Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира
презентация к уроку

Суворова Галина Афанасьевна

Выступление на августовской конференции по теме: "Использование технологии продуктивного чтения на уроках  литературного чтения и окружающего мира". Презентация+текст

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 2

Технология продуктивного чтения – технология деятельностного типа. Разработана коллективом авторов  «Школа 2100». Основана на теории формирования читательской самостоятельности профессора Н.Н. Светловской. Способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, повышению грамотности чтения – способности учащихся к осмыслению письменных текстов, использовании их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей.

Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории, русского языка и даже иностранном языке.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника.

Слайд 3

Чем же традиционный урок отличается от продуктивного чтения

На слайде представлены отличия традиционного урока от урока с применением технологии продуктивного чтения.

Основная цель: учим самостоятельно понимать текст.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.

Традиционный урок:

До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»

Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.

После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.

Продуктивное чтение:

До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 4

Технология продуктивного чтения включает 3 этапа: 

I этап – работа с текстом до чтения

 II этап – работа с текстом во время чтения

 III этап – работа с текстом после чтения

Слайд 5

I  Этап Работа с текстом до чтения

 Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации,  чтению ключевых слов. Высказывание предположений о героях, теме, содержании текста.   

Главная задача учителя – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Слайд 6   

II  Этап – Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).  

Чтение текста по частям с комментариями, т.е комментированное чтение

 Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш «диалог с автором», обеспечить «погружение» в текст.

Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!  Комментарий должен быть кратким и динамичным,   усиливающим  эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»).  

Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит!», «Остановись здесь!» и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.

  • Диалог с автором

Диалог с автором – это естественная беседа с автором через текст.  

При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; задавать свои вопросы; обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять совпадают ли они с замыслом автора; включать творческое воображение учащихся.

Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста.

Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного

обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: Слайд 7  

В – вопрос (найди, задай),

О – ответ (ответь на этот вопрос),

П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста).

Так же на II этапе проводится:

  • Словарная работа
  • Озаглавливание частей текста
  • Выборочное чтение
  • Беседа по содержанию текста
  • Сравнение содержания текста со своими предположениями

Работа во время чтения предполагает и беседу по содержанию текста в целом, выборочное чтение.  Подробный и краткий пересказ.

Главная задача учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Слайд 8

III  Этап – Работа с текстом после чтения

Цель этапа – достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировки читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

  • Постановка проблемного вопроса к тексту
  • Беседа о личности писателя
  • Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации
  • Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
  • Характеристика событий, места действия
  • Анализ поступков героев
  • Выполнение творческих заданий

При выборе  творческих заданий надо учитывать особенности класса в целом и возможности отдельного ребенка, используя дифференцированный подход на уроке и дома: детям с художественными наклонностями предложить иллюстрирование, «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд, детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам.  

Слайд 9, 10

Чтение главы «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».

  1. Работа с текстом до чтения:
  • Прочитайте название сказки.
  • Почему на одной странице учебника помещено сразу два заголовка? (Это название всей сказки и название главы.)
  • Кто такая девочка с голубыми волосами? Кто знает, как её зовут?
  • Что означает слово воспитывать?
  • Рассмотрите иллюстрацию перед сказкой (с. 138).
  • Согласны ли вы с тем, что Буратино надо воспитывать? Почему?
  • Получится ли из девочки с голубыми волосами воспитательница и хорошим ли учеником был Буратино, мы узнаем, прочитав эту главу сказки.         
  1. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение сказки вслух учащимися. Учитель помогает ученикам вести диалог с автором через текст (сигналы расставлены в тексте учебника).

По ходу чтения идёт словарная работа.

Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый как ни в чем не бывало.

(В. Что же случилось накануне?)

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. (В. Отчего девочка могла поморщиться? О. Ответы-предположения детей.) Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

  • Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

  • Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
  • Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.
  • Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте покойны.

«Вот так влип!» - подумал Буратино. (В. Чего испугался Буратино? О. Ответы-предположения детей.)

На траве вокруг дома носился пудель Артемон за маленькими птичками. Когда они садились на деревья, он задирал голову, подпрыгивал и лаял с подвыванием.-

«Здорово птиц гоняет», - с завистью подумал Буратино. (В. Почему с завистью? О. Ответы-предположения детей.)

