Особенности обучения чтению неговорящего ребёнка
статья по чтению (1 класс) на тему

Улыбина Марина Михайловна

Материал будет полезен учителям коррекционных школ, логопедам, родителям. В материале рассказывается об опыте обучения неговорящего ребёнка с расстройствами аутистического спектра глобальному чтению с использованием компьютерных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_negovoryashchego_rebyonka.docx13.56 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение глобальному чтению ребёнка с РАС

   О методике глобального чтения написано уже достаточно много методической литературы. Многие используют уже зарекомендовавшие себя методики Г. Домана, О. Никольской, Е. Баенской, М. Либлинг, Л. Нуриевой, Б. Корсунской. Но так как каждый аутичный ребёнок уникален, педагог обязательно вносит что-то своё, используя известные методики.

  Как у меня идёт работа по обучению глобальному чтению?  Ученик у меня не говорящий, внимание рассеянное, учебная деятельность в первые месяцы занятий отвергалась полностью. Но постепенно привыкая к учителю, он стал садиться за парту и выполнять (как умеет) предлагаемые ему задания.

  Обучению глобальному чтению должна предшествовать подготовительная работа. Ребёнок обязательно должен научиться выделять и показывать нужный предмет из нескольких предлагаемых предметов. Только после этого можно переходить к обучению  чтению.

   На первом этапе обучения идёт работа по развитию словарного запаса и зрительного внимания и памяти. Для этого я создала презентацию, на каждом слайде которой разместила  фотографии и подписи. Это были самые известные ребёнку слова (мама, дом, нос, ухо и т. д. – примерно 10-12 слов). Почему я решила использовать для этих целей компьютер? Потому что компьютером интересуются даже дети, которых очень трудно мотивировать на учебную деятельность. А компьютер привлекает внимание, изображение более наглядно, процесс обучения результативнее. Когда ребёнок, на мой взгляд, уже запомнил предложенные слова, я распечатала карточки с изображениями и словами из презентации. Теперь шла работа по обучению умению узнавать и различать написанные слова с опорой на изображение. Я выкладывала ребёнку сначала три, затем четыре карточки, потом пять и просила показать мне нужную. Постепенно я добавляла новые карточки (примерно до 25). Когда это задание стало хорошо получаться, я изготовила карточки отдельно со словами и изображениями. Я давала ему сначала карточки со словами, произнося их, а затем карточки с картинками, которые он должен был подложить к словам. Сначала по три слова, затем количество увеличивалось до 5-6. Постепенно увеличивалось и количество слов  (сейчас их у нас 70, включая прилагательные, словосочетания и короткие предложения). На данный момент после выполнения этого задания я предлагаю ему несколько слов без картинок и прошу показать мне нужное. Мой ученик с этим заданием справляется.

Параллельно у нас идёт работа по обучению аналитико-синтетическому  чтению. Мы повторяем буквы и слоги (методом лото). Так как ребёнок плохо держит ручку и негативно относится к урокам  письма, мы печатаем на клавиатуре компьютера. Эти занятия всегда вызывают положительную реакцию. Ребёнок берёт в руки карточку, водит по ней пальчиком (как будто читает), а я произношу слово. Потом он кладёт его перед собой, набирает на клавиатуре под мою диктовку с опорой на изображение. Начинали с небольшого количества слов (мама, ау, ох, ухо и т. д.), потом количество слов постепенно расширялось. Новые слова вводила по одному. После того, как у ребёнка не возникало уже сложностей с его написанием, вводила следующее. Сейчас он печатает примерно 30 слов.  

 В дальнейшем количество слов планируется расширять, ввести глаголы и учиться печатать под диктовку (сначала буквы, потом короткие слова и все остальные).

Улыбина Марина Михайловна

Учитель индивидуального обучения на дому

МКОУ «Починковская школа-интернат»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения чтению на уроках в начальных классах

Здесь отражены проблемы, с которыми могут столкнуться учащиеся и учителя на начальном этапе обучения иностранному языку, а также приведен опыт по решению этой проблеме....

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Особенности обучения чтению на немецком языке на начальном этапе...

Готовность ребёнка к обучению чтению и письму.

В работе говорится: о показателях готовности ребёнка к чтению и письму; из чего складывается умение читать и писать...

Особенности использования авторской методики «Светофор» в процессе обучения чтению детей-кинестетиков.

Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу.   А так...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В представленной статье автор делится мнением об использовании в своей работе технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской. По мнению автора, данная технология  счи...

Особенности обучения чтению при дислексии

В данной презентации Вы найдете способы и упражнения для коррекции дислексии на уроках литературного чтения...