Легенды и Мифы Древней Греции. Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Михайличенко Эльмира Ахтамулловна

Урок был проведён после прочтения учениками книги ("Мифы Древней Греции" Н.А. Куна) во время внеклассной работы. Это помогло учащимся ориентироваться в жизни богов, иметь представление о жителях греческого пантеона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_uroka_mify_mihaylichenko.docx19.22 КБ
Файл prezentatsiya_mihaylichenko.pptx429.52 КБ

Предварительный просмотр:

   Протокол урока литературного чтения.  

 Система Л.В. Занкова.

Учебник: Свиридов В.Ю., 3 класс, I часть, глава 2, тема раздела: " В единой семье всего живого", урок-обобщение по теме: "Легенды и мифы Древней Греции" №4,

 ( урок №17 по тематическому планированию)

Оборудование: учебник: Свиридова В.Ю., 3 класс, I часть; презентация, 4  таблички с предположениями, карточки с вопросами каждому ученику, книга "Мифы Древней Греции"           Н.А. Куна ( по желанию).

Тема урока: Легенды и Мифы Древней Греции. Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.

Урок был проведён после прочтения учениками книги ("Мифы Древней Греции" Н.А. Куна) во время внеклассной работы. Это помогло учащимся ориентироваться в жизни богов, иметь представление о жителях греческого пантеона.

Цель: формировать общее представление о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы; дать представление о пантеоне греческих богов; формировать навык осознанного и правильного чтения, умения отвечать на вопросы по тексту; развивать внимание и память.

I. Организационный момент. Начинаем  наш урок. Поделимся своими улыбками, добротой и теплом со своими друзьями и с гостями.

II. Введение в тему урока.

– Я сейчас вам прочту отрывок из произведения, а вы скажите откуда этот отрывок.

«В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный  Хаос. В нем заключался источник жизни. Все возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли – Гея…» ( слайд №2)

- Откуда этот отрывок? ("Мифы Древней Греции" Н.А. Кун)

- Сегодня мы продолжим изучение древних литературных жанров. Поговорим о мифах. По углам нашего кабинета висят 4 таблички с предположениями ( слайд №3)

1. Миф это сказка.

2. Миф это устное народное творчество.

3. Миф это легенда.

4. Миф это сказание, повествование.

- Подумайте, какое предположение вам ближе, пройдите к нему. Ваша задача в течении 1 минуты обосновать своё решение в группе, объяснить и доказать свою точку зрения. Выбираете одного из участников команды, кто представит это классу.

Мы выслушали все 4 мнения. Прочитайте, что о мифах в своих записках написал  В.И. Даль.

(Читает ученик с ИД, слайд №4)

"...Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки."

-Как вы думаете, согласился бы В.И.Даль с нашими предположениями?( Выслушали мнения учеников. Все считают, что  В.И. Даль согласился бы с нами.)

III. Изучение нового материала.

-В переводе с древнегреческого языка слово миф обозначает сказание, предание.

Зародились мифы в глубокой древности, в них отразились представления древних людей о добре и зле, смелости и трусости, справедливости и коварстве, попытки объяснить природные явления и явления действительности. Мифы слагали целые поколения людей. Под словом «мифы» чаще всего подразумеваются предания древних греков и римлян. Так же как и русские сказки, мифы слагались веками, изменялись, дополнялись, поэтому существуют различные их версии, разные пересказы. Но все они наполнены вековой мудростью и красотой.

Люди верили, что всё, о чём рассказывают мифы, происходило на самом деле.

Актуализация знаний.

– Какие  боги из древнегреческих мифов вам уже знакомы?

- Где жили боги? Что такое пантеон? Кто входил в пантеон? ( Ответы учеников)

Сегодня на уроке, используя учебник, ваши знания, я предлагаю вам более полно узнать о жизни богов. Давайте попробуем составить  на них "досье", пояснить значение слова в Толковом словаре.

"Досье- собрание документов, относящихся к какому-нибудь делу, лицу, а также папка с такими документами".  Дети сами находят в словаре пояснение и зачитывают классу.

Ученикам раздаются карточки с вопросами:

1. Имя бога_____

2. Чем занимается_______

3. Каковы его атрибуты _______

4. Какие священные животные с ним связаны:___________

Работа пройдёт по экипажам ( слайд №5)

1 экипаж: Гефест.

2 экипаж: Зевс.

3 экипаж: Афина.

4 экипаж: Аполлон.

