного материала, как «Инфо-угадайка». Учителем даётся  ряд картинок из того или иного произведения и дети пытаются вспомнить, что же это за произведение и кто его автор. Эта работа выполняется в группах. (Догадайтесь о теме урока).

   При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи»- обсуждение в группах.

   Для проведения дискуссии и принятия решений- методы «Светофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия- не согласия по цветам светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они защищаются).

Для предоставления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Творческая мастерская».

Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения. Здесь прослеживается мнтапредметная связь ( с уроками Изобразительного искусства и технологии). К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, изготавливают блокноты, книжки необычных форм. Даётся задание разделиться на группы, создать и презентовать проект на заданную тему. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально и выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов- главная цель этого урока.

   Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда несколько минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы- «физминутки» позволят сделать это, не выходя из класса. 

   Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

   Существуют множество нетрадиционных форм проведения уроков. Чаще всего я в своей работе на уроках литературного чтения использую такие формы, как «Деловой урок». «Урок- соревнование», «Театрализованный урок», «Урок игра», «Урок концерт», «Урок экскурсия», «Урок диалог» и т. д. Как и у каждой методике есть свои плюсы и минусы.

   Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно- информационных и учебно- организационных умений.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем. Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества. Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи  учащихся на уроках русского языка в условиях реали...

Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье автор рассказывает об использовании технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно о...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающихактивность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихсяв процессе освоения учебного материала.А для младших школ...