От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. (П. Вот откуда зависть - Артемон птиц гоняет, а Буратино приходится сидеть за столом, соблюдая правила приличия.)

Наконец мучительный завтрак окончился. Девочка велела ему вытереть с носа какао. Оправила складочки и бантики на платье, взяла Буратино за руку и повела в дом - заниматься воспитанием. (П. Именно этого и боялся Буратино.)

3. Работа с текстом после чтения.

Вопросы после чтения:

  • Чему хотела Мальвина научить Буратино?
  • Получилось ли у нее?

Перечитывание текста частями с комментариями и анализом прочитанного.

После чтения 1-2-го абзацев (с. 138).

  • Нарисуйте словами картинку, которую вы представили себе.
  • Почему на столе была кукольная посуда? (Девочка - это кукла.)

После чтения 1-го предложения 3-го абзаца.

  • Почему же Мальвина поморщилась?

После чтения отрывка нас. 139.

  • Покажите, как сидел Буратино.
  • Что на это сказала Мальвина? Прочитайте её слова.
  • Прочитайте, как Буратино ел и пил. Случалось ли такое с вами?
  • Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
  • Как к этому отнёсся Буратино?

Чтение всего текста частями. Чтение по ролям.

Пример работы с текстом окружающего мира:

Слайд 11

        Данная технология отличается от традиционной работы с текстом, и её реализация на уроках позволяет говорить о следующих результатах:

1. Возрастает интерес детей к чтению, их деятельность становится мотивированной.

2. Школьники приобретают навык работы с текстом, что очень важно, так как одним из условий успешной учебной деятельности внутри любой образовательной области является понимание и осмысление прочитанного материала.

3. У детей развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки.

4. Осмысленное чтение позволяет развивать у ребят навыки выразительности устной речи.

Обучение пониманию прочитанного необходимо начинать с первого класса параллельно с усвоением грамоты и началом самостоятельного чтения.

Современная школа-это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью. Он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения и окружающего мира

Слайд 2

Цель технологии продуктивного чтения: формирование читательской компетенции школьника

Слайд 3

До чтения . Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе…» или «Сегодня узнаем о…» Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают. После чтения . Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя . Традиционный урок Продуктивное чтение До чтения . Ученики прогнозируют содержание текста: «Предположите, о чём этот текст по его названию. А иллюстрация подтверждает это?» Возникает мотивация к чтению. Во время чтения. « Читаем и ведём диалог с автором, задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту.» Возникает читательская интерпретация. После чтения . Беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 4

Этапы работы с текстом: I этап – работа с текстом до чтения II этап – работа с текстом во время чтения III этап – работа с текстом после чтения

Слайд 5

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу. I этап Работа с текстом до чтения

Слайд 6

II этап Работа с текстом во время чтения Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

Слайд 7

В – вопрос (найди, задай) О – ответ (ответь на этот вопрос) П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста)

Слайд 8

III этап Работа с текстом после чтения Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Слайд 9

Пример: Литературное чтение. 2 кл Во время чтения : Диалог с автором В – задай вопрос . О – предположи ответ. П – проверь свои предположения, по прочитанному тексту .

Слайд 13

Тема: Земля в космосе

Слайд 14

Результаты : возрастает интерес к чтению приобретают навык работы с текстом развивается внимание, мышление, воображение, речь, коммуникативные навыки навыки выразительности устной речи

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии Продуктивного чтения

Использование технологии продуктивного чтения...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы  технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО...

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения УМК «Планета Знаний»

Технологическая карта к фрагментам урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтенияУМК «Планета Знаний» Класс: 1БТема: Ребятам о зверятах. Е. Чарушин «...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Я думаю, что вы согласитесь с мыслью, что научить читать детей, конечно же, непросто, но ещё труднее научить их полюбить чтение. Чтение – это одно из первых умений, направленных на самостоятельн...

Мастер – класс (форма изложения – доклад) Тема « Работа с текстом на уроках литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения»

Цель: распространение опыта работы  с текстом на уроках литературного чтения с использованием            технологии продуктивного чтени...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» с использованием технологии продуктивного чтения. Тема: М. Пляцковский «Помощник»

Цель: обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.Задачи:•     учить читать осознанно, отвечать на вопросы, работая с текстом;&bull...