Литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов» (защита проекта по литературному чтению «Праздник поэзии»)
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Лычагина Ольга Борисовна
Проектная деятельность младших школьников – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. Работа над проектом по литературному чтению «Праздник поэзии»  способствовала формированию  у учащихся универсальных учебных действий, таких как: умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение взаимодействовать в группе; умение самостоятельно находить недостающую информацию, создавать презентацию; навык монологической речи; формированию активной гражданской позиции, нравственному воспитанию.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

237-534-172 Лычагина Ольга Борисовна, учитель начальных классов МКОУ «Еманжелинская СОШ»

Литературно-музыкальная композиция  «Война в творчестве  поэтов» (защита проекта  по литературному чтению «Праздник поэзии» (Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч.  / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2013)

Цель: познакомиться с творчеством детских поэтов в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время

Задачи: 1. Изучить биографии и творчество поэтов.

2. Подобрать подходящие литературные и музыкальные произведения.

3. Подготовить сценарий литературно-музыкальной композиции и компьютерную презентацию.

Ведущий 1:        На уроках литературного чтения мы читали стихотворения  Сергея Владимировича Михалкова, Самуила Яковлевича Маршака, Агнии Львовны Барто, Валентина Берестова  и других  поэтов  о Родине, о  детстве и дружбе, о природе.

        В канун празднования 70-ти летия Великой Победы нам стало интересно узнать, а как жили эти поэты в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, о чём писали свои стихи? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы изучили биографии поэтов, познакомились с их  творчеством во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы. Результатом нашей проектной работы стала  литературно-музыкальная композиция «Война в творчестве поэтов», которую мы предлагаем вашему вниманию. (Слайд № 1, 2)

Девочки исполняют  фрагмент песни «Довоенный вальс» (Муз. П. Аедоницкий, сл. Феликс Лаубе)  (Слайд №3.)

 Учащиеся читают стихи: «Июнь… Клонился к вечеру закат…» (Автор неизвестен. Взято из: Карнаухова С. Б. Память сердца: лит.-муз. композиция // festival.1september.ru / articles 212019) (Приложение № 1)

Звучит  фрагмент песни «Священная война» (сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

(Слайд № 4.)

Ведущий 2:  22 июня 1941 года - это один из самых трагических дней в истории нашей страны. Мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с врагом. Более 1000 писателей и поэтов ушли на фронт и свыше 400 не вернулись. В своих произведениях того времени они воспевали любовь к Родине, мужество, стойкость и героизм советского  народа. (Слайд № 5. П.А. Кривоногов "Защитники Брестской крепости")

Дети читают стихотворение  «Быль для детей» (отрывок) С. Михалков (Приложение № 1) (Слайды № 6, 7)

Ведущий 1:  Автор этого стихотворения  -  Сергей Владимирович  Михалков.  Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом  газет «Во славу Родины», «Сталинский сокол». Вместе с войсками отступал до Сталинграда, был контужен.  (Слайд № 8.)

О тяжёлых  боевых буднях советских солдат рассказывает стихотворение «Карта», написанное поэтом в 1943 году (Приложение № 1) 

Дети читают стихотворение «Карта» С. Михалков

Ведущий 2: Муса Джалиль – татарский  поэт. Добровольцем ушёл на фронт. Окончив краткосрочные курсы политработников, он прибыл на Волховский фронт корреспондентом армейской газеты «Отвага». В первые недели Отечественной войны Муса Джалиль написал цикл стихотворений «Против врага». (Слайд № 9)

Ведущий 1: В июне 1942 года попал в окружение. Тяжелораненый, оказался в плену,  был заключён в  немецкий концлагерь, где организовал подпольную группу. Он писал стихи, которые заучивались товарищами по плену, передавались из уст в уста. За участие в подпольной организации был казнён 26  августа 1944 года. Посмертно в 1956 году присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик читает отрывок из стихотворения «О героизме» М. Джалиля (Приложение № 1)

Ведущий 2:  Константин Михайлович Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». Он переезжал с фронта на фронт, знал войну не понаслышке, а изнутри.  «22 июня 1941 года мне и моим товарищам пришлось надеть военную форму и не снимать её до конца войны» писал он о себе. Симонов был свидетелем последних боёв за Берлин.

За четыре военных года поэт написал пять сборников очерков, рассказов,  повесть и пьесы, сборники стихов о тяжёлых солдатских буднях, о Родине, о верности и преданности. (Слайд № 10)

Ведущий 1: Самое известное стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это стихотворение помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую отечественную войну. Впервые оно было напечатано 14 января 1942 года. Солдаты на фронте переписывали это стихотворение и отсылали его женам домой. Послушайте это стихотворение в исполнении автора (Слайд № 11).

Звучит  видеозапись стихотворения «Жди меня»  в исполнении автора  (Приложение № 2) (Слайд № 12). 

Ведущий 2:  Самуил Яковлевич Маршак в годы Великой Отечественной войны пишет стихи о войне, которые публикуются во фронтовых газетах. Вместе с художниками Кукрыниксами  создаёт военные плакаты, сочиняет лозунги к ним, выезжает на фронт, выступает перед солдатами. (Слайд № 13 – 15)

Ведущий 1: Поэт  Александр Трифонович Твардовский,  как и другие поэты, прошёл войну фронтовым корреспондентом. Стихи Твардовского военных лет - это хроника фронтовой жизни, состоявшей не только из героических подвигов, но и из армейского, военного быта.  В годы войны создана А. Твардовским  самая знаменитая его поэма «Василий Теркин». Его герой стал символом русского солдата, его образ  собирательный, народный характер в лучших его проявлениях. И вместе с тем Теркин - это живой человек, веселый и лукавый собеседник (Слайд № 16)

Ведущий 2: Быть может самым страшным, что мог увидеть на войне взрослый человек: солдат, журналист, поэт  - было то, что происходило с детьми. «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» писал Александр Твардовский (Слайд № 17). 

