Главные вкладки

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира
    презентация к уроку

    Суворова Галина Афанасьевна

    Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Слайд 2

    Технология продуктивного чтения – технология деятельностного типа. Разработана коллективом авторов  «Школа 2100». Основана на теории формирования читательской самостоятельности профессора Н.Н. Светловской. Способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, повышению грамотности чтения – способности учащихся к осмыслению письменных текстов, использовании их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей.

    Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории, русского языка и даже иностранном языке.

    Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

    Слайд 3

    Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения

    На слайде представлены отличия традиционного урока от урока с применением технологии продуктивного чтения.

    Основная цель: учим самостоятельно понимать текст.

    Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.

    Традиционный урок:

    До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»

    Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

    После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

    Продуктивное чтение:

    До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

    Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

    После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

    Слайд 4

    Технология продуктивного чтения включает 3 этапа: 

    I этап – работа с текстом до чтения

     II этап – работа с текстом во время чтения

     III этап – работа с текстом после чтения

    Слайд 5

    I  Этап Работа с текстом до чтения

     Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,  чтению ключевых слов. Высказывание предположений о героях, теме, содержании текста.   

    Главная задача учителя – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

    Слайд 6   

    II  Этап – Работа с текстом во время чтения

    Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).  

    Чтение текста по частям с комментариями, т.е комментированное чтение

     Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

    Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш «диалог с автором», обеспечить «погружение» в текст.

    Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!  Комментарий должен быть кратким и динамичным,   усиливающим  эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»).  

    Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

    • Диалог с автором

    Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст.  

    При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; задавать свои вопросы; обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять совпадают ли они с замыслом автора; включать творческое воображение учащихся.

    Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.

    Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного

    обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: Слайд 7  

    В – вопрос (найди, задай),

    О – ответ (ответь на этот вопрос),

    П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста).

    Так же на II этапе проводится:

    • Словарная работа
    • Озаглавливание частей текста
    • Выборочное чтение
    • Беседа по содержанию текста
    • Сравнение содержания текста со своими предположениями

    Работа во время чтения предполагает и беседу по содержанию текста в целом, выборочное чтение.  Подробный и краткий пересказ.

    Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

    Слайд 8

    III  Этап – Работа с текстом после чтения

    Цель этапа – достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировки читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

    • Постановка проблемного вопроса к тексту
    • Беседа о личности писателя
    • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации
    • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
    • Характеристика событий, места действия
    • Анализ поступков героев
    • Выполнение творческих заданий

    При выборе  творческих заданий надо учитывать особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам.  

    Слайд 9, 10

    Чтение главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».

    1. Работа с текстом до чтения:
    • Прочитайте название сказки.
    • Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это название всей сказки и название главы.)
    • Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?
    • Что означает слово воспитывать?
    • Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой (с. 138).
    • Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?
    • Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу сказки.         
    1. Работа с текстом во время чтения.

    1) Чтение сказки вслух учащимися. Учитель помогает ученикам вести диалог с автором через текст (сигналы расставлены в тексте учебника).

    По ходу чтения идёт словарная работа.

    Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чем не бывало.

    (В. Что же случилось накануне?)

    Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.

    Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. (В. Отчего девочка могла поморщиться? О. Ответы-предположения детей.) Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

    Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

    В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

    Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

    Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

    Тогда девочка сказала ему строго:

    • Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

    От возмущения она хлопала ресницами.

    • Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
    • Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
    • Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

    «Вот так влип!» - подумал Буратино. (В. Чего испугался Буратино? О. Ответы-предположения детей.)

    На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.-

    «Здорово птиц гоняет», - с завистью подумал Буратино. (В. Почему с завистью? О. Ответы-предположения детей.)

    От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. (П. Вот откуда зависть - Артемон птиц гоняет, а Буратино приходится сидеть за столом, соблюдая правила приличия.)

    Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием. (П. Именно этого и боялся Буратино.)

    3. Работа с текстом после чтения.

    Вопросы после чтения:

    • Чему хотела Мальвина научить Буратино?
    • Получилось ли у нее?

    Перечитывание текста частями с комментариями и анализом прочитанного.

    После чтения 1-2-го абзацев (с. 138).

    • Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
    • Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка - это кукла.)

    После чтения 1-го предложения 3-го абзаца.

    • Почему же Мальвина поморщилась?

    После чтения отрывка нас. 139.

    • Покажите, как сидел Буратино.
    • Что на это сказала Мальвина? Прочитайте её слова.
    • Прочитайте, как Буратино ел и пил. Случалось ли такое с вами?
    • Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
    • Как к этому отнёсся Буратино?

    Чтение всего текста частями. Чтение по ролям.

    Пример работы с текстом окружающего мира:

    Слайд 11

            Данная технология отличается от традиционной работы с текстом, и её реализация на уроках позволяет говорить о следующих результатах:

    1. Возрастает интерес детей к чтению, их деятельность становится мотивированной.

    2. Школьники приобретают навык работы с текстом, что очень важно, так как одним из условий успешной учебной деятельности внутри любой образовательной области является понимание и осмысление прочитанного материала.

    3. У детей развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки.

    4. Осмысленное чтение позволяет развивать у ребят навыки выразительности устной речи.

    Обучение пониманию прочитанного необходимо начинать с первого класса параллельно с усвоением грамоты и началом самостоятельного чтения.

    Современная школа-это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью. Он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

    Слайд 2

    Цель технологии продуктивного чтения: формирование читательской компетенции школьника

    Слайд 3

    До чтения . Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе…» или «Сегодня узнаем о…» Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают. После чтения . Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя . Традиционный урок Продуктивное чтение До чтения . Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст по его названию. А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. Во время чтения. « Читаем и ведём диалог с автором, задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту.» Возникает читательская интерпретация. После чтения . Беседуем и уточняем позицию автора.

    Слайд 4

    Этапы работы с текстом: I этап – работа с текстом до чтения II этап – работа с текстом во время чтения III этап – работа с текстом после чтения

    Слайд 5

    Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. I этап Работа с текстом до чтения

    Слайд 6

    II этап Работа с текстом во время чтения Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

    Слайд 7

    В – вопрос (найди, задай) О – ответ (ответь на этот вопрос) П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста)

    Слайд 8

    III этап Работа с текстом после чтения Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

    Слайд 9

    Пример: Литературное чтение. 2 кл Во время чтения : Диалог с автором В – задай вопрос . О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту .

    Слайд 13

    Тема: Земля в космосе

    Слайд 14

    Результаты : возрастает интерес к чтению приобретают навык работы с текстом развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки навыки выразительности устной речи

    Слайд 15

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии Продуктивного чтения

    Использование технологии продуктивного чтения...

    Статья "Использование технологии продуктивного чтения в литературном образовании младших школьников в современной школе"

    Статья  с обобщением опыта работы по технологии продуктивного чтения (типа правильной читательской деятельности) на  уроках литературног чтения....

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

    В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

    Использование технологии продуктивного чтения на уроках математики в начальной школе

    В статье представлены различные приемы работы с текстами   с применением методики продуктивного чтения на уроках математики в 1 классе....