5 экипаж: Посейдон. (Задание по экипажам на ИД.)

  Работа в учебнике на с. 64–69.

Выслушивается каждый экипаж. На ИД показываются слайды, с каждым из названных богов  (слайд №6-10 для проверки).

- Конечно, это лишь малая часть греческого пантеона. О всех жителях пантеона можно узнать из книги Н.А. Куна.

Дополнительная информация.

(Если ученики могут объяснить данные понятия, нужно дать им возможность высказаться, что учитель и предлагает ученикам)

- Почему же именно мифы небольшого греческого народа, обладают столь притягательной силой?

Древнегреческая мифология глубоко проникла в образ мыслей современного человека. Часто в обыденной речи мы говори о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение).

- О загадке сфинкса, т.е. о чем-то непонятном, загадочном.

- Если мы неожиданно очень сильно испугаемся, то скажем, что на нас напал панический ужас. -Древние греки считали, что олимпийские боги безучастны к страданиям людей, отсюда и появилось выражение “олимпийское спокойствие”.

-Если кто-то безудержно и очень громко смеётся, мы говорим о гомерическом смехе богов, который описал древнегреческий поэт Гомер.

-А когда испытываем мучения, вызванные близостью желаемого и невозможностью его достичь, то говорим о танталовых муках .

-Мы сравниваем могучего и сильного человека с Геркулесом, а смелую и решительную женщину - с амазонкой.

 И, конечно же, мифические образы привлекают художников, скульпторов и поэтов.

IV. Рефлексия

– Что такое миф?

– С какими богами Древней Греции мы сегодня познакомились?

- Почему современный человек обращается к мифам древней Греции? (Ответы учеников)

Домашнее задание.

 По желанию, предлагается придумать одного "современного" бога, нарисовать его атрибуты, рассказать чем он будет заниматься. Подумать, нужны ли боги в современном обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древняя Греция Тема урока: Мифологические мотивы, характерные для фольклора разных народов. Представление о пантеоне греческих богов.

Слайд 2

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней.

Слайд 3

1 предположение: Миф это сказка. 2 предположение: Миф это устное народное творчество. 3 предположение: Миф это легенда. 4 предположение: Миф это сказание, предание.

Слайд 4

"...Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои – существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные. Однако часто именно благодаря мифам можно понять местные обычаи или явления природы. Мифы - это народные сказания о легендарных героях, богах, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки» В.Даль

Слайд 5

Составить досье на богов: 1 экипаж - Гефе́ст 2 экипаж - Зевс 3 экипаж - Афина 4 экипаж - Аполлон 5 экипаж - Посейдон

Слайд 6

Гефе́ст — бог огня, покровитель кузнечного ремесла и сам искусный кузнец. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Слайд 7

Зевс ("светлое небо"), в греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч.

Слайд 8

Афи́на -- богиня организованной войны и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции покровительница города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и ремёсел, ума, сноровки, изобретательности.

Слайд 9

Посейдон Посейдон в древнегреческой мифологии бог подводного царства. Посейдон считался владыкой морей и океанов. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони. При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной.

Слайд 10

Аполло́н , ( «лучезарный») — в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет), предсказатель будущего. Олицетворял Солнце(а его сестра-близнец Артемида — Луну).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обобщение по мифам Древней Греции - игра "Умники и умницы"

Внеклассное чтение с  детьми 3 класса.  Тема: «Легенды  и мифы Древней Греции». Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". Прилагается конспект данного нетрадиционного ур...

Легенды и мифы Древней Греции.

Легенды и мифы Древней Греции. Презентации....

Урок внеклассного чтения.Легенды и мифы Древней Греции.Персей.

Цели урока: 1.Формировать представление о мифе как способе жизни древнего человека....

Презентация легенды и мифы древней греции

Легенды и мифы древней греции....

Кроссворд "Легенды и мифы Древней Греции. Прометей"

Материал по изучаемым в 4 классе в курсе литературного чтения (программа Л.В.Занкова) мифам и легендам Древней Греции представлен в виде кроссворда. Учащиеся могут решать кроссворд с опорой на текст у...

Технологическая карта интегрированного урока: литературное чтение 4 класс и «Мир музея». Тема: Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Боги, герои и люди."

В технологической карте предствлен интегрированный  урок( чтение +музей)  по программе УМК "Перспектива" для 4 класса  по теме "Мифы и легенды Древней Греции.Урок способс...