Ведущий 1: Дети  становились сиротами, они погибали во время бомбёжек, умирали от голода, страдали в плену и оккупации.  Дети войны – ещё одна страница в творчестве поэтов военного  времени.

Ученик читает стихотворение  С. Маршака  «Мальчик из села Поповки» (Слайд № 18) (Приложение № 1)

Ведущий 2: Дети не только наравне со взрослыми терпели нужду и голод, они мечтали попасть на фронт. Стремились помочь своим,  кто чем мог, и часто им удавалось то, чего не смогли бы сделать взрослые.

Ученик читает стихотворение  А.  Твардовского    «Рассказ танкиста»   (Слайд № 19) (Приложение № 1)

Ведущий 1: Дети рано взрослели в эти военные годы.

Ученица читает стихотворение А. Барто «В дни войны» (Слайд № 20) (Приложение № 1)

Девочки исполняют танец «Дети войны»  (Песня «Дети войны» в исполнении Т. Гвердцители. Сл. И. Резника, муз. О. Юдахина) (Слайд № 21)

Ведущий 2: Поэт Валентин  Берестов  в годы войны был ребёнком. Когда его отец ушёл на фронт, мальчик стал старшим в доме, у него появилось много новых обязанностей. Ведь «мать вечно на работе» Вспоминая об этом времени, поэт написал стихотворение, которое назвал «Мужчина» (Слайд № 22)

Ученик читает стихотворение В. Берестова «Мужчина» (Приложение № 1)

Ведущий 1: Агния Львовна Барто – имя этого детского поэта известно многим. В годы войны Барто жила в эвакуации  в городе Свердловске (сейчас – Екатеринбург) на Урале. Здесь на уральских заводах её поразили рабочие-подростки, заменившие у станков оборонных заводах своих отцов и старших братьев.

Ведущий 2:   По совету Павла Бажова, поэтесса пошла на завод в ученицы и приобрела специальность токаря 2-го разряда. Агния Львовна написала несколько стихотворений о юных рабочих. Вот одно из них, оно написано в характерной для этого поэта шутливой манере. Оно называется «Попадёт мне или нет?»  (Слайды № 23, 24)

Ученик читает стихотворение А.  Барто  «Попадёт мне или нет?» (Приложение № 1)

Ведущий 1:  Казалось бы, что необычного может быть в банке варенья? Но когда в голодные военные годы юным рабочим уральского завода выдали необычную премию – банку варенья, они были несказанно рады. Стихотворение   Владимира Радкевича  «Баллада о банке варенья» основано на реальных событиях. Сам поэт в годы войны подростком вместе с семьёй  был в эвакуации на Урале. (Слайды № 25)

Ученик читает стихотворение «Баллада о банке варенья» (Приложение № 1)

Дети исполняют песню  «О той весне» (автор слов и музыки Е. Плотникова)

Ведущий 1:  Без малого четыре  долгих года  гремела эта страшная война. И вот наступил долгожданный май 1945 года.   И в произведениях поэтов звучит новая тема – Победа!  Радость, гордость, благодарность  и скорбь по погибшим. (Слайд № 26 П.А. Кривоногов "Победа")

Ученики читают стихотворение С. Михалкова   «Быль для детей» (отрывок) (Приложение № 1) (Слайд № 27)

Ученица читает стихотворение А. Твардовского  «9 Мая» (Приложение № 1)

Учащиеся исполняют песню «Вальс Победы»  ( Сл. Р. Паниной, муз. А. Варламова) (Слайд № 28)

Ведущий 2: В результате работы над проектом мы узнали  новые и интересные факты  из жизни поэтов,  познакомились с произведениями этих поэтов о войне; учились отбирать нужную информацию, составлять сценарий литературно-музыкальной композиции и компьютерную  презентацию проекта.

Литература

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе. В 2 ч.  / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2013
  2. Барто А. Л. Стихи детям. М.: Детская литература, 1981.
  3. Была война…Четыре главы из книги, написанной поэтами послевоенных лет. – М.: Детская литература, 1987
  4. Весь Берестов. Стихи и не только. – http://berestov.org/
  5. Михалков С. В. Собрание сочинений в 3-х тт. Т. 1. – М.: Детская литература, 1970.
  6. Карнаухова С. Б. Память сердца: лит.-муз. композиция // festival.1september.ru / articles 212019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого занятия по литературному чтению «День поэзии»

В 1999 году было решено отмечать Всемирный день поэзии 21 марта. Было принято решение провести коллективный краткосрочный проект по литературному чтению в 3Б классе, который бы способствовал - развити...

Проект по литературному чтению «Праздник поэзии. Весна»

Показать, что в природе много прекрасного и эти чудеса нужно видеть....

План урока литературного чтения "Лирическая поэзия А.С. Пушкина. Стихотворение "Зимний вечер"

Материал разработки может быть использован для уроков внеклассного чтения....

Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...

Урок литературного чтения «Праздник поэзии»

Итоговое занятие после прохождения раздела "Поэтическая тетрадь"...

Литературная композиция "Где водятся поэты?" (защита проекта по литературному чтению "Праздник поэзии" 3 класс)

       Проектная деятельность учащихся – это активная творческая деятельность, имеющая конкретную цель, определённую структуру, направленная на получение заранее прогн...